Маркетинговая штучка

     Их судьба свела дважды. Второй раз через шесть лет.

     Она, хорошо и со вкусом одетая, очень нравилась себе. Но больше всего она гордилась тем, что к своим сорока годам сделала успешную карьеру в косметической фирме "Летумэй" и стала богатой. Этот путь был не прост, она много вкалывала, но зато она может теперь позволить себе приехать сюда на крутой иномарке и жить в номере люкс лучшей гостиницы города. "Смотрите, как я успешна", - говорил её весь внешний облик и соответствующие манеры.
     В этот город она приехала, чтобы оживить работу своей "паствы". Она всего в полушаге от новой ступеньки на карьерной лестнице компании, и ей очень важно, чтобы лидеры и консультанты её ветви в летумэевской сети поскорее вознесли бы её на новый желанный пьедестал. Потому она и ездит то в один, то в другой, то в третий город.
     Ага, в фойе гостиницы её уже ждут, сидят в зелёном уголке на мягкой мебели. Собравшихся жалкая кучка. Это неприятно. Она рассчитывала на более солидную группу консультантов. Из лидеров - одна Таня, из «малиновых жилетов» - двое. Но она не должна показывать, что разочарована. Нет, она всегда должна быть само обаяние и сама приветливость. Таков кодекс фирмы. Во всех ситуациях она должна излучать только положительные эмоции.
     Но за годы работы в фирме она открыла для себя ещё один «конёк», который уверенно вёл её к успеху: она всегда  д-о-л-ж-н-а  п-р-о-б-у-ж-д-а-т-ь  у консультантов з-а-в-и-с-т-ь к себе, к своему положению и финансовым возможностям,  и такой силы зависть, которая стала бы двигателем их деятельности на её благо и на их, конечно, тоже. Поэтому и в эту встречу должна постоянно пробуждать внимание собравшихся консультантов к своему роскошному виду, к тому, как она уверенно и небрежно держится среди мельтешащих вокруг неё служащих гостиницы, как они услужливы перед ней.
     Ну вот, все процедуры по оформлению заранее заказанного номера завершены, муж и сын в сопровождении портье отправились в предоставленные апартаменты. Пора подойти к этой жалкой кучке молодых «красавиц», рвущихся ближе к летумэевскому Олимпу. Гляди-ка: среди них женщина в изрядно зрелом возрасте. Таких консультантов бывает немного. А лицо её знакомо. А, потом разберётся, кто это.
     - Как я рада видеть вас, звёзды мои. Как люблю вас! - и она, стараясь широко улыбаться и излучать дружелюбие, положила руку на плечо девушке, возле которой остановилась.
     - Здравствуйте, Мила, - нестройно услышала она в ответ.
     А женщина в возрасте лишь улыбнулась, отметила она. И взгляд у неё какой-то особенный. Пристальным не назовёшь, любопытным тоже. Внимательный, что ли? А, какая разница! Главное то, что эта женщина здесь. Значит, она уже зацеплена, теперь надо придать ускорение её работе. "Но лицо мне знакомо. Наверное, она уже давно консультант, только редко приходит на встречи. Куртка на ней модная. Значит, денежки есть. Это хорошо", - оценила Мила, во всё время короткого размышления не стирая с лица широкой улыбки.
     - Идёмте со мной, дорогие мои леди. Номер 219.
     - Погоди, Мила. Нам ещё одежду снять надо, - остановила её Таня.
     Консультантки направились туда, где за барьером стоял высокий молодой человек, которого по телосложению естественнее в кузнице молотобойцем встретить, чем слугой, услужливо расшаркивающимся перед дамами. Он очень вежливо принял от них куртки, повесив их на плечики, головные уборы, разместив их на полку над одеждой, и зонты, обременив ими изящную металлическую вешалку-стойку.
     - Номерки мы не даём, - предупреждая возможный вопрос, извиняющимся тоном сказал он загадочной для Милы женщине, передававшей свои вещи последней. – Но, если нужно, то на ваших плечиках номер пять.
     - Таня, ты не плохую гостиницу мне заказала, - похвалила Мила своего лидера, когда повела кучку в глубь покоев гостиницы. – Мне здесь нравится. Интерьер, ковры – всё супер. А вам, мои красавицы, тоже нравится?
