Семинар. Занятие 8

20.01.18г.  ОПИСАНИЯ  (ответы участников)


АЛИСА


*     Часть 1

Красный: алый (галстук), багряный (закат, лес), пламенеющий (край неба), полыхающий (огонь), обжигающий (жар), кровавый (отблеск), огненный (шар), закатный (след), воспалённый (рубец, веки), раздражённый (кожа), кроваво-красный (губы), цвета свежего мяса, рожистый (воспаление), красивый (устар. «не красна изба углами, а красна пирогами»), кумачовый (флаг)

Добрый: благожелательный (отклик), отзывчивый (приятель), заботливый (сын), доброжелательный (сосед), славный (мальчишка), ласковый (телёнок), отеческий (взгляд), приветливый (господин), душевный (человек), милосердный (отношение), сердечный (привет)

Бледный:  палевый (цвет),  безжизненный (взгляд), бесцветный (голос), мертвенный (отсвет), белый (шум, пух, снег, облака), белоснежный (покрывало, поле), потерявший краски (лицо), обесцвеченный (волос), невыразительный (жест), неинтересный (рассказ), белёный (потолок), скучный (герой), плоский (персонаж)

Каменный: прочный (фундамент), твёрдый (характер), жёсткий (отношение), надёжный (друг, плечо), несгибаемый (воля, дух), твердокаменный (начальник), монолитный (дом), незыблемый (устав, правило), устойчивый (характер), стойкий (солдатик), твердолобый (чиновник), монументальный (памятник), непробиваемый (аргумент)

Деревенский: сельский (магазин), от сохи (мужик), валенок (пренебреж), сельпо (пренебреж), простоватый (народец),  простой как грабли (парень), пасторальный (пейзаж), крестьянский (быт), лапоть (пренебреж), лапотный (люд), простолюдин, простолюдный Ванька (выражение)

Собачий: сучий (потрох), невезучий (пацан), лютый (зной), злобный (кобель), звериный (рык),  озлоблённый (подросток), кусачий (мороз), цепной (пёс),  сторожевой (пост), жалкий (участь), бешеный (нрав), бульдожий (подбородок, хватка),  кобелиный (суть),  жестокий (холод),  несладкий (жизнь), горестный (судьба), преданный (взгляд), грозный (лай)


*     Часть 2


Лёгкий-тяжёлый (человек)

Возраст старухи определить было трудно, тощая и юркая, она обычно быстро семенила по улице всегда с тонкими, в ниточку поджатыми, губами и осуждающим выражением лица, и сканировала пространство острыми прищуренными глазками; глазки эти, как буравчики, пронзали любого встреченного насквозь; пронзённый убыстрял шаги и старался побыстрее убраться прочь, но непроизвольно оглядывался, плевал через левое плечо и крестился.  Старуха жила одна, ни с кем не дружила, давно переругавшись со всеми соседями, но очень тяготела к скоплению народа, и там, где она объявлялась, назревал скандал.

Лицо у отца было худое, цвета дубленной коричневой кожи, с глубокими, точно прорезанными, морщинами на щеках, и  на этом тёмном аскетичном лице, выделялись небольшие, яркие, незабудковые глаза,  с неизменной детской радостью взиравшие на мир. Нас, детей, он никогда не наказывал, а, если это случалось делать матери, убегал из дома. Грибник он был знатный,  что было спасением в то голодное время, но всякого, кто попадался ему в лесу, тащил домой: - Накрывай, мать, на стол, человека в лесу встретил, хороший человек, покормить надо.


*     Часть 3


 3. Герой.

 Ворчун был повыше других братьев, но так же коренаст и крепок, с широкой выпуклой грудью и огромными руками, тяжело свисавшими по обе стороны тела. Обычно хмурый и насупленный, он единственный, кто ни разу не улыбнулся Белоснежке, но пристрастно и недоверчиво выведывал, откуда она взялась, с недовольной и брезгливой гримасой. Тем удивительнее было потом, позже,  когда из под нависшего лба, откуда-то из глубоко упрятанных глаз,  в неё вдруг брызгало нежным серо-голубым, и тут же скрывалось, словно почудилось.

(Мммм…  В скобках лишнее, но убрать не могу, нарушается целостность повествования, что мне ужасно мешает. Извините.

Но это потом, а сначала всё было очень плохо. И даже хуже. Потому что Белоснежка разбила его чашку. Меньше всего ей хотелось разбить именно эту чашку, невозможно странную, из тонкого фарфора, с голубовато-лиловыми перламутровыми стенками, края которых изгибались волнами, к ней прилагалось блюдце таго же цвета, с такими же волнистыми краями.  Чашка никак не подходила Ворчуну, к его огромным ладоням и толстым пальцам, да и жидкости в неё помещалось на два его глотка. Пользовался он, как успела заметить Белоснежка, редко, чаще просто гладил в ладонях, после чего бережно ставил на полку, а пил из другой, побольше и попроще. Чашка вообще не подходила этому )

   1. Место.

…крепкому, но простому бревенчатому дому, с низкими потолками, струганным полом, подслеповатыми окнами и деревянной самодельной мебелью. Дому,  надёжно упрятанному в глухом, едва проходимом лесу, найти его мог только тот, кто точно знал куда идёт. 

Не сочеталась и со всей прочей кухонной утварью, чугунными котлами и сковородами, металлическими или деревянными мисками, деревянными ложками, да и вообще со всем, что было вокруг. И вот эту чашка Белоснежка и разбила,

   2. Время.

… на третий день своего пребывания, ранним утром. Утро было совсем ранним: звёзды ещё не очистили тёмно-синее небо, ещё перемигивались там и сям, а лес вокруг стоял чёрный и неуютный. Белоснежка не привыкла вставать так рано и ходила по кухне полусонная, натыкалась на предметы. Дикая сумасшедшая птица внезапно начала утреннюю распевку, от её хриплого голоса Белоснежка вздрогнула и беспокойно оглянулась на окно.  Чашка и выскользнула у неё из рук.

