Гора Арарат и армянские киносказки о будущем

    «Видимо, только армянские сказки несут
                в своей сути, истинное веселье и оптимизм».

                Гарик Мартиросян.

          Глядя в окно на разбушевавшееся, мрачно-серое ноябрьское море, 27-летний житель Сочи, Сергей Асланян, ясно представил себе, каково было бы андерсеновской «русалочке» барахтаться в этих грязных волнах, одновременно высматривая на пустынном берегу замёрзшую фигуру её любимого средневекового датчанина, которому в эту погоду точно было бы не до мокрых баб….
         Такие, для кого-то странные аллюзии, крутились в сознании  молодого армянского парня отнюдь не случайно. Дело было в том, что Сергей с детства был влюблён в киносказки, которые не читая, можно было просто посмотреть по телевизору. Юноша был уверен, что подойдя к возрасту, наконец-то сподвигшегося на  дуэль Лермонтова, он видел их все: чешские, немецкие, польские и, конечно же, «нашенские», начиная с замечательной чёрно-белой картины «Новый Гулливер» Птушко…. (Сергей тоненько пропел: «Моя лиллипуточка, приди ко мне. Побудь на минуточку, наедине…»). Но к великому сожалению, лет пять назад, по окончании заочного Института Армянской Словесности, этот отрок зачем-то решил начать сочинять свои самобытные, наполненные в концовках, мягкой армянской дидактикой, сказочные «были»..
          Эти занимательные произведения Асланян публиковал на одном из популярных литературных сайтов, под забавным (как ему казалось) русским именем, Кондратий Рылеев. Была в этих, довольно милых историях, одна незначительная особенность – все выдуманные герои, за исключением драконов, семиглазок и прочей нечисти, так или иначе, имели армянские корни. Помните, как отец Айвенго, старина Седрик по кличке "Сакс", наблюдая за рыцарскими поединками, мечтал только об одном, чтобы их победителем всенепременно был какой-нибудь «саксонец»…
         …..Так как, рецензии на последнюю работу Сергея, где, довольно живенько, описывались приключения знаменитого героя Артака Сочийского, были не слишком хвалебными, то автор вновь пробежался глазами по недавно опубликованному тексту. Итак, в небольшом горном селении жил могучий богатырь. Тридцать лет и ещё пару, он выпекал для добрых людей замечательные лаваши. Но вот пришли басурмане и отобрали у его народа красивое озеро под названием Арманьяк. Тогда Артак демонстративно затушил огонь в печи и поклялся, что никогда больше он не возьмётся месить тесто, покуда этот сакральный водоём снова не сможет радовать чистой водой его братьев и сестёр…. И обратился герой к ветру….. Потом к морю… Затем к дельфинам… Пока, наконец, разумно посомневавшись, не решился заговорить с 33-мя прекрасными морскими нимфами…. Общение с последними едва не погубило репутацию излишне пылкого богатыря, но ….
       ……..в одной из рецензий, некто Макаренко, вообще написал, что подобные басни напоминают ему сочинение курящего «траву» «троечника», пытающегося пересказать «своими словами» «Войну и мир»…. Писатель медленно перевёл взгляд на свирепствующую за окном непогоду. Вид, набегавших на берег неутомимых волн, переориентировал его мысли от «наполненного мерзкими метафорами» критика на его любимую тему.
              «А как раньше, этим дядькам удавалось написать такие необыкновенно яркие сценарии к его избранным киносказкам», - подумал Сергей, отыскивая в «Яндексе» информацию об этих замечательных фильмах.
        «Ага, вот, к примеру, одна из моих любимых картин – невероятный «Город мастеров». Так, а кто же автор сценария? Нет, фамилия не армянская. Некий Николай Эрдман. Но как же он смог превратить довольно камерную «средневековую» сказку в столь блистательный фильм. А этот немец, Лев Лемке, насколько же он хорош в роли беспощадного воителя, с завидным благородством, мечтающего на протяжении половины картины, жениться на первой красавице города…»….
          …..Смотреть в окно больше не имело смысла, если, конечно, не поставить целью пересчитывать, подобно страдающему «крышной» бессонницей Карлосону, количество накатывающихся на берег «барашков»…..  Сергей нетерпеливо открыл «википедию» на фильме «Волшебная лампа Аладдина».
    «Эх, почти армянская труднопроизносимая фамилия Ягдфельд», - пробормотал он, довольно удачно добавив к искомому сценаристу «окончание» «ян». - И почему, написанные мною восточные сказки не искрятся таким юмором и не наполнены изумительным обаянием главных героев, как эта прелестно снятая история.» … Писателю сразу вспомнился эпизод, где «чёрный колдун»  с разделённым на разноголосые четвертинки криком: «Я не хочу, я не пойду», уходит сразу «на все четыре стороны». На что юный сказочник только грустно улыбнулся….
          Вечерело. Задумчивому творцу, вдруг, нестерпимо захотелось увидеть оптимистичного и бодрого Олега Даля, в невероятно остроумном фильме «Старая старая сказка». Вот пошли первые кадры. Пытаться преобразить фамилии Дунского и Фрида на армянский лад, было изначально нереально, поэтому Сергей просто залюбовался бодро шагающим меж незамысловатых декораций, вернувшегося с войны солдатика….
….и вот пришло время загадок. «Как это можно было придумать, чтобы король, удивлённый простотой отгадки громко прочитал: «Огурейц. Огурайц», - проникновенно добавив, - Огурец, же, ёлки-палки»». Асланян щёлкнул мышкой и пересмотрел этот эпизод ещё раз. «Нет! Я так никогда не смогу! Зато мои сказки всегда заканчиваются, как «Мойдодыр», мудрыми наставлениями. Вот, к примеру, в истории о ненасытном Драконе, съевшего рыцаря в доспехах и погибшего у реки от несварения желудка, я советую мальчикам и девочкам вкушать истинно армянскую еду, а не губить свои желудки во всяких там «Макдональдсах»….
        Сергей досмотрел фильм и задумчиво поплёлся на идущий из кухни аромат свежеприготовленной «долмы». Придвинув тарелку и ковыряя вилкой распаренный виноградный лист, он попытался вспомнить хотя бы одну современную армянскую киносказку. Ничего, кроме картины «Тот ещё Карлосон» Сарика Андреасяна, не пришло в его озабоченную голову.  Но сравнивать это кино с шедеврами середины 60-х было совершенно нелепо. «Нет, надо срочно написать сценарий весёлой русско-армянской сказки. Пусть в ней собирательный герой Никита Добрынян вступит в нешуточную схватку с беспринципной Ягой Бабоян, чтобы затем сыграть в «покер» (безлимитный холден) на свою и его жизнь, с постоянно «передёргивающим»,  Бессмертом Кащеяном»….
       Ведь если ещё раз внимательно пересмотреть те, наполненные русским юмором фильмы, то, наверняка, получится прелестная смешная история. А богатыря пусть сыграет, любимый народом и детьми, сочинский Ншан Галустян»….».
            август 2017г
      


Рецензии
Интересно!!!

Лариса Белоус   08.10.2018 12:55     Заявить о нарушении