     "Пробуждать, пробуждать надо зависть к моим возможностям!" - почти не фиксируясь сознанием, мелькнула в ней мысль. Эта линия в её поведении настолько привычна, что стала чертой характера, она уже без усилия ведёт себя так, как, считает, ей нужно для успешного развития бизнеса в "Летумэй".
     - Девочки, и здесь тоже супер!- восторженно оценила она номер, когда осмотрела его. Естественно, она бывала в более роскошных номерах, но надо подогревать, подогревать зависть к себе. – Вы согласны со мной? Ванна - просто чудо. Большая и с массажем.
     Все гостьи, улыбаясь, кроме женщины, скромно промолчали. Они, сняв обувь у входа, уже расположились на диване и на креслах возле журнального стола, терпеливо ожидая, когда Мила начнёт с ними свою программу.
     - Олежек, найди нам вэбинар в ноутбуке, - обратилась она к мужу. – Он уже начался. 
     Тот, поднявшись с широченной кровати, покрытой дорогим покрывалом, вышел из спальни, и перед женщинами появился ноутбук с открытой крышкой. Он был небольшой, и Мила, стремившаяся вокруг себя каждой деталью производить на подопечных ей женщин эффект, снова обратилась к мужу.
     - А ты мог бы подключить его к телевизору?
     - Я не взял переходное устройство, забыл, - ответил он уже из спальни.
     - Ну, как ты мог забыть? Ты же со мной не в первый раз в поездке, - с лёгкой укоризной проговорила она, хотя была в большой досаде, но нельзя демонстрировать гостьям даже небольшую семейную перепалку. У неё во всём должен быть образец успеха! И поэтому муж у неё тоже самый замечательный! К успешным женщинам прилипают только лучшие мужчины!
     Мила в раскованной позе устроилась на кресле, привычно удерживая на лице приветливую и доброжелательную улыбку. Все со вниманием уставились в ноутбук. Но связь оказалась плохой. Звук то пропадал, то возникал снова. Вот он пропал надолго.
     - Я вижу, прослушать вэбинар у нас сегодня не получится. Давайте чаю попьём. Вы же знаете, что я только из Африки. Ездила с семьёй в Египет. Во Франции была пересадка на другой самолёт, и там я купила бельгийский шоколад. Вкусный необыкновенно!
     Все промолчали, но Мила поднялась с кресла и проследовала в спальню, где находился телефон.
     - Жемчужинки мои, вам какой чай: чёрный или зелёный? – послышалось оттуда.
     "Жемчужинки" пожелали и тот, и другой.
     - В следующий раз в Барселону поеду. Это в Испании. Люблю путешествовать. Уверена: и у вас будут путешествия, 4 раза в год. Надо только мечтать и действовать. И мечты сбываются! – продолжала заряжать энтузиазмом Мила.
     В дверь номера постучали до удивления скоро. Сынишка Милы, который только что успел переодеть футболку, самостоятельно покопавшись в своём рюкзаке, первый рванулся открывать дверь.
     На пороге показался невысокий официант с подносом в руке. В белой рубашке и чёрной  паре – жилет с брюками - он выглядел строго и аккуратно. Оглядевшись и оценив ситуацию, не решился накрывать журнальный стол, а всё с подноса: и чайники, и чашки - составил на столешницу буфета.
     - Сколько вам должна? – спросила Мила.
     - Вы можете заплатить за чай не сразу, а при выезде из гостиницы, - вежливо ответил официант. – Только распишитесь вот здесь. Ваш чек будет находиться у дежурной в вестибюле.
     - Да, лучше я потом за всё заплачу, - согласилась Мила, сообразив, что различные заказы ей придётся ещё делать.
     Молодой человек галантно поклонился и вышел.
     "Неплохо обслуживают, - оценила про себя Мила. – Это очень хорошо. Пусть девушки захотят жить так же, как я".
     - А здесь красиво, - словно бы делая небрежное заключение по обстановке номера, с обаятельной улыбкой проговорила Мила, снова опустившись в кресло. – Половое покрытие какое мягкое! Так и хочется босиком по нему походить. А вы берите шоколад. Я же говорила вам, что он бельгийский, - подчеркнула она. - Просто тает во рту.
