Критерий свободы от страстей

Нам, христианам, желающим узреть Бога, нет иного пути, как очищение сердца от страстей. Какой ориентир для нас на этом пути? Спросим у Симеона Нового Богослова – великого исихаста Х – ХI веков.
 
«Слова». Беседа восьмидесятая. 1.

«…по делам нашим, как вижу, мы далеко отчуждились от братства святым. И это я хочу представить самыми примерами, или, лучше сказать, самыя дела наши и слова обличают нас в этом. С сею целию, обращая вопросы мои, как бы к одному лицу, говорю: отвергся ли ты мiра и всего мiрского, брате? Сделался ли нестяжательным, послушным, чуждым своей воли? Стяжал ли кротость и смирение? Преуспел ли в посте, молитве и бдении? Достиг ли совершенной любви к Богу, и ближнего имеешь ли как самого себя? Молишься ли со слезами и от всей души о тех, которые тебя ненавидят, онеправдывают и вражески относятся к тебе, да будут прощены им такие согрешения их? – Взошел ты на такую высоту добродетелей или еще нет? скажи мне. Если стыдишься сказать: нет, и опять по смиренномудрию не хочешь сказать: да; то я напомню еще тебе, брате, о подобающем и покажу, какими делами и исправностями восходит на такую высоту добродетелей всякий истинный подвижник, подвизающийся с истинным знанием дела и с сильною ревностiю о святости. Итак, говорю: если из всего сказанного ты достиг того, что возлюбил врагов своих и многократно плакал о них от сердца, молясь Богу об обращении их и покаянии; то явно, что ты преуспел прежде и во всем прочем,- то есть, подвигами, тобою подъятыми, сделался безстрастным, стяжалъ сердце, чистое от страстей, и въ немъ и имъ узрелъ Бога безстрастного. Ибо иным путем нельзя дойти до того, чтобы молиться за враговъ своихъ съ расположениемъ къ нимъ сердца и любовiю, как очистившись напередъ отъ всякой скверны плоти и духа, чрезъ соединение с Богомъ содействием всеблагого Духа»

В этих словах мы видим не только критерий чистоты сердца, но и целую программу на пути к этой горней цели – искренне молиться за врагов. Признаюсь, в моих молитвах пока ещё нет слёзного обращения о недоброжелателях. Правда, затрудняюсь ответить себе – а есть ли у меня враги, недоброжелатели? Не знаю таких. Наверное, у христиан они появляются – Свет слепит глаза. А значит, если Бог поможет правильно идти, в какой-то момент они появятся. И вот как приготовиться к правильному отношению к недоброжелателям?

Видим у Симеона в этом фрагменте указания к очищению сердца:

- «отвергся ли ты мiра и всего мiрского, брате?» - если я живу в мiру, то как мне каждый день трудясь, общаясь с людьми, решая на работе сложные задачи, внутренне быть не привязанным ко всему этому, удерживая в сердце связь и устремление к Нему? В вопросе и ответ. Удерживая молитвенную связь, бодрствуя. Храня трезвение;

- «Сделался ли нестяжательным…» - какие у меня мотивы? Ради чего зарабатываю? Чтобы разбогатеть или для помощи другим людям?

- «...послушным, чуждым своей воли?» - исполняю сказанное духовником? Прислушиваюсь в каждый миг к голосу совести, точно знающей границу добра и зла в каждом моменте?

- «Стяжал ли кротость и смирение?» - замечал, что чем дольше и сосредоточеннее удается удерживать молитву, тем спокойнее становлюсь;

- «Преуспел ли в посте, молитве и бдении?» - задача на каждый день до конца жизни;

- «Достиг ли совершенной любви к Богу, и ближнего имеешь ли как самого себя?» - об этом ещё совсем ничего не могу сказать… Слишком далеко ещё. А искренняя молитва о врагах – ещё дальше.

Ну да не буду отчаиваться – «для человеков это невозможно, а для Бога возможно всё».

Молиться, любить, трудиться и поститься – малыми шагами, но каждый час.


Рецензии
Спасибо, спасибо Игорь.
---
Божией помощи нам.

Саша Человекиз   20.01.2018 19:29     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.