Трилогия. Часть 2-5. 1997-1998 годы

1997–1998 годы

1997 год в моей жизни был не самым плохим. Я занимался воспитанием подрастающего сына, живя на съёмной квартире, мы готовы были скоро въехать с моей второй женой в новую, которая нам должна была быть передана по суду от инвестиционной строительной фирмы (судебный иск мы выиграли всего за 8 руб. 50 коп) и я, конечно же, опять забыл рассказываемые мамой истории о счастье.

Но вот настал тот долгожданный день 8-е марта.

Позвонив маме, я приехал к ней один, чтобы её поздравить с этим праздником (так как мою вторую половину мама не признавала и видела её за все время нашего совместного проживания только один раз).

К сожалению, за этот год я ещё реже стал бывать у мамы, и мне при встрече с ней было  очень и очень стыдно.

–           Недавно сбило мою подругу машиной насмерть, радом с её до-мом при переходе дороги», – сказала мне мама, как я только появился за дверью её квартиры. – Это было глубокое потрясение для её сестры, да и для меня как обухом по голове».

–           К чему ты мне рассказываешь это, мамуль, как всё это вяжется со счастьем?

–           Да просто прожив ещё один год, сынок, я твёрдо убедилась, что счастье нельзя найти в годах, месяцах, неделях или даже днях – оно существует в мгновении также как и несчастье.

–           Мамуль, ты хочешь сказать, что мы можем переживать счастье лишь миг за мигом. – Да, сынок, и я тебе сейчас это покажу на конкретном примере. Вот наш семейный альбом фотографий. Я последнее время часто его стала листать и ещё раз осознаю, что счастье – это всего лишь миг. Каждая фотография здесь отражает какое-нибудь чувство. Вот ты в нашем Подольском парке, встал из коляски весёлый (герой). Мы с папой гордимся тобой.



Я в коляске в Подольском парке в 1958 году

А вот мой первый внук, твой первый сын лежит на животике и смеётся, пострел (сейчас ему 15 лет). А в настоящее время уже 35.



Моему первому сыну 6 месяцев

–           Ты видишь, сынок, сколько в них эмоций, чувств. Красота всех этих фотографий заключается  в том, что все они отражают какуюто долю секунды счастья, которая никогда больше не повторится – в течение которой мы испытываем свои счастливые эмоции.

Сынок, ты, когда-нибудь задумывался о том, почему люди так ценят вещи, машины, компьютеры, драгоценности, одежду, телевизоры и т. д.? Ведь всё это очень легко восстановить. – Не знаю, мам, я никогда не относился к этому как к чему-то святому и никогда об этом серьёзно не задумывался, ты ведь знаешь, что у меня нет склонностей к «вещизму».

Однако, только время является единственным на свете, чего нельзя вернуть, но мы, к сожалению, не считаем его ценностью. Это самое дорогое, что есть у человека, но мы всегда склонны безжалостно его растрачивать.

«Человек не ценит того, что у него есть».

Манилий – римский поэт

«Каждый день Бог посылает нам вместе с солнцем возможность изменить всё то, что делает нас несчастными.

и каждый день мы пытаемся притвориться,будто не замечаем этой возможности».

Пауло Коэльо

–           Воспоминания о прошлом и тревоги о будущем лишают нас на-стоящего, а настоящее здесь и сейчас и это всё, что у нас есть, всё, что мы когда-либо будем иметь.

–           Мамуль, я тебя что-то не понимаю?

–           Когда ты оглядываешься на свою жизнь и вспоминаешь счаст-ливые времена, что тебе приходит в голову?

–           Дай подумать… – тут я неожиданно вспомнил о своём дне рож-дения, когда мне исполнилось 16 лет. Отец был тогда ещё жив.  – Как ты помнишь этот день? Как годы, месяцы, недели, день, или мгновение?

–           Не знаю, мам, не пытай, не знаю.

–           Хорошо, выбери нечто действительно выдающееся.

