Мой друг алкоголик

Много бед несет людям алкоголь: это и гибель людей в автомобильных катастрофах, и увечья в результате производственных и бытовых травм, и разбитые семьи, и загубленное детство. Но самыми трагическими считаю случаи, когда человек становится хроническим алкоголиком. Когда он из умного, трудолюбивого, красивого, порядочного человека превращается в ничтожество. Об одном таком случае мне и хочется рассказать.
…В семидесятых годах прошлого уже теперь века работал я главным врачом больницы в одном из горняцких поселков. И жил тогда же в этом поселке Саша: молодой, красивый, интересный во всех отношениях мужчина. Закончил он с отличием московский институт металлов и сплавов. Много лет работал инженером на приисках в Магаданской области. Там он и пристрастился к алкоголю. А пили в тех краях в то время в основном спирт: и в разведенном виде, и в чистом.
В наш горняцкий поселок Саша прибыл, будучи уже крепко сидящим на крючке у алкоголя, но все еще был полон сил и энергии. И его сразу же приняли на работу горным мастером на шахту «Капитальная».
Мы с Сашей познакомились, подружились. Было у нас с ним много общих интересов. Мой друг был заядлым шахматистом, и в свое время имел первый разряд по этому виду спорта. Неплохо играл в шахматы и я. И вот, бывало, как усядемся мы с ним за шахматный столик, то пока партий семь-десять не сыграем, не угомонимся. Саша тяготел к комбинационной игре, любил жертвовать фигуры. И надо справедливо отметить, что победителем в этой интересной и захватывающей игре чаще был мой друг.
Имел он первый разряд и по лыжам, неоднократно защищал в свое время честь института по этому виду спорта. Мы с ним в соревнованиях не участвовали, но очень любили прогуляться на лыжах в морозные зимние деньки по субботам и воскресеньям в окрестностях поселка, подышать чистым, ядреным воздухом. И здесь он превосходил меня в своем мастерстве.
В горняцком профилактории был установлен бильярд. И здесь мы с Сашей нередко состязались в единоборстве, стараясь забить друг другу как можно больше красивых шаров. Больше шаров, конечно же, забивал он мне.
По своей натуре Саша был истинным русским интеллигентом, что не так уж часто встречается в наше время. Он никогда не сквернословил, не грубил, не ссорился по пустякам ни с товарищами по работе, ни с соседями. Много читал, и был большим эрудитом. И когда мы заводили с ним разговоры, а иногда и споры о литературе, об искусстве, о политике, то я всегда ловил себя на мысли: и здесь он значительно опережает меня.
Так было в первые годы нашего знакомства. Затем Саша постепенно, но уверенно стал сдавать свои позиции. Из-за пьянок и прогулов его сначала из горных мастеров перевели в бригадиры. Но и на этой должности он долго не удержался, и стал работать рядовым электриком.
А надо заметить, что пил мой друг запоями. Неделю-полторы пьет, после чего месяца полтора-два в рот не берет спиртного. А после этого снова уходил в очередной запой. Электриком он был отменным, поэтому на шахте с таким положением дел долго мирились. Но всему есть предел, и его с работы уволили.
Жил Саша в деревянном частном доме с матерью-старушкой. Женат никогда не был. Мать его, старенькая, маленькая, щупленькая женщина, очень переживала за своего сына, очень его любила и жалела. И когда мы встречались с ней в поселке, она всегда мне с горечью говорила: «Доктор, а Саша опять пьёт. И что мне с ним делать? Ничего не ест – только все пьёт, и пьёт».
А через некоторое время мать моего друга умерла, и остался Саша совсем один. И запои стали повторяться все чаще и чаще, и длились они все продолжительнее. Теперь, когда матери у него не стало, я частенько стал заходить к нему. Выглядел мой друг во время запоя страшно: худой, бледный, заросший густой щетиной, с трясущимися руками он вызывал у меня только чувство жалости. И каждый раз Саша умолял меня:
– «Коля, сходи пожалуйста в магазин, и купи мне бутылку водки, три бутылки пива и три пачки сигарет».
И я шел в магазин, и выполнял всегда просьбу друга. А что делать? Иначе из запоя он не выйдет. Иногда покупки делал на его деньги, но нередко и на свои. Долг Саша всегда отдавал, считая это делом чести. Когда я возвращался из магазина с покупками, Саша снова обращался ко мне с просьбой:
– Коля, открой пожалуйста бутылку и налей мне полстакана водки.
Я выполнял и эту просьбу друга, так как сам он это сделать был не в состоянии – мешал тремор. Дрожащими руками он подносил стакан с водкой ко рту и с жадностью его опустошал, после чего закуривал сигарету. Вообще Саша не курил, но во время запоя смолил одну сигарету за другой. И ничего не ел. Из живности у Саши была только собака – огромная немецкая овчарка. Во время каждого визита я её кормил: крошил в таз большими ломтями хлеб, заливал его водой и подавал это ей. Собака с жадностью набрасывалась на еду и опустошала таз в считанные минуты.
Но проходил запой. И Саша снова становился культурным, интеллигентным и обаятельным мужчиной. И снова мы с ним играли в шахматы, сражались в бильярд, в летнее время собирали грибы, купались, загорали. Зимой совершали лыжные прогулки в окрестностях поселка. Однако было заметно, что Саша как личность, постепенно деградирует: потеряли былую яркость его шахматные комбинации, значительно уменьшилась скорость на лыжне, поблек его неиссякаемый юмор.
И надо отметить еще один факт: злоупотребляя алкоголем в течение многих лет, Саша ни разу не побывал в медвытрезвителе, в чём, безусловно, еще раз проявилась его интеллигентность. Я не однократно предлагал ему лечиться от алкоголизма в нашей местной больнице. Но он всякий раз от этих моих предложений отказывался категорически. А вот лечебно-трудового профилактория ему избежать не удалось.
Кто помнит события тех лет, тот знает, что в те годы появилось постановление партии и пра-вительства об усилении борьбы с пьянством и алкоголизмом. В нашей стране начали строиться лечебно-трудовые профилактории для лиц, злоупотребляющих алкоголем. В один из них и был направлен мой друг. Возвратился в свой поселок из лечебно-трудового профилактория Саша через полгода. В нем трудно было узнать моего друга - интеллигента, эрудита, умницей. Это был опусто-шенный, надломленный как физически, так и морально – больной человек.
…Давно уже нет моего друга в живых. А виной тому – алкоголь.


Рецензии