Бассейн

Одну часть здания культурно–спортивного центра, расположенного на углу тихой улочки в районе северного Торонто занимает публичная библиотека, в другой находится бесплатный оздоровительный комплекс – спортзал и бассейн. Спортзал небольшой, но оборудован всеми необходимыми тренажерами, бассейн радует посетителей своим живописным видом. По краям его расставлены пальмы, вырезанные из фанеры, на них сидят улыбающиеся обезьяны. К потолку подвешен фанерный автобус с веселыми пассажирами и надписью «Экспресс на пляж». На стенах висят плакаты с инструкцией для пловцов, на одном из них разноцветными буквами написано: «Клуб Плавающий Дельфин». 

С двух сторон бассейна стоят вышки для спасателей. Спасатели – студенты, подрабатывающие в свободное время, работают группой по четверо: два парня, две девушки, кто-то сидит на вышке, остальные в дежурной будке, или ходят вокруг бассейна, по очереди сменяя друг друга. На всех одинаковые черные шорты до колен и белые майки с длинными рукавами и красной надписью на спине «Guard». 

Работа спасателей несложная и весьма однообразная. Никаких ЧП в бассейне не происходит, никто не нарушает правил, не спорит, не тонет, все идет четко по графику: утром и вечером спортивное плавание, аквафитнес, днем – оздоровительное, детское и семейное. Самая многочисленная – оздоровительная группа, состоящая в основном из людей среднего и пожилого возраста. Есть и молодые, но стариков все же больше, т. к. рядом с оздоровительным центром находится субсидированный дом для пенсионеров. Оттуда они прямым ходом идут в бассейн через подвальный этаж, сообщающий оба здания. Некоторые из них нуждаются в помощи при входе и выходе из воды, те, у кого артрит, остеохондроз, миалгия и другие заболевания опорно двигательной системы. Для них имеется специальный подъемник, установленный рядом с лестницей, ведущей в воду. 

– Guard! – кричит из воды больной артритом, и спасатель бежит к подъемнику и крутит ручку, опуская сидение в воду.

В бассейн приходят не только для того, чтобы поплавать, но и пообщаться друг с другом, перекинуться новостями, завязать знакомство. Появление в бассейне новых лиц, особенно молодых, привлекает всеобщее внимание. Дамы молча оценивают купальники и фигуры, мужчины тихо, между собой – фигуры:
– Nice...
– Sexy...
Долго пялиться на фигуру, однако, не следует, это может быть расценено как sexual harassment (сексуальное домогательство), за что могут привлечь к суду. Мужчины отводят взгляд, чтобы снова вернуть его как бы невзначай, мельком.    

В дорожке для свободного плавания всегда много народу, а в выходные дни, как на трассе в час пик – толкучка. В двух других, для скоростного и умеренно быстрого плавания, посвободней.
– Сэр, вы наверное не читали инструкцию, туда надо плыть по правой стороне, а обратно по левой! – говорят новичку, плывущему против движения. 
– Мэм, вы плывете по центру, разве не видите?
– А она не слышит, у нее затычки в ушах.
– Прет как Титаник!

Полтора часа пролетают быстро, бассейн освобождают для следующей группы, спасатель кричит:
– Last lap! (последний круг)
Все плывут к выходу и идут в душ с приятным ощущением исполненного по отношению к собственному здоровью долга.   

Воскресенье. На вышке в ленивой позе сидит «гвард» – худой парень с длинной шеей, рыжими волосами и длинными ногами с белорозовым, свойственным рыжим людям, цветом кожи. Он похож на фламинго. Ему скучно. Он потягивается, зевает, чешет ногу,  натягивает майку на голову – от скуки. Играет музыка. Пловцы в «быстрых» дорожках, вздымая над водой крепкие плечи, как альбатросы крылья, взрезают воду руками в такт модной песенке «Despacito», туда – обратно, туда – обратно. Какой-то парень то и дело взбирается на тумбу и прыгает с нее, вытянув вперед руки. Но делает это как-то неловко, боком шлепается в воду, от чего по всему бассейну идут волны. Кажется, он слегка чокнутый. В первой дорожке жизнь отличается разнообразием. Кто-то не спеша плавает, кто-то ныряет с дыхательной трубкой, кто-то занимается водным массажем, все друг друга приветствуют, проплывая мимо. За исключением одной особы, на вид лет семидесяти, которую здесь за глаза называют Старухой, высокой, жилистой, со сгорбленной спиной и мерзким характером: ни разу не поздоровается, не улыбнется, на приветствие еле цедит сквозь зубы: «Hello», а то и вовсе молчит, глядя в сторону. Остальные женщины весьма словоохотливые, легко вступают в разговор на разные темы.

