Что такое грех. Понятие греха с различных аспектов

               Что такое «грех». Понятие «греха» с позиции религий мира, с социального, философского, духовного, психологического и эзотерического аспектов. Что такое «грех» на самом деле…
               
               Накануне Крещенского праздника тема о грехах будет одной из самых актуальных…
               Понятие греха –  одно из центральных в мировых религиях. Религии гласят, что грех – это любое из действий, нарушающее «волю бога», а именно предписания, данные религиозными заповедями и кроме того, перечнями особо важных «смертных грехов».  Рассмотрим «грех» со стороны религий мира, также с социального, духовного аспектов и с позиции философии и эзотерики.
               В Православии  грехом может быть не только действие, но и состояние души человека (лень, отчаяние, зависть, или ревность,  алчность, итд). Если в качестве греха рассматривать мировоззрение людей  в целом, то к «греху», помимо неисполнения «божьей воли»  относятся и недостаточной силы  вера, попытки заглянуть в будущее (гадания, предсказания), аборт (как средство избавления от нежеланной беременности), желание обольщения, состояние обиды, и даже чрезмерная надежда на помощь кого-то из близких людей – тоже грех…
                В Исламе понятия греха еще шире (это не только слабость пред искушением «шайтана»),  ибо в Исламе есть разделения на «большие» и «малые» грехи. К категории большого греха (помимо неисполнения заповедей) относятся совершение непозволительных действий в пределах Мекки, многобожие (есть только Аллах), и даже бегство с поля боя…  Малые грехи включают в себя множество предписаний на все случаи жизни, например, даже такие, как запрет есть и пить из серебряной и золотой посуды, также мужчинам нельзя носить ни золотых украшений, ни защитных амулетов, ни одежды из шелка (к женщинам предписания еще строже)…  Или о том, что запрещается ложиться спать перед ночным намазом, или после молитвы вести разговоры, не касающиеся вопросов веры…
                В иудаизме грех – нарушение семи заповедей сынов Ноевых… Например, есть такой грех, как «авера», что означает преступление, заход за черту, есть грех, называемый   «хет» - это  отклонение, ошибка, или  падение на соблазн... По Торе  грех – тот поступок, который является «неправденым», нарушающим Высшие законы  и который совершен в момент помутнения рассудка…  Но в иудаизме понятие «грех» рассматривается  не только по Торе, а более обширно и с четырех сторон:
«С точки зрения мудрости, грех — это вредоносный поступок по отношению к другим людям и/или к самому себе;
Пророчество определяет грех как смерть. (Жизнь — это связь с ее источником, Творцом; грех символизирует отказ человека от этой связи — следовательно, приравнивается к смерти.)
По Торе, грех — это глупость; необдуманный и неправедный поступок, нарушающий планы Всевышнего о том, как должен существовать и развиваться мир. В момент совершения греха в душе человека наступает затмение, и он идет вразрез со своим истинным желанием;
но Бог усматривает во грехе не только отпадение от Него, но и новую возможность: Всевышний даровал Тору, способность самосовершенствования и силы для борьбы с грехом», - милдраш Ялкут Шимони.
                Но, если в Православии отказ от греха происходит через покаяние (грехи отпускает Церковь), а непростительным грехом (по  Евангелию)  является лишь «хула на Духа» (Мф. 12:31), то в Иудаизме  есть такое понятие, как раскаяние (тшува), что  являет собой процесс, происходящий в сознании человека, ведущий его к отказу от былого греха, после чего ему открывается путь приближения к Богу, а  в Исламе грех, что был совершен  осознанно и по своей воле, является вообще непростительным и остается неискупленным, а потому  он будет упомянут в день Страшного суда каждому человеку, совершившему грешной поступок когда-либо в совей жизни…
                В Индуизме для широких масс понятие «греха» с давних древних времен религиозные деятели очень умело подменили понятием наказания «Кармой», что в корне искажает суть самой Кармы, ибо Карма – есть ниша каждого в Мироздании  и Карма  не приравнивается к греху, однако поступки человека, в том числе и его грех, несомненно, накладывают печать на индивидуальную карму (подробнее о Карме в статье «Понятие кармы. Взаимосвязь кармы и реинкарнации»)…    Поэтому, «карму» выгодно перенаправили в категорию неминуемых последствий за свои действия и свели лишь к земному закону причинно-следственных связей.  Ты в карме – значит ты в Сансаре.
«Этих жестоких ненавистников, худших из людей, я постоянно низвергаю во чрево демонов в кругах перерождения», - Кришна.
