Долгое эхо детства 12 ч

Продолжение

(Начало:
1 ч.
http://www.proza.ru/2015/04/30/2086)
Предыдущая  11 часть
http://www.proza.ru/2018/01/16/2081

                Посоветовавшись с дядей Мишей (математиком), Гришка  принял решение не возвращаться в Ленинград .  Учитывая успешное окончание первого курса техникума и полученный объем знаний, его приняли сразу в 10-й класс вечерней школы, закончив которую он мог бы поступать в институт. Таким образом, он «перепрыгнул» через  один класс  и оказался впереди своих ровесников, в том числе и Лёльки, которая ещё училась в 9 классе.  Вечерняя школа  в их городе была на очень хорошем счету, в ней царил идеальный  порядок и дисциплина. Руководил школой другой  дальний родственник Веньямина, тоже бывший фронтовик, который сумел организовать работу школы на высоком уровне, а математику в этой школе преподавал в 10 классе сам дядя Миша, который считался лучшим учителем математики в городе и имел большой авторитет в области.    Это был единственный год, когда Гришке повезло учиться  у дяди и это, несомненно, сослужило хорошую службу.

                Лето того года выдалось тёплым, вся компания, в том числе Гришка с Лёлькой часто ходили купаться на Днепр. Вода была чистой, тогда ещё в помине не было моторных лодок. Отплыв метров 15-20 от берега, набирали в бутылку воду, которую потом спокойно пили. Для самовара тоже брали воду из реки, она считалась самой  вкусной для чая.
 
                Это было чудесное весёлое лето, когда прекрасно было всё – и  то, что он вернулся  домой, и встречи с друзьями, и походы на Днепр, весёлые дурачества и приколы,  домашние хлопоты. Юность, юность, как ты хороша! И первые «взрослые» открытия и разгаданные секреты.  И первый интерес к девушкам, которых  он, Гришка, раньше не замечал.
 
                На день рождения Гришки Лина, сестра его лучшего приятеля и бывшего одноклассника Яши подарила ему однотомник Г. Гейне. «Цени и помни нашу дружбу, девизом которой является всё самое чистое, самое прекрасное – искренность…»  Она была его старше лет на пять, довольно красивая и привлекательная. Он иногда виделись у  приятеля  дома, и романтический Гришка незаметно увлёкся этой девушкой. Хотелось её видеть, разговаривать с ней, быть рядом.  Конечно, это было просто первое увлечение, но тогда всё казалось очень серьезным. Лёлька, которая ещё выглядела и вела себя, как подросток, конечно, заметила Гришкино увлечение и подтрунивала над ним. 

                1 сентября Гриша сел за парту выпускного класса вечерней школы. Класс был разношерстный – среди учеников были совсем взрослые люди разных возрастов, по тем или иным причинам не имевшие среднего образования.    Гриша оказался самым  молодым – ему накануне исполнилось только 16 лет. Свободного времени было много, он его посвящал чтению книг, встречам со старыми школьными друзьями, которые ещё учились в 9 классе.  Учёба давалась легко, учебный год пролетел, как во  сне, и вот уже выпускные экзамены. Он сдал их успешно, совсем немного (одного балла) не хватило до получения серебряной медали. Снова стал вопрос выбора профессии. Только теперь он уже решал не в одиночку.  В тот же год кончали школу и два его кузена, поэтому они вместе размышляли, куда поступать.  Конечно же, Ленинград! Двое из них, в том числе и Гриша, остановили  свой выбор на Ленинградском институте инженеров железнодорожного транспорта, а третий выбрал Горный институт, решив  стать нефтяником.  Старший  брат будущего нефтяника, прагматичный увалень, годом раньше поступивший в  ветеринарный институт в Белоруссии, высмеял его выбор:
- Я-то всегда буду с куском сала, а вы там будете нафту свою нюхать, что ли?

