Трилогия. Часть 2-9. 2001-2002 годы

2001 – 2002 гг.

8-го марта 2001 года я приехал к маме сразу после ночного дежурства. В то время я подрабатывал  охранником в одном из элитных домов г. Москвы. Моё место работы была крошечная комната подъезда без воздуха и нормального освещения. В это время я много писал стихов, мысли шли как из рога изобилия, но постоянно сидячая поза давала неприятные ощущения и покалывание в позвоночнике. Я обратил внимание, что мне некогда стало заниматься спортом, я всё больше стал сутулиться, а ведь мне не было и 50 лет. От маминого взгляда по приезду не ускользнуло это, и она сразу же мне задала вопрос: «Ты чего так стал сутулиться, какой-то усталый, наверное, несколько месяцев уже прекратил заниматься спортом?».

–           Мамуль, но какой там спорт, ты о счастье расскажи, я ведь за этим к тебе приехал.

Мама скомандовала: «Встань прямо, потянись, вдохни глубоко, а теперь резко выдохни. Дотронься кончиками пальцев рук до пола».

Мне стало стыдно, но, уже не сгибая ног в коленях, я этого сделать, не мог.

–           Ну, вот и всё твоё счастье, – сказала мама и мило улыбнулась.

Надо каждый день делать зарядку хотя бы простейшие физические упражнения и нагнувшись, почти не сгибая ног в коленях, она достала пальцами рук до пола.Ну, кто из нас моложе, доходяга? – сказала она мне и засмеялась.

 В этот момент мне так стало стыдно перед самым родным и близким человеком, и я сел слушать её рассказ

–           Ты понимаешь, сынок, физические упражнения нам необходи-мы не только для сохранения своего физического здоровья, но и для того, чтобы поддерживать продолжительную умственную и эмоциональную бодрость, и этому есть весьма серьёзные объяснения. Ты можешь заметить, что терапевты часто дают совет тем, кто чувствует себя немного подавленным, чем нибудь заняться.

Я тебе тоже кое-что посоветую. Это очень хороший жизненный совет. Я его сокращённо называю П-С-П – И что это значит мам?

–           Подними Свою Попу. Я улыбнулся и спросил маму: «А чем же он хорош?»

–           Как однажды написал Бернард Шоу, – сказала мама, – несчастье заключается в том, что у человека есть свободное время на размышление о том, счастлив он или нет. Однако умение подняться и взяться за дело не только отвлекает мысли от проблем, а и изменяет полное восприятие собственных проблем и снижает тот стресс, который они вызывают.

–           Как же физические упражнения могут изменить наше восприя-тие? – недоверчиво спросил я.

–           Запомни, сынок, что только движение влияет на чувства. Когда мы приводим в движение своё тело, что сейчас мы с тобой сделали оба, то мы изменяем своё эмоциональное состояние. Хорошо известно, что у людей, которые не занимаются физическими упражнениями, регулярно возникает атрофия мышц и общая физическая слабость. Их кости теряют кальций и риск преждевременной смерти для них в два раза выше, чем для тех, кто регулярно занимается спортом. А ты знаешь, что люди, пренебрегающие физическими упражнениями, склонны, кроме того, к сосредоточению на самих себе, к стрессам и повышенной возбудимости, а также чаще страдают от депрессий, беспокойства и умственного истощения.

–           Но почему?» – спросил я.

–           Я читала в книге, сынок, что учёные открыли прекрасное объ-яснение этому явлению. Они обнаружили, что физические упражнения заставляют мозг выделять определённые химические вещества и гормоны – эндорфины и энкефалины. Это естественные стимуляторы, которые вызывают у человека ощущения удовольствия или «подъёма».

–           Сколько же, мам, надо регулярно заниматься, чтобы ощутить первые результаты? – Немного, около 30 минут в день, можно даже 15 минут утром и столько же вечером. – «Это совсем нетрудно», – сказал я.

–           И вот я так думаю, сынок, что одним из секретов счастья явля-ется секрет силы тела

–           Ты имеешь в виду физические упражнения, мам?

