Голос-Высоцкий

               
                « Звенят
                другие – я хриплю слова»               
               
                (В.С.Высоцкий) 
      
     Заполярная весна – самое коварное время года, то яркое солнце, а то внезап-но снежный заряд прилетит. Полярная полугодовая ночь забирает все силы, а до отпуска еще далеко. Как- то доплелась я до дома и мысль только одна: сейчас зашторю окна и спать. И как всегда некстати зазвонил телефон, из трубки загре-мело :   «… Чуть пом-м-медленнее кони, чуть пом-м-медленнее,               
            Вы тугую не слушайте плеть».               
     Это мой знакомый порадовал меня:               
         - На пару часов дали запись новой песни послушать, приезжай.               
     Знал недобрый человек, чем меня можно из дома выгнать. Подскочила, быст-ренько побежала к троллейбусной остановке и вот слушаю «Коней привередливых». Обратно домой я шла пешком в гору остановок и никакой сезонной хандры и усталости. Эти знаменитые певучие согласные и хлесткая «Плеть», все так неистово и так реально, что задыхаешься вместе с ним, который стоит на краю.          
     Это Владимир Семенович Высоцкий, которому 25 января 2018 года исполнилось бы 80 лет.  Невозможно представить его стариком, невозможно! Мы – люди одного поколения, жили в послевоенных коммуналках, учились по одним учебникам, смотрели одни фильмы, спектакли, водили нас в разные музеи – вроде все одинаково должно быть. Слава богу, нам повезло, что и среди нас родились избранные: смелые и буйные, за которыми не страшно.               
      Мы в Ленинграде не видели его, не знали подробности его жизни как москвичи, но что касается песен скорость передачи информации была  молниеносной и  Высоцкого  слушали почти  одновременно с ними. Сейчас много пишут «каким он парнем был» внешне неприметным, не Бельмондо ( кто сейчас помнит французского актера), плохо одетым запомнила его Марина Влади , ей из Парижа видней было, а у нас вся страна так одевалась. Короче, пройдет он мимо и никто не обратит внимания на жутко застенчивого молодого человека, который иногда уходил «в себя», а  друзья называли такое состояние – «Человек занят»,  что означало - ночью или утром появится новая песня. Первые его полублатные песни и те что приписывали ему, записанные на почти  стертых лентах катушечных магнитофонов, мне не очень нравились, правда, автор их называл дворовыми или городскими. Я их плохо помню, кроме «Нинки», которую стеснялась дослушать до конца, потому что там были неприличные намеки: « а мне плевать, мне очень хочется». Шуточные физкультурно-спортивные тоже не впечатляли, хотя развлекали.               
       Это была пора в нашей стране, которую потом назовут Оттепелью. Б.Окуд-жава,  Ю.Визбор,  А. Городницкий,  Ю.Кукин и много-много других романтичных и лиричных вышли на улицу, в залы , в дома. И среди «туманов, лыж, которые у печки стояли», загремел  захрипел голос Владимира Высоцкого.  В 1964 (?)году в Ленинград по приглашению, наверное,  ученого сообщества приехал Высоцкий. Как положено партийные органы зала не дали, поэтоиу по обычаям того времени были организованы  «квартирники». На один из них я бы могла попасть, но не пошла по семейным обстоятельствам, о чем сожалею. Где та Семья? а была бы живая память В 1967 году на гастроли в Ленинград приехал театр на Таганке, естественно, билетов в театральных кассах не было и проскочить мимо конной милиции тоже я как-то не захотела. И в Москве, куда я регулярно ездила в 70-е годы не могла посмотреть спектакли с Высоцким, хотя даже в Большом удалось увидеть без удовольствия балет– у нас в Мариинке танцуют  лучше. К чему это я? К  тому, что, к сожалению, живого Владимира В. я не видела.      
    Но киноработы В.С. знаю почти все. Хорошо, что первые эпизодические неловкие  роли никак не ассоциировались с исполнителем всеми известных песен. В  первой  роли  шофера Софрона  в фильме « Карьера  Димы Горина»  рядом с  красавицей  Татьяной Конюховой  и знаменитым А.  Демьяненко  Владимир выглядел очень слабенько.  Трудно представить, что болтливый белоголовый ( крашеный) колхозник Пчелка  из «Стряпухи» запел  бы мощным голосом - это было бы слишком и поэтому за него пел тенор, что еще хуже - народ в зале передергивался. И, наконец, кинофильм «Вертикаль» в 1967 году, кто помнит, о чем он.. но все наизусть помнят Песни в авторском исполнении. Режиссер Ст. Говорухин дал ему совсем небольшую роль, скрыл недостатки лица артиста бородой и миллионы почитателей увидели автора песен и порадовались, какой же он симпатичный.
