Бронепоезд Орлик в Иркутске 1920 год

Историческая фотография. По версии  Туктарова  Ю.  фотография сделана в начале января, (1-8) января  1920 года, место снимка это пригород города Иркутска, населенный пункт Кузьмиха, снимок сделан по случаю того что бронепоезд чехов Орлик, ( бывший Ленин) не может двигаться на восток в сторону оз. Байкал где находится большая группировка белых войск  которыми командует Семенов и непосредственно Скипетров. Перед бронепоездом находится завал после крушения, бронепоезда белых Мститель и маневрового паровоза который использовали в качестве тарана рабочие железнодорожники. После неудачной попытки подавить  мятеж в городе Иркутске белые войска отступили сначала на станцию Михалева а после в порт Байкал. Предположительно рабочие ремонтируют поврежденные пути ( мост) а чешским военным нечем заняться поэтому они делают это фото. За бронепоездом находится небольшой мост(2) который действительно очень походит  на тот мост(2) который есть сейчас рядом с большим разрушенным мостом ( предположительное место крушения 30 декабря 1919 года)    если приглядеться то на первой подвижной площадке можно разглядеть сложенные рельсы ( возможно для ремонта пути после крушения 30 декабря 1919 года).  По версии Туктарова бронепоезд Орлик находится между 12 и 11 километром КБЖД


               



 История гражданской войны декабрь 1919 года. Иркутск
Предполагаемое место крушения поездов 30-31 декабря 1919 года. 24 декабря 1919 года эсеры в городе Иркутске организовали вооруженный мятеж против власти Колчака, что бы подавить восстание, с востока в город были направлены три бронепоезда и эшелон 1000 бойцов но в пригороде рабочие железнодорожники протаранили своим паровозом первый бронепоезд белых, совершив крупную железнодорожную аварию.

ХРОНОЛОГИЯ событий.
14 ноября 1919 года белые войска без боя оставили город Омск.
24 декабря 1919 года в городе Иркутске организован мятеж эсеров, против власти Колчака.
30 декабря 1919 года что бы подавить восстание, с востока в город были направлены три бронепоезда, Мститель, Беспощадный, Истребитель и эшелон 1000 бойцов но в пригороде рабочие железнодорожники протаранили своим маневровым паровозом первый бронепоезд белых Мститель, совершив крупную железнодорожную аварию. Белым войскам, которыми командовал генерал-майор Л.Н. Скипетров пришлось выгрузить часть личного состава 600 бойцов, 8 пулеметов, 2 орудия в пригороде города Иркутска в районе станции Кузьмиха. Дальше белым пришлось идти пешком до Глазкова где располагались позиции эсеров которыми командовал капитан Калашников. В результате боя между белыми и эсерами, последние были практически разбиты но в самый последний момент в дело вмешались чехи которыми командовал Жанен. У чехов было большое преимущество по сравнению со всеми противоборствующими силами вместе взятыми, на железнодорожном вокзале находилась группировка войск 5000 человек и бронепоезд Орлик, который ранее чехи отбили у красной армии бронепоезд "Ленин". Чехи приказали обеим сторонам прекратить боевые действия в районе железнодорожных путей. Отряд белых оставил захваченные позиции и отступил обратно на восток в район станции Михалева. В самом Иркутске оставались в окружении еще примерно 100 ? человек сторонников Колчака но 5 января 1920 года Иркутск полностью перешел под контроль восставших.

 

 
52°14'22"N 104°17'32"E координаты этого моста (мост через реку Большая Кузьмиха 12 км КБЖД, длина 13 м. Ориентировочный год постройки 1896. Рядом 11 км. находится точно такой же мост но в два раза меньше он в настоящее время действующий . Само исполнение очень напоминает работу итальянских мастеров Доменико ди Паоло и Д.Броневани








 Бронепоезд Мститель

30 декабря 1919 года был полностью уничтожен в пригороде города Иркутска (станция Кузьмиха)  на 12 километре КБЖД. По  свидетельствам очевидцев, рабочие железнодорожники из города Иркутска, разогнали маневровый паровоз и на огромной скорости пустили его на встречу бронепоезда Мститель, в результате столкновения сам бронепоезд был уничтожен полностью, также были повреждены и железнодорожные пути.




 Бронепоезд Беспощадный   и бронепоезд Истребитель

8 -9 января 1920 года бронепоезд Беспощадный и бронепоезд Истребитель были захвачены чешскими войсками  на станции ? (Байкал или на станции Подорвиха) по воспоминаниям очевидцев белые войска не ожидали нападения чехов и поэтому были разоружены безо всякого сопротивления.




ВЕРСИЯ: ???   8-9 января 1920 года чехословацкие войска в качестве трофея захватили у белых на станции Байкал 8 миллионов рублей золотом в бронепоезде у генерала Скипетрова.  ???