Интересно, что от Сансары не освобождает и «хорошая карма», ибо ты очистился от поступков, но еще не очистился от желаний:
«Знатоки трех Вед, пьющие сому, чьи злодеяния очищены, поклоняются Мне с помощью жертв и желают попасть на небеса. Они, достигнув чистого мира Господа богов, наслаждаются на небесах небесными удовольствиями богов. Усладившись обширным небесным миром, они снова вступают в мир смертных, когда их заслуги исчерпаны; так, согласно закону трех Вед, желая наслаждений, они обретают состояние ухода и возвращения», - Свод Законов Ману-смрити, перевод  с санскрита.
Мало того, в индуизме есть отельные слова, обозначающие собой смысл «грех».
«Mahash cid agna enaso abhiika uurvad devanam uta martyanam»  с санскрита:
«(Избавь нас,) о Агни, в решающую минуту даже от великого греха, от заключения богов и смертных!» -перевод Елизаренковой.
«Индуисты не могут отказаться от понятий правильного и неправильного точно так же, как все остальные люди. Некоторым идея религии без греха кажется привлекательной, но индуизм не станет такой религией только потому, что кто-то так считает. Индуизм признает, что человек не соответствует объективным стандартам, и это не должно нас удивлять», - Уинфрид  Кордаун.
              В Буддизме понятие «греха» еще более витиевато.  Оно не звучит конкретным словом «грех», оно лишь обозначает неверное восприятие действительности.  Поэтому,  основной грех, который тащит за собой все остальные грехи – это уверовать в Майю… В иллюзию… В иллюзорную природу реальности. Поэтому, в Буддизме важно такое духовное  состояние, как просветление, что означает раскрытое и свободное от иллюзии осознание, а следовательно утрата зависимости от материальных оков.  Поэтому,  монахи уходят в горы, где и живут в своём в уединении, сводя к минимуму социальные связи, пребывают в медитации, соблюдают аскезу…   Если нет явного соблазна, то и «греховной мысли» тоже нет...
              Мы рождаемся изначально грешными? На этот вопрос отвечает Протестантская Церковь:
«Грех живет в каждом человеке. Всё человечество, потомство Адама, стало грешным (Рим. 3:10–20, 23). Человек уже рождается грешным (Пс. 50:7 — «Вот, я в беззаконии зачат, и во грехе родила меня мать моя», Пс. 57:4). Грех поражает душу (сердечные помыслы) человека («Помышление сердца человеческого — зло от юности его» (Быт. 8:21) «Лукаво сердце человеческое более всего и крайне испорчено; кто узнает его?» (Иер. 17:9); Матф. 15:18–20. Человек не может искупить свой грех собственными усилиями (Пс. 48:8)».
              Для чего в социуме необходимо понятие «греха»?
Естественно, «грех» - это великий сдерживающий фактор, держащий в повиновении массы людей.  Своего рода – это страховка от бунтов, восстаний, революций и прочей непокорности  властям, итд. К тому же, фактор страха перед «Божиим наказанием» - основная идея религий мира, поэтому покаяние, смирение и послушание – вот триединство, ведущее в «рай». Так как религия и политика всегда шли рука об руку, то, разумеется, что подобные постулаты были  весьма выгодны во все времена… Покорность и послушание – главные качества «истинного верующего».
«Грехом человек превращает земной рай в земную адскую муку. Если душа запачкана смертными грехами, то человек переживает демоническое состояние: становится на дыбы, мучается, не имеет в себе мира. И напротив: мирен тот, кто живет с Богом, устремляет свой ум в божественные смыслы и постоянно имеет добрые помыслы. Такой человек живет в земном раю», - Старец Паисий Святогорец.
 «Кто не удаляется добровольно от причин страстей, тот невольно увлекается в грех. Причины же греха суть следующие: вино, женщины, богатство, телесное здравие; впрочем, не потому, что это суть грехи по самому естеству, но потому, что природа удобно склоняется сим в греховные страсти; и поэтому человек должен тщательно остерегаться сего», - преподобный Исаак Сирин.
«Связывая и убивая душу временно, грех убивает ее и вечно, если мы здесь не раскаемся от всего сердца в наших грехах и беззакониях», - святый праведный Иоанн Кронштадтский.
