Глава 39 Не доводите народ до нищеты или почему сл

Глава 39
Не доводите народ до нищеты или почему случаются революции?

Майкл и Роза все время оживлению разговаривали, создавалось впечатление, что они никак не могли наговориться друг с другом, лишь касались одной темы, как тут же всплывала другая; бытовые, университетские, политические; общие знакомые, привычки. Майкл хотел знать о Розе все, кто она, откуда взялась, где училась, как жила. Это было неудивительно, за два года тюрьмы он соскучился по такому общению. Умная, обаятельная Роза тоже ловила каждое его слово и сама охотно раскрывалась ему навстречу, как цветок раскрывается утром навстречу солнечным лучам. Они то танцевали, то сидели на диване, разглядывая какие - то книги, альбомы, то выходили на крылечко. Тони и Виктория им не мешали, они вдвоем убрали посуду, перемыли ее на кухне, добавили на стол еще фруктов, принесли соки.
-  Ужинать мы все поедем в ресторан. - сказал Тони.

-  Надо спросить об этом Майкла. - ответила Виктория и подошла с вопросом к Майклу. Её нисколько не удивило, что Майкл изъявил желание отдохнуть у них до вечера, тем более, что еды осталось еще на целое застолье. Тони был недоволен, он заявил Виктории, что это русское хлебосольство ему не совсем понятно, не лучше ли поехать куда - нибудь и отдохнуть там, а не готовить еду дома, да еще подавать ее на стол, да убирать со стола, тем более, что у них здесь не было прислуги. Но Виктория ласково успокоила его, что ей это вовсе не в тягость, если гости желанны. Может быть в Америке так и не принято, но в России так быстро гостей не выпроваживают, тем более, что она с утра поставила размораживаться фарш для пельменей, сейчас она быстренько раскатает тесто, и они налепят пельменьчиков, пока Роза и Майкл танцуют и беседуют.
-  Ты ведь мне поможешь, милый? - кокетливо спросила она.
 Зеленые глаза Тони слегка расширились и стали еще зеленее, он изобразил какую-то недоуменную гримасу и пробормотал:
-  Мой братец будет влюбляться с Розой, а я должен готовить для него пельмени? - спросил он, сдерживая улыбку.
- Не знаю, как американские мужчины, - продолжала Виктория нежным голоском, - но русские мужчины, мужья, всегда помогают своим подругам и женам в домашних делах, ведь у нас все женщины тоже работают, поэтому, кто первый приходит о работы, тот и готовит ужин.
- Уверен, что первыми всегда приходят женщины.

-  Увы, часто бывает именно так, у мужчин все время что-то случается, то партийное собрание, то профсоюзное, то сотрудника надо навестить в больнице.
-    Или сотрудницу. Лучше бы ваши женщины не работали.
-  Мы хотим быть от вас независимыми. Мужчины стали ненадежными. Они хотят жить для себя, для своих удовольствий, пренебрегая законами Природы, которая дала им другое предназначение, содержать семью и растить детей. Что же нам остается делать? Мы себя страхуем, поэтому и идем работать. Да и не всем нравится изо дня в день только ходить по магазинам, стирать белье, готовить еду и нянчиться с детьми. И мы хотим реализовать себя еще в чем -то.
- Значит, вы тоже пренебрегаете законами Природы. Но Вики, ведь это очень тяжело везти на себе такой воз, две нагрузки. У тебя так не будет.
 - Три нагрузки, дорогой! Нам надо еще прекрасно выглядеть! Но ты мне поможешь. Надевай фартук, а то испачкаешься в муке.
-  Я хотел сказать, что, если ты будешь работать, то у нас будет прислуга. И даже если ты захочешь заниматься домом и детьми, то у тебя будут помощники.
Она быстро взглянула ему в лицо, уж не ослышалась ли? Он впервые что-то сказал об их дальнейшей жизни. Значит ли это, что он не планирует с ней расставаться?
-  Но сейчас, милый, у нас прислуги нет. И нам придется все сделать самим.
-  Тогда зачем все делать вручную? У нас есть пельменница, и вообще можно было купить готовые пельмени.
-  Мы будем есть пельмени не от бездушных машин, а от наших с тобой ручек.

