Трилогия. Часть 2-11. 2003-2004 годы

2003 – 2004 гг.

Очень сложно протекали первые годы жизни с моей любимой. Шло притирание характеров, недомолвки, непонятие и несогласие по многим жизненным вопросам и позициям. Мне приходилось много работать, не уделяя ей должного внимания, но я все-таки верил, что только с ней я наконец-то нашел свою веру, любовь и счастье.

И вот как всегда на 8-е марта я приехал к моей любимой маме, чтобы получить от неё свою долю большого счастья. Я заметил, что мама стала хуже себя чувствовать, стала часто болеть спина и голова, подниматься давление, но мой приезд придал ей миг такого счастья, находясь в котором она и поведала мне очень интересную информацию.

–           Сынок, я была готова к смерти твоего отца, – вдруг неожиданно произнесла мама. – Дело в том, что примерно с 1962 года, он часто мне начал говорить, особенно поутру, что скоро умрёт и не может представить, как я буду жить без него, с кем останутся дети, как я их буду поднимать одна и т.д. Но я в то время тогда не понимала, а точнее, просто не успела прочитать одну очень интересную книгу, что где-то в Китае смерть является поводом для праздника, а не для печали.

–           Мамуль, да ты чего говоришь-то? Как можно праздновать то, что потеряла любимого человека и никогда его больше не увидишь?

–           Так вот, на протяжении последних 10 лет жизни отца, я утромвставала с кровати и сразу смотрела на него, дышит он или уже умер. После того, как я понимала, что он живой, я становилась более спокойней и не подавала ему целый день вида, что мне каждое утро приходилось переживать. Да он бы всё равно ничего не понял, вы ведь все мужики такие толстокожие. Но я только тогда поняла, что убеждения и настроение определяются нашими чувствами, а не внешними обстоятельствами. В той книге было написано, что наше существование начинается задолго до рождения в этом мире. Короткая жизнь в этом мире представляет собой лишь школу, и мы покидаем её, когда проходим обучение, обучение жизнью. Когда человек умирает, его душа продолжает своё путешествие. Во всех великих религиях существует представление о том, что тело умирает, а его душа продолжает жить, и мы вновь в сражении с теми, кого любим, в ином времени и в другом месте. Даже в Библии смерть называют «сном», от которого все мы когда-нибудь пробудимся. Видишь, сынок, у меня на комоде кусочек картонки – это табличка, а на ней написано: «Есть старое поверье, что где-то на далёком берегу, за пределами сферы печали милые друзья встретятся вновь». Ты и сам много раз видел эти слова при входе на Подольское кладбище, сколько раз говоря мне о том, как они красивы, но ни одного раза до конца не прочитал их на памятниках сзади.

–           А что они могли бы значить, я всё равно не понимаю этого, мам?

–           Если считать, что смерть считается последней и окончательной разлукой, то в душе обязательно возникает пустота. Но если верить в то, что люди расстаются лишь на время и душа продолжает жить, то тогда горе смягчается.

–           А если считать, что смерть ещё не конец, то любое расставание с близкими  всё равно остаётся печальным, не так ли, мам?

–           Конечно горькой может быть даже временная разлука, хотя в некоторых восточных религиях она считается радостным событием, так как душа умершего возвращается в свой подлинный дом и переходит к более высокому уровню. После смерти твоего отца  я очень долго не могла поверить, что его больше нет в живых, однако после прочтения этой информации я смирилась со своим горем и пересмотрела все свои убеждения.

–           Каким образом ты это сделала, ничего не могу понять?

–           Знаешь, сынок, в это трудно поверить, но я всегда о чем-то тревожилась. Когда мне было всего 16 лет, и началась война, я уже тревожилась о том, что когда-то умру. Когда у меня родились вы с Вовой, то я бесконечно тревожилась о том, что если твой папа умрёт, как я вас буду поднимать на ноги одна.    Когда твой брат учился в техникуме и начал выпивать, я собирала всех его друзей дома, чтобы, ни дай бог, где то он не попался на глаза милиции на улице, и всегда говорила, что дома проспится, и мать будет спокойна.