  4. Действие героя

Дальше Белоснежка помнила не всё. В кухню влетел Ворчун, охнул, грузно присел, потрогал  черепки и, кажется, застонал.  Потом начал кричать на неё, наступать и обзывать криворукой недотёпой и белоручкой, глаза его сверкали, казалось, в них застыли слёзы… или льдинки, голос скрежетал, огромные кулаки сжались так, что костяшки побелели, он весь покраснел и будто раздувался на глазах. Прибежали остальные братья, стали увещевать, обступили Белоснежку, укрыли её от Ворчуна.

- Попомните моё слово – натерпимся мы ещё с ней, - резко сказал тот и вышел.

Прописанные 4 пункта (плюс то, что туда не входит, то есть, лишнее) относятся к экспозиции и завязке. Экспозиция – пункты 1 (частично, а именно – первый абзац) и 3. Завязка – всё, где говорится о разбитой чашке (уронила кошка на пол чашку белую - фарфор. (с))))


*    Часть 4

«Лиза» (в кавычках авторский текст).
«Лиза принялась изучать местные окрестности и однажды набрела на старый заброшенный колодец», сруб его почернел и покосился, брёвна потрескались.  «Заглянуть в колодец она не решилась», будто какая сила остановила её: подожди, ещё не время. Но и уйти оказалось не просто, лес стал кружить её, и водить, и запутывать, и всякий раз она выходила  опять туда же, к тому же колодцу, словно его (леса) целью было дать рассмотреть колодец со всех сторон, притерпеться к нему, привыкнуть, словно его (леса) желанием было протянуть от неё к колодцу и от колодца к ней невидимые нити, связать их крепкими верёвками, опутать плотными сетями,  приковать незаметными, но прочными цепями. А потом вдруг раз – и отпустил. Несколько дней после этого Лиза остерегалась уходить далеко от дома. А странный колодец не давал покоя, он стал являться ей в снах то с одного, то с другого ракурса. «Прошла неделя», и, стоило Лизе чуть-чуть углубиться в лес, как «колодец вновь встал на её пути». Со своим перекошенным срубом и щелястыми брёвнами.

И с этого времени куда бы она не пошла, ноги приводила к её колодцу. Она старалась обходить его стороной, и уже стало казаться, что он не выпускает её из виду, следит за ней и всё притягивает и притягивает. Раз за разом возвращаясь, Лиза стала замечать, что место здесь особенное, деревья – сплошь ели – стоят крепкие, ровным зубчатым забором, одной высоты, цвет их как будто темнее, чем в остальном лесу, трава исчезает вовсе примерно в метре от колодца, воздух становится как будто плотнее, звуки как будто глуше, да что глуше – их вовсе не слышно, ветер по верхушкам не гуляет, птиц не слышно, капли дождя не долетают, и тишина такая, что уши закладывает. И кто-то смотрит. Всё время смотрит.  Лизины круги вокруг колодца становились всё уже и уже, однажды она подошла совсем близко,  увидела зелёную слизь на стенках внутри колодца, и отпрянула. А чёрный раззявленный рот колодца всё манил и притягивал,  и опутывал, и обездвиживал, и завладевал её сознанием и волей, и чувствами-предчувствиями, расплывчатыми и полусонными,  и теперь ей стало казаться, что  стоит лишь заглянуть туда, как всё прояснится, и лес этот дикий, и избушка деревянная, и гномы, невесть откуда взявшиеся, и колодец этот, да-да, колодец – это разгадка ко всему, стоит лишь заглянуть в его тягучую черноту, и обязательно поймёшь, где-то там, спинным мозгом что ли, или шестым чувством, какими-то неведомыми тебе рецепторами, и вгрызёшься, и проникнешься, и впитаешь что-то важное, и всё разложится по полочкам, и… «Лиза заглянула. Колодец был мелок, со дна смотрело на неё уродливое лицо. Она не помнила, как добралась домой.»


ВИКА

*   Часть 3 (ОТ КАТЕРИНЫ)

Здравствуйте, профессор. Как-то отдельными предложениями высылать задание не хочется. В скобках в тексте от Катерины мои дополнения. Вот именно так я бы вставила  небольшие вкрапления:

Действия героя – Ворчун, который брюзжит, выговаривает, подходит, пытается найти, перебирает чашки, выбирает, говорит, подставляет  -  глаголы.  - Экспозиция, чтобы в расстановке героев наметился лидер в семёрке братьев.

Место действия – шахта, в которой работают гномы, хотя основное действие – поиск Белоснежки, но и место действия братьев хотелось бы показать читателю.  – Основное действие.

Место действия и действия гномов в селении, где раньше жила Белоснежка. – Основное действие.

Время действия – поздно вечером, когда гномы возвращаются с работы. Центральная сцена основного действия сказки, после чего действие разворачивается более напряжённо.

Описание героя – Соня, несущий шлейф от свадебной фаты – Финал, чтобы выделить одного из семи героев.


Семь гномов приютили у себя Белоснежку, но не всем гномам это нравится. Ворчун недоволен. (Он постоянно брюзжит, выговаривает  Белоснежке , что без неё они жили лучше – все вещи лежали на привычных местах, никто не ругал за грязные руки и немытую посуду. Ворчун подходит к посудному шкафчику и пытается найти среди аккуратно расставленных и чисто вымытых чашек свою.

-  А какого цвета была твоя чашка? – спрашивает Белоснежка.

- Грязного, пыльно- чёрного, - веселится Весельчак.

Ворчун перебирает чашки и выбирает самую большую и яркую:

- Эта точно моя. С щербинкой, - говорит он и подставляет чашку Белоснежке, чтобы она  положила в неё вкусную кашу.)