Сибирские партизаны

В конце августа 1919 года амурские партизаны провели блестящую операцию, вошедшую в историю партизанского движения на Дальнем Востоке под названием « капитальный ремонт Амурки». Эта операция имела целью вывести из строя Амурскую железную дорогу. Военно-революционный коллектив разработал план операции и тщательно подготовил ее. Каждому отряду заблаговременно был указан исходный район, маршрут движения и объекты нападения. Особое внимание было обращено на одновременность начала действий всех отрядов. В ночь с 29 на 30 августа одновременно на протяжении более 1500 километров от станции Ерофей Павлович до разъезда Ольгохта партизаны начали разрушать железнодорожные пути, мосты, станции, телеграфную связь. Это был невиданный по своим масштабам удар партизанских войск, который причинил огромный ущерб основной магистрали интервентов и белогвардейцев и на долгое время вывел ее из строя. Дорога не могла быть использована для перевозки войск и грузов, следовавших из Владивостока на фронт. Крепнущие удары партизан и вывод ими из строя железной дороги заставили японское командование заявить о нейтралитете и начать эвакуацию своих войск из Амурской области.

ИСТОРИЯ ГРАЖДАНСКОЙ ВОЙНЫ В СССР том 4 (Москва -1959, 40 тыс. экземпляров) Страница 359

Интервенты очень интересовались русским золотым запасом. Жанен неоднократно ставил о нем вопрос на совместных заседаниях с уполномоченными «политического центра» и министрами Колчака. «Я жажду видеть его здесь, зная, что оно в пути, - заявил однажды Жанен. – Я приказал привезти его сюда как можно скорее»
К этому времени в эшелоне при Колчаке оставалось еще более 311 тонн золота из запаса, захваченного в Казане. Жанен как командующий войсками интервентов отдал приказ привезти это золото в Иркутск « под союзными флагами» Но 12 января 1920 года рабочие Черемхова потребовали у чехословацких интервентов выдать им Колчака и золотой запас. На отказ они пригрозили ответить забастовками и прекратить движение поездов на восток. Командование бело чехов вынуждено было пойти на уступки. В поезде Колчака и в эшелон с золотым запасом наряду с чехами был поставлен вооруженный конвой рабочих, сопровождавший оба состава до Иркутска. 5 января 1920 года Иркутск перешел в руки восставших. Колчаковские министры бежали в Читу.

ИСТОРИЯ ГРАЖДАНСКОЙ ВОЙНЫ В СССР том 4 (Москва -1959, 40 тыс. экземпляров) Страница 354




документальный фильм Туктарова Ю. о гражданской войне 30 декабря 1919 год Иркутск https://youtu.be/XhhsaP7c2s4





Другие версии по этой фотографии (бронепоезд Орлик в Иркутске)

первоисточник:

https://en.valka.cz/topic/view/29527/czk-obrneny-vlak..

Уважаемые Коллеги!
Учитывая появление этой фотографии, пожалуй, можно попытаться частично "реконструировать" ход событий:

1.
22 июля 1918 года на Симбирском мосту команда бронепоезда Полупанова попыталась уничтожить свой бронепоезд (или имитировала такую попытку): с моста была сброшена платформа с неизвестным бронеавтомобилем (подтверждается дневниковой записью чешского легионера Josefa Holuba, см. выше) и уничтожено (или капитально повреждено) одно орудие и башня (подтверждается записью в дневнике чешского легионера Josefa Mikulecky www.senio.cz ).

2.
В период с 22 по 31 июля 1918 года движение по Симбирскому и Свияжскому мостам было восстановлено, бывший бронепоезд Полупанова с моста убран, а упавший бронеавтомобиль вытащен из-под моста (дневниковая запись чешского легионера Josefa Mikulecky www.senio.cz ).

3.
В состав нового чехо-словацкого бронепоезда "Орлик" временно (до восстановления повреждённой или разрушенной артустановки) был включён блиндированный полувагон с орудием: судя по всему, из состава импровизированного чешского броневика "Орлик" 4-го Прокопа Великого стрелкового полка (подтверждение - фотография из фотоальбома "Белая Россия. 1917-1922 г.г." В. Ж. Цветков, Б. С. Пушкарев, 2003 г., ISBN 5-85824-145-Х)
Read more: forum.valka.cz).
На новый бронепоезд, по-видимому, перешла и часть команды со старого "Орлика" во главе с Владимиром Холявиным. Не случайно практически одновременно в дневниках легионеров 4-го Прокопа Великого стрелкового полка перестаёт упоминаться старый "Орлик"... Новый "Орлик" сразу переходит в оперативное подчинение командования Чехо-словацкого корпуса.

4.
По-видимому, всё-же сразу в Симбирске (а может быть в Бузулуке, Бугульме или Сызрани) было заменено орудие в одной башне, а сама башня послужила основой для изготовления конического бронеколпака.

