От казаков днепровских до запорожских ч. 82

Пётр Калнышевский (род. в 1691 г. в с. Петриковка, что на Сумщине – умер 12 ноября 1803 г. на Соловках) – последний кошевой атаман Запорожской Сечи.
 
Имея зимовники, тянущиеся на 15-20 вёрст, запорожцы получили и барьерные земли между Бугом и Днепром. Однако русские власти требовали, чтобы там селили только неженатых казаков. Запорожцы же, вопреки проблемам безопасности хотели заманить на свои земли и закрепостить и без того малочисленное население Новороссии. Всего населения у запорожцев во время войны с турками было порядка 100 тыс. 15 января 1769 г. хан Крым-Гирей с 70 тыс. конницей перешёл границу у селения Орёл и ринулся на Украину и Польшу. Татары шли 20 колоннами, в условиях глубокого снега, сильных морозов с целью расстроить московские войска «уничтожением всех средств к продовольствию». 20 тыс. ногайцев хотели занять Запорожскую Сечь, но лёд был слаб, не держал. Тогда от Днепра ногайцы повернули к Елисаветграду. Ордой подверглись погрому окрестности Елисаветполя (уже с 25 января), Запорожья, Бахмута. Крымцы и ногайцы были отбиты казаками и регулярными кавалерийскими частями. Отметим, что это было последнее из крымских нападений, следовавших на протяжении более 200 лет. Ресми-эфенди писал, что Крым-Гирей был «древний богатырь, страшный человек, последний из татар». Он, трезво оценив, что князь Голицын стягивает вокруг него войска, через 3 дня после соединения с конфедератами повернул назад. 1 февраля он отступил к Бугу. «Опустошив, по обычаю, земли и врагов, и друзей, крымские разбойники, довольные ясырем, ушли за Днестр». Отметим, что уйти спокойно хану всё же не дали. Полковник Бринк со своими егерями и казаками преследовал орду, добиваясь в ходе боевых столкновений неплохих результатов. К февралю атаману Кальнышу удалось полностью восстановить дисциплину и мобилизовать сечевиков.

3 февраля он двинулся в степь на Перекоп, но татар, уходящих берегом Азовского моря, перехватить не успел. Тогда запорожцы прошли по нескольким татарским селениям и сами взяли изрядную добычу. Они пожгли аулы и сено и вернулись в Сечь 12 февраля. После этого запорожские казаки стали отбирать в свою пользу селения с жителями у соседних губерний. Делали это очень хитро, посылая одновременно депутата в Петербург с письмом, что они обижены, со стороны той или иной губернии. Жителям обещали льготы на 2 года и собрали таким образом 20 тыс. дворов из Малороссийской и Слободской губ. Тех, кто не переходил, грабили и убивали. В отличие от запорожцев, которые всю свою историю считались вольными, малороссийское казачество с его 10 казачьими и 3 кампанейскими полками было потомком польского реестрового казачества, воевавшего с поляками за независимость и оказавшегося вассалом, а затем и подданным России. В Малороссию был введён Воинский устав 1768 г., а в части гражданской жителям представлено руководствоваться Статутом Великого Княжества Литовского. Полководец Румянцев, характеризуя малороссийских казаков, говорил так - хотя они и не похваляются в своей способности к военным действиям, однако же службу при армии несут весьма исправно. Всего на войну с Турцией Запорожский Кош выставил 9,5 тыс. казаков. Из них 7,5 тыс. были конными. Отряды возглавили «Его вельможность, атаман кошевой» Пётр Калныш, невзирая на то, что ему уже было под 80 лет, войсковой судья Павел Головатый, полковники Захар Чепега, Афанасий Ковпак, бывший войсковой судья Андрей Носач и другие герои-казаки. Они расчищали степь от татарских отрядов и наблюдателей, вели разведку дорог для русских войск, совершали поиски по побережью Чёрного моря (Кинбурн, Очаков, Хаджибей, Перекоп).

Особенно прославилась запорожская флотилия, состоявшая всего из 38 больших морских беспалубных лодок вместимостью до 50 чел. (тогда плавсредства назывались «дубы» или «байдаки»). На каждой лодке были установлены по одной - две лёгких пушки-фальконета. 1690 запорожцев и 1 иеромонах буквально творили чудеса. 6 июня 1769 г. турецкая эскадра Хасана-Кызыл-Исарли из 20 больших гребных кораблей, имея на борту тяжёлые орудия и 12 тыс. десанта вышла из Очакова и двинулась вверх по Днепру с целью разгромить Новую Сечь. Запорожские лодки под командой Филиппа Стягайло как раз по реке спускались вниз. Противника они заметили раньше, отошли и устроили засаду у Костирских плавней. 8 июня, подпустив вражеские суда на близкое расстояние, запорожцы открыли огонь в упор из пушек и ружей. В донесении от кошевого атамана к ген.-аншефу П.А. Румянцеву, указывалось, что после открытия огня казаками, турецкая эскадра тотчас выстроилась в линию. Первым выстрелом был отбит руль у флагманского судна и к тому же он сел на мель. Турки спустили с него шлюпку, в которой бежал начальник флотилии. Повреждены были ещё два корабля. Они не смогли далее лавировать и их ветром прибило к берегу. В ходе сражения разбитые турецкие суда (всего 4) загородили путь остальной эскадре, и та, не имея возможности для манёвра была вынуждена повернуть назад. Потери запорожцев составили 11 чел. убитыми и столько же получили ранения. После этого боя неприятель уже не рисковал подниматься вверх по Днепру, а лодки Филиппа Стягайла до ледостава находились выше Очакова и следили за супостатом. 12 августа кошевой атаман во главе 500 казаков выжег дер. Гаджи-Гассан в 15 верстах от Очакова.

