Пушкина не уберегли в Омске

Пушкина убили в Омске.
Наркоманы.
Его сын мог бы стать полным тезкой великого поэтического предка русского народа. Однако Александру Сергеевичу Пушкину не суждено появиться в Сибири. Потому что юного боксера Сергея Пушкина убила шпана, увлекающаяся психотропными забегами в ширину. Те, кто идут в никуда, лишили жизни того, кто придерживался определенных правил и твердо решил стать самым сильным.
Не успел.

Я встретился с матерью убитого юного боксера.
Татьяна Александровна Пушкина согласилась на беседу не сразу, что-то, видимо, беспокоило ее. Может быть, она не хотела заново переживать события минувших лет, главный герой которых, ее любимый и единственный мальчик, ушел от нее так рано, трагично и навсегда. Семь лет она ездила  на кладбище к сыну ежемесячно – двадцать второго числа. Чтобы не было ему одиноко. Чтобы он не подумал, что его забыли. 22 сентября 1997 года погиб ее сын. Сейчас неизменно приезжает к холмику родной земли в день утраты.
А на Новый год ставит рядом елку, наряжает.
Может быть, увидит, может быть, поможет поднять на колючую ветку изумрудную игрушку. Ее однокомнатная квартира располагается в многоэтажном доме, стоящем буквально в нескольких десятках метров от здания, в котором размещался  когда-то знаменитый, гремевший на всю округу, спортивный павильон «Спартак», где Сергей Пушкин провел свои первые соревновательные бои на ринге.
 
Меня встретила невысокая ростом, коротко стриженная, холодно вежливая женщина. Прошли на кухню, сели за стол. Она сразу достала из приготовленного заранее альбома любительские фотографии, высыпались из какой-то папки пожелтевшие страницы газет за прошлые годы. Наверное, каждый снимок для нее наполнен более объемной памятью, потому что там запечатлен ее сын. Она, наверное, слышит его голос. Наверное, каждая газетная статья о трагическом происшествии, потрясшем город Омск, несмотря на  обилие  слов, хранит тягостное молчание утраты.

– Пушкин Сергей Юрьевич, – говорит довольно низким голосом Татьяна Александровна. – Сережа… Он родился в Омске 16 марта 1983 года.
– Когда Сережа начал заниматься спортом?
– Я привела его в спортивную секцию, когда ему исполнилось пять лет. Мы тогда жили в Чкаловском поселке. Ездили в бассейн «Юность», тренировался в секции дзюдоистов. Он занимался с большим  увлечением. Ему очень нравилось. Сережа по характеру был очень подвижный, энергичный. Однако тренер почему-то ушел, не стало, видимо, того человека, с которым у него установилось определенное взаимопонимание, и Сережа прекратил занятия. Пошел – там встретила женщина. И он: «Не пойду больше!». И все. Это в пять лет было. Еще тренер, когда мы только пришли к нему,  говорил с иронией, что  он же по возрасту мал, вы из него,  наверное, решили сделать чемпиона. Я же настаивала, что мальчик должен быть спортивным, крепким.
 
