Сила судьбы роскошь человеческого голоса

«Сила судьбы»: роскошь человеческого голоса
Опера Верди, 13 января, Историческая сцена Мариинского театра
На «Силу судьбы» влетела в зал в последний миг, похоже, лишь меня и ждали, свет погас и началось… Как только зазвучала увертюра оперы, в которой Судьба по имени «ФаталитА», словно породистый конь, бьющий копытом от нетерпения, выходила на старт, я поняла, что можно расслабиться и получать удовольствие! «Я человек простой и люблю простые вещи!» – промелькнула в сознании любимая, слегка издевательская и кокетливая фраза моего давнего друга. И я погрузилась в привычную роскошь прекрасной музыки Верди!
Донна Леонора Марии Гулегиной в волнении металась по сцене, никак не решаясь сбежать из родительского дома, от строгого отца, маркиза ди Калатравы (Юрий Власов), который громким басом не одобрял ее сомнительного знакомства с отпрыском благородного инкского семейства  доном Альваро Ованеса Айвазяна, не то, что перспективу ее брака с ним. Но когда бдительный маркиз отправился спать,  и появился потенциальный жених, сомнения у своенравной девушки достигли своей вершины. И молодые, как водится, начали вдохновенно выяснять отношения, словно искушая Судьбу и не обращая внимания на увещевания более взрослых людей, что сейчас не время и не место для этого, что до добра это не доведет. Но Судьба есть Судьба! Воплощенная в вынутом и брошенном на стол револьвере, Судьба заставила его выстрелить и обязательно поразить того, из-за кого и завертится вся оперная история – грозного отца донны Леоноры, маркиза ди Калатраву! Эта сцена, исполненная Марией Гулегиной, Ованесом Айвазяном и Юрием Власовым словно на одном дыхании, спетая красивыми сильными голосами, вселяла уверенность, что и тут Судьба не обманет, подарит прекрасный спектакль!
Брат донны Леоноры, Дон Карлос ди Варгас (Владислав Сулимский), перехвативший во втором действии эстафету Судьбы  у револьвера, начал свои долгие и непростые поиски сестры, навлекшей на семью беду, и ее жениха, невольного виновника смерти отца. Великолепная сцена в таверне, где молодая цыганка Прециозилла (Злата Булычева) заигрывает с посетителями и темпераментно  поет знаменитую песню с хором «Под звук барабана»: тут и марш, и танцевальные ритмы, а потом звучит молитвенный хор и полная бравады история  мнимого студента из Саламанки, переодетого дона Карлоса. Слушая эту балладу в исполнении Владислава Сулимского, чей баритон в этот вечер звучал как-то особенно ярко, мощно и выразительно, я удивлялась неукротимой настойчивости его героя. Всю жизнь положил на поиск донны Леоноры и дона Альваро,  ни на что не отвлекся, годами колесил в поисках беглецов! Хотя поначалу ему еще интересна реальная жизнь: маленькая девочка (Рената Сулимская), которую он ставит на стул, и ей, с легкой игривостью, рассказывает историю убийства отца и бегства виновников этого несчастья; отвечает на заигрывания молодой цыганки. Бережет ФаталитА и донну Леонору, позволяя ей укрыть в мужском монастыре под видом святого отшельника! Оправдывает Судьба и мои надежды как слушателя: отчаявшаяся дона Леонора Марии Гулегиной проникновенно поет печальную арию «Дева святая»,  потом убеждает настоятеля дать ей приют в монастыре. Их дуэт с отцом-настоятелем  Падре Гуардиано (Владимир Феляуэр) перекликается с торжественным хором монахов следующей картины, которая завершается молитвенно-просветленной мелодией распростертой на полу собора Леоноры: «Внемли мне, Дева ангелов!» Роскошь музыки сливается с роскошью человеческих голосов!
