Интерес. Влечение. Увлечение. Склонность

ПСИХОАРХИТЕКТОНИКА.
Диалектика психики человека.
Системно-иерархическая модель психики.

Часть I.  Соматопсихика, или природное тело (corpus animalis).

Глава 3. Интерес -> Влечение -> Увлечение -> Склонность.


В этой главе я растекаюсь мыслию по древу, что обусловлено периодическими набегами моего внимания на данный уровень соматопсихики и наслоениями возникающих идей. Текст получился длинный, и его чтение потребует терпения. Если же у читателя его нет, то специально для нетерпеливых предваряю основной текст его коротким изложением.

***

Под интересом я имею в виду мотив деятельности - тот предмет, который выделяется субъектом деятельности (деятелем) из остальных предметов окружающей среды. Это предмет, на который наткнулся деятель в результате своих поисков того, что могло бы преобразовать его состояние дискомфорта в комфортное состояние.

Влечение - состояние удовольствия, которое испытывает субъект в то время, когда предмет отражается своими свойствами (характеристиками) на состоянии субъекта. Влечение - возбуждённое, точнее, приятно возбуждённое состояние субъекта при том или ином взаимодействии с найденным предметом. Влечение, как приятное возбуждение афферентной (и далее - сенсорной) нервной системы, переходит в приятное возбуждение эфферентной (и далее - моторной) нервной системы, т.е. в увлечение. Сам процесс перехода влечения в увлечение можно назвать вовлечением. Хотя, в роли предмета может выступить и другой субъект (живое существо), которое своим видом и действиями может увлекать за собой первого субъекта. Увлекая за собой первого, второй субъект, таким образом, вовлекает его в некий поведенческий процесс (во внешнедвигательную активность).

Интерес как мотив есть причина действий субъекта деятельности с найденным объектом, ставшим предметом его деятельности. Эта причина раздваивается сама в себе на побудительную причину (побудительный мотив, мотив-стимул) и целевую причину (смыслообразующий мотив, мотив-смысл). Побудительные мотивы, по определению, побуждают и принуждают субъекта к взаимодействию с предметом. Они действуют из прошлого субъекта самого по себе и его же - как представителя своего рода и вида (наследственные механизмы гомеостаза). Они отвечают на вопрос - ПОЧЕМУ субъект ведёт себя тем, а не другим образом? То, что нас побуждает к совершению поступков, и есть влечения. С помощью смыслообразующих мотивов мы рисуем себе лучшее будущее. Естественно, в этом участвуют процессы воображения и мышления. Мотивы-смыслы возникают в процессе целеобразования, или, по-другому, целеполагания. Их возникновение связано с борьбой мотивов и выбором. И они отвечают на вопрос - ЗАЧЕМ  субъект так поступает?

Увлечение - погружение субъекта в тот или иной процесс, в ту или иную активность, в занятие каким-либо делом. Оно характеризуется некоторой продолжительностью во времени. Есть скоротечные увлечения, есть более длительные, переходящие в нечто постоянное. А постоянное увлечение есть увлечённость - первый уровень склонности субъекта к той или иной деятельности, к тому или иному предмету или субъекту. Склонность - результат согласования влечений (мотивов-стимулов) и увлечений (мотивов-смыслов).

Здесь надо упомянуть, что влечения имеют в большей степени характер инстинкта, проявляющего себя по мере созревания и роста тела, нервной системы и мозга. Инстинкт - побуждение, и как побуждение, зов, позыв, соблазн, и т.п., он приобретает разнообразные формы, обогащаясь новыми формами и содержанием предметов и продуктов деятельности, которыми обмениваются между  собой люди. К тому же само слово побуждение говорит нам о возбуждённости сенсорных нейронов и сенсорной коры мозга, а следовательно, и о пробуждённости, бодрствующем состоянии субъекта, о бдении, бдительности (подозрительности, настороженности, осторожности, слежении за обстановкой). Бодрствование - нейрофизиологическая основа сознания (левополушарный феномен) и его образного аналога - созерцания (правополушарный феномен). Также и увлечение, как процесс целеполагания, есть основа таких процессов, как воображение, желание, мышление, намерение, и, вообще, планирование.

Отличие влечения от увлечения можно продемонстрировать такими словами, как "хочется" ("мне захотелось", "меня потянуло на...", "у меня возник аппетит") и "хочу" ("я хочу", "я стремлюсь", "я стараюсь"). Хочется (захотелось) поесть или попить - общее направление будущей активности субъекта. Иногда это направление до такой степени неопределённо, что человек говорит: "Хочется чего-нибудь ... такого ... этакого...".  Когда человек действительно хочет, он это общее более точно определяет как особенное, то есть, чего конкретно он хочет поесть или выпить, и как это сделать. Тогда человек увлекается поиском и добычей еды и питья и действиями приготовления какого-нибудь съедобного сырья или полуфабрикатов к непосредственному употреблению. Активная форма хотения ("я хочу") - это внутренний процесс, инициирующий и сопровождающий внешне двигательную активность, которую издавна называли охотой.
 
Странным образом влечение перекликается с ориентацией. Так половое влечение к особям противоположного пола называется гетеросексуальной (нормальной, традиционной) ориентацией. К особям своего пола - гомосексуальной ориентацией. (Кроме того, что есть бисексуалы, пансексуалы, и прочие нетрадиционные и непонятные личности).

В животном мире, например, у птиц, ориентация в пространстве непосредственно переходит в навигацию. Учитывая, что ориентировочный рефлекс входит в состав интереса и является его началом, мы можем увидеть в тетраде

Интерес -> Влечение -> Увлечение -> Склонность

содержащуюся в ней тетраду:

Ориент. рефлекс -> Ориентировка (ориентирование) -> Направление (планирование) -> Направленность.

Таким образом, планирование (целеполагание, выбор направления дальнейшего движения или деятельности) находится в составе увлечения (каким-либо занятием: трудом, учебой, игрой, хобби, развлечениями - активной формой отдыха от трудовых и учебных дел). Направленность - закрепившееся направление, склонность к определённому поведению или к определённым видам деятельности.

