Трилогия. Часть 2-8. 2000-2001 годы

2000 – 2001 гг.

Этот Новогодний праздник 2000 год, я впервые с мамой вместе встречал не дома, а в летнем детском лагере подмосковного г. Кубинки, куда мы выехали в составе коллектива фонда, и нам удалось в этом прекрасном уютном уголке Подмосковья испытать всего за пять дней тот прилив небывалого счастья, воспоминания о котором и по сей день оставили неизгладимое впечатление в моей поэтической душе. И вот как обычно 8-го марта я как всегда с букетом цветов и тортом приехал к маме в Подольск с поздравлением и, конечно же, за следующим советом или просто рассказам о счастье.

Меня сразу поразило, как выглядела моя мама. Мне кажется, что она помолодела лет на 20, а может быть и больше.

 – Сынок, ты помнишь, что на протяжении последних 5-10 лет, когда ты ко мне приезжал, то ты всегда почему-то был серьёзным и хмурил лоб. Где искорки счастья на твоём лице и улыбка в твоих голубых глазах, где радость жизни каждому дню в твоей душе?

А вот сегодня я вижу тебя совсем другим, ты по-настоящему счастлив!

Присев за стол вместе с мамой мы разложили всё по полочкам, как мы с ней на Новый год отдыхали в Кубинке, и стали смеяться над тем, как тогда у нас в Новогоднюю ночь разорвало трубы с горячей водой, потому, что лагерь 6 лет не работал зимой, а использовался только летом как летний детский лагерь. Как мне вместо неприехавших артистов пришлось без подготовки за 20 минут до начала Нового года стать Дедом Морозом и вести весь Новогодний вечер на одном дыхании с очень симпатичной, но картавой снегурочкой, (которой я просто запретил открывать рот) и весь вечер мне пришлось отдуваться одному без готового сценария, экспромтом, несмотря на то, что в зале было более 250 человек, а вечер продолжался около 3-х часов. После Новогоднего вечера люди даже спорили и не верили, что роль Деда Мороза играл я. Как мы с мамой вместе встали на лыжи, и я её на повороте очень аккуратно уложил в сугроб.

Как мы с моим хорошим знакомым Сашей, весившим 150 кг, а мой вес тогда был 68 кг, выскочили голые из русской бани в снег, а затем на дороге, повалявшись в снегу, голые, испугали гуляющих женщин. Как я, не водивший машину с 1996 года, вынужден был сесть за руль почти новенькой Волги и доехать с её пьяным водителем из Кубинки до его дома в Реутове и с первой попытки умудриться задом поставить эту Волгу в его довольно узкий гараж. После того, когда он это увидел, а я ему сказал, что это первый раз в моей жизни и я уже четыре года не сидел за рулём, он сразу протрезвел и не поверил мне, да и ещё много, много интересного.



Мамин сугроб в Кубинке

В этот момент мне мама вдруг говорит: «Сынок, запомни. Нельзя стать в жизни счастливым, если ты никогда не смеёшься. Смех, действительно является побочным продуктом счастья, однако он всё же способен вызвать ощущения счастья. Ты должен всегда помнить, что когда мы смеёмся или даже улыбаемся, то в мозг выделяются определённые вещества, вызывающие нечто вроде эйфории. Исследования учёных показали, что при смехе в нашей крови снижается уровень стрессовых гормонов – адреналина и кортизона, – в результате чего мы действительно испытываем меньшее беспокойство и чувствуем себя менее несчастными».

–           Мамуль, а почему же тогда некоторые величайшие комические актёры были чрезвычайно склонны к депрессиям?

–           Дело в том, что пытаться стать счастливым только с помощью юмора – настолько же тщетная задача, как стремление добиться здоровья только благодаря физическим упражнениям, оставляя без внимания питание, отдых, стрессы и все прочие факторы, которые влияют на наше самочувствие. Кроме того, было доказано, что смех усиливает способность к сосредоточению и невероятно повышает умение решать умственные задачи.

