Отзыв на фильм mother!
Я периодически слышал об этом фильме, еще до начала его съемок. Даже мысленно записал его в список ожидаемых картин. В качестве режиссера Даррен Аронофски, главные роли у Дженнифер Лоуренс, Хавьера Бардема, Эда Харриса и Мишель Пфайффер. Афиша превосходная. Я не читал интервью постановщика, не интересовался сюжетом. Все это происходит сейчас, после просмотра.
Это отличная тактика – ничего не знать о фильме перед его просмотром. Но здесь складывается двоякая ситуация. Если фильм отличен, то в финале получаешь спектр эмоций, от которых, кажется, голова может разорваться. Я не интересовался фильмом «Сплит», но при этом «Неуязвимый» мне очень нравился. И я выходил из кинотеатра чуть ли не со слезами на глазах.
Если же фильм ни о чем, то можно нарваться на жесточайшее разочарование. Или ощущение того, что жизнь стала короче. У меня такое редко бывает, но мои друзья недавно испытали нечто подобное, когда я заставил их смотреть картину «Плохая партия». Я слышал, что это мощный треш, в котором есть Джейсон Момоа и Киану Ривз. Но никакие надежды не оправдались. Мы героически смотрели это. Если бы я осуществлял просмотр один, то в ход бы пошла перемотка. Как хорошо, что на компьютере делать это стало проще, чем было на «видаках».
Дженнифер Лоуренс стала мне нравиться, когда она еще не была знаменита. Она почти смогла добиться успеха, номинировавшись за главную женскую роль в картине «Зимняя кость». Потом я посмотрел «Бобер» Джоди Фостер. И до того, как она взяла награду за «Мой парень - псих», я уже хорошо знал ее.
Со временем интерес как-то поутих. «Голодные игры», «Люди Икс» - все это было не то для нее, как для актрисы. Но деньги совсем никто не отменял, чего уж там. Она стала говорить про зарплаты женщинам-актерам, и прочее. Так оно и шло все потихоньку.
Но вот я смотрю фильм «мама!» и понимаю, что она просто восхитительна. За эти годы у меня были Ева Грин, Моника Беллуччи и Скарлетт Йохансон. Но Дженнифер всегда останется там, в списке любимых, как одна из тех актрис, карьера которых развивалась параллельно с моей жизнью. Возможно, все дело в том, что мы с ней примерно одного возраста. Я не полоумный фанат, я просто замечаю женскую красоту и немного актерской игры. Правда, порой достаточно только первого.
Можно начинать говорить об истории фильма, о том, как Аронофски разработал сценарий и репетировал с актерами. Можно говорить о смыслах фильма. Но для меня сейчас имеет значение то, что на полу монтажной осталось пара сотен крупных кадров Дженнифер Лоуренс. Режиссер заставил оператора делать это. Впрочем, вряд ли тот был против. Если зрителю не нравится какой-то актер, то такое частое появление его лица, как это есть в этой ленте у Лоуренс, заставит его просто стонать от негодования. Но если актер нравится…
Дженнифер смогла затмить всех актеров и даже самого Аронофски. И это при том, что постановщик может называть себя автором ленты. Ведь фильма бы не было без его главной героини – мамы.
Все начинается с начала, да. Она просыпается, ища своего любимого. Она еще не проснулась полностью, возможно, от этого ее посетила небольшая тревога. Она начинает метаться по дому, который просто огромен. В конце концов, она спускается вниз и открывает входную дверь. Утренний свет проникает сквозь ее ночную сорочку.
Как может такое представление героини не привлечь зрителя? И ничего не меняется по ходу развития сюжета. Дженнифер именно что играет, походу раскрывая свою женственность. Зная ее характер настоящей badass девушки, удивляешься той кротости, с которой героиня воспринимает все происходящее. Она просто любит своего мужа. Она построила его дом, который сгорел. Потом она дала ему ребенка (сцена с зачатием получилась очень мощной). И в самом финал она отдает ему все, что у нее осталось.
«Ты не любил меня. Ты любил мою любовь».