–           Нет, сынок! У того, как мы используем своё тело, существует множество других аспектов, и они так же оказывают глубокое и быстрое воздействия на наши эмоции. Физические упражнения – лишь один из этих фактов. Во-первых, осанка. Посмотри на то, как ты стоишь. Как вообще мы все стоим, сидим, или ходим. Если у человека плохая осанка (то есть он сутулится, или наклоняется в сторону, вместо того чтобы держаться прямо), от этого страдает его здоровье и эмоции.

Здоровье – это не отсутствие болезней. Здоровье – это соответствующее качество жизни.

–           Мамуль, в это трудно поверить. Неужели, то, как мы стоим, или сидим, может влиять на наши чувства?

–           Позволь я тебе сейчас объясню, сынок? Представь себе чело-века, чувствующего вялость, усталость или подавленность. Как, потвоему, он будет сидеть или стоять?

–           Не знаю, мам.

–           Ну, скажем, будет ли он держать голову прямо или стремиться опускать её вниз?

–           Наверное, опустит её вниз.

–           Какой будет его грудь, расправленной или втянутой?

–           Ну, конечно же, втянутой, это же и так ясно мам.

–           А каким будет его лицо – подтянутым и неунывающим или же вялым и нахмуренным. Конечно, вряд ли он будет улыбаться. Как он будет дышать, глубоко или поверхностно?

–           Наверное, поверхностно. Всё, не надо больше сравнений, я и так всё понял, мамуль. Мы принимаем  различные позы в соответствии со своим эмоциями.

–           Совершенно правильно, сынок.

–           Знаешь ли ты, мой милый, что если ты стоишь прямо, дышишь глубоко и улыбаешься, то ты просто не сможешь ощутить подавленность. Исследователи проводили испытания на людях с уникальными депрессиями – на таких пациентах, которые проходили лечение больше 20 лет, и отмечали, что их самочувствие при различных позах тела очень существенно меняется. Они были поражены, когда обнаружили, что в той позе, которую я тебе описала, ни один из пациентов не ощущал депрессии и не нуждался в лекарствах

Подумать только, вот это да! Этот метод  действительно помогает почувствовать себя лучше и срабатывает мгновенно. Это очень простой способ, благодаря которому мы можем управлять своим эмоциональным состоянием с помощью тела. Осознание своей позы является одним из секретов счастья.

–           Но быть совершенно выпрямленным тоже очень неудобно? – за-метил я, – становишься похожим на солдата при параде.

Правильная поза, сынок – это не стойка «смирно». Здоровая осанка означает, что наша спина выпрямлена, но расслаблена. Ты не должен ощущать в ней ни напряжения, ни боли. Существует одна методика, помогающая улучшить свою осанку. Я называю её «методом верёвки».

–           Это что такое за метод, мам, наверное, что-то очень интерес-ное?

–           Он очень прост, и его легко выполнять.

Представь себе, что на твоей макушке закреплена верёвка, а над тобой стоит человек, который мягко подтягивает её к себе.

Я попробовал сделать то, что мне предложила мама прямо  в её комнате, и сразу же почувствовал, что я не только выпрямился, но и стал чуточку выше.

–           Существует ещё одно очень простое действенное упражнение, которое поможет тебе изменить чувства с помощью тела. Оно так и называется «якорь». Это очень просто и предельно эффективно. Очень часто у нас возникают подсознательные якоря, никак не способствующие счастью. Мы с твоим братом (моим старшим сыном) последнее время стали постоянно ссориться. Наступает такой момент, что нам достаточно увидеть друг друга или услышать как ктото разговаривает в соседней комнате по телефону, и этот голос другого приводит в ярость.

–           Мам, а как это относится к счастью, я чего-то уже совсем запу-тался в размышлениях и просто потерялся?

–           Да очень просто. Ведь мы можем создавать и положительные якоря. Тебе когда-нибудь приходилось видеть спортсменов, которые сжимают кулаки и что-то выкрикивают перед стартом для того, чтобы завести себя перед соревнованиями.

–           Да что спортсмены, я сам недавно тоже так поступал раньше перед любыми соревнованиями, но не знал, а для чего, да просто в этот момент чувствовал какую-то лёгкость и уверенность, что всё будет хорошо.

–           Так вот прямо при мне в комнате попробуй в этом убедиться сам.

–           Хорошо, поверю твоим словам.

