Испытание Арктикой

В мае и июне 1987 года все мы с волнением следили за уникальным высокоширотным рейсом атомного ледокола «Сибирь» в район дрейфа полярной станции «Северный полюс-27» и к самой географической точке Северный полюс.
Следили, но были уверены, что закончится он успешно. Видимо, верили в надежность людей и техники. Это и хорошо, что с годами человек все решительнее вторгается в «белое безмолвие». Отрадно сознавать, что уже второй раз советское надводное судно покоряет вершину планеты (впервые это случилось в 1977 году, когда сюда пришел атомоход «Арктика»). И тогда мы были уверены, что Арктика уже покорена. Но, если откровенно, это слово, покорена, не очень-то мне по душе. Скорее, мы тогда, да и нынче, добились определенной победы в ее изучении, освоении, исследовании. Вот, освоение! Это наиболее точное определение деятельности человека в Ледовитом океане.
История высоких широт хранит много радостных и горьких минут. Можно вспомнить о гибели русановского «Геркулеса», дирижабля «Италия», парохода «Челюскин»… Но все это было давно. А в семидесятых – начале восьмидесятых годов мы говорили практически только о наших победах. И действительно, гордиться есть чем.
Но сейчас я хочу рассказать о другой стороне освоения Северного морского пути. Рассказать впервые. Делаю это не для сенсации, а для того, чтобы попытаться приоткрыть еще одну страницу в работе моряков, полярников, летчиков… Тех, кто работает в Арктике.
В феврале прошлого года по заданию редакции я отправился на ледоколе «Капитан Сорокин» в низовья Енисея, чтобы подготовить материал о работе экипажа этого судна. Разместившись в пустовавшей каюте судового гидролога, обнаружил в шкафу обычный спасательный круг. Неожиданным было место его хранения. Возможно, я и не обратил бы на него никакого внимания, но взгляд задержала надпись, сделанная по кругу. Она-то и заставила вздрогнуть: «Теплоход «Нина Сагайдак», Владивосток». Жуткое чувство испытываешь в такие минуты, осознавая, что теплохода уже нет, он погиб, а что-то от него возвращает тебя к событиям четырехлетней давности.
Найдя спасательный круг, вспомнил небольшую статью «Уроки Арктики» в газете «Правда» за 20 ноября 1983 года. В ней специальный корреспондент И. Братчиков писал:
«Но… Вот что произошло. У карты «Восточный район Арктики» старейший полярник, капитан знаменитого ледокола «Красин» Н. Инюшкин. Цветными точками он обозначает позицию флота на второе октября.
– Согласно прогнозу в проливе Лонга в течение трех суток ожидались восточные и юго-восточные ветры, отгоняющие льды. Под этот прогноз из Певека и пошла большая группа судов на восток. А от восточной кромки им навстречу двинулся другой наш караван. Его вели ледоколы «Ленинград» и «Капитан Сорокин». С запада суда сопровождали сразу четыре ледокола. Позднее к ним подключился атомоход «Леонид Брежнев» (так ненадолго переименовывали «Арктику» - В.И.), потом он поломал лопасть и вынужден был на несколько дней уйти в Певек для ремонта винта. Караваны оказались в ледовом мешке. Почему? Ветер, который по расчетам должен был работать здесь около трех суток, на двое суток раньше перешел на неблагоприятные румбы. Сквозного заприпайного разряжения, как предполагали, не получилось – образовалось три перемычки шириной от 20 до 30 миль каждая (1 морская миля равна 1852 метрам – В.И.): у мыса Биллингса, в районе Шмидта и возле косы Двух пилотов.
«Капитан Сорокин» ледовый барьер преодолеть не смог, и шесть его судов, затертые льдами, были прижаты к кромке припая. У них заклинило рули, стало наваливать друг на друга. Теплоход «Нина Сагайдак» получил серьёзное повреждение. Двое суток экипаж боролся за живучесть судна, но к 8 октября судьба судна была предрешена: он затонул. Людей вертолетами с ледоколов «Ленинград» и «Владивосток» благополучно сняли».
Что же стоит за этим сообщением? Многое. И прежде всего, несколько суток героической (да, да – героической!) борьбы моряков со стихией. Но лучше все по порядку.
В августе 1983 года капитан «Сорокина» О.Н. Березин предложил мне пройти с ними в Восточный сектор Арктики. Он говорил, что предстоит интереснейшая работа. Но я, увы, отказался. Редакция просто не могла командировать меня за пределы автономного округа. Как показало время, рейс был действительно интересным, трудным и трагичным. Многие до сих пор помнят о трагедии в Чукотском море, случившейся осенью 1983 года.