–           Ну, вот, например, последний звонок после окончания школы – это 25 мая 1973 года.

–           Когда ты именно почувствовал себя счастливым?

–           Перед самым началом вечера, ведь из-за смерти отца я с боль-шим трудом окончил школу, в основном на тройки и то, что я отцу обещал поступить в институт, вселило в меня уверенность после окончания (так потом всё в жизни и произошло).

–           Замечательно сынок! Здорово, что ты уже сегодня способен обосновать своё мнение. Теперь ты понял, мой мальчик, что это лишь мгновение? Все дети живут в текущем мгновении. Представь себе, что бы ты испытал, если  в тот момент думал, ну скажем об предстоящих экзаменах в институт, или об армии? Ты мог бы просто упустить это счастье.

–           Теперь я начинаю понимать тебя, мам, и то, о чём ты сейчас мне говоришь.

Я мысленно закрыл глаза и передо мной, как 25 лет назад (а в настоящее время уже 43 года), восстановилась та картина выпускного вечера 1973 года. Вот мы входим торжественно в наш актовый зал, что на втором этаже 24 школы г. Подольска. Нас поздравляет директор школы, ныне умершая Л.И. Качина, а моя классная руководительница – учительница химии, тоже, к сожалению, ушедшая рано из жизни А.З. Ахапкина, стоит в углу вся в слезах и переживает за нас, как бы говоря: «Куда же вы, дети, без нас учителей?». Праздничный концерт, вручение цветов после окончания школы, поздравление учениками начальных классов, ночное гуляние по Подольску и утренняя приятная усталость после возвращения домой, сколько счастья – разве это можно когда-нибудь забыть! Никогда мне не забыть этого. Ведь сейчас мне кажется, что это было только вчера, хотя прошло почти 25 лет!

Мама задумалась и сказала: – Видишь ли, весь секрет, сынок, заключается в том, чтобы собрать как можно больше таких мгновений за всю свою жизнь. Так что лучшее, что мы можем сделать – это извлечь из текущего мига как можно больше мгновений. итак, как однажды сказал один неизвестный мудрец, почему бы не воткнуть в петлицу цветок, или перо и не стать счастливым? (что я и делаю сейчас на протяжении всей моей жизни, в верхнем кармане моего пиджака всегда находится перо поэта).

–           Так вот, сынок, если ты живёшь в мгновении, то у тебя не остаётся времени на сожаления или на беспокойства. У тебя есть только то, с чем ты непосредственно имеешь дело. Подумай, мой родной, ведь сегодняшний день 8 марта 1997 года больше никогда не повторится.

Я обнял маму и заплакал от огромного чувства счастья, что мы с ней рядом в это мгновение. Это продолжалось несколько минут, а затем я опять попросил её продолжить наш с ней диалог.

–           Мамуль, а что же тогда с нами происходит на самом деле в жизни?

–           Ты понимаешь, что мы вновь и вновь думаем о прошлом, тревожимся о будущем и, следовательно, не уделяем должного внимания настоящему. Всё это приводит к чувству огорчения о том, что уже сделано, и беспокойству о том, что ещё не случилось. Если человек не живёт в текущем мгновении, он не способен победить в игре жизни. Всё сказанное мамой мне показалось таким очевидным, но ведь я никогда над этим раньше не задумывался! и если мы хотим быть по-настоящему счастливыми, то нам необходимо научиться ценить то, что мы имеем – а всё, что у нас есть, это «здесь и сейчас». Решения, принятые сегодня, становятся реальностью завтра. Нам следует научиться справляться с постоянно возникающими проблемами и непременно расставаться с ними, когда они исчезают. Если человек сосредоточен на отдалённом будущем, то он становится подавленным и впадает в депрессию. Многие люди растрачивают своё время на беспокойство о том, что ещё не случилось и возможно, вообще никогда не произойдёт.