Однажды Белоснежка нечаянно разбила его любимую чашку, и тот закатил скандал. Белоснежка понимает, что вносит раздор в дружную кампанию. Как только гномы уходят на работу, она пишет записку, в которой благодарит их за гостеприимство и уходит куда глаза глядят.

Начинается ливень, гроза. Белоснежка прячется под высокое дерево. В него попадает молния, девушка теряет сознание.

(Поздно вечером, когда солнце спряталось за самую высокую гору шахты, в которой работали братья-гномы, а в самой шахте стало так темно, сыро и небезопасно, гномы, аукаясь, наперегонки выбрались на поверхность. Свежий воздух и прохлада от деревьев, трав и цветов, остро пахнущих под вечер, опьянили уставших работников, окутали негой и благоуханием, земною благодатью.)

Гномы возвращаются домой, читают записку и бросаются на поиски. Находит Белоснежку Ворчун. Белоснежка приходит в себя. Но оказывается, что она – ослепла.

В своей заветной книжке гномы находят рецепт целебного зелья, в который входит отвар волшебных трав и слеза того, кто её любит больше жизни. Волшебная трава находится, а слезы гномов не помогают.

Тогда гномы отправляются в селение, где Белоснежка жила раньше.  (Небольшое селение с кривыми улочками, маленькими, вросшими в землю домишками, неухоженными палисадниками  встретило гномов  необыкновенной тишиной. Ни гостеприимно открытой калитки, ни любопытно выглядывающего из-за забора лица, ни деревенских ребятишек, играющих прямо в пыли, на дороге. Даже собак не было слышно. Гномы толпой пробежали по улочке, оглядываясь и толкая друг друга, и вдруг очутились на довольно широкой и ровной дороге.)

 По дороге встречают парня, который занят поисками Белоснежки. От него гномы узнают, что влюбленные поссорилась из-за навета злой мачехи. Добившись своего, чертовка выгнала девушку из дома, чтобы не делиться наследством после умершего отца Белоснежки. Гномы завязывают ему глаза и ведут к своему жилищу. Он видит Белоснежку, роняет слезу. Гномы готовят зелье, протирают ей глаза. Она прозревает и в прямом и в переносном смысле - слеза доказывает, что жених был невиновен.
Послесловие. Белоснежка и её жених женятся. К алтарю Белоснежку ведут 7 гномов.

 (Самый младший из братьев – Соня, уморительно важный и гордый.  Ему отвели почётное место в свадебном кортеже.  Он бережно несёт маленькими ручками, одетыми в белые перчатки, прозрачный шлейф фаты Белоснежки. На Соне особый наряд: камзол серебристо-алого цвета, ярко-бордовые штанишки из дорогой парчи,  заправленные в крошечные кожаные сапожки  с чуть загнутыми носочками.  На голове - чудесная шляпа с перьями и алым цветком.)


*    Часть 4 (ОТ ИРИНЫ «Лиза»)

Неожиданное исчезновение нормального мира Лиза ощутила не сразу. То, что мир другой, становилось ясно при взгляде на странных хозяев её временного, как она надеялась, жилища: они были гномами. Числом семь, как в сказке. Отойдя от шока, обе стороны познакомились: она их стала называть по номерам, они её почему-то Белкой. Лиза, она же Белка, принялась изучать местные окрестности и однажды набрела на заброшенный колодец, заглянуть не решилась.

Прошла неделя, на пути вновь возникает странный колодец. В какую бы сторону она не направилась – ноги приводят в одно и то же место.

(Всё здесь менялось на глазах. Рисовались сюрреалистические картинки, вызывая у Лизы галлюцинации и учащённое дыхание до обморока.

Два дерева ожили, протянули ветки-руки и закружились в танце. Звуки чудной мелодии подхватили, унесли в сумерки сиреневого цвета, которые сгущались и превратились в оранжевые, а потом в пунцовые облака.  Облака, тёплые, воздушные, вдруг вытянулись в мрачную тучу. Из тучи полились потоки воды, превращаясь в снежные хлопья.  Клочками и охапками вывалились они на съёжившуюся траву и оглохший мир.

 В воздухе запахло стылой сыростью, затем арбузами и, наконец, апельсинами. Весёлые оранжевые апельсины выросли на берёзах, липах и дубах. Снег клоками повис на деревьях. Апельсины скукожились и осыпались крупными градинами на цветы.  В секунду беспросветная мгла окутала пространство. Но тут же на небе появились крупные звёзды. Выскочил яркий серп месяца и высветил поляну с притихшими деревьями, градинами апельсинов.  Обмершие цветы, прислушивались к ветру, который завыл, заплакал тоскливо. Вдруг та же чудная музыка полилась откуда-то сверху. Музыка заполнила пространство, отгоняя наваждение, убаюкивала, завораживала, звала...

Под одним из деревьев забил фонтан с ключевой водой, прозрачный, праздничный. Он растёкся по поляне озером. В его глубине колыхались травы, цветы, какие-то странные зверушки, которые пытались выбраться из воды. Лизе хотелось помочь им… Она прикрыла глаза, а когда открыла их, увидела обычную лесную поляну.)

 Вика


ГЛАША

*     Часть 1

КРАСНЫЙ – алый, багряный, червонный, червлёный, пурпурный, багровый, пунцовый, малиновый, румяный, рдяный, кровавый, кумачовый, карминный, карминовый, киноварный, рубиновый, гранатовый, мареновый, прекрасный, красивый, коралловый.

ДОБРЫЙ – благой, добродетельный, добродушный, сердечный, душевный, жалостливый, человечный, душевный, отзывчивый, милосердный, ласковый, добряк, хороший, стоящий, приветливый, участливый, мягкосердечный.