Сегодня я хочу рассказать о нескольких днях того плавания ледокола. Рассказать, если можно так выразиться, с чужих слов. На «Капитане Сорокине» мне дали прочитать несколько страниц из «Судового журнала» № 1363. С разрешения капитана ледокола О.Н. Березина я привожу здесь подлинную выписку о четырех днях из десятилетней биографии судна. Итак:
«Среда. 5 октября 1983 года. Чукотское море.
00.00. Продолжаем проводку трех судов на запад. Следуем с дизель-электроходом «Амгуэма» заприпайной полыньей. Теплоходы «Пионер Камчатки» и «Пионер Узбекистана» лежат в дрейфе у косы Двух пилотов.
Вошли в лед 7-8 баллов. Продолжаем догонять суда каравана.
04.00. Подошли к судам каравана. Начали выходить в его «голову».
04.20. Вышли в «голову» каравана. Начали проводку пяти судов. Ордер: ледокол «Капитан Сорокин», танкер «Уренгой», танкер «Каменск-Уральский», теплоход «Нина Сагайдак», теплоход «Пионер Узбекистана», дизель-электроход «Амгуэма». Дистанция от трех до пяти кабельтовых (1 кабельтов равен 185,2 м. – В.И.).
Вошли в поджатый участок. Лед – 10 баллов, торосы 3-4 балла, сжатие – 1 балл.
Застряли на стыке полей. Начали работу полными переменными ходами. Дали команду по каравану – рассредоточиться на безопасное расстояние. Включили в работу пневмообмыв и креновую систему.
05.32. Прекратили безуспешные попытки выйти из сжатия. Легли в дрейф, ожидая улучшения ледовой обстановки.
08.00. Продолжаем лежать в дрейфе. Снег. Видимость – 1 миля. Включили ходовые огни. В течение вахты вели непрерывное радиолокационное наблюдение.
20.00. Продолжаем лежать в дрейфе.
Четверг. 6 октября 1983 года. Чукотское море.
00.00. Продолжаем лежать в дрейфе совместно с ледоколом «Ленинград», теплоходами «Нина Сагайдак», «Пионер Узбекистана», «Пионер России», танкерами «Уренгой», «Каменск-Уральский», дизель-электроходом «Амгуэма».
Наблюдается подвижка льда.
01.14. Теплоходы «Нина Сагайдак» и «Пионер Узбекистана» сообщили о начавшейся подвижке льда, о клинении рулей и винтов.
01.38. Стронулись. Вышли из заклинивания. Ударами начали пробиваться к судам каравана для околки и отвода от кромки припая. Продвижение – незначительное.
04.00. Заклинились. Пытаемся пробиться к судам каравана. У танкера «Каменск-Уральский» заклинило руль под углом 45 градусов левого борта, винт. Корма на кромке припая. Испытывает сильное сжатие.
У танкера «Уренгой» заклинен руль на 25 градусов левого борта.
Теплоход «Нина Сагайдак»: заклинены руль – 35 градусов левого борта, винт. Сжатие.
08.00. Ледовая обстановка прежняя.
19.00. Началась подвижка льда вдоль кромки припая.
19.47. Танкер «Каменск-Уральский» сообщил об интенсивном дрейфе в сторону теплохода «Нина Сагайдак».
20.00. Лежим в дрейфе. Положение судов: танкер «Каменск-Уральский» интенсивно дрейфует в сторону теплохода «Нина Сагайдак». Танкер «Уренгой» дрейфует вдоль кромки припая.
Теплоход «Нина Сагайдак» – корма на кромке припая, руль 21 градус левого борта, винт заклинен.
Пытаемся выйти из заклинивания.
20.27. Теплоход «Нина Сагайдак» получил крен на правый борт – 7 градусов.
20.37. Теплоход «Нина Сагайдак» посадило кормой на кромку припая. Несет вдоль кромки. Руль заклинило. Вырвало ограничительный упор. Заклинило винт.
20.51. Теплоход «Нина Сагайдак» – руль вывернуло влево. Сорвало все ограничители. Повело палубу ахтерпика. Рулевая машина выведена из строя.
20.59. Танкер «Каменск-Уральский» навалило районом надстройки на бак теплохода «Нина Сагайдак».
21.30. Танкер «Уренгой» кормой навалило на танкер «Каменск-Уральский» в районе трюмов 1-2.
Танкер «Каменск-Уральский» вышел из зацепления с теплоходом «Нина Сагайдак».
В результате навала у теплохода разорвалась обшивка полубака выше главной палубы на 100 миллиметров.
21.50. У теплохода «Нина Сагайдак» в результате сжатия в машинном отделении появились вмятины. Водотечность не наблюдается.
22.39. Теплоход «Нина Сагайдак» внезапно получил крен на левый борт.
23.44. Получили незначительное движение вперед. Вышли из клинения.
Пятница. 7 октября 1983 года. Чукотское море.
00.00. Работаем ударами. Продвижения нет.
01.50. Теплоход «Нина Сагайдак» развернуло носом против дрейфа. Начало сносить на танкер «Каменск-Уральский».
01.58. У «Нины Сагайдак» заклинило винт.