    В это время зазвонил телефон, и Тони ушел в гостиную и отсутствовал минут десять. Когда он вернулся, на столе у Виктории уже был раскатан тонкий белый пшеничный лист, она нарезала рюмочкой крошечные  кружочки и маленькой ложечкой раскладывала мясной фарш, перемешанный с луком и грибами. Всe делала так, как на кухне у своей мамы, без всяких приспособлений, вот упрямая девчонка!
 - Хочу тебя обрадовать, к нам едут Питер и Эжени. Сами напросились, я не смог им отказать, потому что стал из -за тебя слишком добрый!
-  А ты не хотел делать пельмени! А нас будет целая орава. Так что приступай, закручивай, пирожками и раковинками, а еще медузами.
 - Покажи, хоть как это делается! Никогда не думал, что мне будет доставлять удовольствие лепить пельмени с какой-то вредной девчонкой! - он макнул палец в муку и испачкал ей кончик носа.
               Питер и Эжени приехали на такси, потому что старая машина у них развалилась, а новую они пока не купили. Они были знакомы с Майклом, а с Розой только что познакомились.
                Гостей нужно было сначала накормить, да и сами они слегка проголодались. Снова накрыли на стол, поставили закуски, оставшиеся салаты, а на горячее подали пельмени с бульоном и со сметаной. Все просто объедались, а Тони спрашивал:
-  Ну, как, нравятся пельмени? Я ведь почему спрашиваю? Дело в том, что я сам их готовил!

                Нравятся ли пельмени с мясом и грибами, приправленные сметаной
и приготовленные Викторией и Тони? Зачем было спрашивать, если через десять минут полные тарелки у всех стали пустыми, а Майкл и Питер нахально попросили добавки.
- Вики, тебе нужно открыть русский ресторан, где ты будешь угощать посетителей русской окрошкой, сибирскими пельменями и уральскими пирожками. - сказала Роза.
- Не понимаю, как можно что-то есть с этим квасом! – вставила Эжени.
 - Поймешь, когда в жару я приготовлю для вас окрошку. - ответила Виктория. - Боюсь, что мне самой ничего не достанется! А насчет ресторана надо подумать, у кого бы только кредит взять? В каком банке, а, не подскажете?
-  Возьмешь меня в свой ресторан работать. - заявил Питер. - Я теперь безработный. Лавку пришлось закрыть из-за убытков. Товары для "хиппи" больше не пользуются спросом.
- Да ну! - воскликнули одновременно Тони и Виктория, а Майкл заметил:
-  Я тоже безработный! И только что вышел из тюрьмы.
- Ну и компания подобралась! - сказал Тони. – Ладно, пока у Вики нет ресторана, пока банки не дают ей кредиты, я беру вас обоих на работу к себе на завод.
-  Я не пойду работать к тебе на завод. Дед лишил меня наследства, поэтому работать на его заводе я не хочу. - ответил Майкл.
-  Брось, Майкл, что за обиды? Деда уже нет, а завод частично принадлежит и твоей маме. Ты хоть и не специалист в этой области, но работу менеджера ты освоишь!
-  Я принимаю твое предложение с радостью! - в отличие от Майкла заявил Питер. - Ты обещал мне работу в отделе снабжения.
-  Снабжение, распределение, доставка в магазины, работа найдется для обоих. - снова настаивал Тони.
-  Я не пойду работать на  завод. - снова упрямо заявил Майкл.