                «…В суету городов и в потоки машин
                Возвращаемся мы – просто некуда деться!...»
      В эти годы я уже знала, что такой полевой сезон, как там интересно, остро.
Каждый раз новое место, вокруг много замечательных, умных и красивых людей, а в городе – пресно, обыденно. Я знаю человека, который в экспедиции был стройный, красивый, как бог, а в городе – пиджачочек не «сидел», очечки нескладные и нет героя до следующего сезона. Когда слушаешь песни Высоцкого о горах, то вспоминаешь этих людей и чувствуешь самую чуточку причастности к этому делу. О них написана песня:
                «…И можно свернуть, обрыв обогнуть,
                - но мы выбираем трудный путь,
                Опасный как военная тропа.» 
      Для меня первая пронзительная роль Высоцкого – это поручик Брусенцов из фильма «Два товарища». Там В.В. встал рядом с Быковым, Янковским на равных. Можно забыть многое из этой киноленты, но … перед глазами стоит смертельно уставший белый офицер, которому до Свободы осталось пять минут, но он стре-ляется на борту судна, увидев мечущегося по пристани верного коня «Абрека», которого никак нельзя было взять с собой на палубу корабля. Он не может предать боевого друга. Уже мертвый поручик падает в воду и «Абрек» плывет вслед за уходящим кораблем. У-у-у-х.
      Я узнала, что лошади в морскую воду добровольно не идут, только за другом. Кем же стал актер Высоцкий  для этого «Абрека» в жизни, если он бросился с пристани за ним. Для меня киноактер Высоцкий начался отсюда с 1968 года, как и симпатия к белогвардейским офицерам – людям долга, чести и достоинства. Чем дальше во времени отодвигается Высоцкий, тем больше я убеждаюсь в его та-
ланте киноактера. В те времена волей – не волей, а бард яркий, буйный с его соб-
ственной судьбой был ярче героев на экране. Только относительно недавно, пе-ресматривая фильмы с его участием, я отделила Фон Корена из кинофильма «Плохой – хороший человек» (реж.И.Хейфец) от певца. О телесериале «Место
встречи изменить нельзя», который показывали сотни раз по телевизору и гово-рить  нЕчего, Жеглов стал почти родственником для россиян. Фразы из фильма
 растащили на цитаты: «Вор-р-р  должен сидеть в тюрьме». К своей киношной
Славе он шел медленно и за двадцать лет сыграл 17 ролей и из них большинство
эпизодические, но в 24 фильмах прозвучали его песни в авторском исполнении.
Оценило родное государство уникального артиста через 7 лет после его ухода,
Удостоило его званием Лауреата Государственной премии СССР (посмертно).
       И вот его не стало. Не было тогда не нынешнего телевидения, Малаховых и прочих, никто не рассказывал «сплетен в виде версий» миллионам телезрителей.
       В конце июля 1980 года я приехала с югов- отпусков домой, как обычно «не
пить, ни есть – дай телевизор посмотреть». По местному каналу объявили, что умер В.С.Высоцкий. Сразу подумала: надо ехать в Москву. Стоп! Милицейские
заграждение без пропусков не пустят в Москву. Олимпиада, праздник в стране, а тут опять проблема с Высоцким. Все-таки боялись народа, который хлынул на его похороны. Много позже ( все-таки очень плохо, что Интернета не было) появились фото и кадры киносъемок с печальной процедуры. Посредине площади перед театром стоит одинокий гроб и собравшийся народ в кольце милиционеров в белой, парадной форме. Кто-то сфотографировал с крыши «Таганки» бесконечную,  дисциплированную  очередь из желающих проститься с Народным  Поэтом.
        Не сразу появились телепрограммы «Память Высоцкого», но сюжет из
первых программ я запомнила хорошо. Сидят несколько человек «не пойми чего», очевидно, что они еще пока не сориентировались, как нужно правильно говорить. Смысл их выступления был такой. Композитор Высоцкий – никакой, гитарист – вообще: три аккорда, артист – средненький,;  может быть, с сомнением в голосе, задали сами себе вопрос – он поэт хороший ? но его же не приняли в Союз Писателей  СССР. И вообще, денежки любил, давал по несколько концертов в день, катался на Мереседесах и по заграницам, женат на иностранке… Короче, по их словам получалось, не о чем говорить…               
        Ну, бог с ними убогими. Концерты, спектакли  съемки в кино. написаны сотни текстов к песням все это за короткую творческую жизнь. Как мог написать глу-боко сухопутный человек о подводниках …               