–           Но если у человека возникли проблемы, если ему плохо, он чув-ствует себя подавленным, взволнованным. Он вряд ли будет в настроении смеяться. Как, по-твоему, мам?

–           Ну конечно, в том-то и дело! Если бы человек мог смеяться в та-ких обстоятельствах, это лишь помогло бы ему поправить ситуацию, поскольку он почувствовал бы себя не только менее напряжённо, но и повысил бы способность решить возникшие проблемы. Разве тебе, сынок, никогда не доводилось испытывать, что-то такое, что огорчило или разозлило бы тебя сегодня, а через несколько недель ты сам смеялся над этим в кругу своих друзей или знакомых?

–           Да, конечно же, было, мамуль, и не только у меня.

–           А потом когда ты смеялся, эта проблема  тебя беспокоила?

–           Да нет, конечно, нет.

–           Так почему сегодня нам с тобой прямо здесь не сделать вывод, что нам стало бы легче, если бы мы умели смеяться над проблемами раньше, а не позже?

–           Да, но как можно смеяться над тем, что тебя огорчает?

–           Весь вопрос сынок заключается в том, чтобы найти нечто смешное. Всё зависит от нашего ума. Ты выбираешь свои мысли, выбираешь на чём сосредоточен твой разум и вместо того чтобы думать:«Что плохого в этой ситуации?», ты с той лёгкостью можешь задать себе вопрос: «А что смешного в   этой ситуации?».

–           А если нет ничего смешного, как тогда действовать? Тогда спроси себя: «Что смешного могло бы быть  в ней?» Мамуль, в теории это всё, что ты говоришь, звучит разумно, но на практике иногда очень нелегко найти в некой ситуации смешные стороны.

Все проблемы, сынок,  лишь в том, что мы можем увидеть смешную сторону в любой ситуации лишь в том случае, если ищем её.

Я сразу же вспомнил, как в 1987 году, работая в институте авиационных материалов в Москве я первый раз полетел на самолёте с товарищем по работе Шитовым Сергеем в командировку в г. Свердловск и когда он мне на высоте 10 тысяч метров вдруг сказал: «Жень, а ты знаешь, что самолёты иногда разбиваются?». Его лицо было настолько серьёзно, что я сразу разрядил эту ситуацию такой фразой: «Сергей, –  сказал я ему, – не волнуйся, ведь если погибнем, то только вдвоём, так что никому обидно не будет». После этого он засмеялся так, что мне показалось, на нас стали смотреть пассажиры даже из других рядов.

–           Сынок, ты понимаешь, что проблема большинства людей заключается в том, что они относятся к жизни очень серьёзно. Вот даже в семье, где много детей ,они постоянно спорят и спрашивают у мамы кого она больше любит. Как маме правильно ответить на этот вопрос, чтобы никого не обидеть?

–           А что есть какой-то оптимальный жизненный ответ? – спросил я.

–           Я разговаривала однажды с подругой, у которой 5 детей разного возраста. И вот, казалось бы, как просто она ответила всем своим чадам на этот довольно сложный вопрос жизни и никого не обидела. Все дети постоянно спорили, кого мама любит больше. «Конечно, меня, – восклицал Фёдор, – я в семье старший». – «Нет, меня, – возражала Маша, – так как я всегда маму целую, обнимаю и благодарю». «Вовсе не тебя, а меня, – начал спорить Алексей, – я маме помогаю по хозяйству, хожу в магазины младшего из школы беру с уроков». «Нет меня, – громко заспорила Ольга, – я всё маме помогаю по дому, даже обед вам научилась готовить». – «Мама меня больше всех любит, потому что я самый маленький, – говорил Артём. Спорили-спорили дети и, наконец, решили спросить маму, кто из них прав. «детки мои, – ответила моя подруга, – всех я вас люблю, но больше всех люблю из вас того, кто всегда послушен, никогда не капризничает, не шалит, не огорчает меня. Вот и решите теперь сами, кто из вас заслужил наибольшую любовь». Дети сконфузились; каждый почувствовал за собой какой-нибудь грешок, каждый припомнил, как не раз и не два своим упрямством, капризом или шалостью огорчал маму.

