Диалог с современниками

Кто-то сегодня говорит и пишет о том, что современный театр переживает кризис и упадок, перерождается под натиском масскультуры, кто-то напротив, радуется невиданному взлёту театра. Трудно разобраться в море самой противоречивой информации, кто же прав? Я решила провести собственное «расследование».
В целях выяснения, чем является театр для нашей молодежи, был проведен опрос среди тридцати молодых людей от 18 до 30 лет, студентов различных не творческих ВУЗов и уже работающих специалистов города Тюмени. В опросе приняли участие молодые юристы, программисты, врачи, маркетологи, служители безопасности, экономисты. В своих тезисах я основываюсь только на их ответах и комментариях. Картина получилась очень печальная. Невольно хотелось вступать в диалог с каждым: негодовать, стыдить, переубеждать, оправдываться.

Большинство молодых людей (80%!) посещали театр только в своём детстве и смутно помнят спектакли, которые им довелось видеть. Единицы же поделились, что хотели бы сходить в театр, но не с кем. Некоторые считают театр высочайшим искусством для «элиты» и утверждают, что: «это явно не про меня, это поймут только те, кто разбирается…». Так и хочется им возразить: ведь в театре есть множество спектаклей, которые будут понятны и близки каждому человеку. Проблема в том, что люди этого не знают, потому что попросту перестали посещать театр. Среди ответов и прочих рассуждений «подопытных» молодых специалистов, я выделяю несколько причин этой глобальной проблемы.

Первое, что выделяют молодые люди –  в наше время театр, по их мнению, легко заменить, так считает 70% опрошенных. Я понимаю это так: человек любит всё упрощать, сводить до самой понятной, приземлённой формы. Зачем ехать в театр, хорошо одеваться, если можно спокойно отдохнуть дома, включить телевизор и посмотреть юмористическую передачу в удобном кресле? Появилось телевидение и для людей это стало более комфортным времяпровождением. Телевидение не заставляет о чём-то думать, оно лишь развлекает, освобождает голову от тяжести мыслей, и мало кого волнует, что за своё расслабление люди продают свой мозг в рабство, позволяя засорять голову тоннами ненужной информации, пошлыми шутками, пустой болтовнёй, иногда откровенной ложью.

Второе, что отметил почти каждый участник опроса, - высокие цены на билет. Хочу отметить, что большинство молодых людей не имели представления о реальной цене на билет в театр, но предполагали, что она явно выше желаемой и доступной для них. А на вопрос: «Куда бы вы потратили деньги, отведенные на досуг?» - отвечали, что пошли бы в кино или ночной клуб. Кино их интересует куда больше. Почему? В кино можно попасть в любое удобное время, хоть ночью, каждый день, и билет стоит «копейки». Неважно, что фильмы, которые им покажут, не несут культурной ценности. Скорее наоборот. Киностудия работает на массового малокультурного зрителя, стремится развлечь его спецэффектами, пощекотать нервы примитивным, но динамичным сюжетом, не нагружая его серьезным смыслом. Настоящее киноискусство вы почти не увидите в кинотеатре торгового центра, и не будете наблюдать сверкающую рекламу нового фильма на каждом шагу. Настоящее Кино - только на фестивалях и закрытых камерных показах для киноманов.

Третей, и, пожалуй, самой серьезной причиной отсутствия интереса у молодежи к театру, по её же мнению, стал интернет. «Зачем?! - недоумевают они, - зачем ходить в театр? Ведь всё есть в интернете». 90% опрошенных считают интернет достойной заменой театру. Да, действительно интернет хранит богатейший объем информации, на любой вкус и цвет. Дело в том, что половина опрошенных молодых людей пользуются интернетом не для того, чтобы посмотреть цены на билеты в театр, 80% никогда не смотрели спектакли онлайн, которых, кстати говоря, в интернете не так уж и много, в сравнении к примеру, с кинофильмами и сериалами. На вопрос: «Для чего вы используете интернет?» - они отвечают, что развлекают себя просмотром модных «мемов» и просмотром смешных видео на популярном видео-хостинге YouTube. Думаю, многие подрастающие люди перестают нуждаться в поиске ответов на серьёзные глубокие темы и в размышлениях о нравственности и морали, потому что им кажется, что они владеют всей информацией на свете, ведь она у них под рукой. Для обычного пользователя сети интернет открывается лишь часть информации, и как минимум половина этой информации – пустой мусор. Надо иметь представление, что искать, где искать, знать кому верить, а кому нет, уметь углубляться, сравнивать, отбирать и т.п. Это могут лишь немногие. Для них интернет – действительно важный рабочий инструмент поиска нужной информации, новых занятий.

Театр реагирует. Мы наблюдаем, что он начал работать на зрителя, которого крайне трудно чем-то удивить, и которого перегружать информацией не стоит. Появились постановки, которые сопровождаются популярными поп- и рэп- композициями, постановки, действие в которых происходит по средствам «модных» девайсов, используются различные медиа: от простых и сложных проекций до наушников и VR-шлемов. Появляются спектакли «квесты», спектакли-променады и др.

Молодые люди, которые согласились на участие в моём опросе, в своём большинстве в недоумении пробормотали: «Я даже не знаю, что в театре сейчас идёт».Современная молодежь привыкла получать уйму информации отовсюду, куда только упадёт их взгляд. Везде яркая реклама, навязчивые баннеры, уведомления, спам, всё что угодно. Если в кино выходит очередной фильм, то за два месяца до выхода, по телевизору, в интернете, каждый натыкается на тизер/трейлер/афишу этого фильма по несколько раз в сутки! Для того чтобы узнать о новостях театра, нужно специально зайти на сайт самого театра/включить определенный телевизионный или интернет- канал/посетить кассу театра и т.д. Театр практически не занимается широкой рекламой своих постановок и проектов. Скорее всего из-за нехватки средств, а может из-за отсутствия в штате или в своём коллективе PR-специалиста.

Конечно, мой опрос не презентативен. Он не дает основания делать серьезные обобщения, умозаключения и выводы о современной молодёжи и ее интерес к театру. Ответы моих респондентов – это всего лишь капля в море общественных мнений, но даже в капле есть все составляющие морской воды. Мне кажется, не стоит спешить негодовать и стыдить молодеж. Нам всем стоит учитывать их ответы и понять, что мы делаем не так.


Рецензии