Глава 10. Есть терпение - будет везение
После убийства императора Александра Второго в обществе творилось нечто невообразимое. Народовольцы, довольные результатом, решили за поддержкой обратиться к народу – поднять восстание против самодержавия. Но их призыв никто не поддержал. Напротив, крестьяне в поддержку царя устраивали разборки с помещиками: по какому праву они подкупили кого-то, чтобы убить царя-Освободителя. Помещикам и интеллигенции приходилось туго, возмущённые крестьяне их избивали, приговаривая: «Царь нас освободил, а вы его решили убить и убили». Помещики закрывались в своих имениях и боялись показываться на глаза крестьянам. Крестьяне с нетерпением ожидали новой волны реформ, но новый император, напуганный активностью террористов «Свободной воли», начал закручивать гайки всякого свободомыслия.
Сначала новый император Александр Третий, сын Александра Николаевича, решил, что он будет верен памяти отца и разрешил печатать Манифест о созыве комиссии и выборных, который был разработан его отцом, но через два дня Манифест убрали из печати. Своей опорой новый император считал дворян и помещиков, и он сразу же начал усиливать их роль и укреплять экономически. Был открыт Дворянский банк для поддержки и субсидирования помещиков, хозяйства которых быстро оскудевали. Усложнилась система земельных и семейных разделов, что создавало трудности выхода крестьян из общин. Преследовались либеральные печатные издания. На селе мировой суд теперь имел большие полномочия и мог отменять решения сельских сходок, а также штрафовать их участников и даже арестовывать старосту. Средняя школа была под пристальным контролем со стороны государства и церкви. В университете отменили автономию, появились ограничения в развитии женского образования. В гимназию не принимали «кухаркиных детей». Вместе с тем, подобные меры помогли императору справиться с террористической угрозой, распалась организация «Народная воля» и исчезли террористические выпады. Император не вёл никаких войн и получил звание Царя-Миротворца. Но в целом обстановка в обществе была напряжённой. Ожидания крестьян он не оправдал, и чувствовалось в народе глубокое разочарование им.
В семье Степановых с некоторых пор стали говорить полушёпотом, боясь, что их может услышать кто-нибудь посторонний. Дети росли в обстановке страха. Настя испытывала большую горечь оттого, что в доме перестал звучать смех и было ощущение напряжённости и огромной печали. В её рисунках стало преобладать больше тёмных красок. Природа девочку наделила талантом передавать свои ощущения в рисунке. И учитель Николай Гаврилович сразу обратил на девочку внимание. Она умела тонко передать настроение природы, и люди получались у неё, далёкими от правды, но их переживания, глядя на рисунок, каждый ощущал с потрясающей силой. Учитель угадал в девочке талант художницы. Её родителям он сказал: «- Ваша Настя – прирождённый художник, ей обязательно надо учиться» - «- А где?» - «- Я даже сам не знаю толком, есть школы по обучению иконописи, а где учат рисовать, сам пока не знаю, но попробую узнать. Обычно ремеслу художества обучаются у самих живописцев за деньги». Николай Гаврилович обещал всё узнать.
До середины девятнадцатого века школы предназначались для обучения только мальчиков. Но постепенно в стране озаботились женским образованием. Девочек стали принимать в школы, гимназии, появились Высшие Бестужевские курсы, девушкам давали знания по медицинской помощи. Но известных художниц-женщин не существовало. А девочке не хватало знаний по анатомии человеческого тела. Ей необходимы были уроки по натуре и композиции и другие.
Николай Гаврилович поехал в город и вдруг увидел на одной из улиц, прямо на большом светлом здании вывеску «Выставка работ художника Ильи Репина». Он зашёл на выставку и был немало удивлён полотнами, выставленными на показ. В них жизнь была изображена без прикрас, характеры героев поражали своей правдивостью и силой выражения. Николай Гаврилович захотел увидеть художника, чтобы поговорить с ним, но ему сказали, что выставка передвижная, а сам художник сейчас в Петербурге. Учитель посокрушался и хотел уже уйти, как вдруг к нему подошёл распорядитель выставки и спросил: «- Уважаемый, а зачем вы хотели видеть художника?» - «- Здравствуйте! Я учитель сельской школы Николай Гаврилович Строганов. Понимаете, - ответил учитель, - у моей ученицы - большой талант. Она нигде не училась, но рисует так, как будто бы большой художник. Ей надо обязательно учиться. Родители могут оплачивать её обучение. Вы случайно не знаете, у кого можно было бы брать уроки рисования?» - «- Знаю, - ответил распорядитель. – У меня. Но девочка должна жить в городе, в деревню я ездить не смогу» - «- Как часто вы сможете ей давать уроки?» - «- Три раза в неделю по три часа», - и он назвал стоимость одного урока. «- Я не уверен, что родители захотят девочку оставить в городе, но привозить её на уроки, думаю, смогут» - «- Вот и хорошо. Звать меня Степан Фёдорович Гаврилов. Здесь мой адрес», - и он протянул записку со своим адресом учителю.