Когда ты после смерти отца скатился в школе на тройки и двойки, я очень боялась, что ты не окончишь школу, и тогда даже не могла себе представить, что ты окончишь институт, станешь послом мира, академиком, писателем и поэтом. Короче, я беспокоилась обо всём: о том, что я не так сделала, о том, что мне предстояло сделать, о том, что смогу сделать не так. А если мне не о чём было беспокоиться, я волновалась о том, что просмотрела что-нибудь, о чём должна была бы тревожиться. И тут вдруг я всё сразу поняла. Ведь большую часть прожитых лет я проживала с чувством тревоги о чем либо: о сроках, отпущенных на какую-то работу, о неоплаченных счетах за квартиру и коммунальные услуги, о своём здоровье и здоровье твоих бабушки и папы, и всегда  находилось что-то, что можно найти в жизни у каждого человека, разве это не так? и вот,  наконец, прожив много лет, я поняла, сынок, насколько незначительно почти всё, о чём я всегда тревожилась перед лицом самых близких мне людей, а это твой папа и твоя бабушка. Все эти волнения обо всём просто превратились в мелочи. И вот после прочтения страниц этой книги я могу теперь искренне тебе сказать, что я знакома с секретами настоящего счастья, которые очень сильно изменили мою жизнь, и думаю, что смогут изменить и твою.  К примеру, я узнала о важности своего отношения к своим убеждениям, о том, как тело влияет на чувства, о силе хороших представлений о себе, о необходимости ценить и чувство юмора.

Я научилась ценить каждый день и жить в текущем мгновении. И поняла, что был всё же один самый главный секрет, который мне важнее всего было делать, и который оказал на меня самое сильное воздействие.

Это секрет силы веры.

–           Ну, а причём здесь вера? – переспросил я у мамы. – Какое она имеет отношение к счастью?

–           Сынок, ты согласен со мной, что всем нам нужно во что-то верить, – не только для счастья. Но и просто для того, чтобы нормально жить. Разреши мне прямо сейчас привести тебе конкретный пример: у тебя ведь есть машина?

–           Да, и не одна.

–           А уверен ли ты, что на ней можно ездить без риска?

–           Я прошёл на ней недавно техосмотр!

–           А почему ты считаешь, что тот, кто её тщательно проверял, всё учёл, проводя его?

–           Нет, конечно, я не могу точно утверждать, что это так, но…

–           Выходит, ты веришь тому человеку, который его проводил. Хо-рошо, но почему ты думаешь, что не можешь попасть в аварию, когда ты её ведешь на дороге.

–           Я стал очень аккуратно ездить после той аварии с детьми, – от-ветил я маме.

–           Значит, ты веришь в своё умение водить машину?

–           Но ведь я уже десять лет за рулём, мам!

–           Хорошо, но на дороге есть и другие водители, пьяницы, самоу-бийцы и просто невнимательные, не правда ли?

–           Конечно, – признался я, – но мне кажется, что большинство из них, достаточно внимательны».

–           Итак, получается, что ты веришь и другим людям, которые си-дят за рулём своего автомобиля.

А теперь ты понимаешь, сынок, что для того, чтобы тебе водить машину, ты вынужден верить тем, кто её сделал и проводил техническое обслуживание, самому себе и другим водителям, проезжающим мимо тебя. Ты даже и представить не можешь, сколько веры тебе нужно для того, чтобы жить, если только ты не живешь в непрерывном страхе и беспокойстве.

–           Теперь, мамуль, я, кажется, начинаю понимать тебя!

–           Но существует и ещё одна вера, которая нам нужна больше все-го, – это вера в Бога, в высшую всеобщую силу, неважно как мы её называем.

–           А что ты хочешь сказать, что вера в Бога необходима для того, чтобы стать счастливым? – спросил я.

–           Я не говорю, что ты не можешь быть счастливым без веры в Бога. Но я говорю, что без такой веры тебе будет трудно достичь продолжительного счастья.

Вера, сынок, является фундаментом истинного счастья.

Представь себе, что два человека построили себе дома. Один поставил свой дом на камнях, а другой – на песке. Пока стоит хорошая погода, оба счастливы, но как только начинается гроза, то дом, стоящий на песке, рушится. Так вот, сынок, вера и является тем камнем, на котором строят долговременное счастье и обеспечивают всех несчастных надеждой и мужеством.

Махатма Ганди говорил: «Не имея веры, я давно стал бы безумным».