                В Ленинград ребята поехали втроём в конце июля, и сразу начали посещать подготовительные консультации. Гришку на время вступительных экзаменов приютила мамина сестра. Экзамены начинались в первых числах августа и длились почти три недели. Гришка подал документы на энергетический факультет, чтобы продолжить начатое в техникуме образование. Конкурс на поступление был довольно серьёзный, и ребята очень переживали. Ведь надо было не просто поступить, но и получить право на стипендию. У всех трех было крайне тяжёлое материальное положение.  В школе они все учились очень хорошо и надеялись на успех в институте.

                О своих заботах и переживаниях во время вступительных испытаний   парни подробно писали  своим родным. Вообще письма тогда  люди писали часто, это было единственно доступное средство коммуникации. Из дома приходили письма, полные слов ободрения и добрых пожеланий.  Дома шла обычная летняя жизнь. Как всегда на лето приезжали многочисленные ленинградские родственники с детьми и бабушками, которые расселялись почти у всех местных родных. Больше всего им  нравилось останавливаться у Аврома и Златы, где обстановка была особенно непринужденной. Что и говорить,    дачников размещали прямо у себя на голове, ведь жили ужасно тесно.  Хозяева уходили спать на полу  в сени, а кровати уступали гостям.   Было шумно, тесно, но очень весело.    Ленинградцы после  своих убогих коммуналок и душного города наслаждались свободой, Днепром, свежим молоком, свежими  овощами, варили варенье, которое вёдрами увозили с собой.  Это продолжалось немало лет, пока в семьях не наступили существенные перемены. Но это произошло гораздо позже.

                Гришка и его кузены довольно хорошо сдавали экзамены, но всё-таки ему не удалось пройти по конкурсу на энергетический факультет. Не хватило какой-то малости, и он был разочарован. Однако в приёмной комиссии появился зам. декана инженерно-строительного факультета и отобрал лучших абитуриентов, чуть-чуть не дотянувших до энергетического факультета и предложил им зачисление на инженерно-строительный факультет. Так Гриша и стал строителем. Наверно,  в том, что у него не заладилось со специальностью энергетика, была какая-то судьба, видимо, это было не его, и судьбе было угодно, чтобы стал он строителем.

                Разумеется, из-за неудачи при поступлении первый семестр пришлось учиться без стипендии, да и за учёбу надо было платить. Это было очень трудно финансово.    Все Гришкины родственники из Белоруссии, учившиеся в Ленинграде в те и более поздние годы, испытывали  большие финансовые трудности, потому что  возможности   помогать детям у родителей были ничтожны. Некоторые ребята  вынуждены были ходить зимой в резиновых кедах, так как не было средств  на зимнюю обувь.  Трудно было собрать на железнодорожный проезд –  Гришкины кузены, которые жили в деревне, нередко добирались в Ленинград зайцем на поездах. Было страшно смотреть, как проводницы пытались столкнуть  вцепившихся за поручни парней, но те стойко выдерживали такое опасное для жизни испытание. «Путь наверх» к образованию давался очень тяжело, но ребята очень старались  и надеялись на лучшее.

            Грише иногда помогал деньгами Илья, который в то время закончил обучение в  академии и был направлен служить в глухое место на Урал. Семья осталась в Москве, поскольку по месту его  службы не было, где жить. Жизнь Ильи проходила в военной службе и чуть ли не ежедневном писании  писем жене и другим родным. Рассчитывать на получение приличного жилья не приходилось, климат на Урале  был суровый, а работы  там для его высокообразованной москвички-супруги бы не нашлось, кроме того, ей  очень не хотелось терять московскую прописку.    Так они и жили порознь, периодически съезжаясь на месяц-другой, что очень огорчало Илью.