Недавно в голову пришла ещё более странная идея о том, что интерес и влечение можно интерпретировать как ИЗВЛЕЧЕНИЕ информации из среды во время происходящего в данный момент взаимодействия со средой и ИЗВЛЕЧЕНИЕ информации из памяти. Сопоставление (компарация) этих двух видов информации, поступающей и сохранённой, результируется в определении степени новизы ситуации взаимодействия. Если ситуация довольно новая, например, какая-либо незнакомая местность или появившиеся в привычной обстановке новые объекты, то инициируется ориентировочная деятельность, состоящая в обследовании, исследовании, преследовании, изучении, рассмотрении, в общем - в сборе информации о незнакомых объектах и её анализе.

А затем уже происходит синтез решений о том, что можно (и чего нельзя) делать с этими объектами, и проверка этих решений (на предмет безопасности и пользы) в виде различных проб и попыток сделать что-то хорошее для себя. То есть, мы помним, что в детстве мы пробовали заняться то тем, то этим привлекательным делом, и даже увлекались на какое-то время чем-нибудь, но потом оказывалось, что эти занятия не совсем (или совсем не) подходили нам, мы теряли к ним интерес, и среди этих увлечений оставались только некоторые, определяемые как наши склонности. 

***   

Что такое интерес? Вопрос, конечно, интересный. Попробуем разобраться.
Говорят, что этот термин появился  на заре капитализма как техническое, точнее бухгалтерское понятие, обозначавшее ожидаемый доход (выгоду) от затрат. Если можно предположить, что доход будет больше, чем затраты, и при том значительно больше, то это очень интересно. Интересно то, что обещает прибавку к стоимости, к зарплате. Интересно то, что приведёт к росту доходов, увеличению семьи, увеличению капитала, личностному развитию, и, вообще, к развитию. В том числе и к развитию сюжета, к ответу на  вопрос: «какая из команд выиграет?». Интересно, чем закончится сюжет – созданием или уничтожением, успехом или неудачей?

«Единственная сила, связывающая их [товаровладельцев] вместе, это – стремление каждого к своей собственной выгоде, своекорыстие, личный интерес. Но именно потому, что каждый заботится только о себе и никто не заботится о другом, все они в силу предустановленной гармонии вещей или благодаря всехитрейшему провидению осуществляют лишь дело взаимной выгоды, общей пользы, общего интереса». (Маркс, Капитал, стр.187).

Английское слово interest, скорее всего, возникло на латинской основе. Inter esse (лат.) – быть важным, иметь значение. Буквально, это быть то ли между, среди, то ли внутри. Можно и так, и так – одновременно. То, что есть между двумя, но находящееся только в одном. Т.е., внутри субъекта находится то, что есть между ним и объектом; внутреннее состояние по отношению к чему-то внешнему.

"Экономические отношения каждого данного общества,— писал Энгельс,— проявляются прежде всего как интересы."
(Т. 18. С. 271).

Интерес есть какое-либо отношение к чему-то (к деятельности или к её предмету, к способам и приспособлениям, т.е. средствам) и к кому-то (к другому деятелю, к какому-нибудь живому существу). Интерес - это то или иное отношение к себе и к субъектам противоположного пола. Интерес есть также то или иное отношение к жизни, жизненный интерес. Ещё надо упомянуть и про интерес к миру, к разным его сторонам и уровням.

Вполне закономерные вопросы: какое отношение?, в чём оно состоит?, в чём выражается? Очевидно, что у интереса есть крайние состояния. Это, с одной стороны, крайняя заинтересованность в чём- или в ком-либо. А с другой стороны, это безразличие, равнодушие. Уже в самом слове "безразличие" содержится понимание того, что вещи (и живые существа) чем-то друг от друга отличаются. Одно и то же, одинаковость, тождество не вызывает интереса, не пробуждает ориентировочную реакцию (реакцию на новизну), не оживляет рефлекс "что такое?". Всё обычное и привычное неинтересно. Для возникновения интереса необходимо какое-то событие, какое-то достаточно резкое изменение в окружающей обстановке и/или во внутренней среде организма. Предмет может заинтересовать только в том случае, когда он будет ОТЛИЧЕН и потому ЗАМЕТЕН среди подобных себе. Сигнал ЗНАЧИТЕЛЬНО отличается от белого шума. И для того, чтобы отличить одно от другого (старое от нового, обычное от необычного, знакомое от незнакомого, приятное от неприятного, полезное от вредного, важное от неважного, и т.д.), нужен наработанный филогенетическим и онтогенетическим путём навык сравнения, воплощённый в мозговом аппарате.

Таким аппаратом сравнения, или, что тоже самое, оценки, в мозгу животного является определённая мозговая структура, возбуждающая или тормозящая его интерес к тому, что происходит вовне его и/или внутри. Не вдаваясь в подробности, скажу, что это те мозговые структуры, которые обычно связывают с возникновением и протеканием эмоций (лимбическая система, гиппокамп, миндалины, и др.). Эмоции - это экспрессивная сторона отношения. Им противоположна - импрессивная сторона отношения - чувствования (то, что сейчас называют чувственным тоном ощущений). Действительно, интерес и всё, что к нему относится, развёртывается в целую систему - сферу отношений, природную душу.

Интерес - это мост, соединяющий познавательную и чувственно-эмоциональную (эмоционально-волевую) сферу, природный дух (Анимус) и природную душу (Аниму). Первичным здесь является природный дух (образный интеллект), сфера познавательной деятельности, сторонами которой являются сенсорика (ощущения) и перцепция (восприятия). Познавательная сфера развёртывается из жизненного процесса научения (жизнь - память - установка), а то, в свою очередь, из атрибута материи - отражения. Познание (когниция, гнозис) и настроение (чувства и эмоции) являются двумя противоположными и в то же время взаимопроникающими сторонами поведения, отражением и деятельностью. Сначала под воздействием возникшего в нас состояния дискомфорта мы что-то ищем и находим, исследуем его, а затем определяем своё отношение к нему, оценивая его с разных сторон и планируя свои действия по отношению к нему.

Интерес, таким образом, распространяет своё влияние и на сферу познания (образный интеллект), выражаясь в форме пытливости и внимательности (пытливый ум), и на сферу (умо)настроения (эмоциональный интеллект), выражаясь в форме любопытства (любовь к разнообразным впечатлениям и эмоциональным переживаниям). В сфере словесно-понятийного интеллекта (Логоса, разума) интерес приобретает форму любознательности и осознанности.