–           Вот, например сынок, будет ли наша сегодняшняя встреча иметь хоть какое-то значение для кого-нибудь через 20 или 30 лет?  Если ответ отрицательный, то нет никаких оснований относиться к этому слишком серьёзно, не так ли дружок? Тебе не кажется, что всё, что я тебе говорю, немного напоминает «двухшаговую формулу стресса» – А, что это такое мамуль?

–           Первый шаг: не волнуйся о мелочах.

–           А второй?

–           Помни, что большая часть нашей жизни состоит из мелочей.

Мама встала, подошла к комоду и достала из него небольшую ученическую тетрадь. «Что это, опять секреты твоего счастья?» – спросил я её.

–           Возьми ручку и запиши сынок, как я бы хотела прожить заново жизнь, дожив сегодня до 75 лет. И мама начала мне читать свои сокровенные мечты и мысли, записанные ею в эту тетрадь

Если бы мне удалось прожить жизнь заново, я сознательно сделала бы в ней намного больше ошибок, чем уже сделала. Я уже не была бы такой идеальной. Я бы расслабилась. Я стала бы более гибкой и мягкой. Я старалась бы вести себя глупее, чем в уже пережитом жизненном периоде.  Сегодня мне известно совсем немного вещей, к которым я была бы более безумнее. Я была бы менее трезвомыслящей. Я использовала бы больше шансов для путешествий стараясь побывать во многих местах, в которых мне так и не удалось побывать, но я всё время об этом мечтала и ведь возможности у меня такие были. Я бы ела побольше овощей, фруктов, мороженого, а поменьше картошки. У меня было бы больше реальных проблем, но меньше воображаемых. Знаешь сынок, я была одной из тех, кто из часа в час, изо дня в день живёт из соображений осторожности, благоразумия и здравомыслия. О боже! У меня было столько мгновений в жизни, и если бы я только вновь могла повторить всё это, их было бы у меня намного больше, мгновения за мгновениями.  да если бы я могла вновь повторить всё это, я ходила бы босиком с самой ранней весны и до самой поздней осени по нашему Подольскому парку. Я больше каталась там на качелях и каруселях, встречала бы больше рассветов, я чаще играла бы с вами и, учила бы вас как жить – если бы я только могла заново прожить свою жизнь! Беда лишь в том, что я не могу всё это повторить заново, ведь всё это уже в прошлом.

В эти минуты я пристально смотрел в глаза своей мамы и слёзы истинного сожаления капали из её глаз, но для меня это были минуты огромного счастья потому, что я, её младший сын, в этот миг мог слышать исповедь самого дорогого для меня на свете человека – моей матери, которая меня родила и воспитала.

Спасибо тебе мамуль за то, что поделилась со мной всем этим, ведь ты дала мне богатую пищу для раздумий. Уже уезжая под вечер от мамы в Москву я, остановившись на пороге, спросил у неё: «Так что же все-таки такое настоящее счастье?»

Она улыбнулась и сказала мне: «Хороший обед, здоровые дети, счастливые внуки, правнуки и крепкая семья». Я поцеловал сияющую маму, и, приехав очень поздно этим вечером домой, начал формулировать высказывания мамы в форме тезисов в своём блокноте:

–           наше чувство юмора облегчает стресс и вызывает ощущение счастья;

–           наш смех усиливает способность к сосредоточению и повыша-ет умение решать любые задачи;

–           если хорошо поискать, то в любых обстоятельствах жизни мож-но отыскать смешные стороны;

–           вместо вопроса, что плохого в этой ситуации? Задавай себе во-прос, что в ней смешного? Или, что в ней могло бы быть смешного?;  – применяй всегда в жизни «двухшаговую формулу антистресса»: а) не волнуйся о мелочах;

б) помни, что большая часть нашей жизни состоит из мелочей.


Рецензии