Афробит

Афробит — это жанр музыки (один из видов африканской популярной 

музыки) который сочетает в себе танцевальный гитарно-духовой стиль хайлайф с афроамериканскими жанрами — фанком и джазом. Для данного направления характерен инструментальный ансамбль, ритмичные произведения, импровизация и сильная политическая направленность лирики. Его родным отцом является мульти-инструменталист из Нигерии, музыкант группы Nigeria '70 Фела Кути, который создал этот жанр еще в шестидесятых и раскрутил в семидесятых. В начале 21 века сам термин афробит уже укореняется и распадается на ряд поджанров и смежных стилей — ганская музыка, хиплайф, афропоп и смешанный афробит с хайлайфом, фуджи, джуджу и хип-хопом. 

 

Хайлайф — производный жанр афробита, берет свои истоки из джазового звучания и западной музыки пальмового вина Сьерра-Леоне, состоящий по своей структуре из дикой смеси танцевальных стилей англо-саксонской Западной Африки и сплава туземных ритмов в комбинации с джазом. Делится на два вида форм исполнения: на гитарные ансамбли с медно-духовой секцией, в которых преобладает джазовые ритмы и на исполнителей с гитарным звучанием из аграрных районов. Самоопределение появилось в начале двадцатого века на стычке 1920-1930 годов, когда из Европы перекочевал стиль "высокой жизни". 

Сам жанр возник как детище европейского и африканского слияния музыкальных ритмов с атмосферой локального колорита, предками которого были разные духовые ансамбли, ударные оркестры и музыканты из ветки волны пальмового вина (пам-уаин). 

Во время второй мировой войны под гипнозом свинга формируется классический хайлайф, а в 1957 году, когда Гана стала независимой (колыбель жанра), правительство активно поощряет и финансирует африканские ансамбли, и не зря. В начале 1960 года появляется трубач Эммануэль Тетти Менса с группой The Tempos, позже он выступает в качестве сольного музыканта. Значимой фигурой в группе The Tempos также являлся барабанщик-виртуоз Гай Уоррен. Вслед за этим музыканты пальмового вина преобразуются в гитарные ансамбли с ключевым виртуозом E. K. Nyame. Далее хайлайф завоевывает Нигерию и рождает таких исполнителей как: Бобби Бенсон, Рекс Лосон, Виктор Олейя. 

Стоит упомянуть Нана Ампаду с группой African Brothers, A. B. Crentsil, Ramblers International, Professional Uhuru Dance Band. 

Однако на пике популярности происходит спад из-за культурного влияния музыки конголезского разлива и военного переворота 

в Гане 1966 года. В итоге — это самые яркие бойцы жанра эмигрируют в США, Европу и соседние государства, где развивались и жили в достатке до конца своей жизни. В 1970-х годах все больше доминирует афроамериканская музыка, под ее влиянием появляется Osibisa – одна из первых африканских рок-групп, которая добилась международного признания и первой создала направление афро-рока (комбинация классического рока, соула и хайлайфа), и на волне всего этого музыкального эксперимента выходят из тени андеграунда афро-рок, афро-бит и афро-фанк, порождая Ashanti Brothers, City Boys, Magic Aliens и Boombaya. 

К концу 1970-х годов идет рост иностранной музыки и сильный экономический застой Ганы, но, несмотря на это производство хайлайфа идет стабильно. Жанр не исчезает, популярными исполнителями 1980-x годов можно назвать Hi-Life International, Папа Лумба, Jon K, Dade Krama, Orchestra Jazira и Бен Брако. 

 

Игбо-хайлайф — поджанр классического хайлайфа и традиционной музыки игбо, появился в 1950 году на территории юго-восточной Нигерии. Концепция жанра — гитарные партии в комбинации с духовым и вокальным звучанием, лирика исполняется на игбо со вставками пиджина. Самый яркий представитель — это Чиф Стивен Осита Осадебе (более сорок лет на сцене), открыватель данного стиля, самый известный хит "Osondi Owendi" 1984 года, который принес ему известность в мире. Еще песенник-гитарист Оливер Де Кок считается «одним из лидеров новаторов современной популярной музыки игбо»Его хиты "Biri Ka Mbiri", "Ana Enwe Obodo Enwe", "Nnukwu Mmanwu" и "Identity. 

В наши дни тоже есть успешные исполнители игбо — это Flavour N'abania, J Мартинс, Bracket и Wizboyy. Благодаря расширению музыкальных барьеров и диапазона звучания, они получили успех и признание не только у себя на родине в Западной Африке, но и в других странах. Пример: музыкальный прорыв альбома Uplifted (2010) певца Чинеду Околи (он же Flavour N'abania), который просто фонтанирует слиянием хип-хопа, ритм-н-блюза, техно, регги, дэнсхолла и калипсо, также альбом имел денежную прибыль, что значило хорошую коммерческую перспективу в мире, а сам Чинеду Околи стал очень популярным музыкантом с африканского континента. С ростом популяризации игбо возникло течение MC-игбо яркими исполнителями которого являются Mr Raw, Slow Dogg, MC Loph и 2Shotz. Дебютный альбом No Guts No Glory (2014) игбо-рэпера Фино, при создании которого участвовал Чинеду Околи, получил хорошую критику. В результате чего, No Guts No Glory получил номинацию лучшего рэп-альбома и награду City People Entertainment Awards. 

 

Другой исполнитель из Нигерии Виктор Увайфо открыл поджанр джороми. 

 

А в Германии был создан новый поджанр буге-хайлаф ганскими беженцами в 80-х годах 20 века, сей новаторское творение характеризует собой синтезаторскую аранжировку и партии драм-машин, при этом чувствуется преобладание фанка и диско. Основатели данного поджанра Пэт Томас, Боб Фишиан, Чарльз Амоа, Джордж Дарко и McGod. 

 

В конце 20 века возникает хиплайф — симбиоз традиционной школы хип-хопа и традиционной африканской музыки. Отец этого детища – MC Реджи Рокстон (Рокстоун) западно-африканского происхождения из США. Вслед за этим появляется реглайф — гибрид рагга и регги с хайлафом, известными представителями которого стали Рокки Доуни и Batman.


Рецензии