Apocalypse now 2
Если бы Ф.Ф. Коппола продал права на свой Вьетнам хищным мракетологам Голливуда, они бы наверняка замутили подобную бучатину:
Обширная панорама: взлетная полоса на фоне безмолвных джунглей. В небесах возникает черная точка - пассажирский авиалайнер, начиненный американскими туристами. Еще секунда, и пинкфлойдовская "Us and Them" скутывает безмятежную картину иллюзорной идиллией.
Самолет идет на посадку, ложится на полосу и медленно, нехотя разваливается на куски. Где-то среди обломков агонизируют женщины и дети, глухое эхо их стонов рвет зрителю сердце.
Из обломков выходят двое: высокий худой мужчина в шортах и безрукавой рубахе, в солнцезащитных очках и проплешиной на затылке. В левой руке его бутылка виски; походная сумка через плечо. Это Хантер Томпсон (в исполнении неподражаемого Роберта Дауни мл. на ходулях). Второй - все еще коренастый, но изрядно постаревший и сдавший капитан Уиллард (Мартин Шин, подвергнутый грим-лоску), вернувшийся с новым приятелем в Камбоджу для написания статьи об оставленной им некогда деревне (съемки большинства эпизодов проходят в Филиппинах).
Уиллард: "Dark side of the men... Рожденный ползать - летать не может. Не думал, что вернусь сюда спустя десять лет. Эта страна пахнет смертью... малярией..."
-Эй, капитан, - весело проговаривает Хантер, глотая какую-то таблетку, - путь долгий. Хочешь ящик "Будвайзера"?
Уиллард: "С Акулой Хантом я встретился случайно - нанялся пасти скот в Вуди Крик, на ранчо одного фермера. Я давно покончил с армией - грехов накопилось. Удрал... дезертировал. Без вести пропал в Аризоне. Оттуда - в Колорадо..."
-Капитан, может мескалика?
"В баре я встретил Ханта; излил душу и попросил написать о произошедшем статью. Честно признаться, будь Джозеф Конрад жив, я бы взял с собой его, а не этого наркомана."
Дорогу до пристани Хантер пичкает Уилларда барбитуратами с пивом и заставляет ненавидеть всех скотов. На пристани они нанимают старый патрульный катер и сосредоточенно держат путь к забытой богом деревне. Атмосферу нагнетает мрачный эмбиент Анджело Бадаламенти.
По прибытию в деревню Хантер и Уиллард тут же обнаруживают мавзолей Курца, в котором происходят множественные религиозные ритуалы.
Уиллард: "Brain damage, any colour you like... В этом мире у каждого должен быть бог. Fuck. Выглядит как живой. А что, если?.."
Уиллард - старик не промах. До сих пор любит стырить чужую реликвию. К тому же он понимает, что его высший долг - долг гуманиста - не выполнен.
Он хватает тело полковника Курца и убегает с ним на катер. Аборигены, разъяренные такого рода богохульством, бросают мотыги и бегут следом. Хантер всасывает горсть пилюль и заводит мотор.
Приятели везут труп полковника вниз по Меконгу, спасаясь от стрел и томагавков камбоджийских реднеков, влекомых неведомыми звуками раннего хэви, потрясающими динамик переносного радио на борту.
Обстановка накаляется: вертолет полковника Килгора, до сих пор разыскивающего свою доску среди бескрайних зеленых топей, нависает над катером и будоражит нерв зрителя.
Килгор узнает Уилларда и требует вернуть доску - ведь она ему так нужна, - иначе запах победы укроет всю высоту. Знаменитая „Die Walkure” заполняет дельту реки.
Хантер жрет кислоту на корме несущегося во всю прыть катера и держит перед собой тело Курца, разведя руки его по сторонам, как какой-то сраный ДиКаприо.
-Верни доску, капитан! - кричит Килгор в мегафон. - Ты же знаешь, как трудно в этой заднице найти подходящую доску!
Раздается стрекот авиационного пулемета. Уиллард жмет газу и отчаянно маневрирует, но катер слишком неповоротлив - аборигены на байдарках и каноэ безудержно настигают.