     Гостьи потянулись к коробке с какими-то непонятными фигурами из шоколада.
     - Если вы что-то нового от меня сегодня не услышите, радуйтесь этому. Значит, на своей ступеньке вы познали теперь всё и вам надо переходить на новую ступень. Совсем недавно я была на семинаре для самых успешных лидеров и впервые ничего нового для себя не взяла. Сначала огорчилась, зря съездила, а потом поняла: значит, все секреты в моей работе мне известны. Это же замечательно!
     Женщины, отпивая чай маленькими глотками из изящных белых чашек, внимательно слушали свою наставницу.
     - В руководстве нашей компании появились два новых человека, - начала Мила реализовывать свою программу. - Один из них молодой мужчина, Кириллом зовут. Он не по ступенькам взобрался, его назначили. Работал уже в трёх компаниях и проявил себя отличным организатором. Так вот своей непосредственной начальнице Римме Васильевне он, нарисовав параболу успеха, прямо сказал... Костик, где моя красная планшетка? И фломастер какой-нибудь дай. Я сейчас вам её нарисую.
     "А сын у меня послушный. Сразу бросился выполнять мою просьбу. Пусть видят и понимают, что успех в "Летумэй" – это успех во всём, это совершенно другой уровень жизни".
     - Вот смотрите на этот график. Линия вверх – это линия успеха. Стрелка по горизонтали – это линия "необходимость". На параболе четыре точки. Верхняя точка на стороне, которая ближе к вертикальной линии, - это тот успех, которого вы желаете достигнуть в новом деле. Но опыта в достижении цели у вас ещё нет. Поэтому вторая точка на параболе, на этой же стороне, значительно ниже, она отражает ваши возможности. То есть, "хочу" и "умею" у вас находятся в противоречии. Многие на этой стадии опускают руки. Именно здесь каждому нужна поддержка. Кирилл так и сказал Римме Васильевне, что, когда он окажется в этой точке, чтобы она помогла ему. А дальше до третьей точки идёт процесс накопления опыта. Вот эта впадина в параболе как раз отражает этот процесс. Опыт накоплен, и человек взмывает к своему успеху - к четвёртой точке. По количеству точек эту параболу делим на четыре части, на четыре участка. Каждому, кто идёт к новой цели, важно понимать, на каком участке он в данный момент находится.
     "Вижу, что им интересно. Хорошо, что Римма Васильевна рассказала про эту параболу. Хоть что-то новенькое им сейчас дала. А то на каждой встрече талдычу одно и то же: как зацеплять косметикой да охмурять в консультанты. Внимательно слушала и эта женщина в возрасте. Кажется, раньше я видела её у Наташи Дан, но как зовут, не могу вспомнить. И тогда она была худее".
     - Но часто бывает так, что, оказавшись в третьей точке, человек не хочет достигать своей цели. На нашем графике – это подниматься по правой части параболы вверх. Почему, мои самые прекрасные леди?
     Мила обвела всех взглядом и обратилась к девушке в малиновом жилете, сидевшей в кресле рядом:
     - Почему, Олеся?
     - Устал, интерес потерял, - ответила она после короткого раздумья.
     - А ты как считаешь? - обратилась Мила к другому малиновому жилету, не назвав девушку по имени, которого, по-видимому, не вспомнила.
     Та тоже на некоторое время задумалась, ответив вопросом:
     - Может, другая цель появилась?
     - Правильно. А если это так, то для него всё начинается сначала. Он снова оказывается на первом участке "хочу", - Мила ткнула фломастером в первую точку, - и опускается во второй, где у него нет ещё умений и опыта. И так происходит всегда.
     Мила торжествующе с не исчезающей с лица улыбкой снова обвела всех взглядом. "Вот видите, какую интересную информацию вам сообщила", - говорила её довольная физиономия.