5.
По неизвестной пока причине в августе 1918 года на "Орлик" было установлено именно 76,2 мм орудие "Лендера", а после 9 сентября 1918 года установили и цилиндрическую башню, что произошло однозначно не во взятом в те дни войсками Тухачевского Симбирске, а вероятнее всего - уже в Уфе...

Первоисточник:

URL : https://en.valka.cz/topic/view/29527#327194Version : 0




По данной теме (Бронепоезд Орлик в Иркутске 1920 год)  проходит интересная дискуссия на форуме Иркутских краеведов

https://vk.com/topic-155484901_36029428



Очень интересный комментарий оставил:

Oleg Shishov 25 июл 2018 в 19:25

Фото видел я это, плохого качества. Конечно ошибка, какая ст.Зима у Иркутска ? Бывал там. Иной ландшафт.
А вообще, они тут прочно сидели некоторое время. Легио банк был основан в Иркутске. Очевидно уставной капитал, для учреждения кредитной организации, точно по Марксу, нажит "в бою"

1
Нравится Показать список оценивших
Ответить
Oleg Shishov



Oleg Shishov 29 июл 2018 в 22:19
Весь 1919 год «Орлик» обеспечивает безопасность Транссибирской магистрали, сопровождает американскую дипломатическую миссию к адмиралу Колчаку в Омск, его основной базой становится Иркутск. Судя по позам солдат и офицеров никакое это не патрулирование дороги, но фотосессия. Видимо, после 5 января, победы восстания Политцентра(эсеры), а интервенты явно симпатизировали последнему, а не Колчаку. Ну и там где церковь, несколько западнее сейчас 10 этажные ЖК Кузьминки.


Нравится Показать список оценивших
Ответить
Oleg Shishov


Oleg Shishov 29 июл 2018 в 22:21
https://www.youtube.com/watch?v=trvZHIcxpws&t=3s На 1:50 / 1:55 вероятно Николо-Иннокентьевская церковь. Последние кадры точно Иркутск. Профсоюзная 45. теперь Храм, а не церковь. Раньше кинотеатр Луч.


Нравится Показать список оценивших
Ответить
Oleg Shishov



Oleg Shishov 29 июл 2018 в 22:21
Дальше. После падения Омска в Иркутск было эвакуировано колчаковское правительство и отдельные военные части, под напором наступающей Красной Армии в город ежедневно прибывали поезда с беженцами, к концу года городское население увеличилось примерно на 100 тыс. человек. Колчак ещё надеялся сгруппировать в Иркутске остатки своих войск, закрепиться здесь и при содействии дивизий атамана Семёнова и японских войск, находящихся в Забайкалье, противостоять наступлению большевиков. В городе находился штаб союзников Колчака – чехословацких легионеров и размещалось на постоянной основе 4000 солдат чешского контингента, что превратило в 1919 г. сибирский город в столицу чешских легионеров, ими здесь был даже открыт, ставшей позже знаменитым, чешский «Легиобанк» и типография ежедневных чешских газет. На железнодорожном вокзале и в вагонах размещался японский военный штаб. стояли поезда американского генерального консула, британского и японского верховных комиссаров; прибывшего из Омска верховного комиссара союзнических войск генерала Жанена и французской военной миссии. На железнодорожных путях стоял также поезд чешского главнокомандующего генерала Сырового, чьи воинские эшелоны забили все запасные железнодорожные пути. Защиту иностранных миссий на железнодорожном вокзале обеспечивал бронепоезд «Орлик» с чешскими легионерами.


Нравится Показать список оценивших
Ответить
Oleg Shishov


Oleg Shishov 29 июл 2018 в 22:22
Из дневника полковника И. Ильина: «25–26 декабря. Иркутск. Таким образом, мы теперь в ловушке: с той стороны отрезаны от железной дороги отрядами Калашникова (штабс-капитан,эсер) в тылу занято предместье (Глазково) – остается пока одна дорога на восток вдоль берега Ангары. Ангара еще и не думала вставать, и пока только шуршат льдины – по-видимому, до ледостава еще далеко… Чехи, несомненно, на стороне восставших и им всецело сочувствуют. Когда 24 декабря 1919 г. в Иркутске началось восстание эсеровского Политцентра, на помощь Колчаку из Верхнеудинска двинулся отряд генерал-майора Скипетрова. Три бронепоезда, эшелоны Монголо-Бурятского конного полка из дикой девизии, батальона 2-го Маньчжурского стрелкового полка, всего 1 000 человек. Головной эшелон войск Скипетрова в 8 утра 27 декабря прошел станцию Байкал. Вслед за семеновцами шло несколько японских эшелонов.