БЛЕДНЫЙ – неяркий, неясный, бескровный, бесцветный, анемичный, пастозный, светлый, матовый

КАМЕННЫЙ – неподвижный, безжизненный, недвижимый, безжалостный, черствый, загрубелый, жестокий, жесткий, застывший, бессердечный.

ДЕРЕВЕНСКИЙ – сельский, пасторальный, не городской.

СОБАЧИЙ – псовый, псиный, пёсий, злобный, страшный, сердитый, грозный, мрачный.


*     Часть 2

Каменная, застывшая, безжизненная статуя выглядела мрачно.

Аморфное, мягкое, подвижное желе выглядело аппетитно.


*     Часть 3

Место действия:

Лес, в том месте, куда забрела Белоснежка, оказался настоящей чащобой. Вокруг девушки высились толстые, покрытые мхом стволы многолетних деревьев. Их кроны сплетались ветвями, не пропуская солнечного света. Трава под ногами казалась бурой, пожухлой, покрытой налётом ржавого железа. Стволы уходили ввысь, лежали сломанными на земле или наклонившимися до словно в поклоне.

Время действия:

Белоснежка точно знала, что ушла от гнома утром, когда солнышко только поднималось на небо. Но плотная крона и потемневшее небо в редких прогалинах, заставляли сомневаться: темно было, как в сумерках.

Описание героя:

Кусты и сучья изорвали Белоснежке платье, лохмотья, дыры покрыли юбку, а царапины и синяки - руки и лицо девушки. Она перемазалась зеленью мха и пылью с ветвей, волосы выбились большими прядями из причёски и больше походили на лохмы старухи.

Действие героя:

Белоснежка, почувствовав капли дождя, укрылась под раскидистым деревом, прижавшись спиной к стволу, покрытому мягким мхом, закрыла глаза и стала вспоминать маму и отца.


*    Часть 4

«Через месяц Саша везёт девушку к своим родителям». Ирина.

Прошёл месяц и Саша познакомил Милу с родителями. Такое всегда у молодой пары вызывает волнение, впрочем, как и у старшего поколения. Мама постаралась на славу. Стол она накрыла белоснежной скатертью, достала сервиз, пылившийся в серванте и хрустальные салатницы. Запечённый судак с начинкой из квашеной капусты, занимал центр стола, его обрамляли салаты разные по цвету и составу. Отбивные, запечённая кусочками курица, ветчина и буженина манили ароматом. Саша уже и не помнил, как это здорово сидеть за таким столом и вести ни к чему не обязывающие разговоры о погоде, моде, новостях в мире бомонда. Он насытился, откинулся на спинку стула и блаженно расслабился, слегка прикрыв глаза. Его начал смаривать сон. Мила же наоборот, чувствовала прилив сил, ей хотелось что-то делать, куда-то бежать. Ей очень понравилась мама Саши, рано поседевшая, приятной наружности женщина. Глаза у хозяйки светились добротой и лучились морщинками радости и приветливости. Мила уже полюбила маму Саши. Отца же она побаивалась. Он больше молчал и слушал. Лихо пользовался ножом и салфеткой, не путался в вилках. И улыбнулся лишь раз, когда Мила догадалась, вернее вспомнила к чему на столе двурогая вилка. Этим она и расположила к себе отца Саши. Оказалась, что отец хорошо играет на аккордеоне, и все вместе с Милой долго пели песни, вспоминая и вспоминая забытое.


ИРИНА


*     Часть 1

Добрый – щедрый человек, не скупой рыцарь, отдающий охотно продавец, самаритянин.
Красный – пунцовые щёки, кумачовое полотнище, рдеющее знамя, румяное яблоко.
Бледный – недопроявленная фотография, блёклый цвет, невзрачная внешность.
Каменный – окаменевший артефакт, твёрдый парапет, прочная кладка, невозмутимость истукана.
Деревенский – сельский дом, загородная недвижимость, бабушкин сарафан
Собачий – бездомный пёс, дворовая собака, сучий характер, псовая охота


*     Часть 2

Тёплый

А) Семён Львович гордился своей королевской пунктуальностью, пугая сотрудников начальственным басом, разнося в пух и прах опаздывавших, не входя ни в чьи обстоятельства. От него исходило ледяное равнодушие к чужим бедам, к болезням и свадьбам. Айсберг, говорили про него подчинённые, поёживаясь, будто произнесённое имя открывало дверь на улицу, неся явно ощутимый холод.

Б) Маринка бежала домой после уроков: бабушка обещала приехать, любимая, ласковая, бесконечно родная и близкая. С ней было тепло и покойно, как зимой возле топившейся печки, неспешные доверительные шепотки, смешочки, рассказанные тайны – всё  пряталось под бабушкину шаль, устраивалось там как котёнок и мурлыкало, согреваясь прочной уверенностью: так будет всегда.


*     Часть 3

Действия героя
«… и уходит, куда глаза глядят»

Белоснежка вышла на крыльцо, затворила за собой дверь, остановилась в нерешительности, да что там в нерешительности: она была в полном замешательстве, мгновенный озноб обнял её за плечи, и сколько бы она пробовала расслабиться, внутри неё шевелился колючий холодок ужаса. Но делать нечего, надо уходить, оглянуться, вспомнить, как радовалась нечаянному своему убежищу, как грелась у большого прочного очага, даже как выскользнула из рук злополучная чашка и медленно упала, расколов тишину глухим, безнадёжным звуком.

Время действия

Позднее утро переходило в неяркий летний день, ленивое солнце покачивалось, кутаясь в рваные, теряющие клочья редкие облака; птиц не было слышно, только беспрерывный шорох листьев да вылетающие из кустов мелкие пёрышки заставляли думать, что пернатые пребывают в большой семейной ссоре.  Редкие капли упали из этих непрочных, несерьёзных облаков, застучали по листве, по каменной осыпи, по тропинке, войдя в раж, полились вдруг быстрым тугим дождём; солнце всё так же плыло в небе, словно лившиеся с неба струи не имели к нему никакого отношения.