Без веры во всевышнюю силу, сынок, жизнь переполняется сомнениями, тревогами, беспокойствами и, что самое главное, – страхами. Психологические исследования показали, что люди с сильной религиозной верой реже страдают от депрессий и связанных с ней стрессов и расстройств и с большей лёгкостью справляются с трагическими потерями. Разреши мне тебе кое-что показать.

Мама встала, подошла к книжной полке и сняла с неё какую-то книгу. Это была книга «Современный человек в поисках души» доктора Карла Юнга. Я никогда не мог даже и представить, что в библиотеке моей мамы есть такие книги.

–           Вот послушай, что доктор Юнг сказал? «… среди всех моих пациентов, проживших более половины жизни, то есть людей старше тридцати пяти лет – не было ни одного такого, чьи проблемы не сводились бы в конечном счёте к поиску религиозного взгляда на жизнь. С уверенностью можно сказать, что каждый из этих людей заболел из-за потери того, чем наделяли своих приверженцев подлинные религии любой эпохи, и ни одного из тех, кто не восстановил своих религиозных  представлений, не удалось по-настоящему излечить».

–           Мамуль! Я всё конечно могу понять, но я совсем не уверен в том, что Бог действительно существует. Сынок, если бы я сейчас в свои 79 лет рассказала тебе, что какой-нибудь космический корабль возник сам собой в течение миллионов лет, которые потребовались на то, чтобы кусочки металла, дерева, пластмассы и различных химических веществ соединились воедино, то наверняка ты бы решил, что я сошла с ума, правда?

–           Да, пожалуй.

–           Но тебе ведь известно, что космические корабли, летающие та-релки, пришельцы существуют, значит, у них есть создатель, так?

–           Конечно же, наверное, так.

–           Учёные изучая человеческое тело, обнаружили структуру на-много более сложную чем космический корабль – к примеру космический корабль США «Колумбия» состоял из 5,2 миллионов отдельных частей (это я прочитала в газете), а только человеческий глаз – из более чем миллиарда элементов.       Да учёным надо просто поразиться устройству человеческого организма, и, несмотря на все наши технические достижения, для того чтобы создать нечто сравнимое с человеческим мозгом, потребовалось бы построить огромных размеров компьютер. Повсюду в природе можно найти подобные примеры невероятной сложности и точности.

–           Да, но если Бог существует, то почему в мире так много горя и страданий?

–           Ты перед приездом сегодня ко мне сказал, что ты какой-то не-счастливый, почему же сейчас после разговора со мной всё изменилось в лучшую сторону?

–           Да потому, что мне надо чаще, общаться с тобой, мамуль, и узнавать от тебя о секретах счастья.

–           Но если у тебя, сынок, хватило сил создать в это мгновение своё счастье, то почему кто-то должен надеяться на внешнюю помощь?

–           Да. Мамуль, я, наконец,  понял. Мы сами отвечаем за своё собственное счастье.

–           Конечно. Поэтому, если человек несчастен, то причина тому кроется в его собственных мыслях и действиях, и это никак не связано с Богом. И для меня сынок, это один из самых чудесных уроков секретов истинного счастья. Запомни на всю жизнь – существует лишь одно существо, которое может сделать тебя счастливым или несчастным, и это существо – ты сам.

Я громко рассмеялся, поцеловал нежно маму и сказал ей: «Мамуля, как ты права!».

–           В конечном счёте, – продолжала, улыбаясь, она, – вера – это то, что все мы должны найти в самих себе. Но я твёрдо уверена в том, что если человек ищет истину в жизни, то он её всегда найдёт. И временами, когда мы чувствуем себя совершенно сбитыми с толку и растерянными, происходит что-то такое, что затрагивает нашу душу. Если хочешь – это маленькое чудо».

–           «Например?» – спросил я.

«Встреча со мной?» – сказала она и по-девичьи радостно рассмеялась, и по её счастливому лицу пробежала такая нежная улыбка, что это сразу вселило в меня уверенность, что я прямо в её спальне, сев за стол, сделал себе следующую запись:

–           наша вера является истинным фундаментом счастья;

–           без веры не может быть продолжительного счастья;

–           вера вызывает доверие к людям, успокаивает разум и освобож-дает душу от сомнений, тревог, беспокойства и страха.


Рецензии