IXX Из дровосека в скульптора

Из "дровосека" в "скульптора"

Бывает так, что переводчик имея багаж знаний и даже определённого опыта все-таки встречает трудность: его не понимают глухие из-за нечитабельности жестов. Происходит это от того, что движения рук или «рубленые» или наоборот «скользкие».
Стоит ли из-за этого браковать переводчика и искать ему более достойную замену? Думаю, нет. Ведь читабельность жестов во многом зависит от пластики движений и от воображения, а и то и другое можно развить, если сделать на этом акцент.

Сейчас мы будем говорить именно о пластике, т. к. о мимике, как о способе передачи невербальной информации, уже было сказано в другой главе.
В жестах, в основном, задействованы руки, хотя копус и даже ноги тоже отчасти могут участвовать, но большую часть выполняют все-таки руки.
Руки — это подвижная часть нашего тела. В неё входят суставы: плечевой, локтевой, запястный и кистевые.
Мышечная система руки состоит из нескольких слоев мышцц, причем многие мышцы перекинуты через более чем один сустав, благодаря чему при сокращении одной мышцы может изменятся положение в нескольких суставах.

Речь пойдёт о крупной моторике — это большие, размашистые движения, в которых задействованы все части руки: плечо, предплечье, кисть;
и о мелкой моторике — небольшие движения пальцев, которые необходимы для дактилирования и для точности некоторых жестов.

Первое упражнение будет полезно как переводчикам с ослабленным тонусом мышц (когда движения размазанные, или метёлкообразные) так и людям с гипертонусом — это как раз «рубленные» движения без плавности.

1. Упражнение на напряжение и расслабление
Встаньте прямо, поднимите руки вверх, поднимите голову, посммотрите на свои руки. Теперь поднимитесь на носочки. Сильно потянитесь, как будто вы должны забросить тяжёлую сумку на верхнюю полку. Напрягите все тело. Сильно-сильно!Продержитесь в тако положении секунд 7-10, а затем расслабьтесь.
Повторите это упражнение 3-5 раз.

2. Упражнение на подвижность рук в плечевом суставе.
Вы, конечно, помните это упражнение ещёё  уроков физкультуры.
Встаньте прямо, ноги на ширине плеч. Руки расслаблены и опущены вдоль туловища. В плечевом суставе начинайте одновременные круговые движения. На счет от 1 до 4 вперёд и обратно. Потом движения только правой рукой, потом только левой. Небольшая пауза и снова круговые движения, но при этом поднимаем руки вверх. Движения должны быть не быстрые и напоминать птицу,  расправляющую крылья. Руки полусогнутые в локтевом суставе, ненапряжённые. Пальцы раскрытые.
Повторите 2-3 раза. Потом нагнитесь и повторите те же движения, только постепенно выплямляя корпус и поднимая руки. Поднимите голову вверх и задержите руки в верхнем положении. Руки полусогнутые, в положении буквы «О», как можно дальше отведённые назад за голову. Голова поднята, глаза устремлены вверх.

3. Упражнения на подвижность в локтевом суставе.
а) Руки, согнутые в локтях держите перед собой. Плечевая часть вдоль туловища. Кисти расслаблены и висят.
б) Медленно поднимайте плечевую часть в стороны, при этом кисти сохраняют своё положение.
в) Как только локти приняли крайнее верхнее положение, поднимайте кисти вверх и в стороны. Разведите руки, чтобы они оказались в таком положении, как будто вы удивились, или хотите кого-то обнять. Кисти все время расслаблены.
г) Верните руки на место. Когда вы разводите руки, локти должны сохранять своёё положение.
Повторите 2-3 раза.

4. Упражнение на подвижность в локтевом суставе.
Из положения б) предыдущего упражнения покрутите предплечьем в одну сторону и в другую. Положение локтя необходимо зафиксировать. Двигается только предплечье.