Место действия

Высокое дерево стояло наособицу, отделилось от нахальных, торопящихся подставить жиденькие  игрушечные макушки солнцу, ветру, свободе тонких подрастающих стволиков, скорее веток-переростков, воображавших себя настоящими деревьями. На поляне дереву рослось вольно, раскидисто, безоглядно и только сильные ветра смели посягать на жизненный простор.

Герой

Ворчун гордился своим характером, ему доставляло удовольствие находить в любых, даже казавшихся идеальными, вещах незаметную глазу, а, может, и несуществующую в природе червоточину. Не бывает вещи без изъяна, а дела – без того, чтобы не ошибаться, часто нравоучал он, подняв палец вверх и рассматривая его, словно и в собственном пальце искал и находил несовершенство, огорчительно сводил брови к переносице, пожимал плечами и надолго впадал в отрешённое состояние, похожее на крепкий сон.


*    Часть 4


«И чужой заинтересованный взгляд в спину сопровождает её всюду».

Впервые совершенно точно она ощутила чужое присутствие спустя несколько дней после находки ужасного колодца, испугавшего не столько внешним видом или внезапностью появления, но равнодушной, потусторонней силой, выползавшей медлительным питоном, плотным, тугим, переливавшимся чёрно-зелёным узором, собранным из нитей разной ширины от тончайших, едва видимых, тоньше волоса, замечаемых случайно, но образующих не то ячеистую сеть, не то след взбесившегося электрона или зайца, обезумевшего от ужаса, путающего следы на снежной целине, до широких лент с растянутыми по плоскости буквами исчезнувших в веках письмён. Минуты шли одна за другой, а питон всё полз и полз, бесстрастный и равнодушный к её оцепеневшей фигуре. Белка не могла отвести взгляда и больше всего страшилась складчатых серых век, едва подрагивающих, показывающих готовность явить ей красные – она была уверена в цвете – глаза. Крикнула дурным голосом птица, захлопала крыльями, взлетела, уронив несколько тонких сухих веточек. Наваждение исчезло.

Чужой взгляд с той минуты сопровождал её всюду. Верно, это питоньи глаза всё же раскрылись и теперь Белка каждый миг ощущала обжигающую красную точку на спине, там, на косточке, начинавшей позвоночник. Бессмысленно стараться поймать красные точки, внутреннее чутьё шептало, опаляя горло щекочущим жаром, Белка и не пробовала, чутьё казалось ей сродни тому узорчатому питону, была в них одинаковая спокойность, непоколебимая уверенность, которая хотя и пугала, но пугала шутейно, не всёрьёз. Невыносимее казалась вездесущность взгляда, невозможность спрятаться, исчезнуть, побыть наедине с собой. Второй кожей   другой, не её, разум крался по пятам, вглядывался и… оценивал. Оценивал! Вот что становилось непереносимее день ото дня. 

 

КАТЕРИНА


*     Часть 1

«красный» – красный конь,  алый отсвет,  багровый шрам, пунцовые щеки,  кровавый закат, томатный  румянец.

«добрый» -   малый, милосердный поступок. Отзывчивый  прохожий, благодушный старец, участливый взгляд.

«бледный» - отпечаток.  Выцветшее небо. Блеклый  рисунок, невзрачный пейзаж,  линялый вид, анемичное лицо. Бескровные губы,  тусклый голос.

«каменный» - остров, твердолобый начальник.  Непробиваемое мнение,  кремневый характер.
 
«деревенский» -  дом, крестьянский уклад. Сельский быт,  пасторальный пейзаж,
 
«собачий» -  оскал,  собачья свадьба, щенячий визг, сучья порода. Кобелиный  парад,  борзый нарушитель,  гончая устремленность,  псовая свара.


*     Часть 2

Веселый – невеселый.


Невеселый:

Кислов со скучающим видом полулежал в глубоком кресле, время от времени, бросая  ленивый взгляд на  брошенную на журнальный столик  книжку.   

Катенька с унылым  выражением лица  сидела  на лавочке, опершись о спинку вялой спиной и меланхолично грызла семечки. 


Веселый:

Нащекин  был так  улыбчив и смешлив, что самая глупая шутка  могла привести его в неудержимое веселье.

Вася появился с   сияющей улыбкой, блестящими от радости глазами.


*     Часть 3


Белоснежка

Место действия.
Часть экспозиции.

Начинало смеркаться, когда Белоснежка вышла к уютной площадке, поросшей мягкой травой и  отгороженной с трех сторон высокими  - в несколько  раз  выше человеческого роста, валунами.   Уж если придется ночевать под открытым небом, лучшего места мне не найти, подумала  она.  И вдруг   увидела небольшую  грубо сколоченную дверь, которую  не понятно  зачем-то приволокли в  глубь леса и приставили к скале. «Каждая дверь должна открывать какой-нибудь вход» - проговорила Белоснежка.


Часть основного действия.

Она  захлопнула за собой дверь, когда солнце  едва коснулось  верхушки сторожевой скалы. Ночная  серебристая  кисея  ещё  покрывала сонные  травы,  но Белоснежке не стала ждать,  пока солнечные лучи утолят жажду, припав к каплям росы – она собиралась уйти как можно дальше.  Уже через несколько шагов  подол  её платья  отяжелел и  потемнел от влаги,  зато башмачки, сработанные  заботливым Умником, сохранили ноги в  тепле и сухости.