Знаменитый французский философ Монтень писал так: «Вся моя жизнь наполнена ужасными несчастиями, большая часть из которых никогда не случалась». Поэтому, сынок, одна из причин того, что так много людей на земле отягощено беспокойствами и стрессами – для них «сегодня» представляет собой то «завтра», о котором они тревожились «вчера». Вот почему жить в мгновении – иметь дело только с одним текущим мгновением – означает овладеть лучшим способом преодоления беспокойства и страха. Эту философию используют большинство религий. Из Библии известно, что когда Иисуса спросили о том, как человеку следует молиться, он произнёс в своей молитве Господу такие слова: «Хлеб наш насущий дай нам на сей день».

Притча: Имеющий всё один современный бизнесмен (жулик) со смехом обратился к господу и спросил его: «Господи, что за всё время нахождения на небесах ты смог достигнуть. Накормил какой-то старой лепёшкой голодных и оборванных бомжей. Сам постоянно ходишь в лохмотьях, даже нет нормальной обуви, ноги все в кровь истер, а говоришь о высокой материи, учишь уму-разуму других. Вот, посмотри, как я живу на этой «грешной земле». На меня работают заводы, фабрики, у меня есть публичные дома, девочки, машины, дачи, дворцы, самолёты, корабли, да вообще всё, что тебе и не снилось никогда. Всё на меня работает. Ну, что ты мне на это сверху скажешь?».

Всевышний с небес посмотрел на этого чудака с улыбкой, и нежно с любовью сказал ему: «глупый, завтра душу твою возьму, что дашь взамен?????...»

Одно из средств, с помощью которых людям удаётся пережить личные трагедии, заключается в том, что они живут только одним днём и если такая философия способна помочь нам преодолевать трудные времена нашей жизни, то представь себе, насколько хороша она для благополучных периодов. Вот почему говорят, что для мудрого человека каждый день является новым началом.

день – это маленькая жизнь

Каждый день – это маленькая жизнь

В этом дне вся жизнь таится, Рост блаженства, красоты.

Завтра – это лишь виденье, Верь, прекрасна жизнь и ты. А вчера сном счастье станет, Жизнь сегодня и сейчас. Познавай всю прелесть жизни, Каждый миг и каждый час.

Стих автора 15.07.2005 г.

–           Мамуль, неужели ты считаешь, что люди вообще не должны строить планы на будущее? Ну что ты, родной! Само планирование – очень важная часть для любого нашего действия. Однако не стоит заниматься планированием, когда ты делаешь что-то другое. И не стоит заниматься чем-то другим, когда ты составляешь планы на будущее. О чём бы ты ни думал, что бы ни делал, сосредоточься только на этом, на одном дне в одно мгновение. Когда ты разговариваешь с кем-то, уделяй этому человеку полное внимание, когда работаешь, сосредоточься на текущей работе и не повторяй ошибки моей подруги.

–           Какой ошибки, мам?

–           Если будешь переходить дорогу не на переходе, вниматель-но следи за движением машин, а лучше всегда старайся переходить только на переходе, и только на зеленый свет.

Жизнь в текущем моменте смягчает ощущения тревоги и подавленности, повышает качество труда, улучшает личные взаимоотношения и вообще обогащает нашу жизнь. Такова сила жизни в мгновении, сынок!

Всю оставшуюся часть этого дня я пытался быть внимательным к тому, что я делал в данный момент. Временами мне было очень трудно удерживать мои разбегающиеся мысли, однако в целом я старался и делал это.

Вечером после ужина уже в Москве дома, присев за свой рабочий стол, я подвёл итог встречи с мамой и сделал для себя следующие пометки:

–           счастье кроется только в каждом мгновении;

–           извлекать лучшее из каждого мгновения – это и есть счастье;

–           старайтесь накопить особые моменты в мгновениях – это и есть ваши воспоминания;

–           жизнь в текущем мгновении рассеивает сожаления, преодоле-вает беспокойство и снижает вероятность стресса;

–           каждый новый день – это новое начало, начало новой жизни; – каждый день – это маленькая жизнь.


Рецензии