 - Как же ты думаешь существовать? - спрашивал его Тони.- Будешь обедать у своей мамы и у нее же будешь просить деньги на карманные расходы, как маленький мальчик? Я сомневаюсь, что тебя возьмут теперь работать преподавателем, или ты надеешься на пост в своей социалистической партии? Майкл, это несерьезно!
- Конечно, я хотел бы работать в своей партии, но сначала лучше бы совмещать это с другой работой, с той, которая давала бы мне возможность себя содержать.
-  Опять походы против бедности, регистрации негров, декларации, митинги протеста, демонстрации, и ты думаешь, что кто-то будет держать такого опасного человека, как ты, у себя на предприятии? - спрашивал Тони.
-  Что же мне делать? Я создан для борьбы!
-  Ничто в мире нам не дается престо так! Я согласен с тобой, наша жизнь - это постоянная борьба. - сказал Тони. - Давним -давно - это была борьба за выживание, борьба с дикими зверями, с другими племенами, борьба со стихиями, с холодом, голодом, борьба за саму жизнь! Позднее - это была борьба с обстоятельствами, с нищетой, с болезнями, с невежеством, с хамством, с деградацией. Сейчас - это борьба за знания, за красоту, за достоинство, за любовь, за процветание! Разве я не борюсь за все это? Но другими методами. Моя борьба созидательна, а твоя- разрушительна. - сказал Тони в заключение.
- Всегда, и раньше и теперь - это была есть и будет борьба за свободу! - парировал Майкл.
- Да здравствует Её Величество Свобода! - воскликнула Эжени. - Алилуйя Свободе f - подхватила Роза.
- А кто против? - спросил Тони. - Без свободы не может быть ничего, ни достоинства, ни творческого труда, ни процветания, ни знаний, ни любви! Свобода дает человеку все! Но самое главное - свобода дает человеку право выбора, если этого права нет, то нет и самой свободы! За такую ли свободу борешься ты, Майкл?
-  Ты говоришь о труде, некоторые говорят даже, что труд создал человека, например, Энгельс или Дарвин или их последователи. Но труд может быть разным, он может быть подневольным, рабским или почти бесплатным, когда люди работают за гроши, а может быть свободным и творческим. Поэтому смысл жизни - вовсе не труд, как считаешь ты, труд - это только средство, обеспечивающее жизнь, а смысл жизни - это борьба! - ответил Майкл.
 -Это смысл твоей жизни! - уточнил Тони.
-  Три кита, на которых держится наш мир, это - Труд, Борьба и Свобода! Вы все правы! - сказала Роза, а Виктория ей поаплодировала, и ее поддержала Эжени.
- А как же любовь? - спросила Виктория.
-  Любовь - это движущая сила! Это-локомотив, который движет нашим обществом, включая и любовь к свободе. Это огонь, который горит там, в его топке. - образно выразился Тони.
- Движущая сила развития общества и человека, это - интересы. - сухо сказал Майкл, -  Нe будет интереса, не будет ничего!
-  В таком случае, движущая сила, это - наука. - снова сказал Тони.- Любовь и наука - тоже из сферы интересов.
-Движущая сила - это голод! - сказала Эжени. - Когда мы ехали к вам, то были такие голодные, ведь с утра только выпили по чашечке кофе. А когда человек голоден, у него плохое настроение. Но теперь мы так вкусно покушали, и соответственно настроение поднялось.
 - Бедненькие! - пожалела их Виктория. - У них с утра маковой росинки во рту не было. А мы с утра объедаемся! Но у нас сытый голодного разумеет, поэтому революции не произошло, они нас не съели!

- Вот именно! - подхватил Майкл. - И всем бы надо об этом помнить.
-  Так ведь они голодные сами из-за себя. - заметил Тони. - Им еду готовить не хочется. У них на столе всегда одни быстрорастворимые полуфабрикаты.
-  Моя жена - творческий человек. - Она всю ночь писала свою картину. - сказал Питер с набитым ртом.
-  А ты- тоже творческий человек? - спросил его Тони.
-  А как же! -буркнул Пит, запивая еду апельсиновым соком с мартини.
-  Видите, какой он творческий, - сказала Эжени. - Ему и голос подать некогда, вы говорите, а он молчит, да кушает.
- У нас есть такая басня Крылова "А Васька слушает, да ест! " - снова сказала Виктория. - Кушай, Петенька, не стесняйся! Не обращай на них внимания. А Васька - это был кот, который кушал и никого не слушал.
-  Он - стеснительный? - заметил Тони. - Ну, тогда я молчу! И все-таки, если бы моя жена всю ночь работала, то я сам приготовил бы для нее завтрак.
-  Ты у нас- положительный герой! Человек без недостатков. - заметил снова Питер.
-  Таких не бывает. - сказала Роза. - И у Тони есть недостатки. Например, он любит нас с Вики поучать!
-  Он любит поучать не только вас с Вики, - сказал Майкл, - но и других, но я не считаю это недостатком. Вы вольны к нему прислушиваться или нет.
-  Неплохо иметь рядом с собой человека, от которого есть чему поучиться - подхватила Эжени. - Тони - настоящий друг!
-  Вы что это взялись меня обсуждать? - возмутился Тони. - Поучите лучше уму -разуму вот этих двух безработных.

-  Да, интересно было бы узнать, Майкл, почему Вы, сын богатых родителей, стали почти коммунистом? - спросила Майкла Роза. - Понятно, что я симпатизирую студенческому движению за права и свободы. Мне манна небесная не сыпалась с неба. Хоть мне и удалось получить стипендию, но я работала все каникулы, да и во время учебы - тоже, чтобы содержать саму себя. Но почему богатые люди становятся вдруг революционерами, мне это непонятно.
- Ленин тоже был не беден, и он даже был дворянином.- отвечал Майкл.
-  Он хотел отомстить царю за то, что казнили его брата. - предположила Роза, что -то знавшая об этом.
- Но и его брат Александр и его сестра Анна были революционерами. А в декабре  1825 года в России было восстание декабристов, так вот, декабристы тоже были дворянами. - продолжал спокойно Майкл.
-  Богатый фабрикант Савва Морозов тоже давал деньги революционерам. - вспомнила Виктория.

