И никому не доверяйте своих платочков носовых

Во временя моей молодости были в ходу смешные пародийные песенки. В некоторых в ернической манере  предавалось содержание классических произведений.   Песенка про Отелло заканчивалась  моралью: «И никому не доверяйте СВОИХ ПЛАТОЧКОВ НОСОВЫХ». Смешно звучали последние слова,  умышленно представленные в родительном падеже, добавляя этой нелепицей    дополнительную порцию юмора к предыдущему смешному тексту. 
Ходили в быту и другие смешные фразы – пародии на южный или одесский жаргон.  «Ах, оставьте  уже ВАШИХ ШТУЧЕК!» 
Оказалась, что перестройка затронула язык официальных  источников.  В 90-х  появилась опасность   диверсий в метро. Голос диктора в вагонах не только сообщал названия остановок, но    и   призывал к бдительности.  Бытовой жаргон  попал в официальное сообщение: «Граждане, не забывайте СВОИХ ВЕЩЕЙ!».  Многим новое объявление резало ухо, но жизнь предлагала столько нового, что  народ быстро привык.  Действительно, какая разница, вещей, детей…. Но консервативный  русский язык еще сопротивлялся, и в конце 90-х г я услышал как музыку: «Граждане, не забывайте СВОИ ВЕЩИ!»
     Много лет с языком все было спокойно.  Стали исчезать многие горбачевизмы.   Оригинальное фонетическое  выделение предлогов «с»  и  «к», ранее не привычное в литературном устном языке, вызвало удивление на очень короткий срок, но  довольно быстро стало гармоничной индивидуальной особенностью первого лица, речь которого оказалась лаконичной, убедительной, плотно наполненной смыслом,  четкой по  построению фраз.    А многословное словоблудие, в котором  мало смысла и много звуков,  становилось  мало  популярным.
  И вдруг!  Я не люблю передачу Гордона «Мужское и женское». Это мое личное мнение, я никому его не навязываю.  Но именно в этой передаче я случайно увидел на экране телевизора  крупными буквами:  «ЖДЕМ ВАШИХ ИСТОРИЙ!».  Я, разумеется, вздрогнул, но быстро успокоился. Может и правда эти  тяжелые истории про брошенных детей, про измены, и ссоры  - как живые. Бог с ними, зачем их показывают в натуральном исполнении публике – не мое дело. 
И вдруг я стал замечать, что на экранах телевизора полностью исчезло правило  винительного  падежа  для дополнения,  делающего различными одушевленные и неодушевленные существительные.   Оказалось, что теперь вопрос «что» для не одушевленных не задается.  Всегда принято отвечать на  вопрос  «кого».
Теперь принято говорить не обращая внимание на одушевленность, вот так:
Мы приглашаем  ГОСТЕЙ.
И мечтаем получить от  них   ДЕНЕГ
На остановке ждем  АВТОБУСА
 Встречаем  РОДСТВЕННИКОВ
 Выслушиваем  таких  ТЕПЛЫХ  СЛОВ
И  принимаем этих ДЕНЕГ
Я немного утрирую. Но присмотритесь к экрану, особенно  к призывам  прислать ПИСЕМ, ИСТОРИЙ, ЗАЯВОК  во всех популярных шоу.


Ага! Идет сериал про   капитана  Крутова,   НТВ, 16.01.2018.   21:50 
Героиня кричит «Я не брала ЭТИХ ДЕНЕГ!» 

Ничего страшного!  В рекламах бывает и не такое. «Не тормози, сникерсни!»  Язык  развивается.  Скорее всего,  я просто  отстал от жизни.   А в новых учебниках русской грамматики наверное все уже давно прописано.
 Поэтому я вполне готов услышать от авторитетных писателей   «Ах, Клим Владимирович! Оставьте вы этих своих совковых штучек»

Для специалистов по русскому языку. Я учил грамматику в школе 70 лет назад. Что-то забыл, что-то говорю не точно, путаю термины. ПРОСТИТЕ
. Но суть моих замечаний по житейски проста. Надо  сегодня  задавать вопросы:   «кого?»,  «что?»  Или уже не надо?
Я   НЕ БРАЛА ЭТИХ ДЕНГ!   Кого ты не брала, дорогая?   


Рецензии
Клим,
благодарна Вам за развернутую рец.
и еще более - за Вашу умную дельную статью.
Уже не знают, какой падеж:
скучаю по - д.б. П.п.
по приезде , по прибытии, а не по приезду.
Это - не развитие языка, как нам иногда представляют сей процесс, а деградация.
И сильно связанная с общей даградацией, т к мы - существа 2й сигнальной системы в большей степени.
Спасибо за статью.жму зелен

Нина Тур   20.01.2019 11:15     Заявить о нарушении
На это произведение написано 11 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.