Милан Кундера. Бессмертие

Вероятно, что именно переезд чешского писателя Милана Кундеры во Францию и его постепенный переход на французский язык, привели к тому, что Кундера стал современным Мишелем Монтенем. То ли воздух в этой стране подходящий для размышлений, то ли сам язык, который дал миру либертэ-эгалите-фратерните, способствует свободомыслию, но факт остается фактом: чешский прозаик переродился во французского эссеиста. Большая часть "французских" произведений Кундеры – это отнюдь не классическая проза, а симбиоз неких выдуманных историй и эссе, а также сборники философско-литературных эссе в чистом виде.

"Бессмертие" (1990) – это не роман, как указано в аннотации, а крайне необычный текст, в котором его автор, размышляющий о бессмертии, литературе, любви и сексе, находится внутри вселенной своей же истории, которую он придумывает в паузах между своими размышлениями по самым разным вопросам. Понятно? Вряд ли. Я тоже не совсем разобрался.

Несмотря на то, что под одной обложкой находится сложная для понимания сборная солянка, она явно удалась. Вкус непривычный, но весьма приятный. Нечасто хочется перечитать книгу, которую только что прочитал. Когда же ты перелистываешь страницы "Бессмертия", то уже по ходу дела понимаешь, что эту книгу следует перечитать обязательно. В этой небольшой по объему работе так много интересных и оригинальных мыслей, что невозможно их переварить с первого раза.

Более того, только ради того, чтобы добраться до некоторых из них, стоит прочесть всю книгу, какая бы она не была. Но здесь продираться сквозь текст в поисках мудрых мыслей не придется. Читается "Бессмертие" легко, что в данном случае, возможно, определенный недостаток, поскольку быстро глотая слова и предложения, сложно остановиться и подумать. А останавливаться надо часто. Например, после такого абзаца:

"Я мыслю, следовательно, я существую – фраза интеллектуала, который пренебрегает зубной болью. Я чувствую, следовательно, я существую – правда, более обобщенная по силе и касающаяся всего живого. Мое "я" не отличается существенно от вашего "я" тем, что оно думает. Людей много, мыслей мало: все мы думаем приблизительно одно и то же и друг другу передаем мысли, обмениваемся ими, берем взаймы, крадем. Однако когда кто-то наступил мне на ногу, боль чувствую я один. Основой "я" является не мышление, а страдание – самое элементарное из всех чувств. В страдании даже кошка не может сомневаться в своем незаменимом "я". В сильном страдании мир исчезает, и каждый из нас – лишь сам наедине с собой".

Не все книги у Кундеры стоят потраченного на них времени ("Книга смеха и забвения"), но "Бессмертие" – одно из лучших его произведений, наряду с "Шуткой" и "Неведением". Читать обязательно.


Рецензии