-  Можно сказать, что мы - особенные люди. - объяснял Майкл, - У нас обостренное чувство социальной несправедливости. Наверное, мы родились такими. Природа специально создала нас, чтобы в обществе были лидеры, которые могли бы повести за собой народ. Мы должны быть образованны и хорошо понимать свою цель. Поэтому мы часто принадлежим к так называемому высшему сословию. Униженный и угнетенный, малообразованный народ без нас ничего не сделает. Мужчины от бедности и нищеты пойдут на разные преступления и заполнят тюрьмы, а женщины будут ходить в лохмотьях и говорить " Бог терпел и нам велел!" Только такие, как мы, можем помочь им изменить их судьбу. Я бывал и в черных гетто и в белых бедных общинах, я видел, как живут там люди среди крыс и тараканов. Я не говорю, что богатство - это плохо, я говорю, что бедность - это плохо! И это надо изменить!
- Каким образом? Путем революции? Отнять у одних и отдать другим? - спросил Тони. -А не лучше ли создавать новые рабочие места и хорошо их оплачивать? И тогда бедных будет меньше или их не будет совсем, останутся только те, кто не хочет работать! А с тараканами они должны бороться сами. -
-  А ты сам хорошо будешь оплачивать труд наемных рабочих в Нигерии на своем заводе? Да ты и хочешь построить его там, потому что там дешевая рабочая сила, и они будут работать на тебя за гроши! И ты в первую очередь думаешь о том, какую прибыль ты там получишь!

- Конечно, я буду платить им меньше, чем нашим американским рабочим, но до меня они вообще не имели работы и совершенно ничего не получали. - возразил Тони
.-  Ты построишь для них заводскую поликлинику или школу для детей рабочих?
-  Очень может быть, если мои дела пойдут там хорошо!
- Если бы все капиталисты были такие же, как Тони или ваш Савва Морозов, то и не было бы революций. Всем было бы относительно хорошо. - высказалась Роза.
-  К сожалению, для них самих не все это понимают, поэтому и случаются революции и у них отбирается все, и даже жизнь их становится копейкой и даже пускается в расход. Зачем же они допускают это, прибирая все богатства к своим рукам? Нас обвиняют в том, что мы хотим отнять и разделить и при этом забывают, что они -то уже и отняли у всех нас, и не мешало бы нам кое - что вернуть! Не отнять и разделить, а вернуть, то, что награблено.
-  Я не верю тебе, что вы боретесь за счастье народа. Вы, конечно, хотите  перераспределения благ от одних в пользу других, но вы хотите получить власть, и на народ вам наплевать.
-  А вы не хотите власть отдавать! Если бы я лично стремился только к власти, то я стал бы бороться за место сенатора или президента. Но мы боремся против социального неравенства, мы боремся за справедливость.
- А как и в чем это будет выражаться конкретно? - спросила вдруг Виктория. - Ты говоришь правильные, и даже красивые слова, Майкл. Но  мы уже их наслушались. Еще в девятнадцатом веке наши декабристы, о которых ты вспомнил, тоже говорили о справедливости. Но что на самом деле они предлагали? Возьмем избирательное право. Пестель говорил, что нужно ввести имущественный ценз, то есть, голосовать должны только состоятельные люди, а Муравьев уверял, что не должны голосовать военные, женщины, дети и сумасшедшие. Вот такое равенство, такая справедливость. А сейчас у нас некоторые подпольные идеологи говорят и пишут тайком, что гражданином может считаться далеко не каждый, но под таким соусом забраковать можно многих, и кто будут судьи? Не понимаю, зачем у нас таких идеологов запрещают? Их наоборот нужно показывать, чтобы вместо ореола преследуемых и таинственных, необыкновенных все бы увидели их снобизм и полнейшую чепуху. Они около народа и рядом не стояли. Они его просто презирают. Хотя он их вкусно кормит, за счет его они и живут.
-  Ты хорошо знаешь историю, Вики! - удивился Майкл.

