Коменты на 1-е послание к коринфянам ап Павла-2, 3

Коменты на 1-е послание к коринфянам апостола Павла - 2 и 3 глава


2 глава

«1 Братья, когда я пришел к вам, чтобы возвещать о тайне Божьей, то мои слова не отличались ни красноречием, ни особой мудростью.
2 Находясь среди вас, я решил не знать ничего, кроме Иисуса Христа, и притом распятого.
3 Я пришел к вам слабым, полным страха и трепета.
4 И моя весть и моя проповедь были не в убедительных словах человеческой мудрости, но в проявлении силы Духа,
5 чтобы ваша вера основывалась не на мудрости человеческой, а на силе Божьей.
6 Мудрость же мы возвещаем среди людей духовно зрелых, но это не мудрость этого мира и не мудрость преходящих властителей этого мира.
7 Нет, мы говорим о тайной мудрости Божьей, которая до сих пор была скрыта, но еще до сотворения мира предназначена Им для нашей славы.
8 Те, кому принадлежит власть в этом мире, не поняли ее, иначе они не распяли бы Господа славы.
9 Но как написано:
«Не видел глаз,
не слышало ухо,
и не приходило на сердце человеку то,
что Бог приготовил любящим Его».
10 Нам же Бог открыл это Духом Своим, потому что Духу известно все. Он проникает во все глубины премудрости Божьей.
11 Кто может знать мысли человека, кроме его собственного духа, живущего в нем? Так же и замыслов Бога никто не знает, кроме Духа Божьего.
12 Мы же получили не дух этого мира, а Духа от Бога, чтобы нам понять все дарованное нам Богом.
13 Об этом мы возвещаем не словами человеческой мудрости, но словами, которым нас научил Дух. Мы объясняем духовные истины словами, которым нас учит Дух.
14 Недуховный человек не принимает того, что приходит от Духа Божьего. Он считает это глупостью и не может понять, потому что об этом можно судить только духовно.
15 Духовный же человек может судить обо всем, тогда как о нем никакой человек судить не может,
16 потому что
«кто постиг разум Господа,
чтобы советовать Ему?»
Мы же имеем разум Христов.»

Заметьте, тут говорится не о «Духе Святом», а о «Духе Божьем»! Звучит яснее, т.е., опять же, слово «святой» только все запутывает… И этот Дух связан с мыслями, замыслами, глубинами мудрости, суждениями, научениями, разумом, знанием всего – как я и говорю, что «Дух Святой» - это просто-напросто правильный ум («Ом», «Аум» - это самый священный звук на востоке…) И ум действительно есть дух, он пропитывает нашу сущность – кто имеет, тот знает! Он мобилизует нашу духовную сущность! По сути, как и физически крепкий человек, духовно крепкий тоже не может ни расслабиться, ни развалиться – пока в нем сила, она не дает! Силу можно из человека вышибить внезапным ударом или его можно долго утомлять и тогда она начнет из него потихоньку вытекать (даже из Иисуса, утомленного страданиями, она вытекала?) Отсюда ясно, что бесполезно пичкать детишек знаниями – сначала надо иметь силу! И всякое знание тут же должно быть испробовано силой! Гораздо лучше развивают ум умственные игры! В них сила задействована по полной. Знания же должны быть связаны с делом и с жизнью конкретного учащегося, иначе они абстракция и бесполезный груз… Человек должен знать много дел – соответственно, ему понадобится много знаний! У человека должна быть насыщенная, разнообразная жизнь – соответственно, тоже знания нужны! Но и то, и другое не может быть приобретено за партой, где все сидят, сложив ручки! Знания должны приобретаться только по ходу дел и жизни – это аксиома, идиоты! Еще говорят, что они их усидчивости учат – устойчивости их надо учить, бабищи паршивые, с огромными задницами! Бабы вообще-то любят лежать, как вода, поэтому для них и сидячее положение – подвиг – но для мужиков-то оно же есть деградация!

Свят, божественен ум всякого человека, верующего в Бога? Умственная  сила, как и физическая должна проходить долгий путь совершенствования (и без веры его не пройти) Т.е. вера – это начаток и душа всего, она помощник и утешитель в пути по обожествлению ума и тела – но и не более (так до конца и не могу понять, почему в одном месте Дух назван утешителем! Это какая-то путаница и ошибка… Утешает нас только душа – а ум беспощаден… Хотя ясность его утешительна; да и самой силой разве нельзя не только тешиться, но и утешаться?!)

«Не видел того глаз, какие картины с моей помощью  Бог приготовил любящим Его и природу»! (хотя бы в одном аспекте они у меня истинно новаторские, неслыханные и невиданные никем и никогда… И виданные каждым! – в каком-нибудь облаке или трещине на асфальте… Все мы видели как картинки рисуются сами, стоит размазать какую-то лужицу…)
 
«Я пришел к вам слабым, полным страха и трепета» - такое признание дорогого стоит! И Павел не всегда был воином без страха и упрека. Есть и упреки, есть и страхи. Просто его толкала вперед христианская идея! Он верил в нее! Еще до того, как набрался опыта и силы. Делал ошибки, боялся – но шел вперед! (Так и Иисус боялся крестной смерти, но не сбежал от нее…) Кстати, и в Деяниях попадаются места, где Павел малодушничает, виляет – по причине слабости… Начинал говорить, начинал писать – и становился силен! А потом начинал и действовать… Всем надо сначала говорить и писать, а потом уже действовать, причем начиная с малого…