                Гриша полностью погрузился в учёбу, не давая себе никаких поблажек. Он должен был отлично сдать первую сессию и выйти на повышенную стипендию – это был вопрос его выживания в Ленинграде.  Занимался очень много – учебные предметы были серьезными, как и полагается в техническом ВУЗе,  конечно же, приходилось много чертить, немалым вызовом стало рисование, которое у строителей преподавалось целый год, переводы с иностранного в тысячах слов.  Одних задач по высшей математике требовалось решить 200 штук.    Много сил и времени отнимала подготовка к занятиям по марксизму -  многостраничное конспектирование работ Ленина и Сталина и пр.  Силы уходили на действительно нужное и совсем ненужное в дальнейшей жизни. Но учиться надо было безукоризненно по всем дисциплинам, иначе стипендию получить было бы невозможно.  Спасало то, что учеба ему нравилась, и он  занимался с увлечением.   Занимался в институте, в читальных залах, в чертежном кабинете, каждый день часов до 11 вечера. В общежитие возвращался в полночь,  Там надо было поужинать и «глядишь уже, гимн поют», - так писал он домой.  Садился ещё и пока не погасят свет, часов до двух проводил за столом, а ведь надо было ещё написать письма домой и Илье.  Страшно не высыпался – спал не более пяти часов в сутки. На чтение и какие-либо развлечения не оставалось времени, единственно, что он себе позволил – занятия  гимнастикой.  Гришка сразу записался в секцию легкой атлетики и три раза в неделю по два часа проводил в институтском  спортзале.

                Жить приходилось в общежитии на набережной реки Пряжки рядом с корпусами судостроительного завода им. Марти (Балтийский судостроительный завод).  В корпусах завода работали тяжёлые молоты, вибрация от которых сильно ощущалась и в здании общежития.  В общежитии было полно  здоровенных крыс, студенты с ними воевали с помощью металлических заготовок из испытательной лаборатории кафедры строительных материалов, но крыс это мало смущало.

               Чтобы попасть из общежития в институт, приходилось  идти по проспекту Декабристов до  Театральной площади пешком, напротив Мариинского театра садиться в трамвай и  доезжать до Сенной площади.  Институт располагался в начале Московского проспекта. Раз, ожидая трамвая, Гришка незаметно отморозил себе уши, когда он пришёл в институт, они у него повисли, как две тряпки и потом ещё долго пришлось с ними возиться, пока не восстановилось нормальное состояние.

                И вот , наконец, началась первая сессия, причем первый экзамен сдавали 31 декабря, видимо Новый Год в те годы не особенно праздновали.  Старания Гриши не пропали даром, сессию он сдал прекрасно и вышел на повышенную стипендию, кроме того, его освободили от платы за учение. В институте платили солидную стипендию  по меркам того времени – целых 295 рублей. Небольшую помощь прислал Илья, и Гриша впервые почувствовал себя «богачом» - на руках у него единовременно оказалось целых 400 рублей наличных денег.   Надо было приобрести кое-что из одежды.  «Хочу купить себе какую-нибудь фуражку, а то в моей бандитской конфедератке   уже просто стыдно ходить», - писал он брату.  На каникулы домой не поехал, уже были задания на следующий семестр. Хотелось погулять, сходить в кино (в рабочие дни во время учебного года это было невозможно, а по  выходным поход в кино был непозволительной роскошью из-за дороговизны билетов).  Гришка умудрился передать продуктовую посылку домой, это было необходимо, дома было очень плохо с продуктами, с хлебом, поэтому он все годы учёбы посылал или привозил домой продукты уже из своих скромных денег.

Продолжение
http://www.proza.ru/2018/01/20/208


Рецензии
Когда училась до 1970 года в педе на литфаке,у нас первый экзамен всегда был первого января.Потом в топографическом, хорошо помню своё удивление, до 1 января, сессию сдавали и на каникулы. И, наверное, я что-то пропустила. Разве была плата за учение?Просто не знаю.

Лариса Гулимова   27.07.2023 09:32     Заявить о нарушении
Плата за обучение была введена незадолго до войны и существовала (с исключениями) еще вначале 50- х. Но вскоре все отменили

Эми Ариель   27.07.2023 11:31   Заявить о нарушении
Полностью отменили в 56-ом, а ввели в 40-ом. Но с тех кто учился хорошо и отлично плату не брали. По стране за год обучения в ВУЗе платили 300 рублей в год. В Москве и Ленинграде по 400.

Николай Таурин   21.01.2024 22:29   Заявить о нарушении
Да, так и было.

Эми Ариель   21.01.2024 22:35   Заявить о нарушении
На это произведение написано 19 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.