-  Её папа был историком. Мы уже все знаем об этом. - сказала Роза.
- Мы часто беседовали с отцом на разные темы. Извини, Майкл, но для меня пока что он- больший авторитет, чем кто бы то ни был. Я тоже видела действительность и делала выводы из " ума холодных наблюдений и сердца горестных замет", как говорил поэт.
-  Но я не презираю народ, Вики, и не хочу использовать его в своих целях! Ты мне   не веришь? Я действительно болею за него душой.
-  Я верю тебе, Майкл? Но и ты можешь заблуждаться в каких -то вопросах. Ты точно знаешь, что нужно твоему народу? Может быть, народ сможет сделать себе счастье сам?
-  Он не сделает его сам, потому что на страже интересов богачей стоят полицейские с дубинками и целая армия!
- А какое счастье нужно народу, ты это знаешь наверняка? И почему все - таки он не может построить его сам, то есть, счастьем я называю более общее понятие, применительно к слову " народ ", это благополучие? Почему народ не может построить его сам , без тебя, например? - продолжала Виктория что-то для себя прояснять, но тут Тони опередил Майкла.
-  Народ хочет пить виски, водку, кальвадос и сакэ. Это есть и он этим счастлив. А те, кто трудиться, не пропадут и без тебя, Майкл, и хотя наш дедушка Леонид иногда повторял русскую поговорку "С трудов праведных не построишь палат каменных," но я считаю, что трудолюбивый мужик, не пьяница, сможет построить для своей семьи кирпичный дом, деревянную избу или тростниковую хижину, наконец. Все будет зависеть от его трудолюбия.
-  Но ты будешь жить в фешенебельном особняке. - заметил Майкл.
-  Это зависело от моего трудолюбия и от труда моих предков. - ответил Тони.
-  Это зависело от их предприимчивости.
-  От их ума, я бы сказал.
- Последние годы я наблюдаю за "хиппи" - вставил Питер, уже немного насытившийся. - Думаю, что ума много не надо - спать на тротуарах, ничего не делать, отрастить длинные волосы и болтать о свободной любви. А вы видели их запущенных детей?
- Дисциплина и труд. - вот что нужно, чтобы заработать себе благополучие. - продолжал Тони.

-  Но они хотят веселиться и долго спать. - опять заговорил Питер.
 - При чем же тут революции, я никак не могу взять в толк? - спрашивала Виктория.  -Я вот что сейчас вспомнила, послушайте! Однажды мы пошли в соседнее село, в Калиновку, там, в клубе показывали американский фильм, по роману Стефана Цвейга "Письмо незнакомки." Нас не очень баловали заграничными фильмами. Фильм мне очень понравился, а потом мы остались на танцы. И вот я обратила внимание, что молодые парни время от времени подходили к баку с водой, на котором стояла кружка, они открывали краник, наливали воду и пили.
В этот вечер было совсем не жарко, и я спросила одну знакомую из того села, почему они так часто пьют воду, селедки что -ли перед этим наелись? Она так смеялась надо мной, оказывается, у них там была налита не вода, а самогонка. Представляете, в баке для воды, в клубе – самогон! И было такое несоответствие между прекрасным фильмом и этим " открытием ". А для некоторых, это просто
юмор! А ты вдумайся, Майкл, им несут культуру, показывают хороший фильм, а они весь вечер пьют самогон вместо воды. И ты говоришь о революции!
- Я и говорю, что революцию придумывают вот эти опасные люди! Они стремятся все изменить по-своему разумению, и внушают это народу. Говорят о каких -то благородных целях, скажи, конкретно, какую цель ты видишь? Просто все разрушить? – опять спросил Тони.

-  Я отвечу. - Майкл даже тяжело вздохнул. - Вы хорошо обрисовали народ, и наши "хиппи", не желающие работать и ваши парни, пьющие самогон, да, это все народ, пусть не весь народ такой, но это наши люди и на луну мы их не отправим, и они граждане, уж какие есть, такими их родила земля. Отмахиваться от них не стоит. Так вот именно поэтому им и нужны образованные вожди! Сами они не в состоянии организоваться и противостоять вам, капиталистам. Если с вами не бороться , если не будет таких, как мы, что тогда вы сделаете с народом, акулы?
-  Теперь ты поняла, Вики, почему его упрятали в тюрьму?- сказал Тони. - И это еще не предел его красноречия! Представляешь, как он умеет гипнотизировать толпу, заряжать ее? Не хуже, чем Фидель Кастро! Разве он не опасен для властей?
-  Я опасен для властей, но не для народа!
-  И он уверен, что знает, куда народ вести!
- Такие люди, как Майкл, действительно, обладают каким -то даром, они могут увлечь за собой других людей. - согласилась Виктория. - И даже подчинить их себе! Вот опять же я вспоминаю, как папа рассказывал про Бакунина, он участвовал в трех революциях в Европе. Три государства вынесли ему смертный приговор. Он был лидером восстания в Дрездене. Отсидел шесть месяцев в Дрезденской тюрьме и был помилован. В России он подучил пятнадцать лет каторжных работ. Его сослали в Иркутскую губернию. И что вы думаете? Иркутский губернатор выдал за него свою дочь и устроил ему побег в Европу. А там он  познакомился с Маратом. Или вот еще - у нас был революционер Нечаев. Похоже, что он вообще умел зомбировать людей. Его посадили в Алексеевский равелин, это тюрьма, в которой люди сходили с ума от тишины, там не гремели ключами, не разговаривали, а служители ходили в мягких тапочках по мягким настилам. Оттуда никогда никто не мог сбежать. Так вот, Нечаев оттуда сбежал, предварительно сделав всех своих надзирателей революционерами. Весь жандармский состав работал на него.