 Ворчун  сделал вид, что  в его башмак попал камешек и, прислонясь к стене, стал расшнуровывать башмак.  Умник, заметив, что не слышит сзади шагов, оглянулся, но увидев, чем занят брат, кивнул и отправился дальше. Весельчак, обходя Ворчуна, весело подмигнул, Соня –  просто не заметил, потому что, как всегда, досыпал на ходу и плелся с закрытыми глазами.  Чихун чихнул и предложил помощь. Скромник  было открыл рот,  но наткнувшись на угрюмый взгляд  Ворчуна, поспешил удалиться. Простак  присел рядом на корточки -  видимо собрался ждать,  пока брат управится  с  проблемой – и Ворчуну пришлось  несколько раз  прикрикнуть, пока  тот пустился догонять остальных.


*    Часть 4

От Ирины. «Белоснежка»

Часть экспозиции.

…Сны опять же кошмарные…

Она  бежит по тропе, которая  уходит  в молодой ельничек… Светит солнце, песок под ногами приятно щекочет босые ступни. Ельничек совсем близко, только тропка почему-то становится все уже и уже, а вскоре  и совсем пропадает, уткнувшись в колючую ограду, орошенную кровавыми ягодами шиповника. Белоснежка решает вернуться, но обернувшись, понимает, что обратной дороги нет – тропа исчезла.  Вместо неё она видит почерневший остов колодца.., Белоснежка силится обернуться, но не может  - хлесткая ветка, корявыми иглистыми  лапами хватает ее за волосы и тащит к проёму, в котором, Белоснежка  уверена,  прячется нечто ужасное мокро-зеленое.  Вот сейчас, в эту минуту оно вытянет на поверхность склизкие бородавчатые щупальцы и …  Кто-то дергает её за плечо… Белоснежка визжит от страха… открывает глаза и видит озабоченное лицо склонившегося над ней Ворчуна.

Катерина


МАРИ

*     Часть 1

«красный»
алый мак , багряный рассвет, червленый металл, багровый закат, пунцовый нос, малиновый звон, кровавый камень, кумачовый стяг, карминный, рубиновый луч,  гранатовый сок

«добрый»
добродетельный человек, доблестный воин, добродушный дед, благодушный пирожник, гуманный, человечный подход, душевный вечер, жалостливый спектакль, отзывчивый человек, ласковый кот

«бледный»
 неяркий свет, неясный пересказ, блеклый тон, тусклый лак; бескровный труп, бесцветный шар

«каменный»
неподвижный дом, черствый хлеб, окаменелый динозавр, бесчувственный человек, застывший холодец

«деревенский»
сельский| дом, земледельческий край, сельскохозяйственный хутор

«собачий»
псовый забег, песий лай; псиный запах


*     Часть 2

Весёлый
Он редко был хмурым, чаще улыбчивым, смеющимся, но не смешливым. Среди друзей не находилось более изобретательного по части шуток.


Угрюмый
Неразговорчивый, насупленный, печальный даже мрачный человек не интересовал ни кого.  И тогда он – безрадостный, нахохленный, печальный уходил.


*     Часть 3

Составьте по 2-3 предложения, описывающих:
Место действия (любое по тексту),
Время действия (любое по тексту),
1 героя на ваш выбор.
Действие героя (любое действие, любой герой).


Время действия (любое по тексту)
Завязка

Утреннее солнце румянило облака, пели жаворонки, но огорчённая Белоснежка шла куда глаза глядят. Небо смотрело, смотрело на горькие слёзы девушки и вдруг сморщилось, пригнало серые тучи, а вслед за ними чёрные, грозовые.


Место действия (любое по тексту)
основное действие

Белоснежка бросилась к дубу на пригорке – его густая листва должна была хорошо защитить от разбушевавшейся грозы. Вбежав под ветви, обняла ствол могучего дерева, радуясь надёжной защите. Рука скользнула вдоль длинной полосы без коры, говорящей громче слов – «перуново дерево».


Герой
Завязка

Ворчун не напрасно носил такое имя. Всё-то ему не нравилось, всех он хотел переделать и потому вечно брюзжал, даже колпачок на его голове подрагивал в такт ворчанию.


Действие героя
завязка

– Ну вот, теперь моя любимая чашка. Так и знал, приютили неуклюжую девчонку, так она все чашки решила разбить. Лучше бы кошку взяли. А ещё братьями называются. Сирота я, а не Ворчун. Пойду собирать осколки и смотреть теперь на них буду.


*    Часть 4

В этот день, как обычно, Белоснежка гуляла по лесу. Она знала тут все деревья, каждый пригорок и ручей. Лес, а был он волшебным, любовался девушкой, разговаривал с ней шорохом трав, пением птиц, шелестом листвы. Иногда шутил, путая тропинки, меняя кусты вокруг полян, цветы и дожидался, смолкнув, притаившись – поймёт ли девица-красавица, вспомнит ли, как убрала недавно с пути упавшую ветку, росла ли маленькая ёлка возле старой осины? Белоснежка почти всегда видела изменения, весело смеялась, разговаривала с лесом, пела ему песни.
Вот и сейчас, напевая, соревнуясь с соловьями, вышла она на лесную опушку, огляделась вокруг. Росистая трава радужно переливалась, купаясь в лучах утреннего солнца, деловито гудели шмели, стрекотали кузнечики. Но на дальнем краю поляны – что- то изменилось: появился новый кустарник,  ели рядом с ним стали тёмными, грозными.

Белоснежка побежала через поляну – рассмотреть, что произошло. Не добежав немного, заметила бревенчатый покосившийся колодец, остановилась, затем стала подбираться мелкими шагами.
Вдруг, откуда ни возьмись, поднялся ветер, наползли тучи.

– Зачем ты меня пугаешь, лес-проказник? – звонко крикнула девушка.

– Уходи быстрее, милая, это не мои проделки, не приближайся к колодцу, не заглядывай в него, – зашумел в ответ лес.