– Клуб плавающий дельфин: какое нелепое название! – говорит дама солидных лет в цветастом купальнике даме в черном. Обе по очереди подставляют свои животы и спины под струю воды, бьющую из трубы в боковой части бассейна. – Ну какой еще может быть дельфин, как не плавающий? 
– Умирающий! – буркнула, проплывая мимо, Старуха.
– Ужасно неприятная леди, – говорит ей вслед дама в пестром.

Спасатели тоже не любят Старуху, у которой помимо артрита имеется еще ряд болезней и ее приходится выуживать из воды подъемником (в воду она заходит без их помощи).
– Guard! – кричит она своим злобным голосом. И не дай бог «гварду» замешкаться, то бишь не броситься на ее зов, сломя голову, а подойти к ней обычным шагом – отругает на чем свет стоит и спасибо не скажет. 

Однажды она исчезла. Скончалась – решили все в бассейне. И даже немного пожалели. Хоть и несносный характер, но все-таки человек. Через две недели она появилась с какими-то пластырями, налепленными на спину и более злым, чем обычно, выражением лица.

«Фламинго», устав сидеть на вышке, ходит вокруг бассейна, рассеянно глядя на воду: в «быстрых» дорожках пловцы равномерно молотят по воде руками. Периодически прыгает с тумбы чокнутый. В первой дорожке курсирует женщина в надувном жилете. Под жилетом у нее импровизированное буркини: платье с длинными рукавами и глухим воротом, под ним черные брюки, на голове платок – хиджаб. За «muslim woman», плывущей с выражением строгости и упорства на лице, движется старый китаец, мерно шагая по дну и разгребая воду руками, как бы плывя. Он приветливо всем улыбается, но общается только с китайцами, говорить по-английски он не умеет, плавать тоже. Остальные китайцы пытаются его научить, безрезультатно. Он доходит до середины бассейна и поворачивает назад, дальше уже глубоко. По лестнице, кряхтя и вздыхая, поднимается из воды тучная негритянка – наплавалась. У второй лестницы в глубине бассейна, вцепившись в пoручни немощными руками, приседает в воде Старуха – упражнение для колен. 

Кому нужна такая жизнь? – думает «фламинго», глядя на нее. – Стукнет сорок, покончу с жизнью.   

Музыка звучит непрерывно, одна за другой те же песни, снова Бибер с Фонси и Янки: «De-spa-cito we will do it on the beach in Puerto Rico... ». Текст песни весьма игривый, и сама мелодия заводная, располагающая к танцам. Люди, слушая ее, начинают двигать в воде бедрами.

– Я вчера видела вон того мужчину на улице. Прошел мимо, а здесь всегда здоровается. Хотя может это был не он, – покачиваясь в такт песне, говорит дама в пестром.
– Ну не узнал в одежде. Мы же тут всех только в трусах видим, или голыми в душе, – говорит дама в черном, тоже слегка покачиваясь.

Спасатель сделал несколько кругов вокруг бассейна, посмотрел на часы: все, отработал, конец смены.
– Last lap! – объявляет он громко.

То, что произошло дальше, никто впоследствии не мог точно описать. Сначала возникло какое-то неясное волнение, затем оно обрело конкретный звуковой смысл: Help! – донеслось до спасателя. Он бросился в воду, не зная, кто и где тонет – китаец? Старуха? Мuslim? – мелькнуло в его голове. Вынырнув и заметив выскочивших из будки спасателей, он поплыл в направлении звука.

А дальше... Кто-то раньше него успел доплыть и спасти утопавшего. Тонул чокнутый. Неловко прыгнул, вдохнул воду, захлебнулся, успел, однако, крикнуть: Help! Неизвестно чем бы все кончилось, если бы не... Старуха! Кто бы мог подумать? Она первая пришла ему на помощь.