-  Такова была сила его убеждения, сила его правды, и никакого гипноза. Я преклоняюсь перед такими людьми. - сказал Майкл.
-  Ты стал почти таким же! - сказал Тони. - И в этом весь ужас, и трагедия твоей матери и наша тоже! Ты владеешь силой убеждения, но куда ты хочешь вести тех, кто тебе поверит? Какова твоя цель?
- Цель любого порядочного человека - построение общества всеобщего благоденствия. - ответил Майкл.
- И для этого любые средства хороши, не так ли? - снова спросил Тони.
-  О средствах мы подумаем! - ответил Майкл.
-  Твое " общество всеобщего благоденствия " - миф, утопия! - воскликнул Тони.
-  Миф - это помощь таких либералов - буржуа, как ты, и народ это скоро поймет! - парировал Майкл.
-  Определить цели, конечно, важно, - сказала Виктория, - в целях часто путались даже известные лидеры. Вот, к примеру, опять же наши декабристы, умнейшие люди, между прочим, а цели видели смутно. Русское " Северное общество" считало, что главнее - все сломать, свергнуть самодержавие. С "Южным обществом " они расходились по всем вопросам, Пестель был за республику, Муравьев за конституционную монархию.  В революцию 1917 года меньшевики, эсеры, большевики никак не могли прийти к согласию, и все перессорились и пересажали друг друга. Похоже, что о народе -то они думали меньше всего, каждый хотел только захватить власть, а народ использовали. Твое " общество всеобщего благоденствия ", что это такое, Майкл? Социализм, коммунизм?

 - Наверное, это - социализм? - предположила Роза.
-  Коммунизм, как у моих " хиппи", но он у них уже распался. - пошутил Питер.
- Это, вероятно, рай, который я изобразила на моей картине. - вставила и Эжени, до сих пор молчавшая и делающая какие-то наброски палочками сангины на маленьком альбомчике - планшете.
 - Капитализм - белее интересный строй, чем социализм. - опередил Майкла Тони. Он воспитывает волю, у нас постоянно идет борьба за выживание, поэтому у нас много активных людей и ярких личностей. А при социализме люди пассивны, за них все решает государство, зарплата почти у всех одинакова, зачем же стараться? Социализм плодит массы слабовольных людей, и, если там что-то совершается, то по приказу сверху. И то, происходит это потому, что между нашими странами идет конкуренция, а представьте, что во всем мире победит социализм! Это будет настоящее стоячее болото!
-  При социализме люди лучше защищены социально, - сказала Роза, у них бесплатное образование и лечение.
-  У нас тоже слабовольные люди могут жить на пособие. - заметил Питер.- Как бы и мне не попасть в их разряд. О, Боже, тогда Эжени меня бросит.
-  Я этого не допущу. - успокоил его Тони.
-  Вот в чем великая сила дружбы, - продолжал Питер. - Друг не даст пожить на пособие, ничего не делая, а сразу же заставит вкалывать.
- Зато жена от тебя не уйдет! - напомнил ему Тони.
-  Я внимательно слушал вас, - сказал Майкл,- но я не за тот социализм, который строят в Советском Союзе, с лагерями и со спец- пайками, где нет свободы слова и нет свободы выезда, где отсутствует демократия, и где не ценятся таланты, хотя там есть и много хорошего, я уверен в этом. Но я и не за коммунизм, в котором только общественная собственность и совершенно отсутствует предпринимательство, где все общее, от собственности до идей.
-  Тогда ты не коммунист и не социалист, а скорее социал - демократ.- заметил Питер.

-  Я хотел бы построить такое общество, в котором бы учитывались интересы всех людей, в котором развивались бы таланты, то есть развивалась бы личность! Но это было бы не общество потребления, от Природы нужно брать только то, что необходимо, а не отбирать без оглядки все. Другими словами, в этом обществе должно быть бережное отношение к каждому человеку, как к необыкновенной ценности, и такое же трепетное отношение должно быть к нашему дому, то есть , к земле, как к еще больней ценности, потому что без благополучия земли не может быть и благополучия людей. Вот какова моя идеология, и вот каким должно быть " Общество, всеобщего благоденствия " - " Общество благоденствия земли и людей . " А как это будет построено конкретно? Все лучшее надо взять из того, что было, из всех систем и даже религий.

