День рождения в Ня Чанге,

или Неожиданный марш-бросок на край Ойкумены.

Глава 1. Сюрприз от Деда Мороза.

На этот раз во всем была виновата Инна. Накануне Нового года она позвонила мне поздно вечером и посетовала, что ей очень хочется сбежать куда-нибудь подальше от зимы и быта, но вот не с кем. «Поехали в Китай?» - предложила она мне, и я тут же согласилась.  В Китай не получилось, и мы, наспех отметив Новый год дома, уже третьего января оказались во Вьетнаме.

Ня Чанг – это курорт на юго-восточном побережье Вьетнама в 447 км к северу от Хо Ши Мина (бывшего Сайгона). Омывается он, как и всё восточное побережье страны,  Южно-Китайским морем.
 
О Вьетнаме я знала очень мало, разве что только  то, что там много лет воевали американцы. Кинулась искать его на карте и еле нашла узкую полоску с края Земли. На севере граничащую с Китаем, на западе  - с никому неизвестным Мьянма, освоенным россиянами Таиландом и Камбоджей. С востока на Вьетнам катят мощные  волны Южно-Китайского моря, сжимая и вытягивая эту страну в длинную макаронину, а при наличии некоторой фантазии – в форму королевкой креветки, которых мы вдоволь напробовались. Но об этом позже.

Почти 10 часов лёту до международного аэропорта Кам-Рань (он в 35 км от Нячанга), трансфер до нашего отеля “Sea Light” (Морской свет) – и мы на курорте! Так что свой день рождения на следующий день я отмечала во Вьетнаме. И конечно же во всём была виновата моя бывшая школьная подруга Инна, путешественница-выдумщица, верный друг и товарищ и много чего ещё! Из своего бездонного видавшего виды полупустого ещё пока чемодана она вынула бутылку шампанского, конфеты-печенье и предложила начать отмечать.

Глава 2. Свирепые белые тигры.

Утром следующего дня в мой День рождения состоялась встреча с отельным гидом Алексеем, уроженцем Ставрополья. Молодой человек виртуозно прорекламировал набор экскурсий, предлагаемых турагентством Coral Travel, предупредив, что ни в коем случае не следует покупать эти туры в многочисленных других агентствах за меньшую цену. Особенно Алексей нападал на «Миртур», расположенный рядом. Мы поддались увещеваниям и закупили сразу 3 экскурсии.

Деньги, которыми пользуются вьетнамцы, называются донгами, доллары тоже в ходу. Курс - 100 долларов за 2 265 000 донгов. Не ужасайтесь нулям! Самая малая денежная единица, которую мы держали в руках, – 1000 донгов, монет мало, мы их не видели. Поменять доллары на донги можно в банках, кафе, ювелирных магазинах, отелях (в отелях менее выгодно), что мы и сделали. Почувствовав себя в прямом смысле толстосумами и миллионерами, поспешили на море.

Ах, каким коварным обманщиком оказалось это долго-желанное море! Устрашающие волны обрушивались на белоснежный песок побережья, пенясь и взметаясь ввысь прежде, чем с рыком податься вспять, готовясь к очередному прыжку на растерянного туриста! Редко находились те смельчаки, которые бросались прямо в пасть этим голодным белым тиграм, мгновенно ими поглощались и выплёвывались далеко позади прибоя! Мы были не из таких.

На топчанах под грибками (за плату), на отельных полотенцах и личных циновках (бесплатно) лежали обуглившиеся россияне и китайцы или же бродили по берегу вдоль кромки воды. Отдыхали целыми семьями, со взрослыми детьми и малышами, большими и малыми шумными компаниями. Делали селфи.

Согласно статистике в этом году самыми активными путешественниками оказались бразильцы, россияне на втором, а китайцы – на третьем месте. Обуглиться в этих тропиках можно в прямом смысле в два счёта, поэтому мы тщательно мазались кремом, укрывались и купались в кофточках-марлёвках, которые за 100 000 донгов можно сторговать на рынках (начальная цена –  250 000). Торг всегда уместен!

Обедали в тот день в кафе «У Лёши» напротив своего отеля: суп из морепродуктов, мясо крокодила, два кокосовых ореха. Брали по одной порции на двоих. Порции большие и недорого.