Закончив свои упражнения и собираясь плыть к выходу, она заметила барахтавшегося в соседней дорожке на расстоянии трех метров от нее человека. Вмиг проплыв под разделительным тросом (откуда только у нее взялась сила?) и схватив под мышки парня, который уже с головой ушел в воду, она вытолкнула его на поверхность, где его подхватили подоспевшие спасатели. Парня быстро откачали, к счастью, он не успел сильно наглотаться воды и вскоре пришел в себя. 

О, как все удивлялись, как ее благодарили и трясли ей руки! Всей гурьбой поднимали ее из воды подъемником, хотели дать валерьянку, но она отказалась, сказав, что с ней все в порядке. Ну и Старуха!

В женской душевой долго обсуждали это событие, выражались различные на этот счет мнения: Старуха в молодости была спортсменкой, морским спасателем, десантником... Выяснить у нее самой никто не посмел. Она молча встала под душ и раньше всех удалилась. Но и в ее отстутствии о ней говорили только с симпатией, объясняя ее суровый характер различными обстоятельствами: у нее была тяжелая жизнь, она голодала, ее изнасиловали, ее бил муж...

В душевой появились дети. Следующей за оздоровительной группой по расписанию шла детская. Маленькие девочки, проходя через душевую, с пугливым любопытством посматривали на грузные тела стареющих женщин: неужели и мы будем такими?! Да, – говорили им голые животы и груди, – но еще не скоро, не скоро, через сто лет...


Рецензии
Читаю Ваши истории с удовольствием, правда, сквозь удовольствие напоминается о трагедиях жизни – будь она не ладна. Мне как раз приходится общаться со стариками, и я вижу насколько бывает невыносима жизнь, с этими разочарованиями, приближающимся концом. Особенно трещит сердце когда оглядываешься вокруг, на этот повальный «искусственный» оптимизм, который и заключается в том что «жизнь прекрасна» то есть никто ничего не хочет видеть что происходит вот, под боком… Правду говорят, что оптимизм либо глуп, либо холоден.. единственное что может послужить утешением для этих оптимистических болванов, шо рано или поздно они состарятся, и будет ещё хуже.. Только кому от этого легче?)
Вы мне напоминаете остроумие Раневской или Александра Николаевича Вертинского: в них удивительный голос сострадания к ближним – за этим юмором и остроумием.
Желаю Вам всего самого наилучшего!

Андрей Григорьевич Рублёв   19.06.2018 10:11     Заявить о нарушении
Большое спасибо, Андрей, за внимание к моим рассказам и теплые слова, очень приятно и радует.
Да, старость печальна и неизбежна, разве что человек умирает, не дожив до нее, что тоже плохо. "Старост не радост" - повторяла моя прабабушка (с твердым "т", хотя знала русский), однако до последних дней сохраняла твердость духа (не оптимизм), умение не слишком серьезно (в смысле трагично) воспринимать жизнь и подшучивать над ней и над собой. Что толку жаловаться, и кому? )
С теплом и наилучшими пожеланиями, Маро.


Маро Сайрян   19.06.2018 16:30   Заявить о нарушении
Простите, что откликаюсь на не мне написанное... Очень заинтересовала сентенция о том, что "оптимизм либо глуп, либо холоден", а также выражение "оптимистические болваны", рядом с которым по глубине смысла и силе звучания можно поставить разве что набоковского "бодрого дебила", коим он обозначил известных героев из рассказов Зощенко.

По моему более чем скромному (то бишь, крайне субъективному и ни на что не претендующему) мнению, а также по некоторым наблюдениям, взгляд человека на жизнь (оптимистический либо пессимистический) очень малое отношение имеет как к собственно самой жизни, так и к условиям, в которых проводит эту жизнь человек. Определяющее значение здесь имеет в первую очередь функционирование нейро-эндокринной системы человека, о чем с незапамятных времен имели ясное представление, например, индийские йоги. Сегодня вопросами коррекции настроения занимаются уже врачи, предлагающие препараты для стимуляции выработки серотонина эпифизом (он же индийская Сахасрара, он же - "седалище души" по Декарту).