В этот самый момент из тучи полыхнула молния. Белоснежка не услышала предостережение, подошла к колодцу и заглянула в него.
В колодезной воде плавал лист. Вспышки молнии оказалось достаточно, чтобы разглядеть нарисованное на листе мужское лицо. Правильный овал, выразительные глаза, волевой подбородок. Лицо можно было назвать красивым, но было в нём что-то странное, притягивающее.

Белоснежка отскочила от колодца и бросилась прочь. Как только вбежала в лес, нежданная гроза стихла.

***

Задание к занятию 8.


Описание предназначено для характеристики признаков. Описывать можно все, что заблагорассудится: место действия (предметы, ландшафт), время действия (время суток, месяц и даже год в целом), героев и т.д. Описания могут представлять собой отдельные, самостоятельные сцены, какие мы видели в «Реке», могут быть небольшими вкраплениями, все зависит от целей автора (а цель автора – подтвердить правильность своего тезиса).

Задание будет состоять из нескольких частей.


Часть 1

Для разогрева потренируйтесь в лексике описаний.
Подберите синонимы к словам:
«красный»
«добрый»
«бледный»
«каменный»
«деревенский»
«собачий».
Разумеется, гуглить не возбраняется, однако сперва попробуйте сами.
С каждым придуманным синонимом составьте словосочетание (Кто белый? Кто белоснежный?)


Часть 2

Выберите прилагательное, обозначающее характер человека, например, «добрый», и напишите по 2 приложения к описанию человека, который таким качеством не обладает (недобрый), и к описанию человека, который обладает (добрый). В приложениях постарайтесь использовать максимум других прилагательных, разумеется, с сохранением смысла предложения. Здесь посоревнуетесь, кто использовал больше.


Разогрев окончился,

Часть 3, рабочая

В качестве основы берете работу Катерины по «Белоснежке» (текст ниже или смотрите в «Семинар. Занятие 6» http://www.proza.ru/2018/01/14/2354).
Составьте по 2-3 предложения, описывающих:
Место действия (любое по тексту),
Время действия (любое по тексту),
1 героя на ваш выбор.
Действие героя (любое действие, любой герой).
Предполагается, что если бы рассказ писали вы, то составленные вами предложения могли бы интегрироваться в рассказ в виде небольшого вкрапления в любую часть композиции по вашему выбору. Обязательно укажите часть, куда намерены интегрировать.


Часть 4

Выполняйте на основе работ Ирины «Белоснежка» http://www.proza.ru/2018/01/14/2354 или «Лиза» http://www.proza.ru/2018/01/16/2182 (на ваш выбор что-то одно).

Выбираете любой эпизод и делаете из него самостоятельную сцену. Для вдохновения можете питаться соками «Реки», но это не означает, что вы пишете «под Толстую», то есть, попросту списываете. Описание должно быть ваше, на «Реку» поглядываете только в качестве примера, как технически Толстая сделала из описания, например, места действия, отдельную сцену. Можете, вообще, не поглядывать.

Пример:

Мимо симеоновского окна проходили трамваи, когда-то покрикивавшие звонками, покачивавшие висячими петлями, похожими на стремена, - Симеонову все казалось, что там, в потолках, спрятаны кони, словно портреты трамвайных прадедов, вынесенные на чердак; потом звонки умолкли, слышался только перестук, лязг и скрежет на повороте, наконец, краснобокие твердые вагоны с деревянными лавками поумирали, и стали ходить вагоны округлые, бесшумные, шипящие на остановках, можно было сесть, плюхнуться на охнувшее, испускающее под тобой дух мягкое кресло и покатить в голубую даль, до конечной остановки, манившей названием: "Река Оккервиль". Но Симеонов туда никогда не ездил. Край света, и нечего там было ему делать, но не в том даже дело: не видя, не зная дальней этой, почти не ленинградской уже речки, можно было вообразить себе все, что угодно: мутный зеленоватый поток, например, с медленным, мутно плывущим в ней зеленым солнцем, серебристые ивы, тихо свесившие ветви с курчавого бережка, красные кирпичные двухэтажные домики с черепичными крышами, деревянные горбатые мостики - тихий, замедленный как во сне мир; а ведь на самом деле там наверняка же склады, заборы, какая-нибудь гадкая фабричонка выплевывает перламутрово-ядовитые отходы, свалка дымится вонючим тлеющим дымом, или что-нибудь еще, безнадежное, окраинное, пошлое.
Нет, не надо разочаровываться, ездить на речку Оккервиль, лучше мысленно обсадить ее берега длинноволосыми ивами, расставить крутоверхие домики,пустить неторопливых жителей, может быть, в немецких колпаках, в полосатых чулках, с длинными фарфоровыми трубками в зубах... а лучше замостить брусчаткой оккервильские набережные, реку наполнить чистой серой водой, навести мосты с башенками и цепями, выровнять плавным лекалом гранитные парапеты, поставить вдоль набережной высокие серые дома с чугунными решетками подворотен - пусть верх ворот будет как рыбья чешуя, а с кованых балконов выглядывают настурции, поселить там молодую Веру Васильевну, и пусть идет она, натягивая длинную перчатку, по брусчатой мостовой, узко ставя ноги, узко переступая черными тупоносыми туфлями с круглыми, как яблоко, каблуками, в маленькой круглой шляпке с вуалькой, сквозь притихшую морось петербургского утра, и туман по такому случаю подать голубой.


Домашнюю работу высылайте на почту sekundant999@yandex.ru .
Срок представления: до 22:00 (мск) 19.01.18г.