Каким же все-таки был «дух мира», почему он вызывал такую стойкую неприязнь и отторжение? Это была глобалистская  империя, с упором на войну, рабскую работу одних и господское безделье других… В ней явно была красота – но  беломраморные колонны и статуи относились к господам, у рабов они разве что вызывали мечты о далеком рае! А смыслы? По-моему, со смыслами дело было швах – кроме ритуального пустословия и тех же красивостей предъявить было почти нечего – и особенно обычному человеку, тому же рабу! Космогонические теории мало кого интересовали! Книжек и киношек не было! Размышления Платона или Сенеки хоть и содержали в себе немало полезного, но были страшно далеки от народа. Еврейская Библия действительно была самой жизненной и понятной книгой в то время! Христианство было восстанием масс! И восстанием мужиков и варваров! Им надоели заморочки женоподобной, очевидно глуповатой цивилизации и им нечего было терять… Они жаждали объединения, братства друг с другом, жаждали смысла и настоящего дела… Им не хотелось ковыряться и пресмыкаться ради подлых и ничтожных господ… Рим веками разрушали не только негативные, но и позитивные варвары… Причем, и в негативных было много позитива – ведь чем дальше, тем больше это они и строили и воевали вместо римлян! И негативные с позитивными жили вместе, едва ли не заодно! Не случайно же негативные так быстро и легко восприняли позитив христианства (хотя и не могли не исказить его, не превратить в Ветхий, Библейский Завет, где только войны за Бога… - войны им были понятны, а любовь не очень! Любовь  была экзотикой, юродством, удивительным словцом, над которым можно веками чесать репу…) В нашей цивилизации тоже красивостей на порядки больше, чем смыслов. «Поэзия должна быть глуповатой» - культура должна быть глуповатой, цивилизация должна глуповатой. А иначе вместо красивостей будет кора из морщин и горе от ума! Райской красотой надо заканчивать, а они с нее начинают! В итоге получается тотальная виртуальность и тотальная фальшь. И уже не ценится скромная гармония – аляповатые мухоморы своей яркостью забивают съедобные грибы… Религии, Евангелию и Библии трудно быть глуповатыми, но они стараются! Так стараются, что разбивают себе лбы… А иначе бабам будет несподручно; не угодишь бабе и она уйдет – туда, где красивее и глупее, где богаче красотою гребаной… Бог изначально был великим мужиком! А Иисус был Его отважным сыном, взявшимся за смертельно опасное и почти безнадежное дело! (А я – это восстание ослабшего, все время почти подыхающего мужичка и чувачка! …Возможно, что где-то в глубокой старости во мне будет гореть всего-то один уголек… - хоть сейчас  я пишу и максимально громкие тексты, но на самом деле огонь восстания внутри меня уже затухает…; все заволакивается туманом слабосилия…; я кричу в этот туман!) …Так что, Павлу было нетрудно решить «не знать ничего» - потому как и знать там было нечего! Цивилизации сильны культурой – душевной опытностью – и материальными, техническими знаниями, а что касается философий, то тут, извините, полный провал! Можно открывать дурдом имени Эммануила Канта! А так же дурдом имени Карла Маркса! Там много имен… – но много и дурдомов понадобится! У Платона, Сенеки и т.д. есть ценные ниточки – но ниточки, а не канаты! До «побеждай зло добром» они не додумались, а без этого фундамента любое строение завалится или превратится в заколдованный лабиринт – т.е. превратится в орудие убийства, медленной смерти, а не спасения… Другое дело, что знать Иисуса непросто, тем более – распятого – для этого надо проходить такой же путь, вроде как пытаться Иисуса догнать… («догоняешь?!») Можно  от одного богатства уйти, но к другому не прийти… – хотя и нищета блаженней фальшивых богатств, лишь вводящих в заблуждение!  Да и невозможно нищим и пустым остаться – природа не терпит пустоты! Пустота в человеке всегда работает как всасывающий насос! И лишь бы мусор не всасывать, это главная угроза… Почему и написано в одном месте, что неблагонадежен для Царствия небесного всякий взявшийся за плуг и оглядывающийся назад – он втянет много мусора, переломает инструменты…

«Мудрость же мы возвещаем среди людей духовно зрелых, но это не мудрость этого мира и не мудрость преходящих властителей этого мира. Нет, мы говорим о тайной мудрости Божьей, которая до сих пор была скрыта, но еще до сотворения мира предназначена Им для нашей славы» - он хочет сказать, что в этих письмах-посланиях  не говорит всего? Что есть еще и «твердая пища», «тайная мудрость» - и незрелым христианам она не по зубам? Да, ум, повторяю, должен проходить путь; а молодые и незрелые живут верой, чувствами, воодушевлением, они неизбежно перебираются от одной иллюзии к другой… Как далеко зашел сам Павел по пути разума? Что тайное и твердое познал? Я думаю, что втайне они просто задавали себе вопросы, разбирали вещи, которые оставались для них сокрыты – т.е. не проповедовали для самих себя уже очевидное, а пытались нарастить свое знание и ум. Не делали незрелых свидетелями этих поисков, потому как они могли бы смутить их… Но был ли он прав? Эта бережливость по отношению к незрелым очень быстро превратилась в потакание им, в то, что кроме буквального и очевидного ничего не осталось. Христианство ограничилось фасадом, верой и прочими чувствами, а не знаниями. А чувства увядают, распыляются, если не попадают на добрую почву, где они могли бы прорости уже в виде знаний… Т.е. Иисуса он проповедовал, но все-таки не распятого – распятый беспощаден! Земля – это смерть, перегной и эту смерть надо глубоко перекапывать, чтобы у посадок были хорошие корни; оберегая зерно от земли и от смерти, мы лишаем его возможности настоящего перерождения! (Опять же, в Павле сказывался горожанин – в городах трясутся над детками; правильное воспитание в деревнях – там с двух лет детишки на воле, на земле и в делишках – каждое из которых их действительно  может травмировать, отчего они и в ранках, порезах и синяках все время… - но это лишь славные боевые раны! А при павловом подходе, боюсь, зрелость у незрелых никогда не наступала – если только их власти не начинали преследовать…)

Любая мудрость должна проходить между сциллой сухого схематизма и харибдой водянистой эклектики; между умным, но злым схематизмом (с формулами) и доброй, но глупой эклектикой (с поэтичностью). Тут есть тайный, до конца непостижимый живой жизни секрет – который, однако, каждый может без труда разгадывать в каждый конкретный момент по своей душевной реакции. Т.е. по пути разума идем мы на ощупь, но душа постоянно будет говорить, как в детской игре,  «теплее» или «холоднее», т.е. подсказывать направление… Душа – проводник! «Холоднее» она говорит, когда слишком много схем или слишком много эклектики. «Заболтался!», «Засушил!» - подобное раньше я от нее постоянно слышал, но сейчас уже научился… (правда, ослаб! Не потому ли и ослаб, что слишком много болтался и засушивал?! Замороченное школами, ослабленное детство может обернуться ослабленной старостью…)