               Кроме того, гипертрофированные устрашения по принципу «проявил неповиновение в покорности воле божией, захотел более лучшей жизни, чем даёт тебе Бог, в мыслях позарился на что-то…, а в общем слове - согрешил – получи расплату в виде болезни, утраты, или какого-либо  еще наказания,  которое ты непременно получишь  Свыше», - как нельзя кстати идут «на руку»  государственным мужам и правителям мира….  Чтобы не недовольства против реформ проявляли, а думали о своём внутреннем… И даже плакать о болезнях, или каких-либо  утратах –  тоже по своей  сути грех (не по тому, уважаемые,  плачете), ибо самое главное, что должно быть у человека в жизни – это его  вера в бога:
«Мы плачем об утратах, оскорблениях, о болезни, о горе и многом ином. Но забываем или не знаем, что причиной утраты чего-то земного является отчужденность от Бога, утрата Его в своем сердце, что, оскорбляя кого-то, мы оскорбляем Закон Божий и Самого Бога; что болезнь – это Божий инструмент для отвращения нас от греховного направления жизни; что горе – это уже более крайние меры Божии по нашему уразумлению. И отсутствие нашей борьбы с грехами косвенно выливается плачем о земных скорбях.  Греховность – это единственное несчастье нашей жизни. Грехи нас отторгают от Бога, убивают в нас остатки образа и подобия Божия. И самое трагичное, что мы не ощущаем грех как дорогу в ад, как смерть, как капкан, как непроходимую ограду, отгораживающую нас от Бога и от ближних. Грехи наши – вот настоящая причина всех зол, и, не устранив эту причину, не сможем мы жить спокойно и счастливо», - Преподобный Иоанн Лествичник.
                Посвяти свою жизнь борьбе с грехами – будешь и истинным верующим, и правильным гражданином для своего государства, ибо: «не будешь грешить в течении жизни – попадешь в рай», «не греши никогда – и обретёшь спасение»… Понятно, что и религиозные, и  социальные аспекты здесь тесно переплетаются, где граней разделения почти нет… 
                С  философского аспекта «грех» -  это выражение  индивидуумом какого-либо зла, что обозначает любого рода явные преступления.  Философское понятие греха опирается на Онтологию, а значит грех в философии всё-таки рассматривается на основе религиозных писаний. Введение себя в грех – это грехопадение, а вот насколько сильный этот грех – вопрос уже довольно абстрактный..   Философия трактует грех как «извращение человеческого естества вследствие отпадения от Бога, впадение человека в противоестественное (нижеестественное) состояние, беззаконие как нарушение нормы (закона, порядка) человеческого бытия, определенного Богом,  грех проявляет себя как беззаконие, как нарушение нормы человеческого бытия, как извращение естественного порядка человеческой жизни».  Но философское рассмотрение отличается от религиозного понимания греха тем, что подразумевает наличие свободы воли (выбора) у индивидуума, а это значит, что человек  может как совершить «грех», так и  сам снять его с себя, искупив свою вину поступком, но  не через исповедь, ни через священнослужителей, ни через молебны богу…. В этом основное отличие философского от религиозного аспектов.
                Со стороны духовности, понятие «грех» имеет двойной взгляд: а) со стороны посторонних лиц на поведение другой личности; б) сам человек оценивает свои поступки через призму собственной личной философии, через свою совесть и через сравнение «я» и другие.
                Со стороны взгляда посторонних лиц грех  – это служение собственному эгоизму.  Посторонние люди, дающие оценку нравственности, проецируемую на поступки другого человека,  заметят сразу любое отклонение от  шкалы  моральных ценностей и норм (чего, вполне естественно не заметит сам индивидуум). Но, однако, «служение собственному эгоизму»  -  понятие довольно размытое в своих границах, потому что  такому «служению» со стороны, за неимением полной информации,  можно приписать что угодно: не уступил место в общественном транспорте - думаешь только о себе, а значит,  грешен…  А то, что, допустим,  человек может плохо себя чувствовать, или ехать уставшим с суточной рабочей  смены – это уже никого из стоящих рядом пассажиров не интересует: вердикт поставлен…
                Относительно собственной оценки своего поведения: здесь надо учитывать тот фактор, что людям свойственно оправдывать себя и свои слабости.   В этом случае индивидуум, оценивая  сам себя, то есть,  свои  поступки, опирается лишь на голос своей совести. И часто бывает так, что некоторые  действия и поступки посторонние лица непременно посчитали бы грехом, сам человек далеко так считать не станет, ибо совесть спокойна. Иными словами, если на душе неспокойно относительно неправоты каких-то своих действий, то «грешок» имеется, а если внутри никаких противоречий нет – всё замечательно.
                Грех в психологии.