Из созерцания схемы можно понять, что интерес есть синтез жизни (биорегуляции), сохранения и воспроизведения, их вершина. И в то же время интерес есть синкрет, основание, из которого вырастают влечение, увлечение и склонность. Основной интерес в жизни - это выживание во всех смыслах: и в смысле кого-нибудь выжить с его территории или с этого света на тот свет, и в смысле устоять в схватке с такими "выживальщиками", выжить, вынести, пережить. То есть, всё, что связано с охраной и защитой своих границ и посягательством, нападением на чужие границы. Всё, что связано с отбиранием и присвоением, с хранением и приумножением, с потерями и приобретениями.

Выживание происходит через межвидовой (естественный) и внутривидовой (половой) отбор. Естественный отбор делят на стабилизирующий, дизруптивный и направленный отбор. Он происходит через взаимодействие видов, образующих сообщество: продуцентов (растений), консумментов (животных - поедателей растений, и плотоядных животных, хищников) и редуцентов (грибов и бактерий).  Половой отбор делят на межполовой и внутриполовой. Внутриполовой отбор - соперничество самцов, самцы соревнуются за привлечение к себе самок. Межполовой отбор - выбор самок, самки выбирают достойных (наиболее приспособленных) самцов.

Оба пола интересничают - привлекают внимание к себе со стороны противоположного пола. У каждого индивида есть свой индекс привлекательности, врождённой и благоприобретённой. Драки между особями мужского пола есть способ привлечения к себе внимания женского пола. А прихорашивание самок - способ привлечь к себе внимание самцов. Самцы иногда также берут на вооружение способы, характерные больше для самок, и красуются, позируя перед выбирающими самками. Самки же иногда тоже начинают драться за привлекательного самца. У кого была по молодости лет тенденция покрасоваться, позируя, или посоперничать, прибив соперника или соперницу,  так это оттуда - из инстинктивного желания понравиться. Хотя говорить о желании пока ещё преждевременно.

Сексуальная привлекательность может основываться на чётких различиях между полами (мужественность - женственность), а также на выделении субъекта противоположного пола из ряда других ("Он - особенный", "Она - особенная"). Здесь во многом срабатывает параметр "обычность - оригинальность", "приевшееся - что-то новенькое". Гораздо заметнее среди других оригиналы, а не копии, превращающие оригинал путём многократного копирования в серую массу. К этому параметру близок континуум "правда - обман". Правдивые большей частью оригинальны, ибо своей открытостью и прямотой ясно выражают свою индивидуальность. Копирующие чужую манеру поведения обманывают других и самих себя относительно своей индивидуальности, своих индивидуальных предпочтений. Обманщики не любят ясности, уходят в тень, темнят, выражаются туманно, витиевато и замысловато.

***

Влечение и доверие.

Здесь мы переходим к понятию доверия, тесно связанному с понятием влечения.

Понятно, что правдивые вызывают к себе доверие, а обманщики - недоверие. Причём доверие возникает и растёт там и тогда, где и когда наблюдается согласованность между различными фрагментами поведения, между делом и словом, между обещанием и его выполнением, то есть, некоторая последовательность, предсказуемость, оправданность ожиданий, упорядочённость и порядочность. Недоверие вызывается различными нестыковками между фрагментами поведения, несогласованностью слов и дел, непоследовательностью и хаотичной непредсказуемостью.

Континуум "доверие - недоверие" связан также с естественным отбором, с внутривидовой кооперацией и межвидовой конкуренцией, с распознаванием своих и чужих, друзей и врагов. Дружба основывается на доверии. Известна склонность хищников обманывать своих жертв, устраивая им засады, ловушки, и т.п.. Также известна склонность потенциальных жертв обманывать своих преследователей с помощью петляния и запутывания своих следов, создания таких приспособлений как защитная окраска, мимикрия, и т.д.. В общем, доверие во многом базируется на инстинкте самосохранения и ощущении безопасности. Так и люди могут значительно различаться по своему дружелюбию (миролюбию) и недружелюбию (воинственности). Дружелюбные, если это не натужная и показная дружелюбность, сразу вызывают доверие. Опять же, дружелюбие и его степень опознаётся по некоторым признакам и сравнению их с теми, которые сохранены в генетической и биографической памяти. И всегда можно обмануться, не распознать вовремя волка в овечьей шкуре.

Доверие и недоверие возникает и при половом отборе. Самки доверяют наиболее приспособленным самцам, могущим дать здоровое и сильное потомство, обеспечить их сохранность, защиту и пропитание. Самцы на деле показывают и доказывают, что им можно доверить и свою жизнь и жизнь потомства. Самки на деле демонстрируют, что они смогут родить полноценных малышей и позаботиться о них.

"Самцы обычно остаются в ВЫИГРЫШЕ в каждом сексуальном взаимодействии с самкой, если спариваются с ней, тогда как самки не всегда выигрывают и могут даже ПОПЛАТИТЬСЯ снижением приспособленности. Поэтому для самок наилучшая стратегия быть скромной. Джордж Уильямс описал ухаживание как СПОР между самцом, навязывающим свой товар, и самкой, не желающей его брать. Самке не надо было бы оставаться недоступной, если бы она прямо могла ОЦЕНИТЬ приспособленность самца и его будущее поведение. Однако всё, о чём самка может судить, это внешний вид самца и его поведение в настоящий момент. Самка должна заставить самца проявить свою истинную натуру или повернуть дело так, чтобы его ИНТЕРЕСЫ совпали с её интересами. В обоих случаях наилучший способ поведения для самки - быть осторожной и продлить период ухаживания. Первая задача для самки - УДОСТОВЕРИТЬСЯ, что её потенциальный партнёр - самец того же вида. Это ВАЖНО и для самца, однако, как мы уже видели, самка в случае ошибки ТЕРЯЕТ гораздо больше. Естественный отбор благоприятствует особям с отчётливыми признаками и поведением, позволяющими идентифицировать их как представителей конкретных видов. Совокупность этих признаков и поведения играет очень ВАЖНУЮ роль в ухаживании и называется изолирующими механизмами. поскольку эти механизмы обеспечивают репродуктивную изоляцию между видами, снижая возможность гибридизации." (Д.Мак-Фарленд. Поведение животных. Психобиология, этология и эволюция. Издательство "Мир". 1988. Стр. 138). [Разрядка моя, К.В.]