     - Как часто приходится слышать, что трудно набирать новичков в консультанты. Думаете, мне было легко делать первые шаги? Но я очень хотела быть успешной, и поэтому, когда была во второй точке, настойчиво пошла к своей цели. И, как видите, успеха я добилась. А помнишь, Таня, десять лет назад в каких условиях проходили наши первые встречи, когда я приезжала? Помещение тёмное, холодное, окно разбито. А теперь мы сидим в номере люкс. И каждый может этого достигнуть. Я уверена, что все вы сможете быть лидерами. Вы не подозреваете, какой вы клад для самих себя. Вы супер!
     А женщина засобиралась уходить. Ей неинтересно?
     - Уже четвёртый час. Я говорила Тане про дела. Боюсь опоздать.
     - Ира, мы раздевались внизу, - напомнила Таня, заметив её растерянность у шкафа в поисках куртки.
     "Ира! Да, да, её зовут Ира. Вспомнила! Это мать Светы. Она кандидат каких-то наук. Работает в институте".
     - Ира, я знаю, что у вас несколько научных работ. И каждый раз вы проходили путь, отражённый в этой параболе. Ведь так?
     - Нет. Уже с первой работы изначально знала, что справлюсь. Сомнений у меня не бывает, - ответила Ира неторопливо, словно подвергая строгой оценке каждое своё слово.
     - Но так не может быть! – не согласилась Мила довольно эмоционально, но белозубую улыбку сиять оставила.
     - Просто период ученичества прошёл в аспирантуре, - чётко проговаривая каждое слово, опровергла Ира сомнения Милы. – Извините, что не могу быть дольше, ждут дела, но встреча с вами спустя несколько лет мне была приятна. Вашему сынишке сколько сейчас?
     - Семь исполнилось.
     - Когда я видела вас последний раз, ему не было ещё и года. Мне приятно было увидеть его таким большим. Хороший мальчик.
     - Но гиперактивный, как теперь говорят.
     - Да, он подвижен, но умеет сам себя занять, и это хорошо. И муж у вас тоже хороший. Извините, мне пора.
     Мила с интересом, по-новому наблюдала за преподавательницей института, которая у дверей надевала зимние полусапожки. "А брюки у неё не новые. Подрастянулись, уже не по фигуре сидят. Полусапожки на сплошной подошве, грубоватые, немодельные. И видно, что зимние, а на улице уже весна. Как была шесть лет назад плохо одетой, так и сейчас можно то же сказать. Кандидат наук! Разве это успех? Наверное, к морю раз в пятилетку ездит.
Занималась бы косметикой, за шесть лет до лидера бы уже доросла, ежемесячный доход в сто тысяч бы уже имела".
     Вскоре простились и молодые консультантки.
     Оставшись с Таней наедине, чтобы обсудить программу завтрашнего дня, Мила доверительно высказала:
     - Я заметила, что ты с Ирой дружна. Зачем? Если хочешь быть успешной, ты должна создавать вокруг себя ауру успешности. Об этом мы настойчиво твердим на всех семинарах. Надо общаться с успешными людьми, а по Ире чувствуется недостаток средств. Говорит растянуто, неэнергично, и не чувствуется в ней желания заниматься косметикой. Она не наш человек. Я не люблю таких. Её влияние на твою ауру может оказаться негативным, а значит, и на твой успех. Надо быть избирательнее в друзьях.
     - Но Ира тоже по-своему успешна. Она напечатала несколько научных работ, в институте её уважают.
     - Уж не хочешь ли ты сказать, что консультантов мы должны ориентировать на разные виды успеха? Тогда с кем работать будем?
     - Мила, я всё это хорошо понимаю. Но с Ирой рядом я бываю довольно редко. Она старше меня и по-своему умна. Общение с умным человеком, считаю, тоже приносит пользу, оно обогащает. Не думаю, что общение с ней помешает моей карьере.
     - Пожалуй, в твоих словах есть доля правды. Хотя за последние десять лет я ни одной книги не прочитала, но это не мешает мне расти. И всё равно помни: богатым людям надо дружить с богатыми людьми или хотя бы с умными. Бедные люди нам не пара. По роду нашей деятельности нам приходится общаться с бедными, потому что и среди них находятся желающие пользоваться нашей продукцией, но дружить с ними мы не должны.