Уиллард: "This is the End..."
Внезапно из трюма катера выскакивает Джон Рэмбо (в роли - С. Сталлоне), демонстрируя лицевой паралич и поигрывая лоснящимися от пота мышцами.
-Джон! - кричит в исступлении капитан. - Будь другом, расстреляй вон тех вон деревенщин из пулемета!
Рэмбо парирует:
-Я не шалю, никого не трогаю, починяю катер... А вы тут взяли и все испортили! Пулеметная пуля прошила бак - топливо закончится через тридцать секунд!
-Ну пожалуйста, Джон! - упрашивает Уиллард, в отчаянии глотая ЛСД.
-Нет. Я отошел от этих военных дел. Изучаю дзен-буддизм, ловлю змей на завтрак... И вообще, у меня от вас голова раскалывается.
Хантер сует в руку Уилларда особенную капсулу лизергиновой кислоты. "STP", - шепчет Акула Хант. Капитан передает капсулу под видом аспирина Джону Рэмбо, тот глотает ее и на глазах преображается.
Хантер натужно орет:
-Я - полковник Сэм Траутмен, твой начальник, и я повелеваю тебе уничтожить засранцев!
Рэмбо встает за станковый пулемет и разносит флотилию дикарей в фейерверк из мяса и щепы под душераздирающую симфонию Клинта Манселла.
У Килгора заканчиваются патроны и он сбрасывает на катер бочку напалма.
Уиллард: "Теперь точно конец, мой прекрасный друг."
Но - в последний момент - Рэмбо стаскивает с плеча свой любимый лук, привинчивает к древку стрелы металлический наконечник с самонаведением и посылает снаряд ровно в бочку.
Взрыв, на организацию которого уходит до 500 000 $, предает анафеме мечтания африканских негров о вкусной пище.
Напалм опаливает Килгору лицо. Вертолет пикирует в джунгли, рассеяв над останками мертвых дикарей колоду карт смерти. Килгор изо всех сил пытается удержать штурвал и, наконец, выходит из пике, стремясь уложить геликоптер точно в Уилларда. Заметив килгоровские подвижки, Хантер выпивает пинту "Хайникена" и плашмя падает в воду, утягивая за собой тело полковника Курца. Уиллард и Рэмбо следуют его примеру.
Небольшой взрыв на 100 000 $, оформленный в 3d - в камеру прилетает нос вертолета с одиозной надписью "Death from Above". Нищие Уганды негодуют.
Кроваво-красный берег непролазных джунглей Камбоджи психоделически оживает вместе с полковником Курцем (образ Марлона Брандо восстановлен при помощи аниматроники).
Курц пронзает взглядом лицо Уилларда и проговаривает примерно такой текст:
-Ужас... Ужас и моральный террор. Mind's eclipse. Жажда власти - дело тонкое, капитан. Помнишь генерала Кормана? Он послал тебя убить меня. Послал на самоубийство. И чего? Думаешь, не хочется ему халявных рабов из непролазной глуши? Убери генерала с командной должности, уничтожь with extreme prejudice, иначе придет время, и его мавзолей окажется несоизмеримо больше моего. The Time is our Money, captain...
Хантер трясет беспамятного Уилларда, держащего на руках тело Курца.
-Очнись, капитан! За нами опять этот asshole!
На берег выходит Килгор с доской для серфинга. Откуда она взялась - не интересно. Ведь это вcего лишь голливудских блокбастер, вознамерившийся оставить голодных парагвайцев без ужина.
Рэмбо выхватывает из-за спины огромное мачете, бросаясь расчищать путь в аэропорт от кустарников, лиан и вековых секвой под боевое крещендо от Don'a Davis'a.
Проявив недюжинную силу воли, Килгор настигает Рэмбо и утаскивает его в ближайший куст папоротника.
В глазах Хантера - страх и отвращение. В глазах капитана недоумение и скорбь. Зритель роняет слезу под сентиментальную балладу какого-нибудь Боба Дилана.
