Строительство газопровода Сияние Севера

Картинка с интернета

Ничто на свете не заслуживает такого уважения, как человек, умеющий мужественно переносить несчастье.
Сенека.

Победив ледяные метели,
Мы живем, как большая семья,-
На таежной седой параллели
Всех республик сошлись сыновья.

И бессильная бесится вьюга,
Бьет мороза свинец нам в лицо…
Наш Вуктыл – это наша заслуга,
Как Магнитка – заслуга отцов!

Нас судьба разбросает по свету
И немало еще создадим,
Но тоску о вуктыльских рассветах,
Как о юности, мы сохраним.

Нас навеки тайга породнила
Пусть не все попадем мы в гранит,
Согласитесь, Строитель Вуктыла! –
Это все-таки гордо звучит!

Коми. 1969г
 М. Тукалевский

Мы прибыли по приглашению на Всесоюзную ударную комсомольскую стройку - строительства газопровода «Сияние Севера», истоком которого являлся Вуктыл. Вслед за геологами и геофизиками сюда пришли буровики и строители, чтобы создать магистральный газопровод Вуктыл-Ухта - Торжок. Он явился частью системы газопровода Северные районы Тюменской области - Ухта - Центр страны.

 Строительство газопровода « Сияние Севера  проходило в сложнейших условиях. Нитки огромных труб прокладывались в полном бездорожье по тайге и болотам. Уникальная многониточная газовая магистраль «Сияние Севера», протяжённостью 5400 километров, или почти седьмая часть экватора, была введена в строй в сжатые сроки. Вуктыльский газ горит в котельных предприятий и в квартирах  Москвы, Ленинграда, Череповца. От вуктыльского газа вспыхнуло пламя вечного огня в Минске...

Вуктыльский газ идёт по ниткам трубопроводов за границу, выручая для нашей страны такие нужные ей средства для выживания.
         
         Итак, прибыли мы 15 июля 1968 года в Вуктыл. Для проживания нам выделили половинку вагончика, показавшегося  нам тёплым и даже комфортным. Муж был принят на девятый участок треста «Ухтастрой», управляющим которого был С. Б. Янушевский, вначале бульдозеристом, а затем его перевели машинистом трубоукладчика. Меня назначили на девятый участок бухгалтером.

 Начальником этого участка был Кирюшкин Иван Семёнович. Он был превосходным руководителем. Очень бережно относился к рабочим. Знал всех не только по фамилии, но и по именам. Знал трудности каждого рабочего, по  возможности во всём помогал. Все рабочие отвечали ему беззаветным своим трудом.

Мне понравилась  рабочая атмосфера в поселке.  В основном, все прибыли по комсомольским путёвкам и по приглашению. Это была молодёжь от двадцати лет  до тридцати. Работали на этой стройке  также условно осуждённые и условно освобождённые, которые вышли из стен тюрьмы  за хорошее поведение.

 Но эти ребята также работали с огоньком, хотя задавали тон  всё же комсомольцы. Как я заметила, молодёжь была разных национальностей, но все работали дружно и слаженно. В основном, жили в вагончиках, всё это мне напомнило целину. Кирилл в работе был безотказным, поэтому с первой минуты заслуженно пользовался уважением.

     Головное предприятие «Ухтастрой» находилось в городе Ухте, поэтому деньги на зарплату рабочим и  на другие расходы нам, бухгалтерам и кассирам, приходилось перевозить с Ухты, в основном,  без должной охраны. Обычно нас сопровождали двое рабочих, иногда мой муж, безо всякого оружия, не было даже газового пистолета. Перевозили  мы по 250-300 тысяч рублей. (Для того периода - это были огромные деньги).Перевозили, в основном, на вертолётах.