     В тот день была любимая суббота, единственный день, когда Ирина Викторовна позволяла себе расслабиться, перевести дух перед новой рабочей неделей, которая начиналась у неё с воскресенья – с подготовки к учебным занятиям в институте или работы над очередной научной статьёй. Преподавать и писать ей очень нравилось. И хотя за свой труд она получала от государства смешную зарплату и поэтому не могла позволить себе ничего лишнего, но работа была по её духу, и гоняться за длинным рублём, на что нацеливала зарубежная компания "Летумэй", ей было не по сердцу. Кроме того, здравый смысл подсказывал ей, что добиться успеха, если находишься не у истоков данного вида маркетинговой сети, почти невозможно и что за быстрым успехом, какой обещают лидеры сети, сразу потребуются такие финансовые вложения, что легко окажешься в долговой яме. Если и быть участником, то только для собственных нужд.
     На встречу с Милой она отправилась по просьбе дочери, которая, будучи новичком в "Летумэй", очень переживала, что не сможет принять участия в мероприятиях первого дня приезда Милы. По правде говоря, Ирине были неинтересны летумэевские учёбы и она была рада, что в 16 часов с мужем должна была быть на открытии художественной выставки, что позволяло ей под благовидным предлогом покинуть организованное занятие, но взглянуть на Милу ещё раз хотелось.
     Несколько лет назад в женском стремлении выглядеть красивее и моложе своих лет Ирина, поверив в чудодейственную силу косметической продукции компании "Летумэй", оформила себя консультантом в группе Тани. Это было не дешёвое для неё удовольствие, но чего ни сделаешь ради того, чтобы подольше оставаться привлекательной.
     Милу, миловидную блондинку, хрупкую и всегда улыбающуюся, в то время она видела несколько раз. С консультантами из группы Тани она проводила обучение, как пользоваться косметикой "Летумэй" и как делать новые успешные карьерные шаги в компании. И всегда все свои выступления сводила к одной мысли: как хорошо жить, когда зарабатываешь много.
     - Дочь учу в частной школе. Очень престижной. Детей своих к этой школе обычно папы на машинах подвозят, а я свою подвожу сама. Так учителя и ученики из окон выглядывают, чтобы посмотреть на маму-миллионершу. Зима на носу. Зашла в магазин, чтобы шубку купить. Выбрала самую дорогую. Смотрю на себя в зеркало – и любуюсь. Если бы я не занималась косметикой "Летумэй", разве я смогла бы себе это позволить? А дочь после окончания школы отправлю учиться за границу, но ещё не определилась куда.
     - Вы сами подумайте, что хорошего у меня могло бы быть в жизни, если бы я продолжала работать в парикмахерской. Каким бы супер профессионалом я ни была, столько денег, как в "Летумэй", я никогда бы не заработала. Когда мои дела пошли в гору, мне сразу попался хороший муж. Успешность притягивает людей. Сейчас он мне помогает. Он развозит по городу заказы моих клиентов.
     - Это платье я купила совсем недавно. Как сидит? – кокетливый вопрос к собравшимся. - Мне оно понравилось сразу. И тут же пошла в обувной и ювелирный, чтобы подобрать к нему туфли и кулончик. Когда имеешь деньги, можно удовлетворить любую прихоть. Свои деньги дают независимость от мужчин. И это их задевает. Они тянутся к уверенным в себе женщинам. С деньгами спутника в своей жизни будете выбирать - вы.
     Через два года Ирина Викторовна отошла от летумэевских дел, не было у неё финансовых возможностей каждые три месяца делать заказ на косметику, а новичков, с заказов которых проценты капали бы в её карман, вербовать не тянуло: манила её душа к книгам, к письменному столу, к чистому листу и ручке. И теперь ей было очень интересно вновь встретиться с Милой, тем более что дочь рассказала, какие трудности преодолела Мила в своей молодости, какие умные советы даёт ей для решения житейских проблем. Благодаря этим рассказам, облик Милы рисовался Ирине более глубоким и интересным.
     В этой новой гостинице – реставрированном здании средневековой гражданской архитектуры - она была первый раз и даже не подозревала, что в её городе могут быть такие роскошные отели. В вестибюле, кроме бармена за высокой стойкой и двух девушек за стойкой ниже, никого не было. Оглядевшись, Ирина подошла к девушкам. Вскочив со своих мест, они посмотрели на неё так преданно и так услужливо улыбнулись, словно она была хозяйкой этой гостиницы.