Нынешние научные знания, касающиеся материи, тоже можно назвать «тайной мудростью Божьей, которая до сих пор была скрыта, но еще до сотворения мира предназначена Им для нашей славы…Причем, есть как истинные научные знания, так и фикция, подделка, рядящаяся в одежды науки, тайны и божественности – и эта фикция с годами и столетиями все больше перевешивает, т.е. мир по сути возвращается во времена, когда люди верили, что земля покоится на трех китах – только этих китов заменили полеты на луну, специальная теория относительности, стивен хокинг и илон маск (Илон в маске и Стивен в смокинге!),  бозон хигсса (бизон Фикса!) и адронный коллайдер, графитовые нанопленки, полученные с помощью скотча и прочая бесконечная мура… А если им не давать отпор, то они и на марс таким же макаром «слетают»! и сделают нашу жизнь такой относительной, что уже и вовсе не обнаружишь себя… А тайные знания, касающиеся нашей души и жизни человека на земле открыты Иисусом (развиты, проиллюстрированы  потом многими писателями и проповедниками, начиная с Павла, но начинать надо всегда с «побеждай зло добром») Осталось просветить духовные джунгли, которыми так заросла наша планета; осталось справиться с лапшой в наших мозгах, расположенных на самой большой высоте, на вершине горы, на макушке столба… Надо на порядок лучше понять смысл нашего здешнего временного существования, начертить правильные траектории и назад и вперед, и в прошлое и в будущее… Осталось отделить зерно от плевел и построить таки настоящее царство Божие на земле… (Осталось понять Бога и самим стать богами, творцами?! – до этого еще так далеко, что нельзя употреблять слово «осталось»! возможно, с лапшой и джунглями  придется воевать еще многие столетия…; тысячелетия?! Не знаю, ничего не знаю, не мудр и не духовен…; не хочется повторять ошибки первых христиан, которые думали, что все будет чуть ли не сразу; их предельно горячая вера и их предельно вопиющая наивность… Хотя в чьих-то конкретных душах и  мозгах разнообразной величины вспышки и эврики случаются просто мгновенно…) 

«Духу известно все. Он проникает во все глубины премудрости Божьей», «Мы же получили… Духа от Бога, чтобы нам понять все дарованное нам Богом», «Духовный же человек может судить обо всем» - в религиях же, как известно, проповедуется робость духа и разума, типа, «смирись перед Богом, гордый человек»! о том, чтобы познать все и речи нет! не дают судить ни о чем! Только хвали, когда тебе хорошо и молись, когда тебе плохо…; да что там, им и на чувства твои наплевать с высокой колокольни – молись всегда и хвали всегда, без разбора! И только по указанным образцам… И ведь не понимают, что это просто маразм, с одной стороны и голимая ветхозаветность, с другой… Правда, все началось именно со слова «Дух» - они боялись произносить слово «ум»?! Как и слова «наш дух, наш ум»! Да, и ум, и тело даны нам в пользование Богом, но пока мы ими пользуемся, они наши! Если мы будем робеть ими пользоваться, то ничего не получится! С телом-то вроде уже давно освоились и пользуемся им без особой оглядки, а вот данного нам ума, духа, все еще побаиваемся! Т.е. как: умники побаиваются пользоваться своим телом, а народ побаивается пользоваться своим умом! Может, и правильно побаиваются, легко можно наломать дров, ошибиться и ушибиться, на первом этапе и для того, и для другого крайне необходим учитель, наглядный пример, образец для подражания -  но потом-то мы должны жить сами! Выходить на оперативный простор… И понимать свою конечную цель: постижение всего дарованного нам Богом  мира умом и освоение его телом… И ведь нигде не написано: сверяй каждый свой шаг со Священным Писанием! – сверяться надо со своим умом, душой и телом, все они что-то говорят, посылают сигналы, которые надо уметь читать… Вообще, Евангелия никаким «священным писанием» не являются – это благая весть! Откуда вообще пошло это выражение «священное писание»?! не только Иисус или Павел, но по-моему и пророки его не употребляют! Нелепо называть какую-либо писанину «священной»! Кто писал Ветхий Завет? Священные пророки?! Священные летописцы?! Сам Бог его точно не писал, это просто вопиющий бред… Все равно, что сказать, будто в ветхозаветные времена все время существовал некий незримый иисус-писатель! Даже Иисус запрещал называть себя «благим»; даже благим – не говорю уж, священным! Про Павла и говорить нечего! Тоже и пророки – они  из себя оракулов и жрецов совсем не строили! Их и пророками-то называть неправильно в нашем понимании слова «пророк» - они просто «прорекали», изрекали обличения… - и если и пророчили будущее, то только в этой связи (а в этой связи мы и все пророчим или каркаем как вороны!) Священные амулеты  и ритуалы дополнили еще и священные писания – на самом деле ситуация стала хуже, а не лучше, это как распространение рака на все новые органы! Уже и слова поражены! Эдак нам останется только мычать на свободе! Да и мычания могут объявить музыкой, которая давно уже священна! Ужасно будет, когда обожествят все, что делает человек – при том, что сам он будет вовсе не богом, а дермецом, слабаком, а не силачом! Вместо святого, божественного человека у нас будет священный колпак, святая инфраструктура и техника! Это похоже на запихивание джинна обратно в бутылку, на возвращение курицы в яйцо, зерна в скорлупу… – до чего изощренные и могущественные антитворцы! Истинные геометры и их армия роботов, автоматических заводов, вышколенных служб с мириадами видеокамер… Даже руль машин человеку уже не доверят – доверят только в капсулах сидеть – и обожествлять себя до любой степени безумия… Вера в Бога спасает, а обожествление мира и себя губит, в одинаковой степени… – но как же тогда мы станем богами и построим Царствие Божие на земле?! Видимо, надо просто смотреть, прошло ли наше святое горнило креста, самокритики, критики, горнило практических испытаний на этой зачастую холодной и темной земле… - но не поубиваем ли мы всех кандидатов в святцы в этом процессе, как убили и самого Иисуса?! Так на то и существует закон «не убий» да еще и дополненный законом добра и любви, обращенным даже к врагам. Критика – это и есть любовь к врагу! (без любви его захочешь убить или  замолчать, т.е. сделать так, словно его и не существует) И, кто знает, может быть в процессе критики, в процессе разбирательств ты еще сменишь гнев на милость, увидишь и свои собственные заблуждения и ошибки… Ведь в чем проблема цивилизации? – душа мужиков на нее не откликается! смотрит скептически. Только бабам могут обои и жизнь в теплицах нравиться! Нам, мужикам, придется или пидорами и бабами стать или восстать…; подвергнуть этот мир настоящей критике! …Иисус же был не против добросовестной и мирной критики - Его возмущала лишь ее недобросовестность и кровожадность; и Он призывал смотреть на свои дела, т.е. на то, что получается в результате практических испытаний… Опять же, я не собираюсь уничтожать цивилизацию подчистую – просто рядом с ней нам надо завести свой мужской мир и этот мир должен быть уж никак не меньше бабского! Сейчас же какая-то перевернутая ситуация – бабские сувениры и картинки стали огромными, а мужики и их дела  - маленькими; мужики стали сувениром! бабским призом; увеличенной (тоже огромной) копией ребенка… (чтобы баба перестала интересоваться тряпками, а ребенок игрушками, человечеству надо пройти все тот же огромный путь… - я, например, все еще футбол на экранчиках посматриваю, а это все те же игрушки… Да и с тряпками знаком! Хоть и критикую обои, ламинаты, линолеумы, а ведь тоже использую!)

