Виктор Топаллер и Нина Вейнбрун

(Письмо интернет-приятельнице)

Дорогая Светлана,

очень Вам признателен за дружбу, внимание и за все пОсты, среди которых есть интереснейшие (например, целая серия научных лекций о природе). Спасибо и за некрологи о В. Топаллере, с которым не имел чести познакомиться, но с ним связаны дорогие мне воспоминания очень личного свойства.

В 1990 - 91 гг., вскоре по приезде в страну, я устроился литредактором в большую тель-авивскую газету, которая была, исторически, "родной сестрой" существующих и посегодня тамошних же "Новостей недели", где работал в то время В. Топаллер. Эти газеты соперничали и конкурировали (даже временами, кажется, состояли одна с другой в судебных тяжбах) и схлёстывались то и дело не в прямых, так в косвенных дискуссиях: ну, точно как в довоенной, исполнявшейся Утёсовым, песенке о двух друзьях: "И если один говорил из них "да!", - "нет!" - говорил другой". Приходя на работу, я сразу, бывало, слышал голос одного из наших ведущих редакторов, начинавший фразу с фамилии "Топ-п-паллер..." (редактор чуть заикался). и дальше шла оценка какой-то, с точки зрения говорившего, "крамолы", которую в очередной статье высказал один из самых ярких авторов тогдашних "Новостей..." Разногласия чаще всего касались различий в оценках состояния и самоощущения "Большой Алии" - то есть того потока репатриантов из СССР - СНГ, который именно тогда обрушился на крошечный Израиль. То была буквально адская смесь благословений и проклятий, и вот (по весьма  приблизительной, оценке, наш "Спутник" преимущественно благословлял, а "Новости..." нередко и проклинали... Во многом это было связано, м.б., с тем, что верхушка редакции  "Спутника", возглавлявшегося двумя братьями-старожилами страны, ни слова не знавшими по-русски, а также русскоязычными олим 70-х и бывшими "советскими" отказниками, была более резко настроена против "нытиков", ожидавших более радушного приёма долгожданного потока русских евреев от руководства и общественности еврейской страны. "Новости...", и в т. ч. Топаллер, заняли более сочувственную "нытикам" позицию.

Среди "нытиков" оказалась и моя дорогая жена (скончавшаяся 3,5 г. назад). Не будучи, как я, журналистом, она, тем не менее, вскоре стала выкладывать на бумагу свои мысли по поводу существовавших (или казавшихся ей таковыми) несправедливостей, несовершенств и обид со стороны израильской жизни и свои
заметки и размышления стала посылать - куда же? - конечно, в "Новости недели". Чтобы не навредить мне (т. е. чтобы отмежевать меня от своих оценок действительности!), она стала искать псевдоним - и начала подписываться девичьей фамилией матери, чуть изменив своё собственное имя: её звали Инна, а псевдоним получился "Нина Вейнбрун". И вскоре, в течение полутора - двух лет, это имя стало одним из самых популярных (не преувеличиваю!) в газетном мирке русского Израиля. Чему в высокой мере содействовал ныне покойный Виктор Топаллер.

Именно он в обильном потоке читательских материалов разглядел, выбрал и стал одну за другой помещать письма, наброски, зарисовки и статьи моей Инны. К счастью, зная им цену, я многие сохранил и после её смерти (которая, хотя и случилась после долгой и мучительной смерти в почти 82 года, однако для меня безвременна) - разместил их в посмертной публикации на портале proza.ru, считая своеобразным свидетельством времени. В такой оценке у меня есть авторитетный единомышленник: одну из статей Нины Вейнбрун почти полностью процитировал в своих мемуарах знаменитый советский и российский журналист и дипломат, советский и российский Чрезвычайный и  Полномочный Посол в Израиле Александр Бовин, сопроводив его такой аттестацией:"Документ века". Не слабо?!

Чтобы ознакомиться со всей публикацией стате "Нины", надо  на сайте "proza.ru" найти в "авторах"  "Нина Вейнбрун" (кириллицей). А по ссылке "http://www.proza.ru/2015/05/28/1365" найдёте статью "Мы выдумали эту страну", где есть отсылка и к книге и отзыву Бовина.   

Любопытный штрих: как раз в названной статье  есть место: "Когда мы попали в эти джунгли...", вызвавшее негодование некой "сары абрамовны", которая возмутилась, и в одной из газет возмущение опубликовали: "Где Вы в Израиле обнаружили джунгли?"... Как Инночка смеялась... Кстати, я снабдил публикацию её фотографиями...Вам, возможно,будет интересно их посмотреть.

Узнав о кончине В . Топаллера, хотел всё сообщённое послать им. Но не знаю куда. В период его жизни и работы в Израиле он не раз звонил моей Инне к нам домой, обсуждал с нею её тексты.  Конечно, в годы его плодотворной работы на RTVi я систематически смотрел интервью, которые он брал у известных людей - среди них были мои близкие друзья юности и даже детства: Рената Муха, с которой меня связывала дружба с её 15-ти - моих 16-ти лет, с Вика Файнберг - мой одноклассник  в далёком 1944 - 45 гг,, ещё почти сплошь военном, тогда мы учились в 6-м классе и было ещё так далеко до 1968-го, когда он в составе семёрки отважных выйдет к Лобному месту протестовать против вторжения советских танков в Чехословакию...
Мы с Виктором Файнбергоьм и сейчас (он во Франции) иногда перезваниваемся. А Реночки уже давно ( 2009) нет... Её хорощо знала и помнит наша с Вами общая Галя Карбовская (Ващенко)...

Спасибо Вам. И -здоровья. = Ф.Р.


Рецензии