Я встал посередине комнаты, сжал свои кулаки и произнёс слово «Да»! «Нет, – сказала мне мама, – ты просто сказал, а надо крикнуть!» Я, наконец, собрался силами и так крикнул слово «Да», что мой старший брат, спавший в соседней комнате, вдруг сразу проснулся и подумал, что что-то случилось. К моему изумлению я мгновенно ощутил прилив такой энергии, о которой раньше просто и не мечтал.

–           Ну, есть и ещё кое-что сынок, – добавила мама. –Ты можешь сам создавать свои собственные якоря, вызывающие определённые эмоции. И сейчас я тебе покажу, как это сделать на практике».

 

Я мысленно вернулся на 20 лет назад, когда у меня родился первый сын. Я вспомнил это событие как можно подробнее. Закрыв глаза и пытаясь вновь пережить его, я увидел свою первую жену живой и невредимой в окне Подольского роддома, и тот маленький красный комочек, который мне тогда дали в роддоме сёстры, весивший всего 2кг 400 гр., «И это живое существо, родившееся тогда в 1981 году, сегодня выше меня ростом – 196 см и весит около 100 кг», – подумал я.

 Но в этот момент мама тронула меня за правое плечо.

«Теперь вспомни всё это ещё раз, – сказала она, и когда я вновь смог это представить, она опять нежно коснулась моего плеча. – Теперь тебе надо всё это повторить 10 раз и тогда я тебе всё объясню». После последнего прикосновения к моему плечу мама мне сказала: «Только что я смогла тебе, сынок, создать «якорь счастья». Ты понимаешь, я смогла помочь твоему подсознанию установить связь между ощущением счастья и прикосновением к твоему правому плечу, – объяснила она. – Видишь, сынок, как всё просто, вызвать счастливые чувства с помощью «якоря»».

–           Это невероятно, но это правда, мамуль!

Итак, я хочу почувствовать уверенность в себе. Мне достаточно вспомнить тот момент, когда я испытывал такую уверенность, сделать что-то особенное – например, дёрнуть себя за мочку уха.

–           Совершено, верно, сынок. Визуализация прошлого опыта и умение вспоминать мелкие подробности требуют практики. Кроме того, «якорь» следует устанавливать на самом пике эмоций, но если и ты будешь очень настойчивый, то сам убедишься, как это просто будет сделать. Всё это звучит поначалу слишком просто, но я знаю, что это очень серьёзная работа на практике.

Я тут же начал вспоминать, как мировые изготовители рекламы постоянно используют различные «якоря», чтобы при виде товаров у нас, зрителей, возникали приятные чувства. Я догадался сам, что они устанавливают «якоря» с помощью органов чувств посредством осязания, слуха, вкуса, обоняния и зрения. Ведь чаще всего изготовители рекламы прибегают к такому средству: в видеоролике участвует кто-то из «звёзд», и во время рекламы товара звучит её или его музыка. Людям нравится слышать музыку и видеть «попзвезду», и очень скоро это чувство закрепляется и по отношению к самому товару, причём неважно, что это за товар, стиральный порошок или пиво «Пит».

Теперь, наконец, я стал понимать, почему крупнейшие производители безалкогольных напитков заплатили Майклу джексону больше 15 миллионов долларов за право использовать его музыку и изображения  в своих рекламных роликах.

 Рекламщики постоянно используют «якоря», и мы тоже можем применять их, но во имя самих себя, а не изготовителей рекламы.

–           В этом и есть сила тела? – спросил я у мамы.

–           Ну и это ещё не всё», – сказала она. Например, существуют и другие очень важные моменты влияния нашего тела на эмоции – к примеру, наше питание.

–           Но как же всё это взаимосвязано? – спросил я маму.

–           Я прочитала достаточно много книг по раздельному питанию, употреблению различных кухонь, применению пищевых добавок и точно на себе пришла к выводу, что пища, которой мы питаем свой организм, влияет на то, что мы чувствуем. Например, питание, богатое очищенным сахаром, белый хлеб, торты и шоколад – изменяет уровень сахара в крови и может вызвать ощущения усталости и раздражительности, а чрезмерные дозы кофе, чая или алкоголя, как известно, становятся стимуляторами, после которых возникает чувства подавленности. К депрессиям могут приводить и некоторые распространённые пищевые добавки.