Теперь становится понятна разница между словосочетаниями: "завоевать доверие" и "заслужить доверие". Завоёвывают доверие в конкурентной борьбе, в бою, в битве за что-либо. Заслуживают доверие в ухаживании, в дружеских отношениях, в проявлении себя на деле, в мирной деятельности. Доверие с неба не падает. Его требовать от других к себе бессмысленно и вредно. Если кто-то это делает, значит, он пытается манипулировать доверием других. Но доверие, хоть оно с неба и не падает, всё же изначально генетически (эволюционно) запрограммировано. Оно возникает в момент влюблённости с первого взгляда, когда образ подходящего полового партнёра впечатывается в душу и остаётся там надолго. Это может быть связано с идеалом своего будущего супруга или супруги, с коим сравнивается встреченное лицо. Тогда возникает чувство родства душ. Особенно, если такие совпадения с идеалами происходит с двух сторон. В том случае, когда образ и идеал партнёра совпадают (или хотя бы близки друг к другу - не тождество, но некоторое подобие) только у одного человека, мы и наблюдаем безответную любовь.
 
У многих животных после их рождения наблюдается так называемый импринтинг - реакция запечатления увиденного в первый момент жизни большого живого и даже неживого, но тёплого и мягкого, объекта, принимаемого ими за их родителя, и следования за ним. Это генетически запрограммированная реакция. И здесь неважно, является ли импринтированный субъект их родителем или нет. Так вылупившиеся в инкубаторе птенцы многих видов птиц запечатлевают ухаживающего за ними человека и следуют за ним по пятам. Другими словами, у них сразу возникает доверие и влечение к этому человеку.

У человеческого ребёнка доверие к его матери генетически запрограммировано. Оно может быть несколько повреждено неблагоприятным для него внутриутробным развитием и тяжёлыми родами. Оно может снижено плохим поведением матери после родов, её невнимательностью, отсутствием постоянной заботы, небрежным обращением, и т.д.. Но оно есть изначально, поэтому и называется базальным доверием. Потом оно изменяется соответственно условиям жизни ребёнка и приобретает те или иные формы, ослабляется или усиливается.   

От того, как в детстве человека складываются его отношения с матерью, отцом, братьями и сёстрами, в какую сторону изменяется (растёт или исчезает) базальное доверие, зависит то, какое отношение будет у взрослого человека к себе, к людям, к особам своего и противоположного пола, к трудовой деятельности, к жизни и к миру вообще. От состояния базального доверия зависит то, будут или не будут, а если будут, то как, складываться доверительные отношения с избранницей или избранником, сможет ли человек создать семью и надолго её сохранить, каких детей он сможет воспитать в дальнейшем.

Уровень развития доверия сказывается и на рабочих отношениях в трудовом коллективе. Имеет ли какую-либо привлекательность работник в глазах руководства, может ли он заинтересовать собой и своими навыками работодателя, сможет ли он вызвать доверие к себе и к своим идеям, рац. предложениям, сможет ли он вовлечь сотрудников в реализацию какого-либо своего плана, задумки? Вот неполный перечень вопросов, решение которых зависит от привлекательности и уровня доверия у работника к коллегам. То же и в отношении многих руководителей, которых поставили руководить их родственники. Руководители, выбившиеся снизу, обладают гораздо большим потенциалом доверия к себе и к своим решениям со стороны их подчинённых, чем чьи-либо ставленники. И последним надо доказать свою компетентность, проявив свои деловые и личностные качества в производственном процессе.

Немного о значении слова "доверие". Судя по структуре оно состоит из двух частей: приставки "до" и корня "вера". Это, по всей видимости, такое состояние психики, которое возникло и существует ещё ДО веры. Вера - это твёрдая убеждённость в каком-либо мнении, уверенность, возникшая из подозрительного сомнения в истинности этого мнения и последующей его проверки на опыте, в личном переживании или в мысленном эксперименте. Проверка состоит в том, чтобы СВЕРИТЬ, т.е. сопоставить и СРАВНИТЬ свои предположения (гипотезы) с тем, что будет наблюдаться в опыте. Опыт делится на внешний (практика, эмпирика, научное исследование), внутренний (опыт эмоциональных переживаний), "пограничный" (мысленный эксперимент, построение какой-либо теории и модели, в которых соблюдается внутренняя согласованность и логичная стройность). Опыт убеждает в том, что гипотеза либо верна, либо неверна. Оставшиеся сомнения (колебания между верно и неверно) служат источником дальнейших исследований, и построения новых гипотез.

В базальном доверии воплощается весь эволюционный видовой опыт, опыт предков. Поэтому дети так доверчивы к своим родителям. Дети вообще очень доверчивы. И если эта детская доверчивость сохраняется в зрелом возрасте, то это очень странно. Обычно такой человек очень страдает из-за того, что его многие обманывают. Но скорректировать его простодушие не так-то легко. Он попросту не понимает связи между своей чрезмерной доверчивостью и тем, что его обманывают. Он верит в то, что всем людям надо доверять, независимо от их поведения. Но при этом страдает от неудач в общении.

Путь от доверия к вере лежит через уверенность. От недоверия к неверию - тоже. Надо быть очень уверенным, что какому-то человеку нельзя верить. А уверенность растёт или уменьшается в проверке на опыте. Если человек не утруждает себя проверками и сверками, то он не может контролировать процесс взаимодействия с другими и совершает фатальные ошибки. Были случаи, когда люди уверяли себя, что они могут летать или они бессмертны, но перед демонстрацией своих свойств (experimentum crucis) не считали достойным проверить эти свойства на малых высотах и небольших ранах. Один падал с большой высоты и разбивался. Другой был убеждён в том, что он мог остановить поезд, и был этим поездом убит.

Исходя из этого мы можем определить недоверие как усиление контроля за тем, кому не доверяешь, а состояние доверия - как ослабление или снятие этого контроля. В жизни оптимален баланс между доверием и недоверием: "Доверяй, но проверяй." Такой баланс означает умеренный контроль, например, за своим чадом. Чрезмерный контроль (гиперконтроль), постоянное слежение за подопечным будет сигнализировать ему о том, что ему не доверяют самого себя, и боятся, что без такого контроля он будет сам себе опасен. Когда ребёнок находится в нежном возрасте, такая родительская позиция справедлива. Но ребёнок более старшего возраста, а тем более подросток, стремится избавиться от такого контроля. Тут либо бунт со стороны ребёнка, либо договор между ним и родителями, когда ребёнок обещает не делать того, что угрожает ему в каком-либо отношении. И нечастый периодический контроль за тем, как он выполняет это обещание.