Нравится Показать список оценивших
Ответить
Oleg Shishov



Oleg Shishov 29 июл 2018 в 22:23
30 декабря 1919 г. Утром к ст. Иркутск для подавления восстания эсеров подошли бронепоезда «Мститель», «Беспощадный» и «Истребитель», имея намерение с налета взять станцию. В одном из прибывших эшелонов на двух железнодорожных платформах находились 10 броневиков. С подходом семёновских частей разгром восстания былнеизбежен. Однако решительные действия рабочих железнодорожных дружин и внезапная помощь чехов с пулемётами кардинально изменили ход боя. Утром в 8-40, в декабре в это время ещё темно, навстречу семёновским бронепоездам рабочие депо пустили по левой колее на большой скорости маневровый паровоз, предварительно выключив на нём фару. Диспетчерская служба станции находилась под контролем чехов, поэтому без их содействия встречный пуск по левой колее был бы не возможен. Не доходя до с. Кузьмиха, разогнавшийся паровоз столкнулся с балластной платформой, которую толкал впереди себя головной бронепоезд «Мститель». Из дневника И. Ильина: «30-го декабря 1919 г. Иркутск. Сегодня наблюдали редкую картину с этого берега. Подошли два броневика. Тогда «нейтральная» железная дорога пустила им навстречу паровоз «декапод». Паровоз столкнулся, и вот мы, стоя на этом берегу, видели, как он покатился под откос буквально кубарем к берегу Ангары. Падая, то есть кувыркаясь, он все время свистел.


Нравится Показать список оценивших
Ответить
Oleg Shishov


Oleg Shishov 29 июл 2018 в 22:25
Прикрываясь огнем бронепоездов, семеновцы высадили десант в 600 человек под командованием генерала Панченко и начали наступление на Глазковское предместье. Все паровозы и предприятия на станциях Иркутск и Иннокентьевская включили сирены и гудки, призывая помочь. По наскоро починенному пути бронепоезда подошли к переправе «Звездочка», где их ждал пароход. Понтонный мост, «Цесаревич Николай» был сорван ледоходом 22 декабря. Большинство пароходов контролировали чехи, они объявили о своём невмешательстве и отказались их предоставить. В центр города на помощь правительственным силам смог попасть на пароходе «Бурят» лишь небольшой отряд в количестве 60 человек . Его на правом берегу встречали с оркестром генерал Сычев и делегация горожан, которые скандировали: «За прибывших славных героев атамана Семёнова, «ура»! Маршем прошел по Большой улице и занял участок на Ушаковском фронте. семеновцы в полдень ворвались в Глазково и начали охват вокзала, то большая часть рабочих-дружинников стала отходить не в сторону Иркута, а к Мельникове и за Кайскую гору, очутившись после полудня в тылу. Вечером началось контрнаступление восставших. В тыл семеновцам ударил сформированный в районе Глазковского кладбища на Жарниковской улице (ул. Клары Цеткин) отряд в 250 человек. он отбрасывают их к Кузьмихе (которую заняли около 6 часов вечера), а затем к Михалево. 2 января В дело неожиданно вмешались чехи. Ссылаясь на приказание М. Жанена, они потребовали немедленно прекратить бой и отвести войска на станцию Байкал, в подтверждение чехи выдвинули свой бронепоезд «Орлик», который по вооружению и оборудованию был сильнее всех наших трех. Ввиду невозможности связаться с городом и малочисленности отряда Л.Н. Скипетрову ничего не оставалось, как отвести части сначала на станцию Михалево, а потом и на станцию Байкал. Со 2 января 1920 г. интервенты вели переговоры с Политцентром о снабжении и продовольствии. Проблема, очевидно, разрешилась, так как уже 9 января на разъезде Подорвиха «Орлик» были «ликвидировал» два из трёх белых бронепоезда. На станции Байкал чехи с боем разоружили гарнизон, штаб гене*рала Л.Н. Скипетрова, третий бронепоезд и эшелон пехоты. Ра*зоружить семеновцев приказал главнокомандующий интервентов М. Жанен(главком союз. войск в Сибири) , обвинив их в обстреле своего поезда 7 января между с. Кузьмиха и станцией Михалево


Нравится Показать список оценивших


Ответить

Oleg Shishov

Oleg Shishov 29 июл 2018 в 22:27
В целом декабрьско-январские бои 1919—1920 гг. Иркутск перенес гораздо легче, чем бои декабря 1917 года. Жертв и разрушений было значительно меньше, поскольку по требованию интервентов стороны довольно мало использовали артиллерию, а бои не отличались интенсивностью и ожесточенностью. Более оптимистично были настроены и жители города. Многие из них воспринимали происходившее как нечто нереальное, даже как некое развлечение. Например, 30 декабря во время боя в Глазково за Ангарой Н.С. Романов записал: «Публики любопытных на берегу много».


Рецензии