Богатство и просвещение

       Среди по-настоящему тугих кошельков преобладают люди не слишком образованные и не слишком интеллектуальные. Это и понятно, так как просвещение есть синоним умеренности, рассудительности, а не эмоциональности. Богачи эмоциональны, их одолевают страсти, влечения и алчность. Они не замечают реалий скоротечного мира.

       Среди великих просветителей богачей не найдешь днем с огнем.

       Отдельно скажу об Иисусе Христе. Ему негде было голову преклонить, у Него никогда не было наличных денег. Единственный раз Он держал в руке римскую серебряную монету, когда произнес знаменитую фразу: «Кесарю – кесарево, а Богу – Божье». Мессия проповедовал добровольный отказ от богатства и личную скромность.

        Жена древнегреческого философа Сократа Ксантиппа попрекала его тем, что, имея огромную аудиторию из учеников и почитателей, он за свою болтовню не берет с них ни копейки. По-своему она, конечно, была права, ибо не училась философии.

       Сервантес, будучи рыцарем в седьмом поколении, отказался брать взятки в таможенной службе, когда возглавлял ее, за что по доносу попал в долговую тюрьму.

       Вышедший из простолюдинов Шекспир стремился разбогатеть, но уникальное дарование драматурга отвлекало его от этого столь полезного для домочадцев занятия.

       Незнатный дворянин Федор Достоевский мог бы кое-что скопить, однако немалые гонорары спускал в рулетку. Нищета подталкивала его к написанию новых романов.

       Граф Лев Толстой отказался от богатства и творческого вознаграждения. Его родственники во главе с Софьей Андреевной при помощи тайных юридических манипуляций переписывали его доходы на себя. Это привело к тяжелой семейной трагедии.

       Наследный принц Гаутама бежал из дворца, бродяжничал до тех пор, пока не обрел истину и не стал Буддой. Он до самого ухода из этой жизни кормился подаяниями.

       Существует ли конфликт между богатством и просвещением? Безусловно. Чем больше будет просвещенных, тем меньше останется олигархов. Поэтому последние, прежде всего, стремятся разрушить систему образования, сделать ее никудышной.

       В фантастическом романе Рея Брэдбери «451 градус по Фаренгейту» (1953 год) пожарная команда занята тем, что из специальных огнеметов уничтожает книги, дома с книгами, а их владельцев отправляет в психушки. Обычное население кормят тупыми видео-гаджетами, состоящими из мыльных опер.

        Тем временем, пишет Брэдбери, группа профессоров американских университетов скрывается в лесу за городом у заброшенной железной дороги и занята тем, что восстанавливает по памяти величайшие тексты, созданные гениями человечества. Иными словами, они пытаются восстановить знания...  Мы движемся по тому же мрачному пути. Если отключат свет, станем спрашивать друг друга во тьме: сколько будет семь умножить на восемь, какова формула воды, как вычислить площадь круга и что такое причастие?

18.01.2018 


Рецензии