«Недуховный человек не принимает того, что приходит от Духа Божьего. Он считает это глупостью» - почему все-таки в жизни столько разночтений? Почему не создана ясная, единая для всех, одинаково всеми толкуемая программа? Проповедь, инструкция, катехизис, церковь, книга, прибор? Ведь создали же вроде бы прибор для вранья… И почему не создан единый Бог, почему Его только один раз за всю историю человечества по настоящему обнаружили… Мы попали в мир, который для нас как слишком большая одежда – ее раньше боги носили! Мы идем, мы живем по следам богов – и пытаемся понять их и то, что они натворили… И все считают друг друга не очень умными людьми – причем, правы в этом на все сто! Вот только себя и себе подобных зря исключают из общего списка… Эти исключения - наши иллюзии, они и делают нас дураками… Наверное, повторяюсь: мы глупы или слабы из-за перекосов – либо в сторону материи и тела, либо в сторону ума и духа. Корабль должен плыть ровно – но для этого у него должно быть большое «водоизмещение», большая душа. Т.е. мало соблюдать равновесие между материальными и духовными потребностями – надо отказываться и от того и от другого ради души, ради музыки, ради общения и отдыха… И только кажется, что и то и другое несложно: горожанина вечно перекашивает в умственность, а крестьянина в физику. В результате чего почти нет и душевных людей, с кем было бы полезно общаться. Общение оказывается ловушкой, воронкой, через которую тебя затягивают на одну из сторон… Тебе тоже надо оказаться насосом, вытягивающим опрокинутых в ровное положение – без этого они не смогут воспринять сферу, противоположную их обычным интересам…

Неужели  «Бог» так и останется неким огромным Иксом (соответственно, война «Бога» и «дьявола» – войной Икса и игрека) – продолжаю на эту тему горевать… А эти наши гнусные, наивные и примитивные игры с заглавными буквами! …Стоячий человек – Бог, сидячий – человек, лежачий – змей-искуситель… Стоячий что-то делает – правда, напрасно – сидячий все подряд болтает и пишет, а лежачий что-то чувствует, что-то мыслит, но все это смутные сны наяву, которые нами заведомо не могут быть до конца разгаданы… Если атомные бомбы и не взрывают, то вовсе не из жалости к этим людишкам, а потому, что землю не хочется необратимо загадить! Как только придумают способ от людишек без шума и пыли избавиться, так сразу с облегчением сделают это! Они ведь сами уже давно стали хуже мусора – источником оного, во всех сферах и в огромных объемах… Людишки и так-то  потребители земли, но им мало этого, они стали пожирать землю и уничтожать ее при помощи собственноручно изобретенной антиприродной геометрии, словно мелкого вредного таракана! Они явно выбрали сторону игрека… - а те, кто вроде пытается быть за Икса, все еще рядятся в какие-то позолоченные попоны! Говорят какие-то бессмысленные надутые слова!… Эти попоны и слова всегда мне напоминали овечьи шкуры на волчьих спинах… Людей уже нет, но есть еще маска человека – и ее по торжественным случаям надевают… Может, и Иисус им только привиделся – посреди цивилизации, красивой марсианской пустыни им Его просто слишком хотелось увидеть, пусть и недолго, пусть как мираж… Иисус как видение возбужденного мозга – каковой в нашей цивилизации тоже многим позволяет прорву всего сочинять (и с этой стороны лишь засоряя землю). Может быть, из всех апостолов прав был только Фома, который сказал, что пока лично не увижу воскресшего Иисуса, не поверю (но его все стали убеждать и ему пришлось сделать вид, что увидел, что поверил – просто, чтоб отвязались от него эти сумасшедшие…) Может быть, как тогда людей спасал Иисус пришедший, так сейчас их может спасти только Иисус отошедший, испарившийся! Тогда им придется проснуться от этих легенд, исторических снов, схоластических схем  и бесконечного пафоса  и самим попытаться спастись! – самим стать пусть плохонькими, но иисусами… Но пока вокруг меня лично никто не шевелится, я все же не верю… - да и дальние шевеления не сильно вдохновляют, не тянут к себе… правда, плохоньким иисусам  и не под силу тянуть… - почему они и должны бы встречаться на каждом шагу…


3 глава

«1 Так вот, братья, я не мог говорить с вами как с людьми духовными, но говорил вам как людям, находящимся под властью старой греховной природы, как младенцам в Христе.
2 Я кормил вас молоком, а не твердой пищей, потому что вы еще не были способны принимать ее, да и теперь еще не способны,
3 ведь вы по-прежнему находитесь под властью старой греховной природы. Пока среди вас существуют зависть и споры, вы остаетесь прежними людьми и ведете себя так, как люди этого мира.
4 Ну чем вы отличаетесь от других, когда говорите: «Я – сторонник Павла» или: «Я – Аполлоса»?
5 Ведь кто такой Аполлос? И кто такой Павел? Мы лишь служители, благодаря которым вы поверили в Христа. Каждый из нас сделал то дело, которое ему поручил Господь.
6 Я сажал, Аполлос поливал, а выращивал Бог.
7 Поэтому ничего не значит ни тот, кто сажает, ни тот, кто поливает, а лишь Бог, Который выращивает.
8 Тот, кто сажает, и тот, кто поливает, имеют одну цель, и каждый получит награду за свой труд.
9 Ведь мы сотрудники у Бога, а вы – Его поле, Его строение.
10 По благодати, данной мне Богом, я, как мудрый строитель, заложил основание, а продолжает строительство кто-то другой. Но каждый должен смотреть внимательно, как он строит.
11 Никто не может заложить другой фундамент, кроме того, который уже заложен, и этот фундамент – Иисус Христос.
12 На этом фундаменте человек может строить из золота, серебра, из драгоценных камней, из дерева, из сена или соломы,
13 но наступит День, когда выявится, кто как строил. В тот День все будет испытано огнем, и огонь покажет качество работы каждого.
14 Если постройка устоит, то строивший получит свою награду;
15 если же сгорит, то он понесет убыток. Сам он, однако, будет спасен, но спасен как бы из огня.
16 Разве вы не знаете, что вы вместе – храм Божий и что в вас живет Дух Божий?
17 Если кто-либо разрушит Божий храм, того разрушит Бог, потому что храм Божий свят, а храм этот – вы.
18 Не обманывайте самих себя. Если кто из вас думает, что по представлениям этого мира он мудр, то ему надо стать «глупым», чтобы быть мудрым на самом деле.
19 Ведь мудрость этого мира – глупость в глазах Божьих. Написано: «Он ловит мудрых на их же хитрость»,
20 и еще: «Господь знает, что помыслы мудрого – всего лишь суета».
21 Поэтому не хвалитесь людьми. Вам принадлежит все:
22 будь то Павел или Аполлос, или Кифа, или этот мир, жизнь или смерть, настоящее или будущее – все принадлежит вам,
23 вы же сами принадлежите Христу, а Христос – Богу.»