-  И это можно сделать без революций? - спросила Виктория.
-  Я к этому и призываю. Я говорю: " Не доводите народ до нищеты , тогда и не будет революций. Думайте не только о себе, думайте о народе! "
-  Революции - это всегда кровь и террор с обеих сторон. Вспомните французские революции. Восемнадцатый век. Сначала казнили Людовика Шестнадцатого, потом Марию - Антуанетту. - вспоминал Тони.
-  Как же иначе? - воскликнул Майкл. - Разве не по приказу короля расстреляли мирную демонстрацию рабочих и ремесленников на Марсовом поле? То же самое произошло в начале двадцатого века в России. Царь расстрелял мирную демонстрацию в кровавое воскресенье. Стреляли в иконы, которые несли люди, направляясь к царю просить о милости к ним. Что ж удивляться, когда потом расстреляли царя и его семью.
-  Ничем нельзя оправдать жестокость. - сказала Роза. – Робеспьер использовал  гильотину, чтобы казнить своих врагов, но и он сам, и его двадцать соратников десятого термидора, были казнены без суда на Гревской площади на той же самой гильотине. Вот так усмехнулась им вслед судьба.
-  " Не рой яму другому, сам в нее попадешь! " - заметил Тони.- Мне кажется, что революционеры, что террористы - это одно и то же.
-  Да уж, согласен, - сказал Майкл, - Они там все друг друга истребляли. Эбертисты выступили против Робеспьера и были казнены, шестнадцать человек, якобинцы тех, эти- других, казни и казни. Марат был убит Шарлоттой Корде. Так проводили в жизнь идеи Жан - Жака Руссо о всеобщем равенстве и братстве. Но надо искать причины, не забывайте о причинах...

-  А что же народ? - спросила Эжени, - Ему нравились такие кровавые зрелища?
-  Народ поддерживал революцию только до тех пор, пока были продукты по дешевым ценам. - объяснил Тони. - Исчезали продукты, таяла и поддержка.
-  Так вот о причинах... – продолжал Майкл, не обращая внимания на слова Тони, - Возьмем уже девятнадцатый век. В умах- идеи Прудона. 1848 год . Опять расстрел мирной демонстрации. Луи - Филипп бежит... А революции в Германии, Бельгии.... Как умные люди могли допустить такое? Или не было умных людей? В Италии восстание в Сицилии. Гарибальди с триумфом въехал в Неаполь под восторженные крики народа.
- Затем народ превратился в разбойничьи шайки, грабившие на дорогах, весь юг страны бал залит кровью! - напомнил Тони.
 - Зато Италия была объединена!
-  Но какой ценой! "Это не та Италия! " - кричал он потом Мадзини. А Гарибальди был изгнан на остров Капрера. Вот так поступали с народными героями, Майкл. Подумай, что будет и с тобой! - предупреждал Майкла Тони.
- Что будет со мной? Я представляю! У нас в США не было революций, но была гражданская война, и тот же террор и то же море крови, разве нельзя было мирно договориться? Где же были умные головы? Джон Браун повешен, Авраам Линкольн убит, Америка усеяна трупами. Не смогли договориться! Двадцатый век. Революция в России, гражданская война. Революция в Испании, Франко побеждает, поэт Гарсиа Лорка расстрелян!  И опять море трупов с обеих сторон.
-  Я помню наизусть его стихотворение. - сказала Виктория. и прочла кусочек.

Si me muero
Dejad el balcon abierto.
Los ninos comen naranjas
Desde el balcon los veo.

Si me muero
Dejad el balcon abierto.
El labrador siega el trigo
Desde el balcon lo veo.

Если умру я , оставьте балкон открытым!
 Дети едят апельсины, с балкона я их наблюдаю.
Если умру я , оставьте балкон открытым!
 Крестьянин жнет колосья, с балкона его я вижу!