– А сами вы тоже каким-то спортом занимались?
– Я занималась велоспортом. В ДЮСШ № 8, так называлось то образовательное учреждение. Не знаю, как сейчас оно называется. Сегодня вспоминала, вспоминала... Тренер Макарыч был. Забыла напрочь его полное имя.
– Квалификация какая была у вас?
– До успехов особых мы не дошли. Но, помню, какие-то сборы, соревнования. В общем, остались самые благоприятные впечатления о занятиях спортом. Я училась в общеобразовательной школе № 92.
– В общем, не искали легких путей, у вас тоже было две школы – общеобразовательная и спортивная. А в велоспорт как попали?  Кто-то  в  семье занимался?  Это  семейная  традиция? Или вместе с подругами пошли за компанию?
– Нет, – отвечает Татьяна Александровна. – Я сама. Одна. Мне врачи говорили, что сердце у меня больное, ограничивали режим. Надо мной все тряслись. А я взяла и ушла из-под родительского контроля. И пошла на стадион «Динамо», там бегала, барьеры брала сначала. Легкая атлетика. А потом мальчишки нашего района дружно двинулись в велоспорт. А я как-то с ними больше общалась, подруг-то особых не было в городке. Они пошли в велоспорт, а я что, рыжая, что ли? Я тоже с ними.
– Так что гонялись наперегонки на веломашинах? На  себе  испытали благотворное влияние физической культуры и спорта.
– Да, – соглашается Татьяна Александровна. – Поэтому я и Сергея приобщала, как только могла. Я ему всегда говорила, что ты должен быть спортивным парнем, ты у меня будешь в старости моей опорой, меня будешь защищать.  Поэтому когда мы переехали на новое место жительства, на Левый берег, он походил, походил, потом говорит, что здесь есть секция бокса, пойду в бокс.  Я говорю:  «Пожалуйста!».  Это  средняя  школа № 33. И попал он к тренеру Абдули Адахановичу  Есову.
– К занятиям спортом все равно подвигли именно вы. Плавание, дзюдо, приучался  мальчик к нагрузкам с пятилетнего возраста. К А. Есову он попал в каком году и сколько ему было лет?
– 12 лет.
– Может быть, вспомните какие-то эпизоды, связанные с самым началом занятий?
– Он когда пошел заниматься, то родственники, узнав о его новом увлечении, подарили ему на день рождения боксерские перчатки и шлем. Так они до сих пор у Абдули Адахановича  Есова, в клубе имени Александра Островского. Шлем уже ни на что не похожий, уже столько лет… Уже Сережи нет девять лет. Они все в этом шлеме, в его шлеме. Я вот пообещала им как-то  купить новый.
– Когда родственники узнали о его увлечении…
– Они решили поддержать Сергея. Ему 13 лет исполнялось. Александр Морозов, это его отчим, сам занимался в прошлом боксом.
– По фотографиям видно, что мальчик был общительный, всегда в окружении знакомых.
– Так вот он и тащил всех: «Пойдем, пойдем заниматься!». В лагере были, военно-патриотическом. Тренировки, тренировки. Сергей был увлечен.
– 13 лет Сергею. Это год?
– 1996-й.
Фотографии – на столе: дети за праздничным столом, Сергей, его друг закадычный Денис, Антон, девочка Маша, на другом снимке Сергей задувает свечи на торте.
– Ему родственники подарили шлем и перчатки.
– А что сказали при этом?
– Они сказали, что чемпионом можешь ты не быть, но чтобы стал крепким парнем. И, по-моему, до дня рождения у него был первый бой… – Татьяна Александровна разглядывает фотографии, где Сережа на ринге. – Нет-нет, он уже в шлеме, это было после дня рождения, бой он проводил здесь, в «Спартаке». И уверенно победил. Сразу начал побеждать.

По прихоти судьбы квартира, в которой проживает Татьяна Александровна Пушкина, находится, как я говорил, неподалеку от бывшего ДСО «Спартак». Спортивный павильон, в котором издавна тренировались и проводили соревнования боксеры, переоборудован несколько лет назад в Центр олимпийской подготовки по художественной гимнастике. Логика у чиновников, как всегда, железная: одна сильная гимнастка может принести кучу медалей,  так как зачет ведется по отдельным видам программы индивидуально, а затем определяются лучшие команды. В боксе даже выдающийся боксер может закрыть только одну весовую категорию. Следовательно, обеспечит в лучшем случае лишь одну награду. Емкость  видов спорта по количеству потенциально возможных  для получения медалей не в пользу бокса. Когда в здании бывшего ДСО «Спартак» размещались боксеры,  все  медленно, но верно ветшало. А сейчас – шик, блеск, красота, все по высшему классу. Деньги есть, но они, видимо, далеко не всегда попадают к боксерам. Грации пока обставляют представителей мужественного вида спорта. Как говорится, одним движением изящной ножки… Центр олимпийской подготовки по боксу в Омске открылся гораздо позднее других видов спорта, когда боксеры уже имели в своих рядах олимпийского чемпиона…