Довольный Николай Гаврилович вернулся в деревню и зашёл к Степановым. Он подробно изложил условия, при которых Степан Фёдорович Гаврилов давал уроки. Родители Насти согласились. И девочку стали возить в город на уроки. Настя с благодарностью постигала творческую профессию, и учитель рисования был ею доволен. «- Ну, Настёна, - говорил он, - ты своими работами затмишь скоро великих художников» - «- Дядя Степан, вы всё время смеётесь надо мной» - «- Я говорю абсолютно серьёзно. Тебе ещё не хватает терпения в проработке деталей. Нужно много работать» - «- Мне не хватает времени, - сказала девочка. – Дома много работы по хозяйству, ещё ткачество» - «- Но у тебя же есть выходные». Девочка засмеялась: «- Вы когда-нибудь жили в деревне и имели своё хозяйство?» - спросила она. «- Нет, никогда» - «- Поэтому вам трудно представить, что коров и других животных надо кормить ежедневно, ухаживать за ними, коров доить. А ещё ткачество» - «- Когда же ты работаешь?» - «- Ночью, когда все спят. Горит свечка, я рисую». Изумлённый художник сказал: «- Но тогда, Настенька, ты большая молодец, из тебя выйдет настоящий художник».
Всё, что происходило вокруг, волновало девочку. Она с болью в сердце видела, как мать горько плакала, когда старшего брата Владимира арестовали и отправили в ссылку. Однажды она спросила учителя: «- Кто такие народовольцы?» - «- А где ты слышала о народовольцах?» - вопросом на вопрос ответил Степан Фёдорович. «- У нас в школе учитель был народоволец, его арестовали». Девочка предусмотрительно умолчала о своём брате. «- Нигде никогда о них не говори, потому что они государственные преступники, убили нашего императора. И сейчас новый император объявил им войну. Чтобы не было террористов, сокращается число земских школ, усилился надзор за студентами и учениками. Университетский устав урезан наполовину. Кто поступает в университет, должен предоставлять справку из полиции, которая подтверждает его благонадёжность» - «- Разве так можно?» - «- Я тебе ничего не говорил. Но ты должна помнить, что не всё и не везде можно говорить» - «- Спасибо вам за науку», - сказала Настя.
Император Александр Третий отменил многие начинания отца. Он был махровый консерватор. Полиция преследовала инакомыслящих, подавлялась всякая живая мысль. На семью Степановых легло тёмное пятно неблагонадёжности. И с подобным позором надо было жить. Евдокия Семёновна жалела детей Владимира, частенько заходила к невестке и относила детям гостинцы. Приходила к ним, ласково обнимала невестку, и они вместе оплакивали судьбу Владимира. Сын Владимира Иван смотрел на них и спрашивал: «- Чего ревёте? Мой папа – герой. Я горжусь им». У женщин сразу просыхали слёзы. Они, глядя на Ивана, начинали улыбаться.
Настя много думала о том, как отразить правду жизни на своих полотнах. Она представляла заговорщиков, готовящих покушение на царя. И стала рисовать, как они копают тоннель под железной дорогой, один держит мину, другой с лопатой в руках оглядывается, третий копает. Они все настороже. Атмосфера страха передана так точно, что человека охватывает ужас, когда он смотрит на картину. На другой картине девушка изобразила взрыв царской столовой и винный погреб, из которого убегает террорист, с потолка столовой летит люстра, треснута стена, торчат доски из пола, всё покрыто известью и штукатуркой. На третьей картине она изобразила политических ссыльных в кандалах. И целая серия эскизов разрабатывалась ею на тему народовольцев. Она прятала свои картины. Но однажды их увидел отец. Он был поражён силой таланта дочери, но понимал, что тема, которую она выбрала, не перспективна и даже опасна. Кроме того, она могла навлечь на семью новые несчастья, поэтому он попросил дочь поскорее уничтожить свои картины. Настя побежала в дом Володи и рассказала обо всём его жене Дуне – Дарье. Дарья велела Насте: «- Неси свои картины, спрячем в подвале». И картины хорошо спрятали.
Настя начала писать природу, людей труда, портреты своих родителей, братьев, сестёр. Однажды к ним зашли соседи и увидели галерею прекрасных рисунков. Пошли заказы. Девочка стала местной знаменитостью. Из соседних деревень приезжали люди и просили нарисовать их. Настя работала безотказно. Родители освободили её от домашних дел. Учитель рисования поражался её таланту и работоспособности и однажды сказал: «- Устроим выставку-продажу твоих картин» - «- Да разве в городе кто купит мои картины?» - «- Посмотрим. Надеюсь, не зря я тебя учил».
