Сицилийская вечерня и месть, и виски, и любовь

«Сицилийская вечерня»: и месть, и виски, и любовь…
Опера Верди, 16 января 2018 года, Новая сцена Мариинского театра
Когда иду слушать любую оперу Верди, радуюсь, что есть выбор, что в репертуаре Мариинки их целая дюжина! «Сицилийская вечерня» – самая из них «молодая», появилась в афише только в минувшем сезоне. На премьере с успехом пели признанные оперные звезды – Ильдар Абдразаков, Мария Гулегина, Владислав Сулимский. Правда, режиссерское решение (Арно Бернар), которое переносило действие оперной истории про Родину, месть и любовь в Америку и строило конфликт на противостоянии полицейских и бутлегеров в период сухого закона в США, заменяя Родину на виски, вызвало немало споров, но все сходились во мнении, что музыка оперы великолепна!
И это бесспорно! Музыка Верди удивительно хороша! Живая, темпераментная, слегка своенравная, очень мелодичная, временами просто танцевальная! И не только в замечательном дивертисменте из третьего действия, где есть такие мелодии, что просто душа тает! Но это и тарантелла второго действия, главные мелодии пятого действия, с его хором в ритме вальса, неподражаемым болеро Елены и совершенно опереточной, поразительной по веселью и радости, арией Арриго, которая очень напоминает музыкальные номера из оперетт Кальмана (а его, как и М.Дунаевского, относят к композиторам, которые восприняли традиции позднего Верди, Пуччини, веристов). Музыку оперы хочется слушать без конца. Но мне все-таки жалко, что нельзя увидеть в театре классическую версию, ту, которая показывала бы замысел авторов. Я не против экспериментов, если у меня есть выбор. А то новогодние телевизионные шоу за безвкусицу ругают все, а когда их переносят на оперную сцену, все вроде бы, так и надо! С тех пор, как временами за ужином я невольно смотрю с дочерью ее любимое МузТВ, поражаюсь тому, сколько шаблонных заимствований у оперных режиссеров сделано именно оттуда, из масскультурного шоу-бизнеса! И печалюсь…

В этот раз, 16 января, я шла на уже знакомый спектакль слушать, прежде всего, Владислава Сулимского и Верди! Грех не воспользоваться существующей возможностью! Хочется, чтобы музыка этой оперы так же вошла в плоть и кровь, как «Травиата», «Риголетто», «Трубадур», запомнилась и воспроизводилась в сознании просто по собственному желанию. А прекрасный баритон любимого певца – всегда как бальзам на душу! Надо признать, что оперных солистов с магическими голосами не так много! И раз уж повезло жить с одним из них в одном городе, надо его слушать и слушать!
Вокально музыкальный текст оперы непрост, исполнители должны обладать голосами значительного диапазона, со звучными верхами и глубокими низами. Партии у солистов большие и виртуозные. И впечатление от спектакля, конечно, зависит от состава исполнителей. На «Сицилийской вечерне» иногда он бывает почти идеальным, порой, удачным, но временами весьма проблемным. Однако за возможность услышать любимого баритона и саму оперу, я готова с этим смириться. Хотя мне кажется странным, когда высококлассный певец выступает в одном составе с солистами совершенно другого уровня. И зал это не только чувствует, но и очень даже комментирует, вздыхая, крякая, охая и даже явно смеясь во время особенно неудачных пассажей артистов или фальшивых и недотянутых нот! Не глухие же в зале сидят! Но пока вежливые… Хотя в антракте обмениваются ядовитыми репликами или сбегают пачками.

И что ведь обидно в таких случаях! В опере у всех главных героев есть по нескольку совершенно замечательных арий, дуэтов, квартетов, ансамблей с хором. Самый знаменитый вокальный номер оперы – это болеро Елены, весьма коварное для исполнителя, как и остальные арии этой партии. В конце четвертого действия звучит квартет, один из лучших в операх Верди. Среди наиболее интересных арий – каватина Елены из первого действия, ее ария из большого дуэта с Арриго «Прощай, страна родная» из четвертого действия. Любовная ария Арриго из того же действия «Грезил я счастьем» и любовный дуэт с Еленой из второго действия. И как бывает обидно, когда временами они оказываются загубленными неудачным исполнением! Правда, я научилась отрешаться от пения, слушать мелодию и переводить внутреннюю досаду в смех и веселье. И ждать монолог, арии и речитативы Монфора Владислава Сулимского, дуэт с Арриго, квартет главных героев. Голос певца всегда звучит прекрасно! И чтобы это услышать, стоит не пропускать выступления этого замечательного солиста Мариинки!

Как я люблю слушать сцену в кабинете Монфора, где герой Владислава Сулимского читает письмо, вспоминает жену, думает о сыне и потом рассказывает ему, Арриго, об их родстве, предлагает свое покровительство и помилование друзьям-заговорщикам в обмен на доброе отношение. Нежные мелодии, причудливые ритмы, мечтательные интонации этой сцены так контрастируют с волевыми речитативами в других местах оперы. Собственно, все, что Владислав Сулимский поет во втором и третьем действиях, а также музыка оперы, особенно, дивертисмента – это главное, ради чего я прихожу на спектакль и что меня радует в нем, если в остальном звезды не сходятся! Вдохновляет и оркестр, если дирижирует Кристиан Кнапп!
И в этот раз, 16 января, я не просчиталась! И Монфор Владислава Сулимского был на высоте, и оркестр отменно играл! И я подумала, что не зря артист получил за эту роль в «Сицилийской вечерне» Национальную оперную премию «Онегин» в ноябре 2017 года в номинации «Мастер сцены»! А мастерство, это то, что, как огранка алмаза, которая делает его бесценным бриллиантом, превращает талант и природное дарование певца в незабываемого Артиста и властелина зрительских душ. По крайней мере, моей – точно! И, насколько я знаю, не только моей!
Фото Натальи Яшиной


Рецензии