Пластилиновое детство

Современное детство… Для нас, выросших в шестидесятые годы, все было совершенно иначе, чем теперь.
Да, были машинки, но их выбор оказывался невелик. Были модели самолетов и вертолетов из пластмассы, которые нужно было склеивать ацетоном. Все было скромно. Наверное, поэтому я любил мастерить из пластилина, ведь он помогал превращать фантазии в жизнь!
Пластилин в те времена был дешевый и всякий. И я лепил из него самые разные вещи. Например, солдатиков, которых вооружал мечами, вырезанными из жестяных крышек консервных банок. Лошадей вместе со всадниками. А еще танки. Для чего брался обычный спичечный коробок без спичек, обмазывался тонким слоем пластилина, по бокам приклеивались круглые колеса, на которые одевались пластилиновые гусеницы. Башня тоже была пластилиновая, а пушкой служила спичка. Лепил и самолеты. Тогда в журнале «Техника молодежи» часто публиковали цветные иллюстрации советских самолетов времен Великой Отечественной войны. По ним и лепилась авиатехника: корпус из пластилина с продетой посредине палочкой – для жесткости; крылья со спичками внутри – для нее же, жесткости; кабину обклеивал кусочками целлофана. А потом к носу и хвосту истребителя привязывал концы обычной нитки, держась за которую можно было не только «летать», но и управлять при взлете и посадке.
Однажды в Киеве у товарища я увидел на книжной полке привезенных из Америки индейцев в боевой раскраске – маленькие резиновые фигурки конные и пешие. И был ими поражен. Купить такие тогда было нельзя, и я научился их лепить из пластилина. А так же американских солдат. И устраивал самые настоящие бои между индейцами и солдатами.
Особо удавались мне корабли из пластилина. Одно и двухмачтовые, с палубой, орудийными бортиками. Иной раз я даже ставил на корабль одну или две пушки, сделанные из коротких отрезков медных трубок – по сути – обычные самопалы, заряжал их и – бабахал. Самый большой корабль, который я изготовил в детстве – трехпалубный, и я его запустил в Охотское море (мы жили тогда на Сахалине). Но чаще в море запускались корабли поменьше – одномачтовые, они были проще в изготовлении и устойчивее на волне.
Мастерил даже подводные лодки из пластилина, но редко, так как с кораблями оказывалось куда интереснее.
А еще имелись в моем творческом багаже пластилиновые слоны, лыжники, «сушеные головы людей из дебрей Африки» и маски африканских колдунов. Не один раз за городом я строил крепости из песка, устанавливал на их стенах пластилиновую стражу и оставлял все как есть, чтобы потом не вернуться – наверное, верил, что солдатики оживут, а крепость из песчаной превратится в каменную, сказочную.
Детство было у всех разное. Разное и теперь. Только сейчас из пластилина лепят разве что поделки в детский сад и школу, а не игрушки, которых навалом, в том числе и достаточно навороченных.
Но пластилиновое мастерство мной не забыто. Я и сейчас могу запросто слепить пластилиновый корабль, который под парусами выйдет в открытое море… Точнее, реку или озеро. И не утонет.
У нынешних детей много всего, но в пластилиновом детстве шестидесятых годов главной была фантазия, которая воплощалась нами самими в жизнь, воображение, которое помогало мышлению. Деревянных игрушек, прибитых к потолку, не было, зато мои самодельные пластилиновые корабли уходили в далекое плавание совсем как настоящие.


Рецензии