Все это хорошо известно и понятно, но вот почему-то всегда ускользает от нашего внимания, когда мы пытаемся как-то оправдать, обосновать чей-то либо "оптимизм", либо "пессимизм". На самом деле при этом мы вообще перестаем говорить о человеке, но говорим лишь о функции, действующей среди миллиардов других таких же функций. Беда в том, что огромное (если честно сказать - абсолютное) большинство людей проживают свою жизнь в состоянии некоей сомнамбулы, так и не проснувшись и не попытавшись понять, что есть наше "я" и каков смысл этого ни с чем не сравнимого феномена - нашего самоосознания. Вместо этого мы занимаемся собственным жизнеобеспечением и извлечением удовольствий (в том числе тех, которые определяются философами как отсутствие страдания) из среды обитания. Вот и весь сказ.

Мне кажется, что проблема не в глупости оптимизма и не в том, что он в конечном итоге побеждается болезнью и смертью, а в том, что он уводит взгляд человека от самого важного, что есть в нашей жизни - от СТРАДАНИЯ. То есть, угашает в человеке огонь сознания. Почему, спросите? А потому, что сознавать себя и мир по-настоящему можно только пропуская страдание через свою душу и сердце. Вот как у Достоевского: "Страдание - да ведь это единственная причина сознания". Абсолютно согласен. Или у Экзюпери: "Я знаю только один способ быть в ладу с собственной совестью: этот способ - не уклоняться от страдания". Так же согласен. А вот у Жуковского, о том же самом:

"Кто слез на хлеб свой не ронял,
Кто близ одра, как близ могилы,
В ночи, бессонной, не рыдал, —
Тот вас не знает, вышни силы!"

И многие, многие другие, подобные этим, высказывания...

Простите, за столь пространный отклик. Просто за "живое" задело.

С уважением,

Дмитрий Новиков Винивартана   25.06.2018 00:44   Заявить о нарушении
Ну зачем… извиняться, мы тут все люди простые, а главное не против любых дискуссий и общений. Что касается Вашего высказывания - то конечно Вы правы, как прав всякий кто имеет свои какие-то убеждения и приводит удачные примеры) Говоря же совсем серьёзно: вы знаете что когда вот сталкиваешься с такими мыслями как у вас, то создается впечатление что никуда не исчезли думающие именно русские люди, все эти герои Чехова Достоевского и так далее. Просто в моей жизни было огромное количество встречающихся колоритных натур, а вот думающих, было всего-то, человека три, а то и два, и то, жизнь рано уложила их в могилу. Недавно ехал зимой в такси сквозь препятствия всех наших границ, и слышу в дублёнке появляется голос, такой приятный голос…. Оказался профессор, русскоязычный бывший советский профессор направляющиеся в Харьков. И как начали мы с ним… нас прям граждане заслушались…. А когда я выходил водитель долго тряс мою руку… Значит тоскуют граждане по умным разговорам) Так это мне сорок лет, а шо ж дальше то будет…))
. Мы можем мерять человека оптимизмами и пессимизмами, можем нейро-эндокрионной, электронной.. и ещё бог знает какой… и во всем этом наверно есть правда или большая доля правды. Оптимизм, болваны, тут конечно грубо и … А вы знаете, мне кажется что говорить о счастье человеку… говорить о счастье просто стыдно. Но счастье ведь есть при этом… и оно, счастье, никуда не денется..
Могилы, страдания.. а я вам так возражу: ну и что? В этих же могилах и страданиях рыданиях столько пользы для моего понимания, сколько пользы для моего ума - всей этой литературы и прочее…
Я вообще бегло касаясь современной вообще последней науки и мысли, своего опыта, прихожу к мысли что одно и та же вещь противоположна и парадоксальна как шредингерский кот. И вы знаете, я только теперь стал хоть сколько то понимать, насколько я глуп.. без всяких рисований..
Всего самого наилучшего Вам, спасибо, пора идти!