1ст – и эти младенцы, конечно же, в подавляющем большинстве своем погибли, не выросли – в соответствии с притчей Иисуса о сеятеле. Но без Павла, до Павла их гибло еще больше… Ведь младенец во Христе есть в каждом человеке! В каждом есть душа, а она и есть младенец во Христе, как минимум; нет таких душ, в которых такие младенцы не заводились бы, они растут в ней так же естественно как прорастает зеленая и нежная трава на земле. В нас может быть даже целая семья, целый детский сад таких младенцев - но вырастет ли хоть один из них в целости и сохранности, без губительных трансформаций. Путь вырастания на этой переменчивой и жестокой земле весьма узок и тернист… Т.е. никаких «первоначальных христиан», по сути, и не было?! Павел просто привлек к себе людей с благими намерениями, с очагами жизни в душах, пытался им что-то втолковать, накормить их хотя бы умственной манной кашей, из твердой умственности  заложить в них хотя бы  фундамент. И не сказать, что дело у него совсем не пошло, но не сказать и то, что результаты вышли чудесные, что все эти младенцы в рост поперли. К сожалению, христианство – это процесс, который вечно тормозится где-то посередине. Словесная ботва-то часто укореняется, а вот до дела и силы этот процесс очень редко доходит. Каждый потихоньку вязнет в ритуалах и пустословии, начинает прокручивать и повторяться. Сам-то Павел вырос в могучее дерево, но уже его ученики были всего лишь кустарниками. Твердые вещи так и остались никем не поняты, а без них они ни с миром, ни с Ветхим Заветом успешно воевать не могли. Настоящий  ум,  настоящий  воин – настоящий христианин – всегда, во все времена противостоит древней, опытной, могущественной Традиции, с одной стороны и яркой, модной, новенькой Современности, с другой… По настоящему широкого кругозора ни у кого из них не было – он есть пока только у меня! по факту! – а без кругозора тебе всегда зайдут со спины, тебя всегда обуздают и будут пасти как овцу; зелененькую словесную ботву позволят щипать и самому что-то блеять, но не более…

9ст – но Богу нужны не поля, не строения, Ему нужны  все новые и новые  люди-сотрудники. Т.е. одни сотрудники по идее должны выращивать и выстраивать других – а не просто пасти «младенцев» как овечек… Но как же Иисус говорил Петру «паси овец Моих»? Так, пока они не стали сотрудниками, их надо не только выращивать, но и оберегать… Сам Иисус их явно не только оберегал, но и выращивал… Когда строение, существо становится человеком? Когда овца становится пастухом и строителем? Где-то по ходу эволюции тут и революция замешана, переворот, перерождение, воскресение из мертвых. Видимо, как только начинаются дела и поступки и плоды, так этот процесс и активизируется. Только дела меняют, преображают  человека… Дела нужны прежде всего и больше всего для самого делающего! Только дела крестят! И этих крещений должно быть как можно больше – но таких, которые вас не переломают крестом! Т.е. человек живет вместе со своей овцой?! В активной ситуации дела всякий из нас человек, а в пассивной ситуации потребления (любой пищи; книги, речи и проповеди сюда тоже включаются) он же является овцой (или же он ни фига не ест, изначально смотрит оценивающе, критически и иронически…) Т.е. человек может быть в одной сфере силен как бог, а в другой слаб как овца. В этом случае возникают причудливые, но весьма жизненные, распространенные ситуации, что пасут богов и управляет овца! (к примеру, какой-нибудь плотник может управлять умниками на строительстве дома…) Иисус Петру велел пасти, потому что знал, что тот не способен выращивать сотрудников… Дело отличает сотрудника от овцы, а что отличает процесс пастьбы от процесса сотрудничества в делах? В этом процессе, например, советуются нужные книги, даются советы, куда идти или нет, отгоняются опасные и сомнительные личности – или те же книги (каковые определяются при помощи интуиции – что, конечно, чревато и произволом) И ясно, что на одной пастьбе далеко не уедешь – нельзя сохраняться, нужно развиваться! Дорастать до дел, хотя это и непривычно, трудно, иногда даже смертельно опасно. Эта мысль же в христианстве ясно проводится («если зерно, падши в землю, не умрет, то останется одно»)  Т.е.  сотрудники бывают двух категорий – одни способны только пасти людей-овец, а другие способны выращивать новых сотрудников… Правда, эти новые могут только пасти овец! Появление таких людей как Иисус или Павел – это все-таки чудо, их невозможно вырастить, воспитать, построить? Их вроде как сам Бог выращивает… Или взять Толстого с Достоевским, Баха и т.д. – как их воспитаешь? (Хотя Бах, кажется, воспитал из некоторых своих сыновей композиторов?!) …Я думаю, когда такой сотрудник один, он может только быть пастухом-учителем, только создавать благоприятные условия для сохранения и некоторого роста задатков своих учеников-овец  – лишь целый коллектив таких сотрудников может быть мощным катализатором, ускорителем этого роста – может  создавать активных деятелей, подобных же сотрудников. Но этого еще не было в истории человечества на уровне «апостолов павлов», «писателей достоевских» и уж тем более на уровне «мессий иисусов» - было и есть только на более низких уровнях… Т.е. человечество не может перепрыгнуть на более высокую ступень, пока не накопится критическая масса сотрудников предыдущего уровня развития (после достижения чего начинается их лавинообразный рост – и потребность в чем-то еще большем – а с другой стороны охрана от еще более могущественных и изощренных врагов…) Т.е. нужна церковь, состоящая из одних апостолов павлов, чтобы снова явился Иисус! И нужна церковь из одних иисусов, чтобы явился сам Бог… А с другой стороны нужна церковь из одних апостолов павлов, чтобы овцы перестали  воевать, лгать и нарушать прочие заповеди – чтобы они отвлеклись, наконец, от своих собственных  территориальных национализмов и  семейной узости. Если достоевских, бахов, вангогов и толстых было бы сотни и тысячи, то мир бы переменился, ни одна овца не смогла бы жить на уровне макулатуры, с одной стороны и блуждать среди мертворожденных сартров и ядовитых ницше, с другой… Только в личном общении десятков апостолов павлов может выковаться новый Иисус… Только в личном общении 11 апостолов и десятков их учеников выковался сам апостол Павел! Только в личном и письменном общении некрасовых и гоголей, пушкиных и тютчевых, лермонтовых и грибоедовых выковались Достоевский и Толстой!