С позиции психологии понятия «грех» вообще не существует как такового. Мало того, «хороший» психолог, как и хороший адвокат, может оправдать любой «грех», сделав виноватым кого угодно и что угодно, кроме самого клиента: несчастливое детство, грозную воспитательницу, «мама рано перешла на искусственное вскармливание, а это значит, что ребенок уже с первых месяцев почувствовал предательство матери», или «он стал живодёром, потому что когда ему было пять лет на него зарычал соседский пёс»,  итд (и прочая чушь). В общем, в психологии понятия греха нет, но есть перечень массы причин, которые являются побудителем к соответствующим поступкам.
                Грех в эзотерике.
В той эзотерике, что «для широкого профиля» понятия греха не существует. Кроме того, так как со времён древности шла постоянная вражда между тотальной властью церкви и адептами просвещения, то наперекор церковным уставам, обретало свою силу следующее мнение: «идея греха создана священниками, чтобы подавлять вас, порабощать вас, унижать вас, разрушать ваше чувство достоинства», что в общем-то послужило толчком к вседозволенности…  Чем и воспользовались псевдоэзотерические группировки, типа «Сатанизм по Лавею», или «философия полной свободы» по Кроули, или Хаббарду ….
                Какие еще есть  более глубокие отличия? Здесь уже вступает в силу настоящая оккультная философия:  если церковь  отрицает «многобожие», то эзотерика признавая Величие «Единого Отца»,  при этом знает о кармической иерархии (карма здесь рассматривается не как наказание за содеянное, то есть за какой-то грех, а как индивидуальная ниша  для каждой световой субстанции, обладающей Дживой (душой), в общей системе Мироздания, относительно  Дхармы и закона Эволюции.  Эзотерика видит Бога в каждой живой сути и сущности (не важно травинка это, улитка, или человек)…  А оккультные ритуалы, посвященные элементалиям (духам природы и четырём стихиям) церковь вообще посчитала бы явным грехом и оскорблением Бога… Понятно, что чтобы обратиться к Богу – для этого не нужно идти в церковь (мечеть, или любой другой священный храм), для этого также не нужны никакие посредники и свечи  «образам»…  Для этого нужно просто заглянуть в себя, в свою душу, в своё нутро, в своё сердце… Бог там…
Если бы у адепта оккультной философии спросили:  «Снимет ли исповедь, или смоет ли  купание в Крещенской воде грехи с человека?», - он бы только улыбнулся (посмеялся)… А вот церковный служитель, напротив, со всей серьёзностью ответит своё утвердительное «да»…
В оккультной философии понятия «греха» нет, но жизнедеятельность человека в этом мире (также все его желания, мысли и поступки) не исчезнут бесследно: всё записывается хрониками Акаши, что и создаст личную кармическую базу для каждого воплощенного здесь на Земле… Таким образом, колесо перерождний (как бесконечное движение души) вполне логически обосновывает себя: в противном случае, то есть, если бы не было реинкарнаций, то  не было бы никакого смысла для  единичного (и тут же конечного) «спуска души в плотную материю»…
                Еще один насущный для всех вопрос: «Отвечают ли дети за грехи своих родителей, и наоборот?» Ответ таков: Естественно, нет. Но пугать этим любят как раз псевдоэзотерики, ибо чтобы делать деньги на «снятии негативных родовых программ и венцов безбрачия из-за совершенных когда-то тяжелых грехов», - для начала эту идею нужно прочно  вбить в сознание массам, и манипулировать потом фактором страха, основанном на пророчествах о несчастных судьбах потомков…  Это не правда… Правда в том, что каждый в этом мире отвечает только за себя: за свою жизнь, в том числе за свои грехи, согласно  закону  причинно-следственных связей…
                Бывают такие случаи, что  дети начинают  довольно дотошно копировать своих родителей, тогда,  соответственно,  они копируют и все их установки и ментальные шаблоны, тем самым вроде бы подтверждая подобные постулаты о «родовых программах и также грехах», тех же, что  есть и у их  родителей (родственников).  Но оккультная философия опирается на закон свободной воли (выбора), которого никто не отменял, ибо этот закон и есть суть для каждой индивидуальности (в противном случае, все люди были бы просто клонами друг друга, что противоречило бы закону Эволюции в принципе.   То есть, растущий человек может как копировать своих родителей, так и по мере взросления выбирать свой собственный путь… Поэтому, еще раз: каждый в этом мире отвечает только за свои поступки (и прогрешения).
                Что такое «грех» на самом деле?
Каждый сам для себя определяет это понятие. Но в общих словах, грех – это действие (или помысел) разрушения.., стрела зла, причиняющая боль.., уничтожение того, что уничтожать никак нельзя… Не является важным о чем идёт речь, и на кого (на себя, или на любое другое живое существо) направлен посыл уничтожения, важно одно: ничто не проходит бесследно…


Рецензии