…Татьяна Александровна Пушкина:
– Тренер говорил, что у Сережи руки длинные. Хорошо работает с дальней дистанции.
– А рост какой был?
– Он все время линейкой мерил свой рост, говорил, что я обязательно дорасту до тебя. Потом он был уже 172 сантиметра. Меня перерос, конечно же. Я вообще 158 сантиметров.
– Для его возраста рост 172 сантиметра – это высокий мальчик.
– В девятый класс пошел, у него размер обуви был 40-й.
– Мальчишки в подростковом возрасте – руки длинные, ноги длинные, словно Дон Кихоты.
– Он на дальней дистанции боксировал, руки позволяли, близко не подпускал к себе. Эти соревнования происходили еще в обшарпанном здании «Спартака», – говорит Татьяна Александровна, вытаскивая на свет другую фотографию. – Его еще не забрали под художественную гимнастику, до ума не довели.
На фотографиях Сергей Пушкин выделяется ростом, выражением лица – то задумчив,  то  серьезен,  то  сдержанно весел, с улыбкой и  искорками детского лукавства в глазах.
– Он, видно, активный, отзывчивый, адекватный.
– Целеустремленный, – говорит Татьяна Александровна. – Мышление у него было на уровне. Я ему сказала, что надо заниматься, может быть, в летное училище будешь поступать, надо английский язык учить. Летать в международные рейсы. Такая перспектива. Ох, он за  английский взялся! Появилась у него мечта.
– С какого возраста он заинтересовался английским языком?
– С двух лет я начинала его потихоньку приучать, отдельные слова, фразы. Он даже у подруги затем ее более взрослого сына, как говорится, обул по части английского языка. Рассказал какой-то стих, еще что-то. Он переводил тексты. Сама с ним занималась, поддерживала интерес у ребенка. Вот я на каблуках, а рядом Сережа, он выше меня, – говорит Татьяна Александровна, вытащив из альбома еще одну фотографию. – Это он окончил восемь классов. 14 лет. Поднял меня: «Пойдем сфотографируемся». Я, получается, везде с ним, везде с ребятишками, его друзьями, как мама-утка, потому что Сергей всегда был общительным. И на озеро ходили вместе купаться, загорать, там, на Левом берегу. 
– То есть всегда шел прицеп: мама с сыном, а также его знакомые мальчишки и девчонки.
– Да, это из городка ребятишки – Паша, Женя, Татьяна, Аня. Он общительным был, девчонки, соседские ребята. Одноклассники были на Левом берегу, в школе № 33. А это те, кто жил по соседству по предыдущему месту жительства.
– Какие-то сборы, учения?
– Военно-патриотический лагерь в поселке Светлом, у десантников. Жили дети в палатках. Оружие, конечно же, не настоящее. Мальчишки! Командовали парадом Кощеев Олег Сергеевич, Есов Абдули Адаханович. Кто ходил боксом заниматься, те и поехали. Потом в армию уходили ребята, с тренерами переписывались. Есть те, кто оттолкнулись от нашего турнира, добавили в мастерстве. Сейчас в школе № 33 размещается клуб имени  заслуженного мастера спорта Александра Островского. Последнее лето Сережа ездил в военно-патриотический лагерь. Суровые условия. Когда Сергей выступал на ринге, я сама фотографировала. Я же невысокая, что на ринге происходит, трудно рассмотреть да снять на фотопленку. Тогда еще «мыльницы» были. Хоть такая память осталась.

– Это один из видов документальной записи происходящего. Я тоже пытаюсь запечатлеть какие-то эпизоды, когда тренируется в Центре олимпийской подготовки по боксу  Алексей Тищенко.