Несколько дней выставочный зал был пустым, затем заглянул один, второй человек. И постепенно люди пошли, и образовалась даже очередь, но никто картины не покупал. «- Я же говорила, - сказала разочарованно Настя, – никто в городе не купит мои картины». И не купили. Девочка загоревала. «- Вот видишь, Настя, не проработаны ещё детали». Выставку закрыли, а Настя продолжала брать уроки и много работала над эскизами, прописывая мельчайшие детали. Ей самой стало нравиться скрупулёзно писать штрихи и нюансы. И наступил момент, когда учитель Настин Степан Фёдорович Гаврилов сказал: «-Теперь, Настя, ты усвоила мои уроки и можешь работать самостоятельно».
Однажды он уехал в Москву, прихватив с собой одну из настиных картин, вернулся оттуда загадочный. Зная, что учитель вернулся из Москвы, Настя приехала к нему с одним вопросом: «- Ну, как?» - «- Замечательно, - сказал учитель, - тебя берут в Московское художественное училище на казённый счёт. Нужна только справка из полиции о благонадёжности». Настя помрачнела и густо покраснела: «- Степан Фёдорович, я не смогу дать такую справку. Извините меня, я скрыла от Вас, что мой брат был народоволец и сейчас находится на каторге в Сибири» - «- Господи! Какое несчастье! – воскликнул учитель. – Я ничего об этом не знал. Не переживай, что-нибудь придумаем». Учитель долго думал и, наконец, додумался жениться на Насте фиктивно, чтобы она поменяла свою фамилию на его и стала Гаврилова.
Родители Насти были против лжи и обмана, но Настя не послушала их, она очень хотела быть художником, поэтому поступила по-своему и уехала учиться в Москву под фамилией учителя как Гаврилова. Родители скучали по дочке. Отец беспокоился больше всех и собрался ехать в Москву: «- Надо отвезти продукты и деньги. Как она там?» И поехал в Москву.
В Москве Настя окунулась в совершенно другой мир искусства. Она была ошарашена той красотой, которая существовала в жизни, о которой она даже не подозревала. Она изучала классическое художественное наследие, знакомилась с мастерами живописи многих эпох и разных стран. Она училась у них, перенимала манеру письма и даже некоторые приёмы. Здесь она узнала о демократах-передвижниках, о том, что группа художников во главе с Иваном Крамским покинула Академию художеств, отказалась от золотых медалей и организовала «Артель художников», это был «бунт четырнадцати» против академизма. Вскоре артель распалась оттого, что не было единодушия в вопросах моральных оценок поведения участников бунта, решения главы артели Крамского артельщики не поддержали, и он в знак протеста первым покинул артель. Было организовано «Товарищество передвижных художественных выставок». В деле просветительства товарищество сыграло выдающуюся роль. Сорок семь выставок прошли по разным городам России. Экспонировались произведения величайших художников: пейзажистов И. И. Шишкина, Ф. А. Васильева, А. И. Куинджи, А. К. Саврасова и других. Настя была очарована их работами. Демонстрировались острые по сюжету картины И. Е. Репина «Не ждали», Н. Н. Ге «Пётр 1 допрашивает царевича Алексея в Петергофе», В. И. Сурикова «Боярыня Морозова». Она знала, что известный художник Илья Ефимович Репин сейчас в Петербурге выставил свою новую картину «Крестный ход в Курской губернии». О ней много писали в газетах в неодобрительном тоне, потому что художник открыто писал сермяжную правду о людях. Его картина «Бурлаки на Волге» вызвала большой шум в обществе. Картина потрясла девушку своей жестокой правдой жизни, хотя негативных отзывов было немало: Репина обвиняли в надуманности сюжета.
Дмитрий Иванович совершенно не узнал свою дочь. Она была одета по-городскому: длинная юбка, красивая блузка, модный короткий жакет и шляпа с широкими полями. Настя выглядела настоящей красавицей. «- Как ты?» - спросил её отец. «- Хорошо. Много работаю. Мои работы участвуют в конкурсах. Я заняла первое место в конкурсе, который проводила Академия художеств в Петербурге, и там приняли решение послать меня учиться в Италию». Отец был растроган успехами дочери. «Мы рады за тебя, Настя. Мама по тебе очень скучает» - «- Я тоже скучаю по дому. Передай маме, Маше, Дарье – всем большой привет от меня. Я всех вас сильно люблю».
Вернувшись из-за границы, Настя привезла каждому подарок. Сначала она заехала к своему учителю рисования и, с огорчением, узнала, что он умер. Она поплакала. Своей успешной карьерой девушка обязана была своему скромному учителю. Побывав в семье, Настя навсегда покинула отчий дом – уехала в Петербург, в Академию художеств. Много позже, став уже известной художницей, она будет преподавать композицию в училище, выйдет замуж за любителя живописи, мецената Некрасова и найдёт с ним своё счастье.
15 января 2018 понедельник
Свидетельство о публикации №218011500773