10ст – самого себя мудрым строителем назвал! Я бы Павла мудрым не назвал – он был скорее горячим и ревностным. Как, кстати, и другие апостолы, например, Петр. Это же юг, там все горячи, а мудреют лишь белобородыми, к 90 годам, когда уже сил нет ни на какие глупые порывы… Так что, каждый смотри внимательно не только как кто строит, но и за самим Павлом! …Когда забиваются сваи для фундамента, по многу раз вдалбливаются одни и те же ключевые истины – а у Павла я этого не замечал. Он скорее похож именно на строителя на готовом фундаменте – который основал Иисус… Павел задал фундаментальные принципы строительства и они заключаются прежде всего во всестороннем и подробном изучении вопроса с помощью собственного ума, в открытости всех чертежей, в допустимости сомнений и всякого чувства… Мудрым было бы сказать, что продолжать строительство должны мы сами! А то так и остаются при одном фундаменте – сначала один «мудрый строитель» фундамент строит, потом другой, третий, десятый – а до самого дома почему-то дело  не доходит… Это же надо отметить: по-моему, во всех Посланиях - и в остальных местах Евангелия -  нет ни одного примера похвальной инициативы самой паствы! Они сразу куда-то не туда вляпываются…

И вот «каждый  смотрит внимательно», как часто  очередной «мудрый строитель» употребляет имя Иисуса Христа - и все они употребляют его через слово (самому Павлу, кстати, достаются лишь остатки этой роскоши! А ведь он-то, казалось бы, весь на виду и близок нам!  Именно себе Павел просил подражать, не Иисусу! До Иисуса нам как до следующей Галактики…) Так вот: Павел заложил настоящий фундамент, а потом людишки на этом фундаменте просто стали строить дворцы, называть их «храмами» и тростить в этих дворцах имя своего нового бога и кумира – Иисуса Христа (скорее именно Христа, чем Иисуса – Мессии) С тех пор уже тысячелетия  нас сопровождают тысячи кумиров – святых угодников, проповедников, целителей, религиозных реформаторов и прочая и прочая, с одной стороны, великих писателей, художников, певцов и прочая и прочая, с другой, а ученых, царей, полководцев, ударников капиталистического или коммунистического труда и прочая и прочая прямо по центру. И сильно ли эта система отличается от античной, где были десятки аполлонов, зевсов, гераклов и сотни героев и кумиров поменьше? Впрочем, только бабы верят в эти игрушки всерьез, мужиков они скорее развлекают… С ними жизнь делается более нарядной; и не только жизнь, но и сам космос! Мы их всех запустили в космос ракетами, спутниками, и они там теперь вечно летают и что-то нам транслируют… Сам Иисус тоже стал такой игрушкой… Вообще, играем теперь с утра до вечера и с детства до старости. Наверное, немало уже существует стариков и старушек опочивших за играми… Про более молодых и не говорю – ведь помимо внезапных сердечных приступов от проигрышей, существуют еще и весьма опасные игры… Кстати, это вовсе не нововведение нашего 21-го века – все века, к примеру, очень интенсивно  в карты играли; и не всегда для одной лишь забавы… И я сам всего лишь потеснил, но не отменил игры… И не пишу ли я эти тексты всего лишь для развлечения, ведь читателей у них практически нет? (все читатели нынче заняты играми, на худой конец фильмами; да и раньше читали только кумиров – и для развлечения…) К жизни всерьез нас теперь может вернуть только атомная бомба?!

12-14ст – есть ощущение, что у меня обратная ситуация: мои творения выдержат проверку огнем – потому что они сами как огонь (и будут великим испытанием для всех прочих!) – а вот я сам лично могу погибнуть, испугавшись огня, не справившись с огненным испытанием… И еще: лично для меня дома из соломы  милее  даже и драгоценных домов! Строения надо строить из дерева, а не из золота! Храмы и священнические одежды  из золота превратили Иисуса в фараона! А самих служителей – в великих жрецов и начальников… Протестантская реформация заключалась в том, что стали чуть попроще говорить – хотя все  равно высокопарно – и чуть попроще одеваться – хотя все равно в пиджаки с галстуками. Надо сделать еще один шаг к толстовскому опрощению! Полностью упразднить высокопарность в словах и геометрию в одежде! Солома – это золото, а золото – это солома (последние станут первыми, первые – последними) Маленькие кусочки золота, монеты в древние времена заменяли наши маленькие смартфончики – древние смотрели на эти тяжеленькие, круглые солнца и видели в них целые миры, которые с их помощью им становятся доступны…

Какой-то мистический «День» с большой буквы… – зря, зря Павлуша его придумал… Такие Дни будут у каждого свои – и это дни смертей, пожаров, избиений, грабежа…; дни, когда ты будешь жертвой… Или же это будут дни честных конкурентных испытаний? Как на материальной почве, так и на духовной? Допустим, бизнес горит, духовное служение обанкрочивается… А большую букву могли вставить переводчики… (Чем больше таких больших букв, тем абсурдней книга…) Мне, например, кажется, что писанину почти всех философов и религиозных деятелей уже можно сжигать… Да и остальное, если и не сгорит, то только в силу своей крайней водянистости! Мир так захламлен, что арийцам негде развернуться! И Гитлер не мог быть тотально неправ – иначе за ним бы немцы не пошли и воевать не стали… Впрочем, столько дубов каменных, с одной стороны и столько лихих поджигателей, с другой, что этот разговор вообще утрачивает всякий смысл; точнее, смыслов становится слишком много… И все они, едва успев возникнуть, уже либо горят, либо каменеют… Сожгут и самих поджигателей…  А всех каменных будут пытать специальной дисковой пилой; нарежут из них большие кирпичи и сложат пирамиды… Надстраивая все новые этажи, мы хороним тех, кто жил этажом ниже - представляете такие многоэтажки, в которых только верхний этаж живой, а все, что ниже – это уже пирамидальное кладбище; и оно все выше поднимается; скоро жизнь останется только под самым небом – а в комнатах только под самым потолком… В конце времен кому-то повезет, он уже рукой до небес дотронется – ну а все остальные послужат всего лишь лестницей, массовкой, подготовкой, предисловием и черновиком. У Бога же тысяча лет как один день и один день как тысяча лет – т.е. и один человек для Него заменит миллионы…