И наоборот, снижение контроля (гипоконтроль) и даже его полное снятие (попустительство) говорит маленькому ребёнку о том, что родитель им не интересуется, и что он брошен на произвол случая. Но чем взрослее ребёнок, тем оправданней снижение контроля за ним и отпускание его в самостоятельную жизнь. Животные-родители после того, как их молодняк повзрослел, перестают им интересоваться. У людей интерес остаётся в виде периодического общения через письма, телефонные разговоры, встречи по знаменательным датам (праздники, дни рождения, Новый Год, и т.п.).

В общем, интерес и доверие связаны с информацией, получаемой в данный момент, и её сверкой с той, которая хранится в какой-либо памяти, видовой или индивидуальной. Теперь акцент надо сделать на влечении, ибо не совсем ясно, как оно связано с доверием. Многие психологи, когда говорят и пишут о влечении, вообще не упоминают о доверии, а связывают влечение только с интересом. Однако, влечение к предмету основано на врождённых пусковых механизмах, связывающих определённые сигналы с состоянием комфорта, с ощущением безопасности и приятности предмета. Тому, что своими характеристиками, своим видом и поведением, не вызывает ощущения опасности, можно довериться как источнику некоего блага. Другие врождённые сигналы безусловно рефлекторно вызывают настораживание и, в случае приближения опасного предмета (природного явления или живого существа), - реакцию бегства, борьбы или замирания (шока).

По другому, связь между влечением и доверием можно увидеть в общности интересов, в согласии интересов разных существ между собой. Это может быть возникшая на основе внешней привлекательности, общности интересов и ценностей, кратковременная симпатия, которая с течением времени, вернее, при оправданности доверия, переходит в долговременную симпатию - благорасположенность.

Практические психологи, в отличие от психологов-теоретиков, легко связывают между собой доверие и влечение. Семейные психологи напрямую, без обиняков, говорят о том, что если у женщины, например, не возникает доверия к мужчине, то у неё и не возникает полового влечения к нему. Укрепившуюся любовную связь разрушают факты обмана, сокрытия правды и измен. Вскрывшаяся измена и обнаруженный обман отталкивают преданного от предавшего и обманутого от обманувшего.
 
Управленческие психологи (или социальные психологи с политическим уклоном) связывают в одну диалектическую пару доверие, оказанное какому-либо политическому деятелю, и его политическое влияние на массы. Если кто-нибудь стал лидером, предводителем, значит, он повлиял своим поведением и своим обликом на своих соплеменников или единомышленников, вызвал доверие к себе в качестве своего вождя и руководителя. И если кто-нибудь сверху или снизу доверил кому-то какое дело или должность, то эта должность даёт формальное право влиять на производственные или общественно-политические процессы, и руководить коллективом или страной.

Конечно, между влиянием и увлечением есть разница, но если вдуматься, то не такая уж и большая. Они являются формами волевой активности, но находятся на разных уровнях её. Влияющий увлекает за собой, вовлекая других в процесс, играющий на его интерес. По крайней мере, пытается увлечь. Проявляется это в разных формах влияния, которое расшифровывается как такое воздействие на людей, которое влечёт за собой изменения в их поведении в желаемую для влияющего сторону. Люди действительно, изменяют своё поведение, влекутся за лидером, но только по причине своего доверия к нему, когда они думают, что их интересы согласуются с интересами увлекающего за собой. Если такого доверия нет, то влияние лидера вырождается в навязывание своей воли и насилие. А насилие, в свою очередь, основывается на некоторой уверенности в том, что насильник действительно силён. Если такой уверенности нет, и даже есть обратная уверенность, что насильник не так силён, как кажется, да и вообще не обладает какой-либо силой, то такое насилие безрезультатно. Ибо никто за таким лидером не идёт, и он уже по-существу не является лидером ни в материальном, ни в духовном отношении, и свергается ликующей толпой.

Для того, чтобы ответить на вопрос, что такое влечение, надо опять обратиться к интересу. Его структуру предположительно можно обозначить в виде тетрады (или тетраэдра): привлекательность -> приятность -> полезность -> значимость (важность). Привлекательность, понятно, связана с новизной, оригинальностью, некими выдающимися из ряда вон данными. Приятность оценивается системой афферентации. Приятно то, что восстанавливает, сохраняет и усиливает комфортное состояние при его потреблении. Полезно то, что способствует процессу того же потребления или производства. Полезное даёт результат и облегчает его получение. Полезность больше оценивается системой эфферентации, операционально-технической стороной деятельности. Значимость (вес, важность) оценивается совместно афферентными и эфферентными системами, рецепторикой и моторикой.

Приятность и полезность не всегда находятся в гармоничном сочетании. Лекарства могут быть приятны и неприятны на вкус. Они могут быть полезны или бесполезны в лечении какой-то конкретной болезни. Тут либо лекарство не подходит для данного заболевания, либо оно фальсифицировано. Если подходит и является настоящим, то оно может быть неприятным при его поглощении. Какой-нибудь вид деятельности тоже может быть неприятен в процессуальном отношении, но весьма полезен с точки зрения результата. Или так: занятие может быть весьма приятным, но бесполезным и даже вредным как для здоровья, так и для общего развития. Например, лень, курение, выпивка, переедание, игромания, сексомания, наркомания, и т.п.. Не в каждом случае человеку удаётся сочетать приятное с полезным, и получить удовольствие (комфортное состояние) от индивидуально- и общественно-полезного дела.

Приятие чего-либо, скорей всего, есть основа доверия и влечения. Неприятель (противник, враг), естественно, доверия не вызывает. Приятные (милые) лица вызывают больше доверия, чем неприятные (противные). Мы принимаем какое-либо решение, значит, доверяем ему больше, чем остальным решениям. Приятие и доверие - продукт деятельности афферентной системы мозга, суммация интеро- и экстероцепторных сигналов.

