Трилогия. Часть 2-10. 2002-2003 годы

2002 – 2003 гг.

В это время я был очень счастлив и готовился летом к свадьбе с моей любимой женой Замирой.

8-го марта вместе с ней мы приехали к маме, чтобы её поздравить с этим праздником Весны. После приезда я объяснил своей второй половине, что нам с мамой надо немного посекретничать, и мы опять остались с ней в её спальне, а моя вторая половина – в другой комнате с моим родным братом Владимиром стала обсуждать разные жизненные вопросы.

–           Опять у моей подруги произошло несчастье, сынок, – вдруг не-ожиданно сказала мама. – Жизнь её сына рассыпается как карточный домик, начал плохо работать, его оставила  жена, забрала детей, он задолжал крупную сумму денег. Сейчас она отдаёт за него часть этой суммы. Домой, говорит, стыдно возвращаться, где он сейчас, она не знает. Кто-то ей сказал, что его видели у вокзала в Подольске, он просил милостыню.

–           Мамуль, а к чему ты мне всё это рассказываешь, причём сегод-ня 8-го марта.

–           Я никогда не думала сынок, что её сын может так сильно опуститься, и всю свою жизнь считала, что бездомные люди являются неудачниками, совсем непохожими на нормальных людей.

В этот момент мне вдруг стало очень неловко перед мамой и стыдно, когда я осознал, что любой отчаянно несчастный человек, который не смог справиться со своими проблемами и ежедневным напряжением, с лёгкостью может оказаться в подобном ужасном положении. Хорошо, что меня бог миловал в отношении такого случая, ведь на его месте мог бы оказаться и я.

–           Я пошла на вокзал, – сказала мне мама, – и увидела, как он с кепкой в руке просит милостыню. Дала ему несколько рублей и сказала, куда ему обратиться за помощью, конечно же, в нашу церковь. Он узнал меня сразу и поблагодарил за эту информацию. Оказывается, у нас в Подольской церкви работал клуб «анонимных алкоголиков». Как он потом мне рассказал при встрече через несколько лет, живя уже дома, его там встретили тепло, дали первую необходимую помощь, показали, где он будет жить. Как он мне потом это объяснил, в тот момент его там поразила сила взаимоотношений.

–           Что ты, мам, имеешь в виду?

–           дело в том, что без взаимоотношений с людьми жизнь пуста. В конце  концов, жизнь должна быть праздником, а как можно веселиться, если в вечеринке ты участвуешь один? Сами люди – это социальные создания. Ведь ты не будешь отрицать, что нам всем постоянно надо общаться, постоянно надо говорить, чувствовать, что мы нужны, что нам рады. Все люди нужны друг другу. Как сказано в Библии, «нехорошо быть человеку одному».

–           В жизни случаются моменты, сынок, когда ты можешь оказать-ся в такой глубокой яме, что просто без чьей-нибудь поддержки и помощи в этот момент выбраться из неё самостоятельно невозможно.

В таких моментах, сынок, нужен кто-то, кто просто протянет тебе руку помощи.

Если бы ты, сынок, спросил меня, какие уроки я давала за всю свою жизнь, то непременно самым первым в списке был бы принцип – качество нашей жизни определяется качеством наших взаимоотношений.

–           Но почему, мам?

–           Само счастье возникает, прежде всего, из наших взаимоотношений с самим собой, но кроме того, из дружбы и любви, из твоих отношений с окружающими. Ты сам подумай, много ли удовольствия ты бы получил, если бы делал что-нибудь в одиночестве? – Да нет, конечно, – сказал я.

