Прабабушка Бабочка и моя кукла

           Уж вы, бабочки , бабёночки мои
           Чернобровые , хорошенькие

                ....Казачьи Песни.......

   В  окно  самой маленькой комнатки небольшого дома Ариши , так называли станичники и самые близкие , Ирину из старинного рода Зиминых , мою прабабушку , робко заявлял о себе новый день .
   Рассвет только нарождался и по цвету совсем не отличался от молодых листьев акации , ветка которой прикрывала с улицы северное окно дома.
   Ариша давно уже не прикрывала окно ставнями на ночь , уж очень ей нравился вид из окна ..сквозь резную ткань тонкой тюли изнутри ..и роскошной ветки акации снаружи...
 
 Ариша давно уже не спала , а помолившись на образа , вновь прилегла .

   Окинув взглядом предстоящий день и самые неотложные дела второго апрельского дня 1957 года , она улыбнулась , вспомнив одну из младших своих правнучек.
   Годик сегодня !Пухленькая , сероглазая с непослушными волосёнками на голове, и не самая красивая из внучат, смешно выговаривающая прозвище прабабки в кругу близких " Бабочка "  была её любимицей , и долгожданным ребёнком в семье любимого старшего  внука Шурика. А внуков было у неё полтора десятка , включая приёмную дочь Ивана , Зоеньку.
   -Как же там моя Лёленька подумалось о дочери , живущей в Грозном . Дочь жила очень счастливо , зять очень любил дочь , а она -его .

   -Красавица моя ,....радость накатилась волной , -и..когда уже проведают меня...
   


   На комодике лежала небольшая голубоглазая пластмассовая куколка в ситцевом сиреневом платьице, выторговала на большом воскресном станичном базаре ,который  из-за большого количества приезжих торговцев чаще называли ярмаркой. 

   Добрую улыбку с лица прогнал глубокий вздох .
   Двадцатый год -одна , в надеждах на чудо да на добрые вести,которых как не было , так и нет по сегодняшний день .
    Матвеюшку увели в 38 -ом. Мельничку , что строили с ним вдвоём -разорили советы .Быков было двое -увели .
    -Слава тебе , Господи ,деток не отняли .
     Но,дом -отобрали. Взамен чуть ли не землянкой одарили.

    Семерых *  поднимала одна , двоих сыночков отняла война .
     Последний сынок, Дийка , ушёл на войну совсем молоденьким и не женатым .
     14 было , когда забрали отца.
Да , это о ней упоминаю где-то когда пишу , что две свахи пошли пешком в Кизляр , вслед за арестованными мужьями. Нашли.
Нашли их сидящими там в каких- то глубоко выкопанных ямах , вместе с другими арестованными ,ожидающих своей участи. Прадеда Михея-расстреляют уже через месяц. А Матвею, последнему дьяку станицу присудят 5 лет высылки.
За что ????
    Сколько уже таких  невёсёлых рассветов начинали её такие же невесёлые , не радостные будни.
    В комнатах зазвенели весёлые голоса внуков , сноха Клавенька их собирала в школу.
     -Ох, и  казачок  растёт, старшенький ,  ..настоящий !
    -Николенька мой  ...,-- надо ему купить чего -нибудь порадовать  рыженького , обдало душу теплом , вспомнилось ,что внук  слывёт разбойником в станице , силачом !
  -Да какой там разбойник , казак ,самый настоящий казачок, и любит , чтобы всё было по справедливости .
   -Ходит то во второй класс только , за своими разбойниками следите ...часто отвечала соседкам ..
   
 
   
   
    -Клавенька , да где Колюшка ?
    -Не вернулся ещё , как Зорьку погнал .
    -Ну , пусть , пусть ...показакует , Ариша подвинула к себе горку блинчиков политых квашеным молоком..
    -Пусть , показакует!
..............................................

В качестве P/S/

Немногословны были старшие в семье .
Уже случайно встретившись с его ровесником этим летом в Ставрополе , восторженно слушала воспоминания о дяденьке своём двоюродном.

Он ведь не только слыл беспощадным борцом  за справедливость , но  ..и пострадал ..-за решётку попал . Да  и как не попасть было за решётку , ведь  при его силище,а  он спокойно мог выдернуть довольно тяжёлый столбик из оградки ,да и погнать неприятеля.
   Гонять мог до утра.   Этакая казачья кровь. Не давал друзей в обиду , за что и пострадал.
Только это и знала о нём из семейных разговоров.
Виделась с ним однажды . 
Ходили повечерять в тот прадедовский домик, по случаю долгожданного его приезда домой.
Да,этакий атаман -гребенец ! Рыжий великанище. Раскосый скифский взгляд .

