Взять быка за рога

В семидесятых годах прошлого столетия работал я главным врачом Облученского района, ЕАО. В районе в то время было: Хинганская и Теплоозерская районные больницы, семь участковых больниц и около двух десятков фельдшерско-акушерских пунктов.
Главным врачом одной из участковых больниц – Кульдурской, в августе 1978 года была назначена Елена Владимировна – молодая доктор, только что закончившая Хабаровский мединститут: маленькая, худенькая, но очень энергичная и деловая по своему характеру женщина.
А через месяц после этого звонит мне Вергилес Яков Моисеевич, заведующий облздравотделом – человек предпенсионного возраста, степенный, с выраженным чувством собственного достоинства, с большим жизненным опытом, и говорит:
– Николай Александрович, когда в последний раз вы были в Кульдурской участковой больнице?
Я ему ответил, что не был там вот уже больше месяца.
– Тогда у меня есть предложение – побывать там вместе завтра: посмотрим, как идут дела у нового главного врача, как она освоилась на новом месте. Вы не возражаете?
Я, конечно же не возражал.
– Тогда завтра утром выезжаем туда: вы – из Облучья, я – из Биробиджана.
…И вот мы уже в Кульдуре. Подъезжаем к Кульдурской участковой больнице – деревянному одноэтажному зданию, огороженному штакетной изгородью. Оповещенная накануне мной по телефону Елена Владимировна уже поджидала нас. После взаимного приветствия и высказывания нескольких фраз на вольную тему, начинаем деловой разговор.
Яков Моисеевич опытный руководитель, много лет проработавший в должности завоблздравотделом, знал о всех проблемах и трудностях, которые встречаются в работе руководителей лечебных учреждений, о тех подводных камнях и рифах, которые могут встретиться на их пути, вопросы задавал тактично, вникая во все дела подробно.
Но а Елена Владимировна отвечала на все его вопросы бойко, со знанием дела. Она сообщила нам о том, что больница к работе в зимних условиях готова: больничная котельная отремонтирована, произведена промывка батарей, топливом запаслись. Проведен косметический ремонт стационара и поликлиники.
После окончания диалога надеваем халаты и идем по больничным палатам. Кругом чисто, уютно. Больные довольны лечением, уходом, питанием. К больничному персоналу никаких претензий нет. А доктором они очень довольны: вежливая, обходительная, лечит хорошо.
После обхода стационара возвращаемся в кабинет главного врача больницы. Яков Моисеевич, не скрывая своего удовлетворения увиденным, сказал:
– Да вы, я вижу, молодец! За короткий промежуток времени много успели сделать. Не раскачиваетесь, как некоторые руководители больниц, а сразу берете быка за рога.
После вышесказанного мы все трое громко расхохотались. Яков Моисеевич и Елена Владимировна вскоре смеяться перестали, а я успокоить свой смех никак не мог. И если на какое-то мгновение утихал, то, представив себе огромного быка и худенькую маленькую женщину, держащую эту громадину за рога, я снова начинал заразительно хохотать. Неудобно было за свое поведение и перед Яковом Моисеевичем – своим руководителем, и перед Еленой Владимировной – своей подчиненной.
Но перед глазами снова и снова вставал огромный бык с внушительными рогами, и маленькая хрупкая доктор, вцепившаяся ему за рога – и я вновь заливался заразительным смехом, понимая, что могу навлечь на себя гнев начальства и обиду Елены Владимировны.
…И все же разум победил эмоции. Я понял, что если сейчас же не прекращу этот свой идиотский смех, похожий на истерику – может произойти что-то непоправимое. Я сделался снова серьезным, как подобает в таких случаях быть руководителю здравоохранения района, извинился перед коллегами за свое недостойное поведение. И все встало на свое место.
…И даже сейчас, по прошествии с той поры и с того события много лет, я снова и снова задаю себе вопрос: «А была ли тогда причина у меня для такого заразительного, неудержимого смеха»? И все же думаю, что была: уж очень разные весовые категории между огромным быком и хрупкой, маленькой женщиной, держащей его за рога.


Рецензии