222. О неудовлетворённости и зависти

222.

О НЕУДОВЛЕТВОРЁННОСТИ И ЗАВИСТИ

Моя возлюбленная цветочная фея Ханако говорила мне: «Для того, чтобы человек стал совершенным, он должен в первую очередь избавиться от внутренней разделённости и принимать мир таким, каким он является. Почему это важно? – спросишь ты. Я скажу тебе, что разделённый в себе человек постоянно испытывает неудовлетворённость, отчего у него возникает зависть, жадность и другие негативные чувства, которые его толкают ко злу. Совершенный человек не может творить зло, более того, добро стаёт в его действиях неодолимой потребностью».
Слушая её слова, я подумал, что она совершенно права, к тому же накануне старик Накамура, хозяин гостиницы «рёкан», где я проживал, дал мне один текст для перевода, который я перевёл так:
   
 
КРОВАВАЯ КИСТЬ

На дереве иероглифы в древности писали,
Дощечки из бамбука делали, их всем хватало,
Была если ошибка, то ножом там исправляли,
Названье «дао би» - «резец письма» - существовало.

Назвал Хуан Шань-гу письмовник этими словами,
Но смысл иным уже был, когда кисть резцом назвали,
Строчили жалобы, на казнь безвинных отправляли,
Острей ножа кисть стала, больней порки батогами.

Когда Цзи Юнь служил инспектором всех школ в Фуцзяни,
Один студент с чужих слов текст составил обвиненья,
Донос о том, как князь хотел врагу сдать укрепленья.
Вдруг раскололась кисть его под чьей-то грозной дланью.

Студент был перепуган насмерть. И ещё был случай,
Ван Юе-фан рассказывал, один, в Вэньяне живший,
На своих ближних неприятности навлечь любивший,
Страдал от тайной страсти скрытно всех людей помучить.

Раз как-то приготовил жалобу для обвиненья,
Иероглифы, написанные, красными вдруг стали
Тушь поменяла цвет, что вызвало в неё удивленье,
Всмотрелся в кисть он, а там капли крови проступали.

С тех пор не занимался он подобными делами,
Жизнь прожил мирно, зная, что есть тот, кто наблюдает,
Ведь в Небе нечто есть, следящее всегда за ними,
И если делаем мы зло, то зло нам возвращает.

Один сутяжник написал бумагу – обвинение: 
Богач жену похитил чью-то, и тот разорился.      
Жены сутяжника случилось вскоре похищенье,
Как не писал в суды он, ничего так не добился.

А тем временем моя фея продолжала говорить: «Когда человек делает добро у него всегда радостное настроение, а это состояние очень важно для самоусовершенствования, и даже тяжёлые моменты жизни человеку помогают становиться лучше, как бы закаляют его. С психофизической точки зрения такая реакция вполне закономерна. Так как внезапному «просветлению» предшествует период тяжких испытаний: мучительные сомнения и напряжённая внутренняя работа, который сопоставим с рекреационным процессом в архаическом обряде инициации. Ведь во время инициации (он широко известен в истории многих учений как символическая смерть и воскрешение) психика ученика подвергается суровому испытанию и ввергается в крайне хаотичное состояние посредством разных, зачастую довольно болезненных методов психофизического воздействия. Тем самым он как бы возвращается в состояние первородного хаоса, из которого должен возродиться вновь, но же в новом качестве. В духовной дзэнской культуре перед своим внезапным прорывом к «просветлению», означающем переход на качественно новый духовный уровень, ученик как бы должен пережить смерть, когда хаотическое душевное состояние, вызванное «великим сомнением» (да-и), достигает своего апогея. За «великой смертью» (да-сы) следует «великое пробуждение» (да-цзюе), то есть, возвращение к новой жизни, которое вполне закономерно знаменовалось «великой радость» (да-лэ). Ты заметил, что завистливый или неудовлетворённый человек никогда искренне не смеётся. Человека можно узнать по его смеху. Добрый человек всегда смеётся с искренней добротой, и уж тем более совершенный человек радуется жизни глубоко и искренне, и смех его жизнерадостный. Почему это происходит? – спросишь ты, и я скажу тебе, что человек «просветлённый» как бы вновь обретает потерянный рай, он вновь переосознаёт себя и окружающий мир. А у перерождённого человека не бывает ни неудовлетворения, ни зависти, он перерождается цельным со всем миром, и его единство со всей Вселенной делает его благородной и цельной личностью. В восьмом веке известный даос и дзэн-буддист Цинъюань говорил: «Когда я не начал ещё изучать дзэн, горы были горами, а реки – реками; когда я начал изучать дзэн, горы перестали быть горами, а реки – реками; когда я постиг дзэн, горы снова стали горами, а реки – реками». Монах вновь вернулся в этот мир, но этот мир уже был обновлённый и истинный, как и он сам. Мир стал его собственным, а не навязанным ему кем-то ещё, и на мир он взирал уже своим взглядом, и видел его таким, каким он есть на самом деле. Просыпание человека и есть избавление от разделённости и двойственности, когда ты ощущаешь себя с миром единым целым, и в тебе уже нет ни сомнений, ни разделённости, ни неудовлетворённости, ни зависти. Ты становишься полностью совершенным человеком, и из тебя выветривается всякое зло».

(продолжение следует)

Власов Владимир Фёдорович   


Рецензии