В этот момент я сразу вспомнил себя, как в 10 классе по несколько раз в неделю я ездил в Москву на запасные поля стадиона Лужники отрабатывать удары с 11 метров по футбольным воротам. И как было приятно, когда хоть кто-то просто так вместо вратаря стоял на линии ворот в момент моего удара по мячу и мило улыбался, даже не пытаясь достать мой мяч рукой после удара. Иногда это были люди, проходившие парами мимо, но то чувство, которое они испытывали, находясь в этот момент вместе на ленточке ворот, мне сегодня трудно передать тебе, мой читатель, словами

–           Конечно, сынок, если рядом с тобой есть люди, которые важны для тебя, то приятные переживания приносят ещё больше удовольствия, но особенно это облегчает трудные времена. Ты обратил внимание, что как только ты поговоришь с кем – то о своих проблемах, то тебе становится легче на душе. В этот момент человек может даже не давать тебе каких-то советов и даже не оказывать реальную помощь, проблемы бы вроде по-прежнему остаются, и всё же они уже не кажутся всем такими уж странными.

Я кивнул маме в ответ. И вдруг задумался, что сколько раз, обсуждая свои неприятности с кем-то другим, после этого действительно на душе становилось лучше и спокойнее. Но есть и ещё одна очень важная вещь, на которую мы практически никогда не обращаем внимание. Мы всегда становимся ещё более взволнованными, обеспокоенными, подавленными или несчастными, если держим в себе все эти мысли. Когда мы скрываем от других свои трудности, мы часто раздуваем их до таких размеров, что со временем они кажутся ещё более ужасными, и в этот момент у нас возникают ощущения бессилия и беспокойства.

Старинная поговорка гласит «Одна голова хорошо, а две лучше», столь справедлива не только по тому, что двоим проще найти решение любой проблемы, но и по той причине, что когда человек делится своими проблемами, тревогами и горестями, ему часто становится легче. Все взаимоотношения с людьми обогащают нашу жизнь. Когда мы делимся радостью, то мы удваиваем её, но если мы делимся бедой или проблемой, то сокращаем её наполовину.

Английский поэт Лорд Байрон, выразил свою мысль так:

Каждый, кто встречает счастье, должен делиться им –

Ведь счастье родилось как двойня.

В этот момент я, кажется, начал понимать, что мне говорит моя мама, и слёзы счастья упали на полу моего пиджака.

Раньше я всегда старался скрывать свои проблемы в себе и, хотя у меня  был достаточный круг общения, я очень редко обсуждал с кем – то свои переживания.

–           Сынок, ты, когда-нибудь задумывался о том, как бывает трудно поддерживать отношения с людьми, а тем более со своими друзьями?

–           Да нет, особенно, я не испытывал проблем в общении с незна-комыми и знакомыми людьми.

–           Это очень хорошо, но самое главное, что следует уяснить, что нам всем их надо принимать такими, какие они есть, и не обращать внимания на то, что может показаться их недостатками. Вместо этого нужно всецело сосредоточиться на их положительных и достойных восхищения качествах. Нам нужно научиться прощать их ошибки, поскольку нам хочется, чтобы они всегда прощали нам наши.

–           Да, очень интересное суждение», – сказал я.

–           Недавно я разговаривала с одной моей подругой, мы с ней не виделись лет 15. И вот, что она мне сказала при нашей встрече: «Мил (сокращённо маму звать Людмила), умение прощать очень важно для счастья, поскольку без этого все мы станем ожесточёнными и одинокими».

–           Мамуль, но разве в отношениях людей не всегда существуют проблемы и разногласия, разве может быть в жизни людей всё хорошо и гладко?

–           Да сынок, эти разногласия, конечно, есть, но буквально лет 10 назад я выработала один простой метод, который мне очень помогает в любых взаимоотношениях с любыми людьми.

–           Очень интересно, подскажи?

–           Все последние годы я пытаюсь относиться к любому чело-веку так, словно никогда его больше не увижу. Представь, сынок, как всё изменится у тебя во всех направлениях твоей жизни, если ты с сегодняшнего дня будешь относиться к каждому человеку так, будто видишь его в последний раз.

–           Не понял, как это?