5. Упражнение на согласованные плавные движения плечевого и локтевого сустава.
Представьте, что вы хотите кого-то обнять. Обхватываете его руками, затем разворачиваете кисти во внешнюю сторону и точно по той же волнистой траектории возвращаете руки обратно.
И.п. Руки опущены, полусогнуты. Начинайте движение внизу, постепенно с каждым «объятием» поднимая руки выше. Последнее движение будет вверху над головой.
После этого упражнения потрясите руками, или сделайте первое упражнение.

6. Упражнение на напряжение
Это упражнение подойдёт тем, у кого гипотонус (мышцы слишком расслабленны, вследствие чего «размазанность» жестов)
Представьте, что у вас в руках дллинная тягучая резина, жвачка, прыгалка и т. д. Напрягая руки, растягивайте её в разные стороны: Перед собой, горизонтально, вертикально, диагонально, со спины... Должно получаться реалистично, как будто правда что-то тянете изо всех сил.

Теперь представьте, что у вас в руках отвёртка или пружина, или мокрое бельё, которое нужно выжимать.
Разведите локти в стороны, «возьмите» свой предмет и закручивайте с силой.


7. Упражнение на кисти рук.
Локти и плечи зафиксированы. Покрутите расслабленные руки в кистевом суставе, в одну сторону и в другую.

8. Упражнение на кисти рук.
Сделайте «замок», разверните ладони от себя и делайте волнообразные движения. Волна может быть переходящей, т. е. Кисти совершают волнообразные движения по-очереди, или одновременной, кисти вместе опускаются и поднимаются.
Разверните ладони вниз и повторите. Разверните ладони к себе и повторите.

9. «Собираем» упражнения для всех суставов.
Расслабляем руки. Поднимаем в стороны на уровень плеча и «пускаем» волну. Упражнение лучше всего делать напротив зеркала. Волна должна быть максимально мягкой, без углов.
Руки перед собой и тоже «волны», движения совместные и вразнобой.
Руки вниз и повторяем. Также вверх и по диагонали.

 Упражнения для мелкой моторики.
Самое лучшее упражнение для мелкой моторики — это дактиль :)
Но дактиль должен быть правильный. Кисть на уровне плеча,  развёрнутая ладонь к зрителю. Дактилируем плавно. Двигаются только пальцы рук и иногда кисть разворачивает ладонь к собеседнику или от него. Выбрасывающих движений кисти не должно быть. Не надо «рвать» слово по буквам. Дактилируемое предложение делится только на слова. Прописываем плавно слово, двигая руку слева направо, далее, для следующего слова, возвращаем руку в исходную позицию.

Дя плавности дактилирования можно использовать такой приём.
Возьмём коротко предложение: «Сегодня тепло». Для правильных движений проследите за своим дактилем, он должен выглядеть примерно так:
Кисть на уровне плеча, пальцы из позиции «С» смыкаются кончиками с большим пальцем, переходя в конфигурацию «Е».
Указательный и большой пальцы распрямляются, переходя в «Г».
Эти же пальцы смыкаются кончиками, в то время как остальные расппрямляются, конфигурация «О»,
Большой и указательны размыкаются, большой придерживает безымянный и мизинец, указательный и средний рисуют круговые движения, конфигурация «Д».
Большой продолжает удерживать безымянный, остальные распрямляются, конфигурация «Н».
Мизинец снова примыкает к большому и безымянному, а средний внахлёст ложится на указательный. Конфигурация «Я».

Получается плавный переход из одной конфигурации в другую. Слово «тепло» потренируйте сами.

Далее существуют упражнения для мелкой моторики.
1. Поставьте руку на стол, как будто собираетесь играть на пианино. Постучите по столу отдельно каждым пальцем. А теперь одновременнь двумя любыми пальцами. Поставьте рядом другую руку. Повторите упражнение отдельно и виесте с другой рукой.
2. Соедините в колечки все пальцы руки по-очереди от указательного к мизинцу и наоборот. Теперь синхроннно с друугой рукой. Теперь вразнобойй с другой рукой: на одной руке от указательного к мизинцу, а на другой от мизинца к указательному.
3. Соедините пальцы в замок. Постучите по тыльной стороне руки отдельно каждым пальцем.