-Коленька , я так благодарна тебе сейчас, ведь я не знала всей правды.
Жаль только мать,ждала и ждала всю жизнь.
..............................................


2.
    Позавтракав , Бабочка вышла во двор.
 -Пошли , пошли казаченьки ,-пропела она обычное  , и вышла за калитку .
  Внук прибежал из-за угла.
  Непослушные вихри колючей его стрижки оставили на ладони счастливое чувство :
   -     иди- ка поешь!

  -Пойду и я  уже , задержавшись взглядом ненадолго на зелени стройных грядочек своих, позвала сноху :
 -Клава , вынеси мне там куклу, да узелок конфет на сундуке .

                *********

  Догадаться можно, конечно, как больно описывать , представлять этот участочек родной улочки , по которой с куклой ко мне и конфетами шла прабабка моя.
  Улочка эта уже где-то мной обозначена в воспоминаниях моих скромных , при взгляде на юг -упираешься в перевал через невысокий Терский хребет, что ведёт коротким путём на Грозный .И, до того стройна улица на этом участке .
  Перевал словно старославянская буква ЧЕРВЛЬ , виден со многих точек станицы.

    А вот продолжение улицы  на северном направлении , уже от нашего дома,  за оросительную канавку , пересекающую станицу с запада на восток  , совершенно не прямолинейно.

    Помню многих  казачек , можно сказать всех , что встречались мне здесь.
     И ,просто летящую с улыбкой ,уверенной в своей неотразимости ,- такой только и вспоминаю родственницу одну..,и с поразившими меня серьгами казачьими , казачку Т**,   на ходу вытаскивающую из кармана  зеркальце , белолицую соседку, как же , помнится  удивилась я тогда :
  -старушка , а с зеркальцем ..?!

   По истечении столького времени  могу лишь одно сказать - достойной красоты была она и все, кого помню..!
   Жаль не увековечил никто эту  красоту , зрелую .
   И у меня со временем растаяли почти все эти  образы нежные.

    Ну ,а моя , полногрудая , и  тоже белолицая прабабка , дошла конечно же не спеша до нашей калитки .
    Что она испытывала , и -всегда испытывала , отойдя от своего дома шагов 20-30 , где справа на том участке  , где раньше была Церковь и куда прадед , супруг её любимый , ходил на службу , теперь готовились строить клуб станичный,-можно только догадываться.
    И,перекреститься вместе с нею.

     Ах ,этот участок улочки от домика одного прадеда до домика другого, путь бабушки моей к венцу ...и далее , в дом любимого..
      Сколько же песен уместилось на этом отрезке , сколько прозвучало лезгинок !? Пусть это и случилось перед самой революцией ,но было ещё весело ..и были целы гармошки в домах ...
      Советы -отнимут!
                *******

           Бабочка моя  дойдя до нашего плетня сама , конечно же ,открыла  невысокую  деревянную калиточку во дворик старшей дочери .
    Перекрестилась , поднимаясь на каменные ступени нашего дома ,-
    -  Ю-ю !,(ю --должно звучать как краткое И .Ю !) все дома ..?
    - дома , дома , - пригласят её !

    - Господи помилуй , еле дошла.
   Усевшись  , подхватит меня , усадит на колени и я услышу незатейливый стишок , который очевидно в нашей семье звучал всегда и давно :
              -поехали , поехали , за спелыми орехами
              .....................................
             -по кочкам , по кочкам ...
             -в ямку -бух !

  В руках у меня будет кукла , которую я не сберегу со временем , а вокруг будут дорогие лица мамы , отца ,тёток,  бабушек .., воспоминания о которых  светлы и печальны, и к ним , как и к той куколке , как и к той жизни возврата уже нет.

  Впрочем и Бабочка моя будет печальна и светла в этой своей печали , она не будет петь со всеми ,если запоют за накрытым столом, будет только тихо смахивать платочком застилающие глаза слёзы.
*-Феврония , нянька ,-так называли её братья и сёстры , потому что самая старшая.
-Александр.
-Иван.
-Елена(Лёленька).
-Василий .
-Антонина.
-Дий.(Дишка , Дийка)...
 
 
                ......
Редакция +++++

Фото автора .
 ВИТЯ СЕМЕНИХИН ,из Грозного (мать -Елена , отец -Иван , сёстры Галина и Ольга ..) ОТЗОВИСЬ !
 
18 января 2018 год.



 
          
   
 
   
   
   

               











................................
    


Рецензии
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.