Аронофски говорил, что в фильме очень много спецэффектов, но зритель не увидит их. По крайней мере, большинство. Где-то так оно и есть. Интересно, грудь беременной героини подверглась таким изменениям? Да, скорее всего.
Не слишком хорошо зная Ветхий завет (не настолько, чтобы распознавать даже такие очевидные цитаты, как в этом фильме), я практически не связывал с Библией сюжет картины. Мое невежество позволило мне насладиться атмосферой. Атмосферой дома и его скрипящих частей. Атмосферой уединенности. Атмосферой раздражения, когда в твое личное пространство так бесцеремонно вторгаются. Атмосферой личных переживаний. Атмосферой Дженнифер Лоуренс. Неудивительно, что Аронофски не выдержал и полностью проникся этой последней атмосферой. К сожалению, роман этих двух людей не был продолжительным. По иронии судьбы (если брать новостные выпуски за источник информации), они расстались по той причине, по которой начался апокалипсис в фильме. Реакция режиссера на критические отзывы, его увлеченность фильмом и всем, что с ним связано.
У Дженнифер вроде как и социальных подвязок нет. Да и никаких нет, если судить по украденным хакерами фотографиям из «айклауда». Да, глядя на эти фото, можно поразиться тому, зачем все это делать. С другой стороны, фанаты очень рады. Для меня подобный эффект в кино с той же Лоуренс имела картина «Серена», где героиню всячески пользует герой Брэдли Купера. Также я был удивлен распущенности Шейлин Вудли. Она просто похабно проявила себя в «Белой птице в метели» и еще немного в «Сноудене».
Джен все равно не любит много общаться и отдаваться публике. А когда дома, в ресторане в обществе любимого человека происходит тотальное обсуждение критики фильма, захочется подумать о смене обстановки. И любимого человека. Ведь она уже не героиня этой ленты, она снова Дженнифер Лоуренс. Хотя, возможно, у них была просто небольшая увлеченность на почве накала чувств, оставшихся после съемок. Такое часто случается.
Возможно, Арнофоски не вышел из своего образа. Впрочем, похоже, он никогда из него не выходит, ведь он так живет. И в сценарии он прописал самого себя. Герой Хавьера Бардема – это режиссер, царь и бог в своей жизни (на съемочной площадке). Это красование собой весьма возможно, более того – оно есть. Некая самоуверенность, от которой окружающие морщат нос. Так что в жизни постановщика появится другая, которая принесет ему вдохновение.
Именно про вдохновение я думал, когда досматривал фильм. Джен является им, а весь фильм – это процесс создания шедевра (хотя и не обязательно) творцом. Когда произведение закончено, Вдохновение уходит. Нет, оно умирает. Но оставляет частичку себя, готовя почву для следующего раза. Эта искорка может не вспыхнуть вновь, если что-то пойдет не так. Но если пламя займется, то это означает повторение истории. Впрочем, это только быстрый порыв мысли, пришедший во время просмотра.
Стоит ли прекращать наяривать на Дженнифер и переходить к другим актерам? Они хорошо постарались, особенно Мишель Пфайффер. Когда-то и она могла сыграть роль мамы. Но она продолжает играть неплохие образы.
Я начал понимать, чем все закончится еще до, собственно, финала ленты. Единственное, я хотел, чтобы новой мамой была известная актриса. Чтобы был трюк, аналогичный тому, который произошел в фильме «Гостья». Было два персонажа с лицом Сирши Ронан, а потом появилась еще и Эмили Браунинг. Мне очень понравился этот ход. Собственно, в начале мы видим лицо совсем не Дженнифер, так что маму сыграли три актрисы. К сожалению, первая и третья совсем неизвестны. Может, они вдохновляли Аронофски ранее. А, может, тут нет никакого символизма.
Как бы то ни было, можно бесконечно заниматься любимым делом. И не стоит забывать, что все циклично. Что бы ни произошло, это уже было. Вселенная бесконечна, мать-природа готова терпеть все муки вновь и вновь. А люди навсегда останутся танцующими, бритыми наголо обезьянами. И неразумными детьми ее.
Посмотрено: 07.01.2018.
Написано: 16.01.2018.
Свидетельство о публикации №218011600599