А Судьба до поры до времени будто дремлет, не дает свершиться мести. Она играет с героями – с Доном Карлосом и доном Альваро – в третьем действии, словно в кошки-мышки, сводя их случайно вместе, превращая то в друзей, то во врагов, позволяя жертве по неведению спасти преследователя, почти убивая то одного, то другого… Вокальная роскошь этого действия складывается из чередующихся арий двух друзей-недругов – Дона Альваро и Дона Карлоса. Звонкого тенора Ованеса Айвазяна и страстного жгучего баритона Владислава Сулимского! Это действие – вокальная кульминация всей оперы! Здесь, что ни номер, то шедевр! Полный тоски по потерянной любимой романс дона Альваро. Два замечательных дуэттино дона Карлоса и дона Альваро, в которых они сначала клянутся в дружбе, а затем прощаются после ранения Альваро. Два великолепных мужских голоса заставляют радоваться слух и думать о голосе, как лучшем музыкальном инструменте, который создала природа! Но Судьба уже наметила себе дорогу к жертве: ящик с личными вещами Альваро вскрыт, дон Карлос находит портрет Леоноры… Механизм возмездия заведен:  голос Владислава Сулимского в яростной  арии словно горит неугасимой жаждой мести, раскатисто и грозно обещая неотвратимую расплату за роковую случайность прошлого. И этот гнев страшен! Словно вулкан проснулся, в котором клокочет лава эмоций! Потрясающая по силе воздействия ария Дона Карлоса!
Но игра Судьбы сложна! Дуэль друзей-врагов опять таит интригу: дон Альваро Ованеса Айвазяна роскошно поет свою покаянную стретту над телом якобы убитого им дона Карлоса, забывает все, проклинает злой рок и бросается в битву искать смерти.
Довершает ощущение музыкально-вокального пиршества невероятное по красоте музыки и выразительности исполнения соло Прециозиллы Златы Булычевой с хором «Ратаплан»!
Казалось бы, ну куда еще нагнетать страсти? Но в финальном действии поистине тигриная ярость Дона Карлоса Владислава Сулимского пронизывает его дуэт с Альваро, который умоляет его забыть прошлое, простить за роковое стечение обстоятельств! Но Дон Карлос неумолим, он рвет и мечет! Хорошо сабли не настоящие, а то ведь чем … лукавый только ни шутит! Такого мощного, разъяренного, просто инфернального звучания голоса Владислава Олеговича я, пожалуй, прежде не слышала! И как я была рада, что услышала эту роскошь человеческого голоса! Браво, непримиримый дон Карлос ди Варгас!
Маленькую передышку дала комическая сцена раздачи еды нищим. Рассмешил Фра Мелитоне Андрея Спехова своей буффонной арией «Отчего детей так много».
Но роковая развязка все равно надвигалась. Донна Леонора (Мария Гулегина) была, как всегда, трогательна в своей самой знаменитой арии, где она как раз и поет о злом роке, разлучившем ее с любимым Альваро: «ФаталитА», – многократно повторяет она, словно призывая Судьбу закончить предопределенное. И Судьба является в лице смертельно раненного, но не утратившего мстительных замыслов брата, дона Карлоса и желанного дона Альваро, который, оказывается, уже не первый год был совсем рядом. Влюбленные встретились, обнялись, обрадовались… Но расскажи Богу о своих планах, если хочешь его насмешить! Дон Карлос, этот поверженный лев, просит сестру-отшельницу отпустить ему грехи перед смертью, и завершает дело всей жизни – убивает донну Леонору, отец отмщен, Альваро наказан. Но и это не конец! У Судьбы для финала приготовлен особый поворот! Благочестивый падре Рафаэле, он же дон Альваро, вдруг объявляет себя посланником ада, проклинает всех, желает всем смерти и прыгает в пропасть. Почему-то эта последняя мизансцена воскресила в памяти кошмарное самоубийство пилота «Люфтганзы», когда тот специально направил самолет с пассажирами  в землю… Но это не испортило прекрасное впечатление от спектакля, в котором Судьба не обманула  мои ожидания и подарила незабываемую роскошь музыки и человеческих голосов!


Рецензии