У нас было в то время два участка: восьмой и девятый. На восьмом участке бухгалтером работала Валентина Яковлевна Несина-Овчинникова, на девятом я и мой кассир Лида Кондрашова. Лида  Кондрашова была аккуратная в работе, но в то же время «себе на уме». Характер у неё спокойный, по натуре - медлительная. С ней работать было хорошо. Правда, она мне сразу не сказала, что она уже бухгалтер со стажем; а я по простоте душевной её начала обучать азам бухгалтерского учёта, хотя сама ещё опыта в работе не имела. Лида, по всей видимости, не хотела брать на себя ответственность.

     Нужно отдать должное нашему бесстрашию - без должного сопровождения возить огромные суммы денег. Перевозили мы их в чемоданах, в основном, летали на вертолётах МИ- 6, МИ-8 и изредка на самолётах АН-2.Но после того как мы выдавали на основном участке часть денег, нужно было остальные разносить по объектам. Большинство строителей работало на СП-2. Идти нужно было через тайгу, более 15 километров по трубе - тысчёвке. Идти по тысчёвке было неудобно, но другого пути не было: кругом топь и болота. Но самое неприятное в этот момент - это мошка, кажется, что зелёная масса неотступно сжимает тебя со всех сторон: сверху, снизу, с боков и никакие крема не помогают.  Так что, таёжные леса при своём великолепии - совершенно особенный мир. 

      С нами  шёл в свободное от основной работы время кто-нибудь из наших мужей: Кирилл или же Анатолий Кондрашов. Но, как говорится, Бог миловал: за весь период доставки денег таким образом,  нас никто не убил и не ограбил, хотя в тридцати километрах от нас было поселение заключённых.
      
         Работать нашим мужьям было чрезвычайно трудно. Нередко трактора утопали в болотах, иногда там и оставались. Жизнь и здоровье рабочих в начале стройки ценили больше, нежели технику. И молодёжь старалась трудиться, не жалея себя, но и зарплату получали высокую. Работала молодёжь безотказно, по 15-17 часов в сутки, нужно было во время сдавать объекты. Работать непосредственно на трассах было чрезмерно трудно, как машинистам трубоукладчиков,  сварщикам,  так и водителям большегрузных машин, на которых подвозили трубы.
      Природа этого таёжного края покоряла своим богатством. В лесу -грибной ряд, ближе к речкам - заросли смородины, черёмухи.  На гарях - малинники, на болотах клюква; в борах - брусника, в густых ельниках - черничные поля. Какую хочешь ягоду бери, вёдрами, а грибы - корзинами. Для любителей охоты - рябчики, утки, куропатки и другие птицы. Безусловно, щедра на дары Вуктыльская  тайга, хотя в ней много злого комарья, изматывающего человека в жаркие дни.  Как работали наши мужья в такую погоду на открытом трубоукладчике, трудно себе представить, я бы не выдержала. В целом, жизнь здесь нам нравилась, трудились мы самоотверженно.
В начале 1969 года вновь прибыли комсомольцы с разных концов Союза. Среди них прибыл из Ленинграда и водитель Матвей Тукалевский, который впоследствии стал вуктыльским  бардом, создав много прекрасных песен.

     Его первая лирическая песня   «ВУКТЫЛЬСКИЕ КЕДРЫ», написанная о грусти и любви автора к своей жене, временно оставшейся с детьми  в Ленинграде, сразу как-то стала популярной. Она быстро разошлась по вагончикам и баракам. Её все запели и  признали негласным вуктыльским гимном.

       Вообще, создавалось мнение, что в Вуктыл приехали самые лучшие, самые талантливые, самые трудолюбивые юноши и девушки из всего Союза.
 Это было счастливейшее время для молодёжи того периода –  первооткрывателей вуктыльского месторождения, строителей газопроводов и самого города. Каждый с гордостью сознавал, что он причастен к великой «Стройке века» и к  строительству нового города – города газовиков. И хоть трудно было нам поверить, что на этих, казалось бы,  непроходимых болотах мы сможем построить наш город, мы его построили!
Наш красавец Вуктыл!


Рецензии
На это произведение написано 13 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.