Было освобождено 64 пленных, «а жители, не исключая жён и детей, были умерщвлены, кроме 15-ти, взятых в плен» (65). Добыча состояла из 1 тыс. голов скота, 5 тыс. овец, 300 лошадей, 50 мулов, 10 палаток, 1 пернача. 13 августа из Очакова на запорожцев вышел турецкий отряд. Между селений Джеснерлея и Янчокрак разгорелся бой с 2500 тыс. запорожцев. Турки потеряли 200 убитых и 8 знамён. У казаков погиб один куренной, трое ранено и 7 чел. убито. Достались от турок лошади, ружья и иные воинские приборы. Пленные показали, что в Очакове осталось всего несколько тысяч янычар, остальные разбежались. Вернувшись из набега 17 августа, кошевой прислал П.А. Румянцеву 15 пленных и два знамени. 1 октября 1769 г. старшина Сафрон Чёрный с крупной партией казаков-запорожцев вблизи Дальницкого лимана вступили в бой с двумя сотнями турецких воинов у крепости-замка Хаджибей. Турок разбили, взяли в плен 9 чел., 2 знамени, железную булаву, медные литавры и весь багаж. После этого запорожцы напали на Хаджибей, пожгли селение, а в добычу захватили 20 тыс. лошадей, 4 тыс. овец, 180 верблюдов. С указанной добычей казаки пошли от моря по-над Хаджибеевским лиманом, переправились через три Куяльника, 3 октября добрались до Тилигула, 4-го до устья Чарталы. 5 октября они были уже за Бугом. В составе турецкой армии находился полк, составленный из некрасовцев, валахов, молдаван, сербов и болгар. Эта боевая единица во главе с командиром П.М. Скаржинским сразу перешла на сторону российских войск и приняла участие в дальнейших боевых действиях. В 1774 г. воины этого полка были поселены на р. Буг.

Рядом с ними, но уже по р. Ингулец был поселён казачий полк майора И. Касперова, набранный во время турецкой войны из правобережных (польских) украинских казаков и других иностранцев славянского происхождения. Этот полк известен в истории под названиями «Нововербованный», «Новонабранный», и «Вербованный». В 1785 г. из бугских и ингульских поселённых казаков и из крестьян, купленных правительством у бугских помещиков, был сформирован Бугский конный казачий полк, который через год разделили на 1-й и 2-й. В 1787 г. они вошли в состав Екатеринославского казачьего войска и находились в нём по 1796 г. С мая 1803 г. Бугский конный казачий полк вместе с шестью сотнями болгарских переселенцев, живших на его землях, а также выходцы из других южнославянских народностей вошли в состав Бугского казачьего войска. 3 июля 1787 г. по ходатайству Потемкина был издан указ об организации нового казачьего войска, получившего название Екатеринославского. Так называемый Новоказачий полк, дислоцированный в верховьях р. Ингула на границе Екатеринославской губернии, был составлен из заднестровских молдаван, в количестве 2000 семей. Из молдаван, валахов и болгар, переселившихся в Россию во время войны 1768-1774 гг., был сформирован Бугский казачий полк. Полк насчитывал 6383 человека. 1500 бугских казаков участвовали в войне. Молдаванами был укомплектован также и Бахмутский казачий полк. В войске Верных черноморских казаков, образованном накануне второй турецкой войны екатерининского царствования, служили немало молдаван.

В 1763 г. из переселенцев были созданы 4 гусарских полка: Сербский, Венгерский, Грузинский и Молдавский. Молдавский гусарский полк располагался в Киеве. Немало молдаван числились и в Албанском войске. После завершения Отечественной войны 1812 г. в состав войска были зачислены и издавна жившие на этих землях малороссийские казаки. В начале кампании 1770 г. 2059 запорожцев на 40 лодках при 38 фальконетах спустились из Сечи до Очакова. Командовал ими теперь старшина Данила Третьяк. 2 июня 1770 г. Запорожское войско во главе с кошевым Калнышевским присоединилось к корпусу князя А. Прозоровского, состоявшему во 2-й армии графа П.И. Панина. Сам граф осаждал Бендеры, а ген. Прозоровский должен был сдерживать силы турок в районе Очакова. В тот же день, 2 июня, он отправил к Очакову на разведку отряд запорожцев в составе 2400 чел. во главе со старшиной Касаниным, которые на р. Березань разгромили скопище татар. 12 июня ген. Прозоровский направил казачий разведотряд за р. Буг. 16 июня к Очакову отправились 500 запорожцев со старшиной Чёрным. Казаки напали на турок и татар у самых стен Очакова. В ходе боя было убито 70 вражеских солдат, захвачены пленники, среди которых был султанский чиновник. Запорожцы потеряли 4-х чел. убитыми и 1 казак попал в плен. Надо отметить, что казаки уходили с развед. заданиями почти каждый день, но несмотря на их успехи, князь недолюбливал запорожцев. 15 июля 1770 г. (по др. данным 16 числа) казаки на лодках отправились в район Кинбурна «ловить языков». В свою очередь из Очакова вышло 11 турецких гребных судов ловить запорожцев.

Продолжение следует в части  83              http://www.proza.ru/2018/01/18/1478


Рецензии