Оценка чего-нибудь как полезного, как того, что можно использовать с какой-то целью, непосредственно переходит в желание им завладеть. При сочетании полезного с приятным желание обладать предметом становится сильнее. Например, какой-либо инструмент (нож, пила, молоток, лопата, и т.д.) сам по себе облегчает задачу (разрезания, расчленения, забивания, выкапывания и т.п.), а когда он ещё и приятен (удобен, красив), тогда работать им вообще одно удовольствие. Лёгкость, льга (свобода), льгота (освобождение), лечить (облегчать тяжёлое состояние больного, "больного пользовал известный врач"), нельзя (вредно, не следует, невозможно, ненужно). Польза и увлечение - продукт деятельности эфферентной системы мозга, переход интероцептивных, экстероцептивных и проприоцептивных сигналов в моторное возбуждение и напряжение мышц (увлечение). Сильно облегчают решение разных задач навыки оперирования соответствующими инструментами. Поэтому они и называются полезными навыками, а инструменты - полезными приспособлениями.

Важность (субъективная ценность) - оценка видов деятельности по степени жизненной значимости для животного  в данный момент. Оценка деятельностей и предметов по значимости иерархизирует их, выстраивает их в определённый порядок, в некоторый ряд, в очередь. Есть первоочередные задачи, есть второстепенные, есть средней важности, есть не очень существенные, и есть совсем не имеющие значения для той ситуации, в которой находится субъект. Как уже писалось, для качественного выполнения деятельности, её надо выделить среди остальных, сосредоточить свою энергию на ней, в то время как остальные деятельности могут совершаться в фоновом режиме, автоматически или полуавтоматически. Предметы деятельности - её мотивы - также иерархизируются и отражаются в субъекте деятельности как ценности, как блага, которые могут дать благополучие (комфорт, уют, облегчение состояния и какого-либо процесса).

Чтобы представить себе, как происходит иерархизация по степени важности, т.е. интересности, нужно обратиться к психофизиологии центральной нервной системы. Вспомним о таких нервных процессах, как возбуждение и торможение, о той мозаике из этих процессов в головном мозгу, о концентрации возбуждения и торможения в виде очагов и противоположном процессе иррадиации, о доминантном очаге возбуждения - доминанте Ухтомского. Возбуждение, грубо говоря, возникает тогда, когда что-то во внешней и/или внутренней среде стимулирует организм к повышенной деятельности.

Возбуждение в основе своей есть раздражительный процесс, инициируемый каким-либо раздражителем-стимулом. Например, неравновесие во внутренней среде в отношении состава органических (питательных) веществ возбуждает в организме голод или жажду. Интероцептивное возбуждение распространяется на экстероцепторику, и животное включается в поиск во внешней среде того, что могло бы погасить этот внутренний огонь. При нахождении подходящих предметов (еды и питья) происходит их потребление, завершающее пищевую и питьевую деятельность, что биологами называется консуммацией. Насыщение вызывает противоположный процесс - торможение. Организм в отношении еды и питья успокаивается. Но тут в мозг поступают новые раздражения, и инициализируются другие виды жизнедеятельности.

Отметим здесь два вида интереса: интерес ненаправленный и направленный интерес. Ненаправленный интерес первоначален. Это состояние возбуждения, сигнализирующее организму, что с ним что-то не так. И это внутреннее раздражение, которое психологами-теоретиками принимается за нужду или органическую потребность. Отчасти с ними можно согласиться. Сигналы, приходящие в мозг из внутренних органов, сообщают, что организму для восстановления нарушенного равновесия что-то НУЖНО и он ТРЕБУЕТ к себе особого внимания. ("Нужда заставит." Нужда принуждает и заставляет.) Хотя, скорей всего, эти неопределившиеся в своём предмете нужды и потребности пока ещё ситуативны, т.е. временны. Обычно же под потребностями понимаются потребности в чём-то определённом, и эти потребности и нужды являются уже постоянными, надситуативными. О постоянных нуждах и потребностях в предметах и деятельностях, к которым субъект "прикипел", "пристрастился", без которых ему кажется, что он не может обойтись (необходимость), поговорим в следующей главе.

Направленный интерес возникает в результате поиска и нахождения нужного предмета и взаимодействии с ним, т.е. определённой предметной деятельности. Психологи это называют опредмечиванием потребности (А.Н.Леонтьев). Опредмеченная ситуативная потребность (органическое требование) есть уже мотив деятельности. Субъект находит подходящий предмет, приятное и полезное занятие, и вся его жизнедеятельность в данный момент сосредотачивается на них. То есть, вполне справедлива леонтьевская формула: "Потребность -> Мотив". Однако, я бы преобразовал эту формулу, несколько уточнив её: "Дискомфорт (состояние) -> Поиск (процесс) -> Мотив (результат)". Ориентировочно-поисковая активность тут существенна, поскольку без неё не произошло бы пресловутое опредмечивание потребности и появление мотивов. Потом, когда мотив возник, т.е., предмет временной потребности, способный состояние дискомфорта превратить в состояние комфорта, найден, интерес к предмету, подкрепляясь и закрепляясь, становится склонностью, а мотив - мотивацией. Афферентной стороной склонности является постоянная потребность в каком-либо определённом предмете и/или определённом занятии. Эфферентной стороной склонности - способность манипулировать предметом, способность к определённому занятию (виду деятельности).

Найденный предмет, средство и способ удовлетворения временной потребности, сохраняется в памяти (закрепляется), и становится привычным. Субъект как бы привязывается к нему (привязанность), зависит от его наличия (зависимость). Ему уже не надо развивать ту ориентировочно-поисковую активность, которая была вначале, когда впервые появилось внутреннее неприятное возбуждение. Субъект помнит, что это неприятное возбуждение можно загасить так-то и так-то, тем-то и тем-то. И это работает на экономию энергии, которая иначе бы при появлении подобного неприятного возбуждения каждый раз растрачивалась бы на поиск. В этом суть надситуативной потребности, о которой речь пойдёт в следующей главе.

Мотив - понятие, обозначающее целый спектр первично-волевых психических процессов и состояний. Найденный предмет, которому ищущий и обрящущий доверяет в каком-то отношении, привлекает его к себе, влечёт, соблазняет вкусными запахами, манит (иногда обманчиво), притягивает, подталкивает к себе, зовёт, превращается в цель, т.е вызывает желание (жель = цель). Конечно, чтобы довериться этому предмету, лучше его проверить на безопасность, а для этого его надо исследовать, потрогать, поманипулировать, укусить, т.е. произвести различные пробы. Так же и в отношении какого-либо занятия (вида деятельности): чтобы определить своё отношение к нему, его надо попробовать. Мы не можем чем-либо увлечься (увлечённость - первоначальная форма склонности), не попробовав и нераспробовав.