-  Поэзия омывает кровь с лица земли! - сказала Роза. - Спасибо, Вики! Федерико Гарсиа Лорка! Я тоже очень люблю его поэзию. Как жаль, что поэты платят за нас с вами. Пушкин убит, Лермонтов убит, Лорка расстрелян, но поэзию убить нельзя!
-  Я тоже считаю, что революции и террор идут бок о бок, рядом. - продолжала между тем Виктория. Они- близнецы - братья, вот, например, у нас в России была такая партия эсеров, то есть социал - революционеров, и она имела боевую организацию "Черная сотня". Черносотенцы устраивали теракты, взрывы в многолюдных местах. Эсер Багров застрелил Столыпина в театре прямо у оркестровой ямы . А перед этим два революционера, переодетые в жандармскую форму, бросили портфель с бомбой в приемную Столыпина. Результат - двадцать семь убитых и тридцать два раненых человека. А у Нечаева, про которого я вам рассказывала, при обыске нашли "катехизис" для революционеров. Там было написано примерно следующее: "Революционер обречен, у него нет собственности и нет имени. Он презирает общественное мнение, нравственно для него то, что полезно для революции. У революционера одна цель - беспощадное разрушение ради великой цели! " Похоже на кодекс камикадзе, не правда ли? Кстати наш Ленин был его учеником, и многое у него почерпнул, но и сам пострадал от руки террориста или террористки.
-  К сожалению, Вики, ты совершенно права! - сказал Майкл.- Вот почему я - против революций, вот почему я - против войн вообще! Ты думаешь, за что меня преследуют? За походы против бедности? За борьбу за гражданские права, за права студентов, за равенство негров? Нет, Вики! Меня преследуют за то, что я выступаю против войны во Вьетнаме. Я писал статьи в газетах и журналах, я выступал на митингах! Я спрашивал: «Что мы делаем там, во Вьетнаме? Не выступаем ли мы там, как те же террористы? Конечно, всегда было так, одни народы завоевывали других, Франция завоевала полмира, Англия - полмира, Россия – огромные   территории. Мы завоевали Америку, согнав индейцев, то же самое сделали Испания и Португалия в Южной Америке. Потом кое - где начался обратный процесс - освободительные войны, колонии восстали против метрополий, у нас восставать уже некому , индейцев осталось мало. Но я всегда буду на стороне угнетенных, таково мое предназначение! И даже если меня опять бросят в тюрьму, я не смирюсь! Я  вижу мир по-другому и другие цели у меня. Но я не революционер и не террорист. Я пытаюсь достучаться до богатых и сильных мира сего. Но они меня не слышат, Вики! Они не хотят слушать, и что еще хуже, хотят заткнуть мне рот.

-  Ты выступаешь против военных капиталистов, Майкл, а это очень серьезно! Это заказы правительства! - возразил ему Тони.
- Да наша Калифорния просто разжирела от них! Эта война во Вьетнаме- просто позор! А в чем нас уверяют? Они говорят, что мы боремся против коммунизма, что, если мы его на остановим, то завтра китайский морфлот будет находиться в Лос - Анджелесе! И вы этому верите? Да мы боимся за наши морские базы в Восточной Азии, в Индокитае. Но самое главное - это богатства Вьетнама, это- молибден, вольфрам, олово, свинец, каучук и нефть! О, нефть, царица Нефть! А вы верите в угрозу коммунизма! И никого не волнуют сожженные рисовые вьетнамские поля, облитые химикатами леса, с которых опали все листья навсегда от наших дефолиантов, которые мы производим, кстати, на наших заводах, никого не волнуют тысячи погибших людей с той и другой стороны. Вот вам пример, как мы поступаем с землей и с людьми. Какое благоденствие может быть у земли и у людей после таких акций? И мы продолжаем делать оружие и выпускать химикаты, и продолжаем жечь, бомбить и убивать. Нам это выгодно? Нам это нужно? Тогда потом не ропщите, что революции и террор - это кровь! Я вас предупреждал! Но вы меня не слышали! Кто бы первым не начал, это нужно остановить! Я призываю менять мир путем ненасильственных действий, я - сторонник учения профессора Мартина Лютера Кинга. Богатые - поделитесь с бедными, сильные - протяните руку слабым! Не отгораживайтесь от народа за высокими заборами, и туда может залететь бомба! Будьте людьми, а не чванливыми, спесивыми особами! Чем вы гордитесь? Тем, что прибрали к своим рукам то, что Бог дал для всех? Пока вы это не поймете, революций и террора вам не избежать!

-  Браво, Майкл! - сказала Роза.
-  У меня мурашки по спине пробежали! - добавила Эжени.
-  Ты - серьезный парень, Майкл! - сказал Питер.
- Я горжусь тобой, Майкл!- заявила и Виктория.
-  Я в него влюбилась! – тихо сказала Роза Виктории.
-  А мной ты не гордишься? - спросил Вику Тони.
- Тебя я люблю!- сказала она ему на ухо.
-  У меня есть тост! - сказал тогда Тони. - Давайте выпьем за то, чтобы Майкла услышали, за то, чтобы мы смогли построить общество благоденствия земли и людей мирным путем, без революций, террора и войн! Неужели мы все еще не доросли до этого? Я начну это делать совсем скоро, я построю завод в Африке , дам людям работу, продукцию и социальную защиту. Я слышу тебя, Майкл! Давайте за это выпьем!
-  Будет ли так же поступать потом тот бизнесмен, в руки которого перейдет потом твой завод? - спросил Питер.
- Если нет, то он получит революцию! - ответил Майкл.


Рецензии