В одной книге было написано, что аспартам (искусственный заменитель сахара), широко используемый во всём мире в различных напитках и продуктах без сахара, вызывает у некоторых людей клиническую депрессию.

–           Мам, а существуют ли какие-нибудь продукты, которые помо-гают почувствовать себя лучше? Ведь ты уже в этой области, я чувствую, сама профессор.

–           Да что ты, сынок, какой я профессор, просто медицинские ис-следования показали, что рутин, биофлавоноид, который содержится в гречке, оказывают благотворное влияние на волны мозга и способен «извлекать» людей из депрессии. Однако очень важно соблюдать питательную диету, основанную на естественных продуктах, богатую свежими фруктами и овощами и грубым зерном (овёс, ячмень, просо, жёлтый рис, непросеянный пшеничный хлеб), поскольку такое питание помогает регулировать уровень сахара в крови, снижает раздражительность и последствия стрессов.

И тут, я вдруг задумался о своём питании, почти целиком основанном на полуфабрикатах и всухомятку. «А вот самым наиболее пренебрегающим фактором эмоционального благополучия, – продолжила мама, – является потребность нашего тела в естественном освещении».

«В естественном освещении?» – переспросил я. – Но мы ведь все его получаем днём, разве не так?»

–           К великому сожалению, что не так. Многие люди работают в офисах, конторах, предприятиях, в которых окна либо вообще отсутствуют, либо огорожены и вообще не пропускают солнечный свет. Зимой ситуация ещё хуже, так как дни намного короче. А в действительности депрессии, вызванные недостатком естественного освещения, официально считаются сейчас расстройством здоровья, и спорить здесь с этим  бесполезно. Этой болезни даже дали названия «Сезонное Эмоциональное Расстройство» сокращенно СЭР. именно из-за него в зимние месяцы происходит намного больше самоубийств. Я даже делала подсчёты за  2 месяца лета и 3 месяца зимы, читала в газетах и вела статистику и вот что я заметила, зимой их на 50% больше,чем летом.

–           А как же решать эту проблему? Что надо делать, мамуль?

–           либо выходить на свежий воздух, по крайней мере, на час в день, либо использовать лампы дневного освещения.

–           Это поразительно, – сказал я. – Ведь никогда за всё время мне и в голову не приходило, насколько наш организм влияет на то, что мы чувствуем. Почему же люди не обращают на всё это почти никакого внимания, мам?».

–           Иногда потому, сынок, что мы сейчас с тобой ведь говорим о «якорях». Я думаю, что где-то глубоко внутри все мы «знаем», как использовать своё тело и стать счастливым, –  ведь это самое естественное состояние человека. Просто жизнь в современном мире заставляет нас забывать эти знания, и иногда нам просто нужно, чтобы кто-то напомнил нам о них.

 После этих маминых нравоучений я начал с большими трудностями и усилиями вводить эти упражнения в свою повседневную жизнь. Вечерком – пробежка, или быстрая прогулка. Я стал следить за своей осанкой: старался есть много свежих фруктов, овощей, риса, гречки, рыбы, проводить не менее часа в день под открытым небом, и результаты стали просто невероятными. В этот вечер я быстро уехал от мамы, поцеловав её трудовые руки, а вечером дома в Москве сделал пометки в блокноте своих записей: – движение влияет на чувства;

–           любые физические упражнения облегчают стресс и вызывают в теле химические реакции, благодаря которым мы чувствуем себя хорошо;

–           заниматься физкультурой следует регулярно, по возможности, ежедневно, как минимум в течение 30 минут;

–           мои чувства воздействуют на осанку;

–           бодрая осанка вызывает ощущение счастья;

–           чувство счастья можно сознательно вызвать в любое мгновение с помощью «якоря»;

–           наше питание очень влияет на то, как мы себя чувствуем;

–           при своём питании следует избегать депрессантов, таких, как кофе, чай, алкоголь, богатые сахаром продукты и искусственные добавки, стараться употреблять побольше фруктов и овощей, грубых зёрен и бобовых;

–           недостаток естественного освещения может вызвать чувство подавленности;

–           необходимо не менее часа в день проводить под открытым небом.


Рецензии