Андрей Григорьевич Рублёв   25.06.2018 09:10   Заявить о нарушении
Поскольку разговор, весьма интересный, зашел на моей странице, позвольте и мне сказать пару слов, в частности, насчет необходимости страдания. Дмитрий джан, Вы приветствуете "страдание" как путь, ведущий к осознанию себя и мира в целом с конечной целью, если я правильно понимаю, пробуждения в человеке "со-страдания". Согласна, что страдающий человек или прошедший через страдания, должен по идее лучше понимать другого страждущего и стремиться помочь ему. Вы правы, во многих случаях так оно и есть. Но бывает и наоборот. Есть немало случаев, когда человек, в детстве испытавший побои, насмешки или просто отсутствие любви, прошедший через страдания, вырастает озлобленным, не способным к сопереживанию, нередко причиняющим боль физическую и моральную другим людям или животным и даже испытывающим при этом удовольствие. У других людей, вполне безобидных, тяжелые страдания, выпавшие на их долю, притупляют в них всякие чувства, вызывая отчаяние и безразличие к чужому горю.
Но есть и такие, не прошедшие через страдания, у которых была и есть вполне счастливая жизнь, но они однако, отзывчивы, способны остро сопереживать и не раздумывая приходят на помощь ближним. Наглядный пример декабристы. Отдали свои счастливые жизни в жертву страдающему народу.
Мне кажется, что способность к состраданию и милосердию в большей степени, нежели присутствие или отсутствие страдания, связана с генетическим фоном, к которому присоединяется много других моментов, влияющих на формирование личности. Одно даже слово, сказанное когда-то и кем-то, способно вызвать цепную реакцию и направить сознание человека в ту или иную сторону. В том же примере с ребенком, которого в детстве били: он может вырасти садистом, но с той же степенью вероятности может стать добрым и великодушным человеком. Многое зависит, на мой взгляд, от генетики человека и разных деталей, составляющих его жизнь.

Спасибо Вам, Дмитрий джан, и Андрею Рублеву за интересный диалог, подвигнувший и меня высказать свои мысли.
С наилучшими пожеланиями, Маро.

Маро Сайрян   26.06.2018 02:55   Заявить о нарушении
Маро джан, при обсуждении страдания (вот как мы сейчас делаем) есть один "подводный камень", на который всегда норовит наскочить и получить "пробоину" корабль рассуждений. Проблема в том, что если я, к примеру, вслед за Достоевским говорю о необходимости пройти через страдание для того, чтобы воспиталась душа человеческая, чтобы в полную меру развилось в человеке сознание, можно легко, незаметно для себя подменить одно понятие другим - счесть, что речь ведется о "призыве к страданию", к использованию страдания как некоего средства воспитания и самовоспитания. Это не так или не совсем так.

Отвлекусь чуть-чуть на минуту. В настоящем христианстве (Вы уже знаете, какое христианство я считаю настоящим, а какое - только театрализованным представлением на потребу желающей самообольщения публике и власть предержащим) человек не сможет реально, по-настоящему бороться с грехом, если никогда сам не испытает искушения грехом, не подпадет греху. То есть, он, конечно, может долго жить в стерильных условиях и не грешить, но цена его "негрешения" будет невысокой. Ибо пасть такой человек может в любой момент, поскольку не обладает своеобразным духовным иммунитетом. Разумеется, невозможно, исходя из этого, призывать грешить, но помнить об этом надо и никогда не обольщаться своими успехами на нравственном поприще - ибо эти успехи могут быть кажущимися ввиду просто временного отсутствия искушений. Так и со страданием - я ни в коем случае не призываю искать страданий, но понимаю, что только личное страдание способно дать человеку представление о страдании другого. Причем я соглашаюсь с Вами в том, что результат страданий ребенка может быть по видимости противоположный - от воспитания доброго и великодушного человека и до появления у него садистских наклонностей. Только... одно ли страдание здесь принимает участие? Вопрос... Вы ведь и сами пишете, что "многое зависит [...] от генетики человека и разных деталей, составляющих его жизнь".

В отношении со-страдания. Размышляя о человеческой жестокости, я когда-то пришел к той мысли, что она происходит от недостатка или отсутствия у человека воображения. А сейчас думаю, что только у человека сознающего себя, обладающего рефлексирующим сознанием, может быть воображение. Лишь человек без воображения, не способный поставить себя на место другого, сможет заниматься вивисекцией. Использую этот научный эвфемизм, чтобы не описывать чудовищно жуткие картины человеческой жестокости мне известные - признаюсь, мне всегда физически дурно становится, когда узнаю о таких случаях. Вот и рассказ Андрея "Игорек" и подобные ему так же действуют.

Кстати, так называемая ранняя детская жестокость - ведь она именно оттого, что ребенок не обладает еще достаточным воображением. Ребенок может быть очень хорошим, но просто не представлять, что делает кому-то больно. Беда, когда таким представлением не обладает уже ребенок постарше или еще хуже - взрослый человек.

Спасибо Маро джан. Всего Вам самого доброго!