Спустя секунду Хантер и Уиллард бешено ломятся по джунглям, оставив за плечами погибающего Рэмбо и труп Курца. Три дня их пути украшены философскими беседами о бытии и пожираньем колес из хантеровской заначки.
В аэропорту их встречает - какая приятная неожиданность - совершенно живой Джон Рэмбо, держащий в руках отрубленную голову Килгора. Друзья целуются и выпивают ящик мартеля, после чего Рэмбо срывает с себя маску (буквально).
Зритель со стажем моментально узнает генерала - того самого Кормана, поручившего Уилларду расправиться с Курцем. Генерал арестовывает и сдает приятелей властям.
Капитан летит на родину в хвосте допотопного бомбардировщика - внутри деревянного ящика со свиньями.
Уиллард: "Они все знали, черт возьми... Все время следили за мной... Знали, что я вернусь... Генерал хотел, чтобы я вывел его к деревне с промытыми аборигенами, ведь он сам хотел стать... богом... Курц был прав. Drop the Bomb!"
Вдруг стена ящика рушится на пол. Пред Уиллардом - камбоджийский солдат (Джеки Чан) с красной звездой на фуражке и Акула Хант.
-Я вытащил тебя! - восклицает Хантер. - Я договорился с этим прохвостом, выменял наши asses на пять кило кокса!
-Нам нужна ядерная бомба, - заявляет Уиллард.
-Бомба там-то и там-то, - проговаривает камбоджиец без акцента. - Но поторопитесь! Через двенадцать часов оттуда вылетает истребитель с ядерными боеголовками на борту! Он летит... бомбить Америку.
Трагичнейшая пауза. Патриоты встают с кресел, осыпая попкорном зрителей, сидящих рядом.
В хвостовое отделение вламывается толпа солдат и начинает палить по капитану и его спасителям. Уиллард хватает камбоджийца и выбрасывает его в открытый бомболюк, затем берет Хантера за руку и сигает следом.
Грохочет "Freebird" стародавних Lynyrd skynyrd - капитан старается догнать уносящегося вниз камбоджийца, в распоряжении которого имеется единственный парашют. Хантер жрет кислоту и запивает водкой.
Уиллард: "Рожденный ползать - летать не может. Только под ЛСД, и то недолго."
Они уже фактически вошли в нижние слои атмосферы, но - в последний миг - капитану удается схватиться за камбоджийского солдата и выпустить стропы; т.о. приземляются они невредимыми. (При выполнении трюка Джеки Чан ломает переносицу и две ноги; одну из - Мартину Шину)
Спустя полгода съемки продолжаются:
Уиллард и Хантер переманивают камбоджийца на свою сторону: он помогает приятелям устранять подразделения генерала при помощи кунг-фу и подручных средств, как то: пальмы, пустые бутылки от "Будвайзера", вековые секвойи и вялый от химии Хантер Томпсон. Звучат барабанные марши Джеймса Хорнера, а Чан ломает последние кости в боевых вальсах и яростных эскападах ногами.
Спустя четыре минуты экранного экшена герои добираются до камбоджийского шоссе (съемки проходят в Австралии). Здесь они совершенно случайно встречают группировку Ангелов Ада под предводительством старого толстого негра (камео Лоуренса Фишберна), совершающую мотопробег по Индокитайскому полуострову.
Негр узнает старого друга Ханта и бросается лобызать его гладко выбритые щеки. Хантер ликует, упрашивая фишберновского персонажа подбросить их до камбоджийского склада ядерного оружия.
-No problem, - отвечает негр.
Зритель расслабляет члены - герои спасены от толп преследователей!
Дудки. Лишь только колонна Ангелов трогается с места, вражья пуля сносит голову камбоджийскому солдату, сидящему на замыкающем колонну харлее. Не важно. Скриптрайтеры уверены - как только второстепенный персонаж отработал свое экранное время, его можно без сожаления убить самым безыскусным методом.
Под запилы моторхэдовской "Overkill" стадо чопперов устремляется на восток.
Уиллард: "Рожденный ползать может вполне сносно ехать... Но не летать."
