Исчерпывающее подражание

Никогда не понимал людей, считающих подражание дурным тоном, не достойным какого бы то ни было уважения. Разгромная критика и клеймо бездаря - вот что ожидает того, кто дерзнёт покуситься на этот жалкий кусок хлеба, валяющегося в пыли. Вот художники - молодцы. Азы их искусства зиждятся на подражании и копировании. Жаль, что в этом они иногда перегибают палку.

А вот рабам пера и блокнота приходится несладко. И это тем более удивительно, что многие из них, даже самые маститые, не гнушались подражать. И даже почитали это за привилегию, если угодно. Байрон подражал Вергилию, Пушкин - Байрону, Брюсов - всем подряд. Но то - поэты, о которых прозаики были не самого лучшего мнения (взять хотя бы того же Толстого, говорившего, что писать стихи - всё равно, что идти за плугом, приплясывая). Писатель боится подражать. Многие писатели бегут во время создания произведения от книг, как чёрт от ладана - боятся впасть в подражательство.


Но что, собственно, подразумевается под подражательством в прорзе? Если мы говорим о дословном копировании идеи - это, конечно, недостойно внимания. Но великие писатели обладали способностью к весьма оригинальным построениям - словесным и текстовым, они создавали удивительную фактуру, которая сама по себе могла не содержать какого-то глубокого смысла. Но лёгкость и витиеватость их слога звучат столь оригинально, что помимо своей воли ты возвращаешься к тексту и перечитываешь по несколько раз к ряду понравившийся отрывок. Плох ли тот писатель, что попытается воссоздать в своём произведении такую же гибкость слова? Ведь к этому нужно приложить усилие, старание.


На мой взгляд, фактурное копирование текстов сродни копированию полотен великих художников - начинающий живописец стремится укрепить свою кисть, развить своё мастерство. Без подобного подражания невозможно становление действительно сильного художника. Другое дело, что, если ему не хватит таланта создать собственный стиль после всего изученного и единственное, что ему остаётся - это сравнить себя с добротны копировальным аппаратом - что ж, массы всегда требуют хорошего качества по доступной цене и нет ничего дурного в том, чтобы удовлетворить спрос.


Но если мы говорим о попытке создания чего-то нового, свежего, не тривиального, то мы должны понимать: нельзя отбрасывать накопленный опыт - рискуешь заново создать велосипед и прослыть несведущим простофилей, искренне полагая самому, что лавры бессмертного гения тебе обеспечены.  Однако, изучая прошлое, следует избегать главной опасности - потерять свой собственный голос в этом безумно ревущем потоке уже достигнутого мастерства.


Рецензии
Евгений, для писателя главное не что написано, а как. А литературных штампов всегда хватало.
С уважением,

Александр Голенко   29.01.2018 11:06     Заявить о нарушении
Спасибо за рецензию )

Эльдар Саидов   30.01.2018 11:06   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.