Если все будет испытываться огнем, то строить надо исключительно из огнеупорного кирпича – при чем здесь драгоценности? Хотя я все равно буду за солому, потому как такое жилище терять – горя мало. Да и негорючую пропитку, наверное, можно сделать… И вообще, лучше построить хороший дом из соломенных брикетов, чем плохой – из драгоценностей! Т.е. опять в Павле играет городской человек, городские ценности и понятия… Я-то думаю, что испытания будут самые разные – и огнем, и водой, и ветром, и воры, как известно, подкапывают и крадут… - причем, то или иное испытание происходит едва ли не ежедневно, ежечасно, ежеминутно. «Будьте же всегда готовы…»

15ст – похоже, Павлу было видение, у Павла фантазия разыгралась: День Пожара, все горит, кто–то спасается из огня, кто-то любуется, как не горят его драгоценности… Свой дом сгорел, еле спасся, но побежал на чужой пожар и там под шумок набрал драгоценностей еще на четыре таких же дома! …В деревнях дома у всех примерно одинаковы, ты че, Павлуша. И до драгоценностей ли там… Вспомнил, что в блокадном Ленинграде драгоценности ценились меньше еды… А вот убить за них всегда могут – и особенно под шумок пожаров… Так что, в этой опасной жизни лучше иметь ценности попроще и понадежней – а еще лучше уметь создавать их заново, даже на пустом месте… Вот у меня полно драгоценных картин, но и то мне над ними трястись надоело… Да и не считаю их уже драгоценными – они, скорее, просты, быстры и надежны…

С другой стороны я верю в Страшный суд, и даже желаю Страшного Суда – ведь людишки без конца сами себе подыгрывают, без конца вагонами слов прикрывают свои плохие делишки и приумножают хорошие. Должно быть время справедливости, когда откроется все, как оно есть, без прикрас или наоборот замарываний!  Бог будет нелицеприятен!  Объективен по-настоящему, а не только для вида… Чтобы быть объективным по настоящему, надо всю правду знать, надо до корней докапываться и до самой макушки добираться – ничего подобного от людского суда ждать не приходится… Людишкам ни спокойствия  не хватает, ни проницательности – даже при самых благих намерениях и тяге к честности… Только Толстой и Достоевский показали другой уровень суждений, внимания к словам и к людям… - да и то пристрастность и того и другого в некоторых вопросах более чем очевидна… И Павел говорит, что на Страшном Суде только дела у многих могут сгореть, но сами люди, сами бессмертные души все-таки спасутся? Обгорелых, как негры, грешников в раю поселят в отдельной Африке?! Эти ожоги будут вечно болеть у них, так что они и не поймут, где находятся – может, все-таки в аду?! Есть такое выражение «жгучие воспоминания»! И это не только словесный оборот – за ним Реальность… В аду мы будем гореть в огне из собственных делишек?! Лучше ничего не делать, тогда есть шанс не сгореть, когда у всех делишки станут загораться! А что такое «жгучая неудовлетворенность собой»? – это уже адское пламя в нас! Мы уже на пути к поражению – и наши судорожные попытки отыграться лишь усугубляют ситуацию… Не только словами, но и делами мы эту неудовлетворенность  замазываем – наверное, чтобы оказаться на Страшном Суде нам надо всего-навсего оставаться наедине с самими собой достаточно долго – чтобы успел этот Суд сформироваться и  разгореться. И на том свете у нас будет достаточно и одиночества и этого времени! Перебирать будем ту труху, из которой наша здешняя жизнь состоит, в полном отчаянии многие и многие годы (или там уже будут не годы, а совсем другие единицы времени?! Или даже не времени…)  Может быть, всего-навсего, станут видны те сны, которые от нас нынче по большей части скрыты – мы только чувствуем, что что-то происходит и во сне, но происходящее обычно покрыто таким туманом и мраком, что мы почти ничего не видим, проснувшись только некоторые обрывки иногда  пересказать в состоянии… В этих снах действительно сгорают все наши дела и сами мы едва, как из огня, спасаемся; мы там мечемся в темноте и в сполохах пламени – хотя у некоторых при этом еще играет и райская музыка… Ясно, кстати, одно: человек с плохими снами ночью и с плохим настроением днем в рай не попадет – ему надо срочно меняться… Срочно бодрячеством заниматься?! Нет, бодрячество это вроде коммунизма или капитализма за 500 дней, такое фуфло не прокатит, только еще больше времени потеряешь… Надо долго и кропотливо свою жизнь налаживать, наводить порядок в своем жутко захламленном доме… Это и России касается, гиблой страны, в которой, как миазмы ядовитого болота, постоянно рождаются такие твари как сталин, брежнев, ельцин, навальный и грудинин… (я-то надеялся, что в 90-ых все алкаши передохли, но нет, подросли новые миллионы…)

«Разве вы не знаете, что вы вместе – храм Божий и что в вас живет Дух Божий?» - смешной вопрос, ей Богу… «Разве вы дебилы и не знаете, что вы боги»! «Разве вы не знаете, что вы не вы, а нечто большее»! – потому что мне, Павлуше так захотелось… Эх, все-таки правильно евреи не употребляли всуе имя Божье… «Храм Божий», «Дух Божий», крещение, освящение и прочая и прочая - а на выходе имеем только дебилов препирающихся… А если и не дебилов, то все одно не богов – уверен, что валандался с обычными мещанами, которых из их Колеи в Середине никакими Богами не вытащишь… - золотой она им кажется, сроднились они с ней – а родню и родину, всем известно, предавать негоже… Тех же баб как поднять на высоту? Они же вода, а вода подчиняется одной единственной силе – силе всемирного тяготения; направлена эта сила строго вниз, укладывает она баб строго в лежачее положение… Им до этой середины добраться в тепличной шкатулке – уже великое достижение, а что мужики в ней массово гибнут, им не понять, они будут только хлопать ресницами… Дыра у них между ног и в эту дыру, что в них не залей, все полностью утечет! Это как ванна с открытой дыркой. А у мужиков наоборот, между ног палка – и что ни посади в мужика, все взойдет, прорастет и будет колоситься плодами и  семенами… С одной стороны именно бабы рождают человеков, но с другой они же и уничтожают их своей бесконечной пустотой… Мужики на этой абсурдной дороге пытаются в рожденных что-то такое посадить, что позволит им укорениться и жить осмысленно, но ничегошеньки не выходит, сколько не цепляйся за гладкие края ванны, тебя все равно в дырку смоет.  Но за природу, кстати, гораздо легче цепляться, она шершавая и полна ветвей, что протянуты как бесчисленные руки спасения…

Раз Бог -  Дух, т.е. Воздух, то Его храмы могут – и будут -  созидаться и разрушаться мгновенно – даже не за три дня, как Иисус говорил (Он просто не хотел людишек пугать, совсем уж все обесценивать – без ума они такого понять не могли…) Ведь духи веют, где хотят – и они находятся в беспрерывной борьбе; все они строят свои храмы и разрушают чужие… Да, у ума другие свойства, чем у материи!