03.48. Теплоход «Нина Сагайдак» дрейфом льда навалило на танкер «Каменск-Уральский». Удара не было. Суда дрейфовали друг относительно друга вплотную левыми бортами.
04.55. У теплохода «Нина Сагайдак» деформировало борт в районе третьего трюма. Появилась водотечность, поддающаяся откачке.
05.30. Теплоход вышел из зацепления с танкером. Снесен фальшборт с левого борта. Значительное повреждение бака. Продолжается водотечность в третьем трюме.
Теплоход «Нина Сагайдак» начал дрейфовать в сторону танкера «Уренгой». Сжатие.
07.00. У теплохода лопнул продольный стрингер. Начало выдавливать переборку топливного танка.
07.15. Переборку выдавило. Начало затапливать машинное отделение. Экипаж покинул машинное отделение.
Приготовили на баковой палубе аварийные водоотливные средства для переброски на теплоход вертолетом ледокола «Ленинград».
07.41. Теплоход «Нина Сагайдак» сообщил о пожаре в машинном отделении. Получили указание эвакуировать экипаж.
Начали готовиться к приему экипажа «Нины Сагайдак», кроме аварийной партии.
08.00. Продолжаем попытки пробиться к судам.
08.03. «Нина Сагайдак» сообщила, что пожар ликвидирован.
08.05. Вертолет ледокола «Ленинград» начал эвакуировать экипаж на борт нашего ледокола.
08.25. Получили указание из Владивостока от начальника пароходства эвакуировать весь экипаж теплохода.
09.14. К эвакуации подключился вертолет ледокола «Владивосток».
09.40. Закончена эвакуация членов экипажа теплохода. Доставлено на борт ледокола 52 человека. Пытаемся пробиться к судам. Продвижения нет.
Теплоход имеет значительный крен на правый борт. Главная палуба правого борта вошла в лед.
13.30. Началось разряжение.
20.36. Ледовая обстановка прежняя. Лед – 10 баллов, пак – 3-4 балла, торосы – 4 балла.
Суббота. 8 октября 1983 года. Чукотское море.
00.00. Продолжаем лежать в дрейфе.
02.11. Начали ударами пробиваться к каравану.
02.19. Танкер «Каменск-Уральский» сообщил, что «Нина Сагайдак» погружена правым бортом по планширь. Левым – по ватерлинию. Крен – около 40 градусов правого борта.
05.46. Произвел посадку вертолет Ми-8. На борт прибыл капитан-наставник В.В. Тараценко.
08.00. Вошли в заприпайную трещину. Выкалывали дизель-электроход «Амгуэма».
09.05. Получили указание из штаба морских операций Восточного сектора Арктики следовать к теплоходу «Нина Сагайдак» для проведения аварийно-спасательных работ. Подойдя, осмотрели теплоход.
09.55. Обошли вокруг теплохода. Он накренен. Правый борт, главная палуба под водой. Крышки трюмов под водой.
10.40. Начали подходить кормой к теплоходу для взятия его на буксир.
10.55. Подошли кормой к форштевню теплохода.
11.20. Взяли на буксир. Начали подводить теплоход к припаю.
11.42. Подвели к припаю.
13.00. Аварийная партия перешла на теплоход.
13.25. Начали откачивать воду насосом 50 тонн в час.
14.30. Начали устанавливать насос 100 тонн в час. Положение теплохода без изменений.
16.45. Три человека перешли на теплоход для проверки результатов.
16.50. Проверка закончена. Принято решение остановить аварийно-спасательные работы.
18.01. Теплоход получил резкий крен на правый борт. Начал носовой частью уходить в воду.
20.00. Теплоход «Нина Сагайдак» продолжает погружаться. Экипаж теплохода вывезен с борта ледокола вертолётом».

Вот и все. Но почему-то после прочтения этих скупых отчетных слов из судового журнала хочется помолчать. Помолчать и подумать над тем, что Арктика еще не стала наезженной и легкой морской дорогой. Да и станет ли? Скорее нет, чем да. Нет-нет, да будет она напоминать человеку о своем крутом нраве. Напоминать, чтобы не давать нам расслабляться и успокаиваться. А еще – что она не покорилась, и говорить с ней надо только на Вы.
И последнее. Сегодня невозможно представить то, что пережили моряки ледоколов, транспортных судов и танкеров. Вооруженный современными транспортными средствами, навигационными приборами, спутниками, средствами спасения, человек оказался бессилен против стихии.
Теплоход «Нина Сагайдак» ныне лежит на дне Чукотского моря. Кто-то из моряков сказал мне, что место его гибели недалеко от места гибели парохода «Челюскин». Очень может быть. Хотя какое это имеет значение. Разве что так, для драматизма ситуации.


Виталий ИВАНОВ,
член Союза журналистов СССР




Опубликовано в газете «Советский Таймыр» за 13 и 17 июня 1987 года.


Рецензии