Сонные лабиринты

Начнётся ли сказка, если качнуть рукою маятник старых часов в заброшенном доме, что снится мне этой ночью?

Я прохожу тёмные комнаты, в которых видны лишь очертания вещей, но не сами вещи, касаюсь открытой ладонью ночного окна – тонкое, холодное лезвие разделительного стекла обжигает руку. Это где-то здесь – переход в другой сон. Дальше, дальше – дом кажется бесконечным, он разворачивается перед каждым новым шагом. Снаружи – а я иногда вспоминаю, что видел его снаружи, дом маленький, одноэтажный, обычная деревенская избушка по сути – ничем не примечательная, серая, предсказуемая. Так я и подумал недавно, когда мне приснилась заброшенная деревня. Открыл дверь ближайшего домика и…
И вот теперь каждую ночь, каждый сон начинается на пороге этого дома.
Днём – дела, работы, проекты, встречи, бары, магазины, машины, велосипеды, предательства. Ночью – я стою на пороге тёмного дома, потом иду вперёд, стараясь что-то или кого-то найти во сне.
Внутри дома скрывается совершенно невозможное количество комнат. Месяц обыденной жизни назад я нашёл во сне дома моей жизни чердаки. Нашёл и бродил по ним, думаю, полстолетья по внутреннему времени сна.
Чердаки оказались совершенно пустыми и, видимо, по контрасту с самим домом – солнечными, наполненными танцующими пылинками в пушистых лучах света, бьющего сквозь крышу. Тихо, пусто, если не считать солнца и пыли.
В доме – темно, на чердаке – дневной мир. А вот позавчера, вновь оказавшись в пределах сна, я нашёл лестницу вниз, в абсолютную тьму; я спустился туда.
Тьма подземного дома во сне оказалась не пустой. Там были звёзды – мириады звёзд, сквозь которые я шёл, задевая их руками, одеждой… но и только. Перехода там не было. Только звёзды.
Сегодня я нашёл в дальней комнате часы. Практически антикварные ходики висели на стене. Можно было различить дверцу, из которой выскакивает кукушка, маятник недвижно-неподвижен, цепи завода проржавели. Недолго думая, сон ты или не сон, я потянул цепь. Гирька-противовес, за счёт которой и осуществляется завод часов даже и во сне, с лёгким шелестом пошла вверх. Я качнул маятник. Часы осторожно зашуршали и стали отсчитывать время. Не знаю, только – какое… Чьё… И – зачем…
Тонкий луч света разрезал темноту. На стене проступил контур двери, которой здесь раньше не было.
Шаг – и я на крыше огромного дома. Бархатный вечер. Здесь безветренно. Внизу – город, фонари горят, но движения нет. Людей нет. Безлюдные пространства недосмотренного сна? Тогда мне явно дальше. Прямо передо мной проступает прямоугольник двери. Шаг – и ты в новом сне сна о сне (снип-снап-снурре…)
Здесь снег. Белый и безжалостный. Холодный и острый, словно слова о предательстве. Мотив мне ясен, но я здесь замёрзну даже и во сне. Дверь в другой сон обнаруживается прямо под замёрзшими ногами при очередном шаге. Я падаю в колодец, где снежинки превращаются в капли дождя прямо в полёте. Или падении, но как бы там ни было падаю я долго и…
Я снова на пороге ночного дома. Я вернулся к исходу. В начало. На нулевую отметку перемещений. Всё тот же дом. Те же часы.
– Нет, – словно гром среди тёмного пространства чей-то голос. – Это другие часы. Эти отсчитывают время твоей жизни. И дальше у тебя есть выбор: ты можешь возвращаться сюда каждую ночь и заводить их, тогда ты проживёшь долго-долго или ты можешь начать путешествие по иным снам – в поисках приключений-злоключений-разлучений. Но тогда ты не узнаешь – сколько времени осталось на твоих часах.
Оглядываюсь – вокруг никого.
– Не ищи объяснений – здесь их не может быть. Объяснения в других мирах или снах, если тебе так легче думать. Выбирай…
На стене проступает контур очередной двери. Она приоткрывается, и в узкой щели я могу видеть океан, вечерний бурный океан. Из приоткрытой неведомой бездны тянет прохладным воздухом, напоенным ароматами северной безграничности.
Часы так уютно шелестят на стене. Цепь длинная. Время…
Решительно тяну вниз груз гирьки. До щелчка. Максимально. Иду к двери в океаническую часть мирового сна, протягиваю руку.
Шагаю за предел… вслед мне раздаётся мелодично-скрежещущий звук – это из часов вываливается кукушка, похожая уж скорее на взъерошенного дракончика и…

Окончится ли сказка, если некому будет качнуть рукою маятник старых часов в заброшенном доме, если никто не потянет гирьку моей жизни во сне вниз?


Рецензии