Далее рассмотрим игры, которые развивают пластику и воображение.

1. НЕВЕРБАЛЬНЫЕ СИМВОЛЫ
Что такое невербальные символы? Это произвольные и непроизвольные движения тела (в том числе и рук), при помощи которых человек выражает свои слова, мысли и эмоциии. Например, взмах рукой означает приветствие, если ребёнок топает ногами,  значит онн чем-то недоволен, что-то ему не нравится и т. д.

Попробуйте вспомнить наибольшее количество  известных вам невербальных символов.
Это можно оформить в виде игры. Все по-очереди показывают какой-то жест, говорят, что он означает. И так, пока не вспомнят все, что можно.

2. ИГРА В ЖЕСТЫ.
В эту игру можно играть 7-15 человек. Каждый игрок выдумывает себе жест. Например: почесать ухо, хлопнуть в ладоши, показать рожки и т. д.
Все садятся в круг, игра начинается. Первый показывает свой, потом чужой. Тот человек, чей жест показали, должен тут же повторить его сам, а потом поазать чей-то жест. Если кто-то сбился он выходит из игры. Должно остаться два победителя.

3. ИГРА В КРОКОДИЛА
Для игры требуется как минимум 4 человека. Игроки делятся на две коанды с примерно одинаковым количеством человек. Первая команда загадывает какое-нибудь сслово, например, «ученик». Затем они вызывают какого-ниббудь игрока из противоположной команды и говорят ему загаданное слово.
Задача игрока — в пантомиме изобразить это сово для своей команды, чтобы та угадала его. Когда игрок будет показывать загаданное слово, то его команда начинает вслух угадывать. Например: ты показываешь школу? Игрок может отвечать кивком головы, но не должен ппроизносить никаких слов или звуков. Когда слово угадано, команды меняются ролями.

4. КРАСИМ ЗАБОР
Вся группа одновременно или по-очереди делает следующие движения:
Красит забор (кисточка — это ваша кисть руки)
Пускает волны через плечо (волна должна быть плавной)
Трогает невидимую стену (ладони должны как будто прикасаться к плоскости, ладонь и пальцы должны распластаться по стене)
Гребёт на веслах
Перетягивает невидимый канат ( при этом группа разбивается на две части)

5. СОБЕРИ ПО ЧАСТЯМ
Задание изобразить следующее:
Собрать велосипед по частям
Установить четыр колеса на легковую машину
Собрать по частям самолет
Делать из досок лодку с вёслами
Собирать по частям другую технику (придумайте сами)

Делать упражнение нужно так: берёшь запчасть, показываешь её форму (ощупывашь всю руками), чтобы создалось ясное представление, что в руках. А потом уже устанавливаешь. Остальные должны угадать, что собрал участник.

6. ГЛАДИМ ЖИВОТНОЕ
Как и в предыдущем упражнении, все получают индивидуальное задание. Необходимо изобразить, что они гладят животное или берут на руки.
Здесь должны работать руки, ладони.
Кого можно погладить:
Хомячка (он выскальзывает из рук, бегает по плечу и т. д.)
Кошку
Змею ( она опутывается вокруг вашей шеи)
Слона
Жирафа
все остальные угадывают животное.

7. ПОПУГАЙ В КЛЕТКЕ
Нужно сделать слеедующее:
Подойти к клетке (все предметы воображаемые)
Ощупать руками
Взять и переставить на другое место
Подразнить попугая
Найти дверцу и открыть её
Насыпать зёрнышек в ладонь и покормить птицу
Погладить попугая (после этогго он укусит)
Отдёрнуть руку
Закрыть побыстрее клетку
Помахать угрожающе пальцем
Переставить клетку на другое место.


Рецензии