Дмитрий Новиков Винивартана   26.06.2018 19:54   Заявить о нарушении
Маро джан, мне захотелось добавить еще историю Гаутамы Будды. Если Вы читали ее, то простите за повторение.

Гаутама Сиддхартха родился в семье царя или какого-то удельного князя (если по-нашему). При рождении отцу его было мудрецами предсказано, что сын станет великим отшельником, просветленным, спасителем человечества. Отец же мечтал, чтобы сын был наследником царства, а не святым подвижником. Поэтому с детства оградил его от всех возможных неприятных впечателений, оставив только радости жизни во дворце - музыку, развлечения, созерцание прекрасного. Когда Гаутама подрос, он, бывало, выезжал на прогулку на колеснице, всегда в сопровождении колесничего. Тогда-то и случились четыре знаменательные встречи Будды - один раз ему повстречался больной человек, в другой раз - глубокий старик, затем - похоронная процессия и, наконец, монах, удалившийся от мира. И каждый раз опытный колесничий давал удивленному и пораженному юноше свои пояснения в том смысле, что все это обычная судьба каждого человека - болезнь, старость, смерть... Ну, а монах был, понятно, символом, указанием на правильный путь, который молодой Гаутама впоследствии и избрал, придя в конечном итоге к просветлению и к своему глубочайшему учению о пути избавления от страданий, о пути к нирване. Согласно жизнеописанию Будды, именно эти встречи за пределами дворца и вызвали у него боль и сострадание к мучениям человека в мире сем. Вызвали желание избавить людей от страданий.

Есть много прекрасных описаний жизни Будды. Мне ближе всего самое простое и краткое - описание В.Н. Топорова в его предисловии к "Дхаммападе".

Спасибо. Всего хорошего Вам!

Дмитрий Новиков Винивартана   26.06.2018 20:41   Заявить о нарушении
Дмитрий джан, согласна с мыслью, что страдание как бы "поучает" душу, способствует познанию себя и мира, и что "только личное страдание способно дать человеку представление о страдании другого". Только в одном случае это представление приводит к добру, в другом - к озлобленности, по типу: я страдал, пусть и другим будет больно. То есть любой вариант возможен, как мы уже согласились, в зависимости от характера, генетики, воспитания и др. - от альтруиста до мизантропа и садиста и все что между ними.

Согласна также с приведенной вами аналогией - мыслью о том, что "человек не сможет реально, по-настоящему бороться с грехом, если никогда сам не испытает искушения грехом, не подпадет греху". Здесь опять же позволю себе добавить, что результат испытания грехом, так же, как испытания страданием в каждом отдельном случае, на мой взгляд, будет зависеть от тех же перечисленных обстоятельств и может привести в одном случае к раскаянию и праведной жизни, в другом - к еще большему падению. Тем не менее есть несомненный "плюс", как в "грехе", так и в "страдании" (что, как Вы правильно заметили, не означает, что следует призывать к этому), который заключается в том, что они дают человеку необходимое ему знание жизни, цитируя Вас - "духовный иммунитет", обогащают, если можно так выразиться, и открывают дверь в мир праведности и добра. А уж войдет человек в эту дверь или нет - на то божья воля. )

Что касается со-страдания, сопереживания, Дмитрий джан, Вы на мой взгляд правильно отметили, что оно не зависит напрямую, или даже почти не зависит от наличия или отсутствия страдания. Приведенный Вами пример с историей Гаутамы Будды (спасибо за нее. В.Н. Топорова непременно прочту) как нельзя лучше свидетельствует об этом. Согласна с Вами, что скорее всего умение сострадать связано с наличием или отсутствием воображения, восприимчивостью души. Недаром наверное люди художественного склада с богатым воображением, за которое, как известно, отвечает правое полушарие мозга, хорошо развитое у таких людей от рождения ) - художники, музыканты, поэты - люди, чувствующие чужую боль, не способные причинить, по крайней мере сознательно, страдание другому человеку.

Кстати, я рада, что Вы и Андрей (талантливый писатель!) познакомились. У вас, как мне кажется, много общего в плане восприятия жизни и вопросов духовности.

Спасибо, Дмитрий джан, за столь интересную беседу. Всего Вам самого доброго!

Маро Сайрян   28.06.2018 16:05   Заявить о нарушении
На это произведение написано 9 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.