     - Здравствуйте. Здесь должен проводиться семинар по косметике. Скажите, куда мне следует пройти.
     - Добрый день. Мы об этом ничего не знаем. А кто проводит? – спросила девушка ниже ростом.
     - Людмила Северцева. В этом отеле у неё заказан номер.
     - Минуточку, сейчас посмотрим, - и девушка уставилась в ноутбук. – Да, номер заказан, но Северцева ещё не вселилась. Подождите ещё секундочку, я сейчас поинтересуюсь насчёт семинара, - и она скрылась за дверью, которая была за её спиной.
     - Вы не волнуйтесь. Северцеву можете подождать в уголке для отдыха, - и другая девушка головой указала в сторону белых диванов и белых кресел вокруг журнальных столов со стеклянными столешницами. – Мебель у нас мягкая, удобная.
     - А сколько стоит проживание в вашей гостинице? – любопытно всё же.
     - Здесь, в главном корпусе, четыре с половиной тысячи рублей в сутки на одного человека, в корпусе бизнес-класса – три с половиной.
     "Да. Не по моему карману", - подумала Ирина.
     Вернулась первая девушка.
     - Вы извините, но заявки на семинар на сегодняшнее число никто не подавал.
     - Должно быть, это частная встреча, - предположила Ирина. – Спасибо.
     Лишь Ирина присела, как появилась Таня, высокая и красивая, за ней вскоре две девушки с яркими малиновыми губами, под расстёгнутыми куртками которых виднелись малиновые жилеты, говорившие об их определённом статусе в компании, и одна консультантка невзрачной внешности, которую не смог украсить даже макияж, наложенный по всем правилам визажа.
     Наконец, появилась Мила. Она ничуть не изменилась. Всё такая же худенькая и изящная. Эффектно одета в модные дорогие сапожки на высоком каблуке и дорогое демисезонное полупальто. За ней хорошо одетый мальчик лет шести и стройный мужчина в джинсах, рядом с ней казавшийся высоким. Их вещи – чемодан на колёсиках и дорожную сумку – держал носильщик в форменной одежде, неизвестно откуда появившийся.
     К стойке регистрации Мила подошла как повелительница, воспринимающая великолепный дизайн вокруг и сервис как само собой разумеющееся. Отдав девушкам паспорт для регистрации в гостинице, она оглянулась. Широкая белозубая улыбка сразу прилепилась к её лицу, когда она увидела знакомые лица.
     Получив ключи от номера, муж с сыном в сопровождении носильщика отправились к месту временного обитания семьи, а Мила подошла к ним.
     Её приветствие было общим для всех, она не выделила Ирину. "Неужели забыла меня? А внимания мне уделяла много. Уж очень хотела, чтобы я собрала группу и стала лидером", - подумала Ирина Викторовна, с интересом разглядывая её.
     Лицо было ухожено и выглядело молодо, но возрастные изменения всё равно были заметны: глаза стали немного впалыми, от них при широкой улыбке разбегались тонкие лучики морщин. А в остальном она была прежней. Те же словечки в устах: "супер", "леди", "звёзды", они вызывали у Ирины улыбку. Особенно "супер", которое, по её мнению, больше приличествовало подростковой среде, но никак не зрелой женщине с претензиями на светскость.
     Оказавшись в номере Северцевых, она вслед за Милой оглядела апартаменты. Ей был любопытен уровень хорошего сервиса в её городе. "Очень даже неплохо. За четыре с половиной тысячи сойдёт", - решила она.
     Присев на диван, Ирина продолжила наблюдать за Милой и её семьёй. Муж, взяв в руки журнал, растянулся на широченной кровати, на которой, не тесня друг друга, в ряд могли бы уложиться человек пять - не кровать, а поле для гольфа. Сынишка, играя сам с собой, носился из одного конца номера в другой. "Родителей не отвлекает. Неплохо воспитан. А ко мне Мила никак не обращается. Ласкает взором, как всех, а по имени не называет. Неужели не вспомнила?"