– Я слежу за его успехами, – сообщает Татьяна Александровна. – Даже собирала публикации о нашем олимпийском чемпионе. Вот он, Алексей Тищенко,  как раз он стал чемпионом мира среди юниоров на Кубе. – Она показывает еще один любительский фотоснимок. – Турнир памяти Сергея Пушкина проходил в тот год в школе № 61, в Нефтяниках. Леша приехал, награждение проводил. Непосредственно участником нашего турнира он был в 2000 году. Уверенно победил. И был, помню, очень, очень подготовленным. Мы наградили его призом  за лучшую технику – музыкальным центром. И тогда, и сейчас мы все делали практически за свой личный счет, на средства родителей погибшего боксера. Первый турнир провели сразу после смерти Сергея, осенью 1997 года. Наша инициатива прижилась, турниры под этим девизом «Бокс против наркотиков» проводятся в других российских городах. Но первыми были мы. В то время нас активно поддерживали Омская городская федерация бокса, другие властные структуры города Омска. А затем сказали: мол, он, Сережа Пушкин, не был даже мастером спорта, хотя турнир под этим девизом «Бокс против наркотиков» уже имел статус, дающий право победителям присваивать звания кандидатов в мастера спорта. Чего не успел добиться мой сын, теперь получали другие ребята, его сверстники, потому что он навеки остался 14-летним.  Сейчас мы проводим наш турнир как школьный. И за это скажу: спасибо! В бокс приходят новые мальчишки. В общем, девиз у нас заимствовали, забрали статус турнира, стали проводить подобные соревнования в Омске в честь других людей. Не сомневаюсь, что вполне заслуженных людей, но напомню, что именно наш турнир дал толчок молодежной общероссийской традиции: с помощью бокса защитить юных, противостоять наркотикам, вредным привычкам.
– Сама трагедия, произошедшая с Сергеем Пушкиным, была замешена на предательстве.
– Да.
– Наркоманы как появились?
– В школе они учились, один бывший одноклассник. Сергей пришел в школу № 33, новенький. Они смотрят, оценивают, им, видимо, показалось, что он из богатой семьи. Как я могла тогда одна содержать парня? Конечно, сын был всегда чистенький, ухоженный, одетый. Когда собирали показания у наркоманов, они говорили, что позавидовали Сережиному адидасовскому костюму, такой нарядный, фирменный. А я его на рынке, как все, покупала у китайцев. Наркоманы подсматривали за ним. Он, видимо, казался им чужим. В школе эти чудовища уже принимали наркотики, им на дозу уже надо искать деньги. Они пришли в квартиру грабить, как говорили, гнездо Пушкиных разорять. 50 рублей, цепочка с крестиком – вот и весь их улов. За что лишили жизни ребенка? Они приготовленные шли, маска, нож. Я согласна с тем, что фабулы в газетных публикациях в целом сохранены. Однако он бы не пустил никого и никогда! Дверь железная, он никогда бы не открыл никому. Я подхожу, он спрашивал всегда: «Мама, это ты?». Значит, подставили кого-то, кому он мог открыть дверь. Трое убийц, но один не прошел по делу. Молодой, маленький, сказали. Живет с таким грузом человек. Сергей открыл дверь кому-то своему, он никогда бы не открыл. Никогда! Аккуратный.
Мы в тот день простились: он – в школу, я – на работу. Утром он уходил в общеобразовательную школу № 33, напротив дома школа, рядом. А я – на работу. Сутками работала. Он, помню, оделся так, поцеловались. Он  еще сказал, мол, посмотри,  мама, какой я красивый. У них намечалась дискотека. Поцеловались. И все. Больше я его живым не видела. Над ним сильно долго издевались. Боксер все-таки. Руки ему связали. Провел свой последний бой не на ринге, а против наркоманов. Связали руки, он отбивался. Гантели у нас были – у меня и у него. Утром делали гимнастику. Этими гантелями – по голове, затоптан был, били ногами, внутренние органы порваны. Душили, рвались антенны. Трусы. Они уже его убили, а когда собрали все, испугались. Саша, отчим, которого Сережа называл отцом, ему дарил кассеты по боксу. Бои Тайсона, других боксеров – Сергей засматривался. Подарил книжку по боксу – Сергей зачитывался. Убийцы собрали видеомагнитофон, кассеты по боксу, книжку. А потом испугались и высыпали все в ванну. На него, на Сергея. Решили, наверное, что останутся отпечатки пальцев или что эти вещи быстро продать не смогут, будут улики. У него, наверное, глаза открылись, они  подумали, что он еще живой, давай тащить тело в ванну. И топить. Вместе с любимыми книжками и видеокассетами Сережу там и нашли, в ванне. Из школы Сережа должен был пойти на тренировку, а потом поехать к бабушке, в 16-й городок, там она живет. Мама должна была встретить, то есть бабушка Анна Федосеевна Пушкина.  Не приехал. Она приезжала вечером, но дверь не открыл никто. Решила, что разминулись по дороге. Дом стоит напротив школы № 33, на улице Взлетной. Я иду с работы – мама сидит на лавочке около дома. Я спрашиваю, что сидишь. Она говорит, что Сережа потерялся. В школе была – нету. Я к 12 часам подошла, пока смену сдам. Через ночь работала. Сутки он болтался в ванне, в воде, утопленный. Я открыла дверь  ключом,  все раскидано, разбросано. В ванне… Нашли Сережу.

