Дочки-погодки

Галинка привыкла к жизни в общежитии, а Иринка в одиннадцать месяцев хорошо говорила и начала ходить. На подходе была Юля, и нужно было старшую в детский сад  устраивать. В профкоме сказали: путёвок нет. В газете «Коммунист» прочитал о том , что в Д\С №70  дети спят на холодной веранде, закаляются, а это рядом с нами. Пришел к заведующей детским садом -  мест нет. Сказал, что девочка у нас крепкая, а после газетной публикации  очень хочется попасть в ваш садик. Она обрадовала: «Приводите, если умеет ходить». Вот и пошла Иринка в годик в детский сад.

А мы теперь ждали Юлю.  Я занял денег и привёз из Москвы цветной телевизор. Комната маленькая, и к Юлиному рождению надо было искать  побольше. После Нового 1976 года, узнал, что в подъезде, где живут семейные, освобождается комната 18 квадратных метров. Договорился с парнем, который с семьёй уезжал, и он мне накануне сказал, что комната освобождается. Назавтра в два часа дня я со своей бригадой прихожу, а там плотник снял дверь и ставит новый замок. Говорю ему: «Замок свой я поставлю, а ты иди». Ребята мои деловито носят вещи. Тут прибежала паспортистка и пыталась отобрать у меня дверь, руки мои ободрала в кровь ногтями, а я молча терпел, но дверь не отдавал.

Переселились, но на душе было неспокойно. Таких  самовольщиков, как мы,  выселяют.  Долго ждать не пришлось: по всем участкам и в общежитии вывесили приказ о выселении моей жены и дочки. На дворе январь, мороз. Как быть? Жену отвёз к сестре, Тане, на Вокзальную, а мы  с годовалой Иринкой остались держать оборону. Накануне сходил с ней в детскую поликлинику и объяснил  врачу, что мне нужен больничный по уходу за ребёнком. Надежда Ивановна - добрый человек! Дала мне больничный. Утром слышу шум в коридоре…, а вот и стук в нашу дверь! Не включая свет, открываю, а там банда, человек шесть с топором и ломом. Зам начальника управления только открыл рот, я рукой закрыл его и говорю: «Тихо, ребёнок болеет».  Тут уже тихо посыпались угрозы. Опять тихо им говорю: «Вы хотите неприятностей? Идите, иначе они будут». Ушли на второй этаж, и там, пока муж был на работе, жену с двумя детьми и чемоданами выставили на вахту. Галинка вернулась домой, и через пару дней, 12 января, родилась Юля. На работу было уходить страшно, возвращаешься и думаешь:  а дома ли моя семья?
 
Так прожили зиму, как на огне, но больше уже начальство не решалось выселять нас. Постепенно страсти утихли, вечерами малышня из одиннадцати комнат  приходила к нам смотреть цветной телевизор, в общежитии ни у кого не было, да и в городе их было всего 97
 
Всё чаще стал думать о дополнительном заработке, но за что ты ни возьмись –  «нетрудовые доходы». Единственный способ заработать , не нарушая закон  – пчеловодство. Летом в отпуске сделал два улья. Одну семью пчёл нашел в роще в большой осине, переселил их в свой улей, и тесть дал отводочек. Так вот с 1977 года стал пчеловодом. Рассчитались с долгом за телевизор и заняли на мотоцикл. Съездил в Эстонию, купил там «ЯВУ»  и на каждый выходной стал на нем ездить в деревню, зимой и летом. Ухаживал за пчёлами,  делал ульи.
 
Кроме того, родителей дом догнивал. Местные плотники не брались, дом большой и работа сложная. Родители попросили меня подрубить. Сказал отцу, чтобы готовил брёвна, цемент и песок. Летом 1978 года приехали мы в отпуск всей семьёй, а у отца брёвна в лесу за 70 километров лежат не привезёны, цемента и песка тоже нет. На следующий день поехали в город за цементом и в карьер за песком. Напротив дома у отца лежали новые телеграфные столбы. Сказал отцу, что мне недосуг тут резину тянуть, забираю твои столбы. Каждый день от тёщи всей семьёй шли на работу. Дочки копошились в песке, а я занимался домом. Вечером шли ночевать в Краснова и так три недели. За три недели четыре нижних ряда заменил на новые, выровнял дом, он и теперь ровно стоит с 1855 года.
 
Устал, осталась неделя отпуска, думаю - отдохну. Утром тесть и говорит: «Посмотри, мы тут с твоим отцом весной начали делать лодку, да доски лопаются, ничего не получается». Посмотрел я, а сам не видал, как лодки делают, приколочены четыре доски, и все лопнули вдоль. Устал, да и не знаю, как лодки делают, говорю тестю: «Вы кокору неправильно вытесали, ничего не сделать». А он: «Кокора в лесу есть сухая и доски есть» Запрягли лошадку, поехали в лес, привезли кокору. Целый день тесал топором по своему разумению, доски выстрогал, положил в озере мокнуть. Делаю лодку, а деревенские мужики то один, то другой с советами. А вы сами-то делали?  Нет, - говорят.

За пять дней сделал лодку, вёсла, уключины в кузнице отковал, покрасил.  Вдвоём с тестем отнесли на озеро. Отличная лодка вышла, лёгкая на ходу. Отпуск закончился, я, «отдохнув», уехал на работу в Череповец, а Галинка, Иринка и Юля, остались в деревне. Каждую пятницу в 18:00, как поезд по расписанию, приезжаю в Краснова, а на заборе у отвода сидят мои дочки! Спали мы на сарае, и у них была очередь заведена, кто спать рядом со мной будет. Папошницы такие были!


Рецензии