     - Вэбинар должен уже идти, - сказала Мила, обращаясь к Тане. – Сейчас мы к нему подключимся.
     Но с техникой, по-видимому, она была не в ладу, потому что обратилась за помощью к мужу. Из-за постоянно обрывающейся связи прослушать вэбинар по ноутбуку не удавалось, и Мила, придав своей улыбке радушие, предложила чай. Согласие было молчаливым.
     Королева номера направилась в спальню, где на прикроватной тумбочке стоял телефон. Тоном дамы, для которой самый лучший сервис не есть что-то необычное, она сделала заказ. Но даже и в этом действии Ирина прочитывала стремление Милы продемонстрировать перед женщинами, как хорошо быть богатой. "Смотрите на меня, - как будто говорили её голос и манера ведения диалога с невидимым служащим, - как мне всё доступно и всё возможно. Я не считаю копеек. Стремитесь и вы к такому финансовому благополучию".
     - Чай принесут в двух заварочных чайниках – с зелёным и чёрным, - пояснила она гостьям, когда снова присоединилась к ним. – Давайте ноутбук уберём. Сейчас я угощу вас бельгийским шоколадом.
     В дверь номера постучали.
     - Это чай принесли! – радуясь своей догадке, возвестил Костик и побежал открывать дверь.
     "Так быстро", - чуть удивилась Ирина.
     Разлив чай по чашкам, Мила поставила их перед своими гостями.
     - Берите шоколад, - предложила она им, раскрыв коробку, похожую на упаковку для конфет.
     В коробке оказались какие-то непонятные фигурки. Ирина взяла одну из них. Шоколад был настолько нежный, что таял во рту, и вкусный.
     - Никогда раньше не носила балетки, но почему-то захотелось их купить. Оказывается, ничего, можно в них ходить, - услышала  она как будто бы наивно-простодушный голос Милы, за которым последовал лёгкий и тоже наивно-простодушный  смешок.
     Ирина опустила взгляд на пол. Ноги Милы в чёрных аккуратных туфельках-тапочках с бантиком были вытянуты так, чтобы их могла видеть Таня, сидевшая напротив. Именно к ней, казалось, были обращены слова Милы, но за детской непосредственностью тона Ирина почувствовала нарочитую демонстрацию своей обуви: балетки выглядели дорогими.
     "Ни с того ни с сего заговорить об обуви. Зачем? Опять милое давление на публику, чтобы всем захотелось иметь возможность удовлетворить любой свой каприз, как это теперь может она?" - чуть насмешливо подумала Ирина. Ей становилось всё забавнее наблюдать, как Мила в каждое своё действие ввёртывала элемент, пробуждавший бы зависть к её успешности.
     Ирина перевела взгляд на ноги консультанток и свои. Наверное, каждая из них сделала то же самое. Ноги консультанток были в колготках телесного цвета. На ногах Олеси туфли на невысоком тонком каблуке. "Молодец какая. Догадалась сменную обувь с собой прихватить", - подумала она одобрительно. Своих же ног она чуть застыдилась. Её чёрные носки из хлопка, выглядывавшие из-под брюк, выглядели неряшливо по сравнению с колготками, аккуратно обтягивавшими ноги молодых женщин. "Уже весна на дворе, а я всё по-зимнему в носках. Можно же было снять их и тоже остаться в колготках. Совсем дичаю со своей работой", - осудила она себя.
     - Ну, что ж, девочки. Раз вэбинар прослушать не удалось, давайте перейду к своей программе.
     Милин психологический тренинг с применением графика показался Ирине весьма полезным, по крайней мере, дочери перескажет обязательно. Не пора ли уходить? И в это время зазвонил её мобильный телефон. Достав его из сумки, она снова испытала неловкость: "Смартфоны уже входу, а я всё стареньким пользуюсь. Опять же к новому привыкать надо, а мой "Nokia" так удобен". На экране увидела слово "муж".
     - Ты где сейчас? – начал он в своей напористой манере, не дожидаясь её привычного "слушаю".  – Уходи, не задерживайся. Не занимайся ерундой. Я уже собрался. Жду на площади, как договорились. После выставки зайдём к Герасимовым. Володя только что звонил. Надя рыбу запечёт. По пути купи батон. У них, как знаешь, часто бывает - на столе может быть всё, чего хочешь, кроме хлеба.