Все коллективы действительно безумно верят в себя и свою силу – как будто людишки вместе  уж точно Бога образуют. И так уверовав в себя, они оказываются способны  воевать - т.е. и умирать и убивать… Все коллективы – действующие силы истории (одиночки – это лишь пыль на исторических дорогах, их не замечают, если они прямо в глаз не попадают). Только коллективам, их представителям и руководителям достается какая-то слава и деньги, и власть… И не существует коллективов без зданий! (и всякое здание всякого коллектива может храмом считаться! Это всегда помпезное, особое строение) Т.е. сам-то Иисус никаких коллективов не строил, принципиально ходил по дорогам, как пылинка-одиночка. Некоторые пристали к Нему, слушали его, учились у Него – это все еще не образует коллектива. Началом коллектива, кстати, можно  счесть суму с общими деньгами – но как раз тут-то сразу же и завелся предатель, червяк… Павел же, по сути, был первым коммунистом, как городской житель, он ринулся осваивать дома и сразу, немедленно строить царствие Божье на земле (т.е. в городах) – причем, вроде как они думали, что все будет сделано еще при их жизни, может быть, даже  дней за 500! Создадут общины праведников, людей с Духом Божиим, по сути, общины богов! – и к этим центрам будет присоединяться все больше и больше людей; ведь в городе известия распространяются быстро! Это вам не разрозненные деревни, где, к тому же, слишком многое завязано на родственные связи, привычки и традиции. Города – это  обители мобильности и  прогресса! И в каких-то отношениях расчеты Павла оказались верными – вот только ум, Дух Божий оказался вещью не такой простой, можно сказать, капризной. В Нем, как и в Боге-Отце, оказались слишком большие глубины и высоты. И сам Иисус все-таки был слишком странным бродягой. Наскоком Царствие Божие оказалось не взять и  «христиане» все больше приучались имитировать, а не быть… Храмы оказывались такими же тепличными шкатулками, как и все остальные здания, низменный материализм никуда не девался – как и возвышенные умственные бредни… Т.е.  Иисус и Павел своими наскоками  заложили основные направления умонастроения и деятельности, но теперь все это надо  углублять и возвышать – доводить до ума, с одной стороны, доводить до тела, с другой и до души прямо по центру… Все настоящие коллективы  в наше промежуточное время должны сосредотачиваться не только на пропаганде и проповеди истин, которыми они действительно или якобы обладают, но и на решении проблем, которые ежедневно и ежечасно в этой жизни возникают… Коллектив, который не берет креста проблем, не может считаться наследником Иисуса и Павла! Это или детский сад, или же фиктивная, фасадная организация, или же предмет чьих-то манипуляций… Отношения в коллективе не могут быть просты, если они не фиктивны (здрасьте – до свиданья), а если они сложны, то эти сложности будут требовать размышлений и решений… Жизнь в настоящем коллективе не может быть проще, чем жизнь в настоящем  романе!

«Если кто-либо разрушит Божий храм, того разрушит Бог» - опять смешно, как детей их «Боженькой» запугивает. «Дети, не трогайте того, что я построил, а то вас Боженька накажет»

18ст  «Не обманывайте самих себя», у мудрости много уровней и  каждый новый чуть ли не целиком упраздняет предыдущий. Считай себя глупым, что Бог тебе новую мудрость показал…

Вот, допустим, Путин - он явно в чем-то мудр – но в чем-то явно глуп! Но даже то, в чем он мудр, не разрушит ли завтра же какой-нибудь грудинин или еще какой-нибудь хрен с усами или без?! Наша земля, она вообще на грязную черную пропасть похожа, провальную дыру – в ней, может, и вовсе невозможно быть мудрым. Не зря же Иисус учил не заботиться даже о завтрашнем дне – тогда как любая человеческая мудрость связана с заботой о будущем, с предвидением. Даже пророки именно за это ценились – мол, предсказывают будущее… Океан человеческой жизни слишком огромен… Опять же, слишком велики в этой жизни глубины и высоты… Павел, может, и самого себя уговаривал не заноситься, не считать слишком умным… Ведь основная заповедь Иисуса все-таки не ума, а добра и любви касается. И для доброты достаточно уже простой доброжелательности – мне кажется, это более достижимо (я же не злюка! – а злюкам, может, ситуация и иначе видится?! Хотя, с другой стороны, и стабильной доброжелательности от меня не дождешься, и на нее чересчур надеяться нельзя) В общем, про мудрость, думаю, еще будет повод поговорить, а пока вечер и  мои мозги уже слишком затуманены! Знаю только, что у меня мудрость ни с хитростью, ни с суетой не ассоциируются (это наверняка специфический еврейский вариант! Отрешенных от суеты и хитрости евреев – шире, арабов -  может, и вовсе не бывает. Слишком уж они вовлечены в нашу повседневность; собственно, они и задают ей тон…) Жаль, что тут Павел про любовь не вспомнил – с добром и любовью даже небольшая мудрость окажется рабочей, а без них в лучшем случае окажешься каким-то одноногим столбом (хотя верно и обратное: с мудростью даже и небольшая доброта окажется рабочей…) Т.е. вывод все тот же: надо возрастать и в любви и в мудрости, но важнее иметь гармонию, иметь и то и другое в принципе. Сам рост возможен только на этой основе, ведь по лесенкам одноногие не ходят…

21ст «Вам принадлежит все» - так настроены настоящие, свободные, независимые от авторитетов люди – обычные же людишки являются рабами всего – в том числе, и всего перечисленного… Т.е. Павел пытался избавить свою паству от низкопоклонства – что делает ему великую честь, что является великим примером для подражания – однако, никем не используемым (в отличие от «Боженька накажет»!) Евангелие – это благая весть, которая никого не закрепощает, напротив она побуждает мыслить и жить, бороться со смертью – которая тоже не случайно тут упомянута. Никакой Павел не закрывает от нас жизнь, но и не защищает нас от смерти. Павел не говорит, что он и другие апостолы – это альфа и омега, что они пишут пресловутое «священное писание»! Нам принадлежит весь лучший опыт прошлого, все достижения настоящего – включая сюда интернет – и дай Бог, чтобы это все вместе взятое оказалось хорошим подспорьем в построении лучшего будущего в мире, в котором пока  дебилы и подлецы как преобладали, так и  преобладают…


Рецензии