Негр внезапно останавливает колонну, указывая мизинцем на обочину: в тени пальм копошится генерал Корман, притворившийся раненым вьетнамцем. Зритель погружается в состояние саспенса, напряжение усиливается зловещим сочинением очередного востребованного композитора.
-Мы должны оказать пострадавшему помощь! - голосит негр.
Уиллард: "Знакомая история."
Выстрел. Генерал прячет злорадную ухмылку в меконге собственной крови.
-А? Как я его! - пляшет подле "борова" Хантер, потрясая личным Магнумом. - Это как убивать бабочек!
Ангелы Ада экзальтированы до посинения. Мгновенно позабыв о лежащем на обочине мертвом генерале, они одобрительно похлопывают Акулу Ханта по спине и плечам, но автоматная очередь разрезает вечерний воздух и Ангелы молниеносно седлают железных кабанов, оставив на шоссе Уилларда, Хантера и белый чемодан, набитый женским тряпьем.
Уиллард: "Рожденный ползать обязан бежать."
Хантер подхватывает чемодан и улепетывает в закат.
Ночь. Капитан и Хантер околачиваются у территории, обнесенной вышками и колючей проволокой. Здесь размещены ядерные боеприпасы Камбоджийской Народной Армии. До бомбардировки Америки остается менее часа.
План готов. Авантюрист Хантер подходит к дальней вышке часового и предлагает сидящему в ней солдату (Денни Трехо) принять в дар "этот чемодан с американскими баксами". Часовой, всю жизнь мечтавший съехать с этого чертова захолустья, поспешно спускается к Ханту, где его накрывает Уиллард, перед тем зарывшийся в песок.
С дешевым китайским автоматом часового приятели щемятся к складу, метко расстреливая сотни набегающих из-за углов статистов in slow motion. Ворота одного из ангаров раздвигаются, и на взлетную полосу выезжает старый советский истребитель МиГ-21.
-До взлета осталось пять секунд! - отсчитывает время Хантер.
Капитан долго целится, чтобы не швырнуть последнюю пулю "в молоко" и жмет спуск. Следует шикарная bullet time-сцена, оканчивающаяся разбрызганным мозгом на ветровом стекле МиГа.
Солдаты-статисты начинают теснить американцев к истребителю, вылезая изо всех закутов подобно копиям агента Смита в "The Matrix Reloaded".
Делать нечего, Хантер принимает смертельную дозу всего, что у него осталось, и лезет в кабину пилота. Уиллард пытается вместить свою старческую задницу в бардачок.
Уиллард: "Кислота учит летать рожденного ползать. But for how long?!."
Взлетают. Уиллард вычисляет по карте Камбоджи местоположение деревни, Хантер лыбится:
-Теперь им нас не догнать.
Зритель предчувствует недоброе, и он прав: за капитаном и Хантом гонятся ВООБЩЕ ВСЕ.
В спецеффекты столь сложной сцены вложен вековой бюджет Непала, режиссер (предположительно Майкл Бэй) получает три сердечных приступа подряд, а Мартин Шин умирает, т.к. и без приступов до смерти стар. В последующих малочисленных эпизодах его заменяет загримированный Чарли, его сынок.
Шальная пуля задевает истребитель и выводит из строя блок запуска ракет как раз в тот момент, когда герои оказываются над деревней. Уиллард вываливается на крыло истребителя и пытается сбить ракету пинком сапога, пока Хантер кружит их советскую птицу над поселением дикарей, что должно символизировать сплоченность белого и черного, добра и зла против всеобщего врага и во имя великой цели.
Наконец Уиллард применяет комбо удар в стиле Боевой Жабы, и ракета летит в деревню с невероятным ускорением. Истребитель делает виток и растворяется в красном облаке ядерного взрыва.
Уиллард: "Bright side of the men. Now."
На фоне взнимающегося гриба стартуют титры; имена миллиардов маркетинговых служек прилагаются. Не удивительно, что долгожданную надпись „THE END” увидят лишь паралитики, забытые на сеансе заботливыми домочадцами.
Но о реакции паралитиков, увидевших эту надпись спустя четверть часа, мы расскажем вам в другой раз.
Свидетельство о публикации №218011500403