Мотив - это то, что движет деятеля к себе. Или от себя, т.е. не влечёт, а отталкивает, пугает, страшит, является неприятным, вредным, смертельно опасным. Это отрицательный мотив в противоположность положительному. Курт Левин называл это положительной или отрицательной валентностью стимула. Кстати, А.Н.Леонтьев различал мотивы-стимулы и смыслообразующие мотивы. Смыслообразующие мотивы в иерархии мотивов выше, чем мотивы-стимулы. Мотивы-стимулы случайны и не постоянны, а смыслообразующие мотивы имеют личностную (и общественную) значимость. Мотивы-стимулы - низше-волевые психические явления ("Мало ли что кому захочется"). Смыслообразующие мотивы образуют волевую активность более высокого ранга. Смыслообразующие мотивы, как уже говорилось, возникают в результате выбора.

Многие определяют интерес как мотивационное состояние. Некоторые (Братусь, например) используют вместо этого понятие потребностного состояния. Не надо только забывать, что интерес есть не только мотивационное состояние, но и мотивационный процесс (поиск), в результате которого определяется (находится) мотив. Увлечение - смыслообразующий (по А.Н.Леонтьеву) мотив, отвечающий на вопрос, зачем мы так, а не иначе, поступаем, действуем, делаем. Я предпочитаю в своей модели использовать термин увлечение, поскольку он хорошо сочетается с устоявшимся в психологии воззрением, что влечение и увлечение при своём благоприятном развитии переходят в склонность, и что склонность есть постоянный, т.е., достаточно устойчивый интерес. Если понимать под интересом мотив, две стороны (побудительная и направляющая) которого представляют собой влечение и увлечение, то под склонностью можно понимать мотивацию - постоянную, надситуативную, направленность поведения.

Под влечением можно понимать такие психические явления, как: побуждение, притяжение, тяга, гон, зов, требование, толчок (импульс), позыв, и т.п.. Интересно, кстати, в связи с рассмотрением темы влечения заглянуть в «Словарь по психоанализу» Ж.Лапланша и Ж.-Б.Понталиса. Вот как определяется в нём влечение:
 
«Влечение. Динамический процесс, при котором некоторое давление (энергетический заряд, движущая сила) подталкивает организм к некоторой цели. По Фрейду, источником влечения является телесное возбуждение (состояние напряжения); эта цель достигается в объекте влечения или благодаря этому объекту». (стр. 77).

С терминологической точки зрения, понятие влечения (pulsion) введено во французских переводах Фрейда как эквивалент немецкого Trieb, чтобы избежать ассоциаций, связанных с употреблением таких более традиционных понятий, как instinct и tendance. Такое употребление, хотя оно и не всегда соблюдается, тем не менее оправдано.

В немецком языке влечение обозначается двумя словами: Instinct и Trieb. Слово Trieb – германского происхождения, употребляется давно и связано по смыслу с «толчком» (treiben – толкать); при этом подчёркивается не какая-то конкретная цель или объект, но скорее общая направленность движения и невозможность противостоять толчку.»

«Наконец, последний аспект влечения у Фрейда – это сила как количественный, экономический фактор, как «побуждение психического аппарата к работе». Именно во "Влечениях и судьбах влечений" Фрейд соединил эти четыре аспекта – силу, источник, объект, цель – в общем определении влечения.

Где место этой силы, которая давит на организм изнутри, побуждая его к действиям, способным вызвать разрядку возбуждения? Что это – телесная сила или психическая энергия? Фрейд по-разному отвечает на этот вопрос, определив влечение как «пограничное понятие между психикой и соматикой». Фрейд связывает его с понятием «репрезентатора», или, иначе, представителя соматики в психике.»
 
Выходит, влечение - это репрезентация или представительство психики в соматике. Поскольку в соматике тело, дух и душа находятся в синкретическом единстве, и она преимущественно является именно соматикой, а не духом и душой, постольку это изначально нерасчленённое и впоследствии всё-таки расчленяемое единство можно называть соматопсихикой. (Психосоматика, как известно, является влиянием психики на сому, влиянием духовных и душевных процессов на тело).

В приведённой словарной статье интересно также отметить соотношение между влечением и потребностью. Влечение определяется как толчок, давление, требование. Из этого неясного требования и возникает потребность в чём-то, что определяется посредством ориентировочно-поисковой деятельности. Следовательно, влечение можно определить как до-потребность, т.е. как то, что возникает до потребности, конкретизируясь потом в потребность. Это подтверждает точку зрения А.Н.Лука на взаимосвязь влечения и потребности:

"Своеобразно понимание А.Н.Лука и отношений между влечениями и потребностями: последние, отражая социальный опыт, формируются на основе влечений, но, будучи сформированными, воздействуют на поведение наравне с влечениями и даже приобретают главенствующую роль." (Е.П.Ильин. Мотивация и мотивы. СПб.: Питер, 2008, стр.154)

Ещё можно заметить, что Фрейд не различал влечение и увлечение, приписывая влечению то, что свойственно увлечению, а именно цель.

В интересе часто сталкиваются разные мотивы и происходит борьба мотивов. Например, животное находится между двух с чашек, одна из которой наполнена твёрдой пищей, а другая - водой. Что станет доминирующим мотивом? Что победит - голод или жажда? Что выберет животное сначала - еду или питьё? Ребёнок, которому сказали посторожить конфеты, но не есть их, находится между двумя соблазнами. С одной стороны хочется угодить взрослому и сдержать своё обещание не трогать конфеты. А с другой стороны конфеты манят его ожидаемым наслаждением их поедания. Какой из двух мотивов окажется сильнее? Какое решение примет ребёнок? Скорей всего, потянется за конфетой, хоть и не сразу, а немного поколебавшись. Ведь он как личность ещё неразвит, и чувство долга у него ещё не выработалось.

Обычно, что-то всегда оказывается в приоритете (потому что долго находиться в состоянии выбора нельзя), а потом, когда один мотив реализован, очередь доходит и до второго, третьего, четвёртого мотива. Это называется переключением. У животных выбор происходит по тем правилам, которые образовались и сохранились от предыдущих успешных выборов. Выбор бывает неудачным, ведущим к гибели. Например, при выборе между дракой и бегством животное решает, что оно вполне способно постоять за себя, и ошибается, обрекая своим выбором себя на гибель. Поэтому ориентировка и оценка соотношения сил при выборе тактики и стратегии поведения чрезвычайно полезна. В острых ситуациях выбор (принятие решения) происходят мгновенно, благодаря запасу предыдущих успешных выборов, оформленных в правилах поведения.