–           Ну, например. Как ты будешь вести себя по отношению ко мне и жене, детям, если будешь уверен, что никогда больше нас не увидишь? Позволишь ли ты себе, расстаться с нами не поцеловав или не обняв нас в этот миг?

–           Конечно же, нет, ведь это так очевидно.

–           Попрощаешься ли ты с женой, зная, что какой-то острый во-прос остался нерешённым.

–           Тоже нет.

–           Уйдешь ли ты из дома, не сказав ей, как она много значит для тебя?

–           Мамуль, хватит пытать, конечно же, нет.

–           А как насчёт членов семьи, друзей, товарищей по работе?

Если ты убеждён, что никогда больше не увидишь кого-то из них, то разве не попытаешься сделать вашу последнюю встречу как можно более запоминающейся. Разве не приложишь любых усилий к тому, чтобы избежать неприятных чувств при расставании?

В ответ маме я кивнул головой и задумался над её словами. Её слова, задели во мне какую – то скрытую струну. Закрыв глаза, я вернулся к тому дню 28.10 1972 года, когда в последний раз я видел живым своего отца. Был пасмурный октябрьский день, он собирался идти перед  домом сажать деревья и звал меня, но я ему сказал, что мне надо делать уроки (а сам сел смотреть хоккей), как сделаю так приду и помогу. Посмотрев хоккей, я сел за уроки и совсем забыл о том, что обещал папе (думал ли я тогда, что папу я больше никогда не увижу живым в моей жизни).

Лишь только в 20 часов я сказал маме, что-то папа давно ушёл и не приходит ужинать. Мама велела мне одеться и позвать его домой. Когда я вышел перед домом к цветочной клумбе, отец лежал на ней уже мёртвый. Рядом стояла штыковая лопата, и была вырыта ямка для очередного дерева, которое лежало на клумбе вместе с ним. Это был самый горький момент в моей жизни, который я, может быть, осознал не тогда еще, будучи 10-классником, а только сегодня после слов моей мамы.

«ОТНОСиСЬ К лЮдЯМ ТАК, КАК-БУдТО НиКОгдА иХ БОлЬШЕ НЕ УВидиШЬ».

– Многие люди просто не ценят своих взаимоотношений», – сказала мама.               

Я считал, живя с первой женой, что важнее всего карьера и деньги, хотя в семье делал всё, а в результате потерял и то и другое. Многие ставят деньги и вещи выше взаимоотношений с людьми, это я прошёл со второй женой и что самое главное вынужден был расстаться и с ней. Удивительно, сколько братьев, сестер, родителей и детей, бабушек и дедушек готовы ссориться друг с другом ради шуршащих купюр и звенящего металла. Но при этом они даже и не подозревают, что приносят в жертву не только близкие взаимоотношения, но и что самое главное – своё счастье.

Весь оставшейся вечер, находясь у мамы, я прибывал в состоянии шока, даже моя вторая половина заметила это, но из-за чувства такта не осмелилась меня спросить.

Я её опередил и сказал ей, что я очень хочу понять, родная, как бы я к тебе относился здесь и сейчас, если бы осознавал, что это наша последняя в жизни с тобой встреча.

Она улыбнулась и сказала мне тихо: «Ну, ты и шутник!».

Вернувшись в этот вечер домой, я очень долго не мог заснуть после разговора с мамой и, найдя в себе силы, в 2 часа ночи смог встать с постели, сесть за стол и сделать пометки в своём блокноте, хотя, может быть, упустил что-то важное:

–           только взаимоотношения с людьми, определяют качество жизни;

–           мы все живем в социуме и не можем не испытывать потреб-ность друг в друге;

–           наши близкие взаимоотношения делают хорошие времена ещё более приятными, а трудные периоды, более лёгкими;

–           радость, которой ты делишься с другими, это двойная радостью, а проблема которой ты делишься, – половина проблемы.


Рецензии