ПРИЛОЖЕНИЯ:


*    ОТ КАТЕРИНЫ

Семь гномов приютили у себя Белоснежку, но не всем гномам это нравится. Ворчун недоволен.
Однажды Белоснежка нечаянно разбила его любимую чашку, и тот закатил скандал. Белоснежка понимает, что вносит раздор в дружную кампанию. Как только гномы уходят на работу, она пишет записку, в которой благодарит их за гостеприимство и уходит куда глаза глядят.
Начинается ливень, гроза. Белоснежка прячется под высокое дерево. В него попадает молния, девушка теряет сознание.
Гномы возвращаются домой, читают записку и бросаются на поиски. Находит Белоснежку Ворчун. Белоснежка приходит в себя. Но оказывается, что она – ослепла.
В своей заветной книжке гномы находят рецепт целебного зелья, в который входит отвар волшебных трав и слеза того, кто её любит больше жизни. Волшебная трава находится, а слезы гномов не помогают.
Тогда гномы отправляются в селение, где Белоснежка жила раньше. По дороге встречают парня, который занят поисками Белоснежки. От него гномы узнают, что влюбленные поссорилась из-за навета злой мачехи. Добившись своего, чертовка выгнала девушку из дома, чтобы не делиться наследством после умершего отца Белоснежки. Гномы завязывают ему глаза и ведут к своему жилищу. Он видит Белоснежку, роняет слезу. Гномы готовят зелье, протирают ей глаза. Она прозревает и в прямом и в переносном смысле - слеза доказывает, что жених был невиновен.
Послесловие. Белоснежка и её жених женятся. К алтарю Белоснежку ведут 7 гномов.


*     ОТ ИРИНЫ  «Белоснежка»


Гуляла ка-то Белоснежка по местным окрестностям, наткнулась на заброшенный колодец, любопытный нос сунула, на дне - портрет молодого человека, ничего юноша, но не в её вкусе. И забыла бы о колодце, да ноги сами к нему каждый день вели, просто как на работу ходила, с лица спала, и тело одни кости. Сны опять же кошмарные.
Позвали гномы известного лекаря, еле уговорили на больную посмотреть, а она уже с постели не встаёт, трясётся как припадочная. Лекарь как увидел, сразу диагноз поставил: троллиха местная сыну жену ищет, вот вашу девушку и выбрала. А как и что – сами узнавайте и лечите соответственно обстоятельствам.
Еле-еле добились ответа у Белоснежки, пошли колодец заколдованный искать, и правда – портретик в нем плавает. Достали – тролль в самом натуральном виде, опустили в воду – красавец писаный. Ну, тут конечно, пришлось им затылки почесать, а придумали всё же средство против колдовства.
Самое трудное оказалось Белоснежку до колодца довести, на третий раз только получилось. Она уж почти не дышит, синяя вся, еле заглянула в колодец и фыркнула: на портрете юноша знакомый обнимает страшную уродину, в глаза заглядывает, как пёс верный.
Фу, какая гадость, - сказала Белоснежка, ну и вкус у красавца! Повернулась и бегом побежала, откуда и силы взялись? А если бы оглянулась, увидела бы ту картину, которую гномы из колодца достали. Там наоборот всё: тролль красотку обнимает.


*     ОТ ИРИНЫ «Лиза»


Неожиданное исчезновение нормального мира Лиза ощутила не сразу. То, что мир другой, становилось ясно при взгляде на странных хозяев её временного, как она надеялась, жилища: они были гномами. Числом семь, как в сказке. Отойдя от шока, обе стороны познакомились: она их стала называть по номерам, они её почему-то Белкой. Лиза, она же Белка, принялась изучать местные окрестности и однажды набрела на заброшенный колодец, заглянуть не решилась.
Прошла неделя, на пути вновь возникает странный колодец. В какую бы сторону она не направилась – ноги приводят в одно и то же место. И чужой заинтересованный взгляд в спину сопровождает её всюду. Какие прилипчивые здесь колодцы, со смехом обронила Белка и заметила, как насторожились гномы, особенно Седьмой. Он же и первым пробовал сопровождать Лизу, но всякий раз чья-то упрямая воля противилась его желанию.
Белка привыкла к своему колодцу, но заглянула в него не сразу: колодец был мелок, со дна смотрело на неё уродливое лицо. Утопленник, - ахнула Белка и не помнила, как добралась домой. Увидеть вновь жуткую картину стало наваждением, Белка похудела, пожелтела, безумие поселилось в её душе. Тенью бродила она по лесу в поисках колодца, гномы пребывали в сильном беспокойстве. Первый, как старший, отправился к лекарю Горного короля и вернулся с единственным советом: всё не то, чем кажется. Белка же едва вставала с постели, дни её, казалось, были сочтены.
Пришлось нести больную к колодцу. Белка едва смогла подойти к краю колодца, с усилием наклонилась она: уродливое лицо всё также смотрело на неё с искусно нарисованного портрета. Не смея отвести взгляд, Белка всматривалась в страшные черты. Что-то неправильное было в чертах, едва стоило протянуть руку, вода устремлялась вниз и дна было не разглядеть. Белка никак не могла решиться ни уйти, ни достать загадочный портрет. Кажется, что-то такое было с ней в другом мире, о котором она почти забыла.
Седьмой улыбнулся ободряюще, он один был спокоен. Девушка наконец решилась, встала на край колодца, приготовилась прыгнуть: умри или сделай, сказала она себе. Прыгать никуда не пришлось: портрет лежал под тонким слоем воды, стоит только протянуть руку. Белка смотрела на своё изображение и плакала. Всё не то, чем кажется, - сказал Первый.
Белка сквозь слёзы взглянула на гномов: перед ней стояли рослые молодые мужчины в разноцветных колпаках. Она моргнула и всё исчезло.
…Усталая женщина нестарых ещё лет стояла у окна. Медленно взяла телефон и сказала кому-то: Серёжа, я согласна, давай разведёмся. И погладила лежавший на столе простого карандаша рисунок. Седьмой, - улыбнулась Лиза, его рука.

Домашнюю работу высылайте на почту sekundant999@yandex.ru .
Срок представления: до 22:00 (мск) 19.01.18г.


Рецензии