Глава 3. Бешеные чёрные пантеры.

Наш Sea Light Hotel 2**притаился в уютном маленьком закоулке в пяти минутах ходьбы до моря. Это если не стоять минут 15 в растерянности у зебры на переходе через дорогу, отделяющую нас от пляжа. Бешеные чёрные пантеры – это беспорядочно мчащиеся мотоциклы. Пешеходов никто не пропускает, байки мчатся сплошной стеной вперемешку с машинами и автобусами. Надрожавшись от страха у своего законного перехода, перепуганный турист, наконец, сбивается в некое подобие маленького стада и несмело вступает на проезжую часть. «Пантеры» несколько сбавляют скорость, и «словесные овцы» перескакивают на противоположную сторону набережной прямо в лапы «белых тигров».

С купанием на городском при-отельном пляже, признаться, не повезло. Море было беспокойным. Во Вьетнаме сезон дождей заканчивается к Новому году. Январь-февраль – лучшие месяцы для отдыха. Потом наступает невыносимая для европейца жара. Мы приспособились ездить на автобусе №4 на пляж Парагон, представляющий из себя лагуну, отгороженную от моря насыпями. Время в пути –15 минут, цена билета - 7 000 донгов, остановка автобуса в пяти минутах от нашего отеля. Советую.

Нячанг, ещё недавно бывший рыбацким посёлком, имеет на сегодня население   около  500 000, не считая туристов, конечно. Пляж Парагон находится на городской  окраине. Парагон - это название отеля, который расположен среди шикарных вилл.
Частных автомобилей ещё мало. В ожидании туристов на обочинах тротуаров вперемешку с байками паркуются рикши. Они весьма коварны: запросят цену, скажем, в 50 000 донгов, а потом вынудят отдать 150 000. Мы их обходили стороной.
Удобно пользоваться такси, особенно, если вас несколько человек. Чем меньше машина, тем меньше и цена. Оплата по счётчику.

Глава 4. Sea Food (еда из обитателей морских глубин) и всякая другая.

Вьетнамцы едят всё, что шевелится, поведал нам очередной гид Виктор, уроженец Белоруссии. Русскоязычных трудящихся в Нячанге необычайно много. Они работают гидами, зазывалами в кафе и магазины, русскоязычными консультантами в солидных фирменных магазинах и заводят свой маленький (про большой не знаю) бизнес. Мы даже встретили нашего земляка, который вот уже год, как открыл лавку по продаже мелких товаров. Правда, своей прибылью он пока не очень доволен. Желаем тебе удачи, земляк!

За 12 дней своего отдыха из того, что шевелится в морских глубинах и тропических лесах Вьетнама, мы успели или захотели попробовать, конечно, далеко не всё. С удовольствием уплетали креветки, кальмаров  и  разную рыбу, вынутых живыми в нашем присутствии из огромных чанов с водой и тут же приготовленных на гриле. Мне так же понравилось мясо крокодила и лягушек, Инна же предпочитала рыбу. Змея оказалась жестковатой. Мужчинам в спецзаведениях предлагалось проглотить трепыхающееся сердце змеи, извлеченное тут же при них, а их спутницам – выпить теплую желчь. Мужчинам – для силы, женщинам – для мудрости. Кишки тоже идут в употребление. Мы не пробовали. Различные ракушки тоже не пробовали – не успели.

Есть кафе и рестораны, специализирующиеся на национальных блюдах европейских и других восточных стран. Однажды мы пообедали в русском трактире, слушая милые нашему сердцу мелодии. Хозяином трактира был вьетнамец, зазывалой – ушлый парень из Москвы по имени Игорь, кассиром и частично обслугой – тоже наш человек.

На улицах, мешая продвигаться по узким выщербленным тротуарам, сидят торговцы мелким товаром и всякой снедью. Продают кипящую в котелке кукурузу; лобстеров, краснеющих при вас на переносном гриле; разнообразные фрукты.
 