В  октябре 1997 года мы провели турнир его памяти.
Мы его назвали первым международным турниром памяти Сергея Пушкина. Девиз: «Бокс против наркотиков». Приехали боксеры из Казахстана. Абдули Адаханович  Есов организовал. В актовом зале медицинского колледжа, что располагается на улице Телегина, состоялся первый турнир. Ринг установили.   
В 9-м классе 16 марта 1998 года мы провели день рождения, выпустили большую стенную газету, посвященную памяти Сережи. Эту традицию сохраняли, пока его одноклассники не выпустились из школы. В классе в день его рождения проводилось чаепитие. Меня всегда трясло, ничего не помню. Я вообще 7 лет каждый месяц 22-го числа ездила на кладбище. Я была там. На каждый Новый год наряжаю елку около могилки. В 14 лет погиб. Ангелочек, еще никому не сделал ничего плохого. Парни, одноклассники, пошли в армию, призыв. Наверное, в отпуске были. Мы ездили на кладбище с парнями. Перед соревнованиями собираемся там. Как-то было так. Что помним. Юные спортсмены из 27 городов приезжали к нам. Все тренеры были рады, что такой турнир, что победители получают звания  кандидатов в мастера спорта. 
А в 2000 году, когда Леша Тищенко боксировал, турнир проводился в «Спартаке». Мы на него сразу обратили внимание. Кадеты участвовали, мальчик Игорь Шукшин.  Мы тоже запомнили, даже шутили, что одни знаменитости собрались – Пушкины да Шукшины. Я смотрю на ребятишек, кто же ведет бой, как Сергей. По манере. Что-то получается, выиграл – наградить ребенка. Чтобы не зарубить, не засудить. Надо, чтобы честно награждали. Я всегда смотрю, кто же похож на Сергея… Сейчас турнир проводится как общешкольный, нашими стараниями и тренера А.А. Есова. Директор школы № 33 Татьяна Семеновна Жигалкина нас понимает. Ведь родительский интерес к успехам детей неисчерпаем.   Бокс  против  наркотиков,  бокс  против  всех  напастей. У подруги сын Дима, такой болезненный, ничего ему нельзя. Потихоньку начал заниматься боксом с отцом. И я рада, что Дима выиграл свой первый бой на ринге именно на нашем турнире. Он, наверное, не будет большим чемпионом. Но ему нравится заниматься. Мальчик уже преодолел свои слабости, стал сильнее…

…Мать, потерявшая сына, в каждом мальчике будет узнавать знакомые и дорогие ей черты.

Алексей Тищенко, оказавшись в Омске, боевое крещение под руководством тренера Леонида Николаевича Киселева получил именно на международном турнире памяти юного боксера Сергея Пушкина. На этом же турнире, после приезда из Киргизии в Омск, заявил о себе уверенной победой будущий чемпион Европы среди молодежи мастер спорта международного класса Сергей Скляров. Лучшие боксеры спортивного клуба имени заслуженного мастера спорта Александра Островского, расположенного на базе все той же школы № 33: Дмитрий Осипов, Александр Бегунов, Азамат Нурсеитов, Ян Иванов, Бек Есов, Андрей Каминский, Дмитрий Кашин, Вячеслав Бургат… Иван Вакуленко обучается на четвертом курсе Сибирского государственного университета физической культуры. Педагогическую практику проходит в стенах родного учебного заведения. Он тоже по-доброму вспоминает о военно-патриотическом лагере в поселке Светлый, когда довелось прыгать с вышки как настоящим парашютистам-десантникам. Вместе с ними был и Сергей Пушкин, памяти которого сейчас проводится спортивное мероприятие.

Жаль, что турнир сведен до уровня необязательного школьного мероприятия. Не упустить бы традицию, которой в 2007 году исполняется уже 10 лет!
Не забыть бы о тревогах и бедах молодого поколения, чтобы они не усугублялись впредь!
Поддержать бы турнир, который  укрепляет связи между разными поколениями, направлен на формирование здоровых семейных основ!

Глава из романа "Долгий бой с тенью"

На снимке: двукратный чемпион Олимпийских игр по боксу,
чемпион мира и Европы Алексей Тищенко на тренировке.
Один - за всех... Он дошел до заветной вершины.
Фото: Ян Лех


Рецензии