К выбору оптимальной линии поведения по определённым правилам близко понятие инстинкта. Инстинкт  (лат. instinctus — побуждение, стимул) - генетически запрограммированное влечение. Его по аналогии с базальным доверием можно назвать базальным влечением. Инстинкт представляет собой постоянную, автоматизированную форму влечения, взаимодействующую с  приобретёнными, более гибкими, формами влечения. Инстинкт освобождает животное от мучительного выбора, поиска и внутренней борьбы в постоянных условиях жизни. Чем выше по уровню развития животное, тем меньше на его поведение влияет инстинкт. Хотя инстинкт всегда остаётся основой поведения.

Есть инстинкт самосохранения - стремление сохранить свою жизнь. Есть инстинкт размножения - стремление продолжить себя и свой род. Оба этих инстинкта Фрейд называл инстинктом жизни, противопоставляя его инстинкту смерти. Инстинкт размножения дифференцируется у животных на гнездовой, брачный (ухаживание и копуляция) и родительский инстинкты. Можно также упомянуть пищевой, охотничий инстинкт, инстинкт бегства, оборонительный, инстинкт сна, территориальный инстинкт. Импринтинг также является инстинктом. К тому же нельзя забывать и про исследовательский инстинкт, ориентировочно-поисковой, а также игровой и стадный.

Инстинктом также называют врождённую склонность к чему-либо. Поэтому возникает вопрос. К чему его отнести: к влечению, увлечению или к склонности? Наверное, здесь союз "или" не подходит. Влечение - это ситуативное побуждение к определённой деятельности. Поскольку влечение через увлечение переходит в склонность, то склонность есть надситуативная доминанта, регулирующая вновь возникающие ситуативные влечения. Инстинкт в целом, таким образом, представляет собой унаследованную от предков часть склонностей, которая взаимодействует с приобретёнными склонностями. Поэтому, если мы говорим о каком-либо частном инстинкте, действующим в данной ситуации, то имеем в виду инстинктивное влечение. А если говорим обо всей совокупности инстинктов, об инстинкте вообще, то мы, скорей всего, имеем в виду склонности, их наследуемую, врождённую часть.

***

Глядя на схему, можно подумать, что влечение всегда переходит в увлечение. Однако это не так. Такой вариант взаимоотношений между сенсорным (влечение) и моторным (увлечение) возбуждением, конечно, является первичным и наиболее естественным. Вторично же взаимосвязь между влечением и увлечением является противоположностью их друг другу. И эта противоположность может приобрести характер противоречия, т.е. противостояния и противодействия. Если под влечением иметь в виду одно из его значений, а именно соблазн, то в жизни можно найти много примеров тому, как люди противостояли различным соблазнам. Кого-то (неопытного, наивного, импульсивного) достаточно легко прельстить, приманить, завлечь, а кто-то (опытный, искушённый, критически оценивающий ситуацию) не спешит этим соблазняться и даёт себе время сначала разобраться в сути привлекательного предмета, а потом уже действовать.

Психофизиологически это можно назвать торможением естественно возникшего возбуждения при виде чего-нибудь приятного. Приятное возбуждение возникает в афферентной части нервной системы, а ему противостоит возбуждение в эфферентной части, которое для афферентного возбуждения является торможением. В психологическом смысле это является терпением, выдержкой, воздержанием, выжиданием подходящей ситуации и удобного момента, когда влечение можно будет удовлетворить. Так более высокие в мотивационной иерархии смыслообразующие мотивы притормаживают более низкие мотивы, т.е. мотивы-стимулы.

Притормаживание временно. Если оно по каким-то социальным причинам становится постоянным, то возникает угнетение, подавление влечений, что при достаточной силе инстинктивных влечений, находящих различные лазейки для своего выражения (канализации энергии влечений), создаёт неврозы и различные извращения (перверзии). Религиозная суровость в отношении такого естественного соблазна, как противоположный пол, приводит к таким извращениям, как мужеложство, педофилия, скотофилия, и т.п.. Устав бороться с сексуальным влечением, человек невольно ищет выход сексуальной энергии и находит его в неподходящих для этого способах и средствах.

Конфликт между влечениями и увлечениями служит источником разных эмоциональных проблем, например, неврозов (невроз - кратковременная или долговременная сшибка нервных процессов), депрессии, маниакальных состояний, маниакально-депрессивного психоза, и т.п.

Различение хотения и желания составляет большую теоретическую проблему. Несмотря на обычный взгляд на эти термины, как на синонимы, их всё же можно различить. Желание - увлечение целью. Цель соответствует действию - цель действия. Желание = жель = цель. Хотение - увлечение тем, что хочется получить в результате деятельности. Хотение по отношению к желанию первично, как первично семя растения по отношению к произрастающим из него корневой системе в земле и кусту или дереву с ветвями над землёй. Есть ещё такое понятие - "дерево целей". Допустим, кто-то хочет отдохнуть на море, и, возможно, в другой стране (в Турции, в Болгарии, в Черногории, на Бали, и т.д.). Чтобы это хотение реализовать, нужно спланировать ряд действий. Каждому действию, как уже говорилось, соответствует своя цель. Так и получается целая программа действий (деятельности). Иначе можно сказать так: хотение - конечная цель, желания - промежуточные между исходным пунктом и концом пути цели.

Здесь появляется возможность объяснить, почему увлечение понимается как мотив-смысл. Наши психологи определили смысл как отношение между целью и мотивом. То есть, смысл отдельного действия состоит не только в том, на какую цель оно направлено, но и в том, какое место оно занимает в составе всей деятельности. Если цель говорит нам о том, зачем происходит действие, то смысл говорит о том, ради чего оно происходит. "Ради чего" - это уже, насколько я понимаю, то, что рангом повыше, чем "зачем". Мыслеобраз цели связывается с мыслеобразом мотива, и эта связь мыслей является с-мыслом.

***

Вторичное согласование между влечениями и увлечениями, происходящее после рассогласования первичного согласия, требует участия процесса сознательного мышления, здравомыслия, рассудительности и разумности (целесообразности).


Рецензии