     - Я подойду без опоздания. Не беспокойся.
     Она поспешила прервать разговор, чтобы не затягивать вежливое молчание окружающих.
     - Мне пора уходить. Прошу извините. Я говорила Тане, что до конца занятий остаться не смогу. Меня ждут в другом месте.
     Ирина поднялась с дивана. "А Мила так и не вспомнила, как меня зовут", - подумала она. Осторожно пройдя между журнальным столом и двумя консультантками, она направилась к шкафу-купе, двинула одной створкой, другой, но своей куртки не увидела.
     - Ира, мы раздевались внизу, - напомнила Таня.
     - Простите, Мила, мою рассеянность, - тут же извинилась перед хозяйкой номера Ирина и заметила, как мгновенно, словно взмах крыла, озарилось узнаванием и снова прежним стало её лицо.
     - Мы шесть лет не виделись, и вы, естественно, забыли меня, - понимающе проговорила Ирина
     - Нет, нет, Ира. Я вас очень хорошо помню, - стараясь придать своему тону убедительность, ответила Мила.
     - Мне было приятно увидеть вас снова. Увидеть вашего мужа и вашего сына. Когда мы встречались последний раз, ему было всего несколько месяцев.
     - А разве мужа вы раньше не видели?
     - Нет. У вас и хороший муж, и хороший сын.
     - Спасибо. А как наше занятие? Понравилось?
     Ирина чуть задумалась, а потом, немного растягивая слова, как она это делала на лекциях, чтобы студенты успевали записывать за ней, ответила:
     - Да, психологический тренинг любопытен.
     - Согласитесь, что, когда вы работаете над своими статьями, вы проходите через четыре точки этого графика.
     - Нет. Может, в других делах да, а, начиная статью, я не испытываю растерянности, я сразу знаю, как начать и что из моей работы выйдет. Извините, что до конца не была с вами. Завтра, к сожалению, тоже не смогу быть.
     По правде, Ирина ни о чём не сожалела, но из вежливости надо было сказать такие слова.
     Она шагнула к дверям и, надевая свои полусапожки, опять почувствовала некоторую стыдливость, потому что Мила пристально разглядывала её. Обувь Ирины была зимней и не модельной. Покупая подешевле, она полагала, что под брюками голяшки всё равно скрыты, но сейчас, пока они не на ногах, вся их грубоватость была на виду.
     За дверями номера она вдруг окунулась в необыкновенно мягкие чудные звуки музыки. С каждым шагом они становились слышнее. Ирина чувствовала, как они обволакивали её, приподнимали над красивыми коврами, раздвигали стены, устремляли в полёт. В холле она увидела трёх музыкантов солидного возраста во фраках, которые, не отрывая взглядов от нот, своими инструментами создавали волшебную мелодию, заставлявшую зачарованно остановиться и растаять в нежных звуках незнакомой ей музыкальной пьесы. Пожалуй, это было самое неожиданное и самое яркое впечатление от пребывания в этом новом отеле.
     Ирина Викторовна вышла из гостиницы и остановилась. Она неторопливо оглядела фасад здания. "Никак не думала, что в нашем городе есть такое роскошное место для приюта приезжего люда. А Мила всё же забавна, стремясь пробудить у консультантов желание много зарабатывать, - улыбнулась она, вернувшись к впечатлениям о Северцевой. – Вижу, что прошедшие годы нисколько не развили её. Она по-прежнему лишь винтик в летумэевской системе, пусть с более качественной резьбой, но винтик. Штучка. Вот нет у меня денег на презентабельный внешний вид, на драгоценные украшения и комфортное житьё. Ну и что? Как женщину это меня, конечно, задевает, испытываю неудовлетворённость, зато душа светла и спокойна: никого не обманываю, никому иллюзий в лёгком и непременном обогащении не создаю и молодости вечной на лице тоже не обещаю".
     Размеренным шагом уходя от отеля, она уже не испытывала неловкости от своего затрапезного внешнего вида, каким, была уверена, считала его Мила.

10.05.2013


Рецензии