«Спасите наши души!                Мы бредим от удушья,                Спасите наши души!                Спешите к нам».               

         Как артистическая натура он влезал внутрь рассказа нового знакомого. Он писал так, что каждый думал- это я это обо мне.                «…Другие – знали, ведали и прочее,-                Но все они на взлете, в нужный год-                Отплавали, отпели, отпророчили..                Я не успел- я прозевал свой взлет!»               

            Без всякого сомнения соглашаешься:                «Я не люблю себя, когда я трушу.                Досадно мне когда невинных бьют.                Я не люблю, когда мне лезут в душу,                Тем более -когда в нее плюют..»               

       Он обещал вернуться:  «… Я, конечно, вернусь –в друзьях и мечтах,» но тут можно ответить его же словами:                «.. Возвращаются все- кроме лучших друзей...                Возвращаются все –кроме тех, кто нужней..»
      
          Конечно, я была на Ваганьковском кладбище, когда поставили на его могиле памятник.
      На вокзалах в Москве громогласные организаторы экскурсий зазывали народ посмотреть на могилу Высоцкого. Бизнес. Могила прямо у входа, как то суетливо, тесно - тесно не по- Высоцки. Памятник, может быть и хороший, но в таком месте выглядит  как-то обидно. Предложение Марины Влади мне больше нравится, она предлагала  поставить метеорит, упавший в самом центре Сибири. Это было бы точнее.
       На Земле его не забывали. Каждый год в день его рождения поминают гром-
кими мероприятиями. Издают книги-воспоминания о народном любимце – кто
во что горазд.  Почему то не к месту вспоминается факт, когда кто-то догадался подсчитать, сколько человек несли вместе с Лениным бревно в Кремли, то запута-
лись считать сотни соучастников.  Уж больно много появляется друзей у великих после  их смерти. Никита его сынок организовал мероприятие: «Своя колея», где в промежутках между награждениями поют песни Владимира Высоцкого. Первую годовщину отметили ужасающе, все исполнители орали и хрипели, подражая В.В. так, что было стыдно слушать. Но потом вроде стало налаживаться. Но лучшим исполнителем его песен все-таки я считаю Г. Лепса.  Здесь все собралось воедино и уважение к автору, а значит корректное и талантливое исполнение прекрасно аранжированных песен.               
     Ну и, наконец, круг замкнулся, хотел играть в кино В.В. и он появился на экране в исполнении знаменитого актера. Никита Высоцкий написал сценарий, а Высоцкого сыграл… долго держали авторы  фильма интригу- кто же сыграет Поэта и Певца? Устроили «цирк» вокруг кинофильма  «Спасибо, что живой» о клинической смерти Владимира Семеновича на гастролях в 1979 году, ровно  день в день, за  год до его смерти. Кроме серости сценариста, всеядности Безрукова  и нечистоплотности организаторов этого постыдного действия я ничего не увидела. Марина Влади назвала: « такой фильм – чудовищной мерзостью». Ей виднее…  Утешает то, что астрономы Крымской обсерватории открыли новую планету между орбитами Марса и Юпитера и назвали ее ВЛАДВЫСОЦКИЙ.
               


Рецензии