Покупать еду у уличных торговцев мы опасались, а вот мороженое отведали и не пожалели! Его готовят бойкие парнишки прямо при вас: на большую пластину из искусственного льда кладут ломтики фруктов и поливают их молоком. Затем виртуозно крошат их и взбивают шпателями. Эта жидкая смесь на глазах превращается в подобие теста. Его ловко раскатывают в лепешку, нарезают полосами, сворачивают в трубочки, кладут в бумажные стаканчики, поливают шоколадом и преподносят изумлённому туристу. Вкусно!

Чтобы усилить впечатление от этого зрелища, некоторые виртуозы во время приготовления мороженого подбрасывают лопаточки вверх так, что они делают в воздухе сальто мортале и послушно возвращаются в руки фокусника. Мы даже аплодировали одному такому артисту, чем доставили ему огромное искреннее удовольствие! Вьетнамцы очень дружелюбны, улыбчивы, отзывчивы, ещё не испорчены европейской цивилизацией.

Из фруктов пробовали манго, ананас, сахарное яблоко (чиримойю), дуриан, рамбатан, мангостин, драконий фрукт (питайю) и чего-то ещё – всех названий не упомнишь! Ежедневно выпивали сок огромного кокоса во фруктовой лавке в своём переулке  – 20 000 донгов за штуку. А на центральной улице нашего Европейского квартала (название официальное) их продают за 25-30 тысяч.

На нашей улочке с одной стороны высились здания отелей: Prime Hotel, Dubai Hotel, Sunsity Hotel, Pavilion Hotel, Boss Hotel и среди них наш десятиэтажный малыш Sеа Light. По другую сторону тянутся двухэтажные лавочки и кафе под названиями «У Кости», «У Лёши», «У Ханы». На втором этаже – жилые помещения. Владельцы этих кафе: Костя, Леша и Хана – вьетнамцы. Нам больше всего нравилось ужинать у Лёши (такой его русский псевдоним. Настоящее имя произнести невозможно). Он прекрасно говорит по-русски, учился в Москве. Стены этих кафе с пола до потолка покрыты надписями типа: «Привет из Сургута! Вкусно и радостно!», «Сибирского здоровья Вьетнаму! Бурятия, село Корсаково. Борис. 4 по 14 нояб. 2017», «Привет из Красноярска и Шарыпово!!! Кристина, Роман 08.01.18», «The best cafе on this street. Samarkand» и пр., и пр., и пр.! У Ханы я пила свежеприготовленное  смузи из разных фруктов.

Про еду можно писать бесконечно, кто-то другой напишет иначе и лучше, я же делюсь своим скромным опытом,  который не охватывает различные напитки и много чего ещё!

Глава 5. Наши поездки и экскурсии по Нячангу.

Итак, на второй день по прибытию состоялась встреча с отельным гидом, у которого мы купили три экскурсии:
 
1) поездку “I-Resort” на грязевые ванны и горячие источники;

2) экскурсию в «Тропический рай, всё включено» на один из островов;

3) двухдневное путешествие  в «Сердце французского Индокитая  г. Далат», расположенный в горах.               

И не пожалели!

Экскурсия “I-Resort” на грязевые ванны и горячие источники заняла полдня.  Это пока первый и единственный парк с источниками минеральной воды во Вьетнаме. Расположен он на берегу реки Кай. Процедуры начались с того, что нас погрузили в огромные деревянные чаны, наполненные горячей жидкой целебной грязью. Долго в ней находиться нежелательно, да и не выдержишь более 20 минут. Смывали грязи из стоящих рядом чанов поменьше, черпая воду половниками, сделанными из половинок кокосового ореха. Очень экзотично!
 
В парке имеется масса искусственных водопадов и бассейнов с минеральной теплой и горячей водой и водными аттракционами. Инне очень понравилось скатываться с крутой горки, плюхаясь прямо в бассейн. Она даже заслужила аплодисменты китайцев! Люди семьями приезжают в парк на целый день и замечательно проводят там время.
 
О каждой поездке можно рассказывать взахлёб, но буду краткой, чтобы не утомить читателя. Город Далат расположен высоко в горах, добирались туда  несколько часов по серпантину: с одной стороны над дорогой нависали огромные каменные глыбы, с другой – глубокая пропасть.  Заезжали на  кофейную плантацию и увидели, как цветут и плодоносят кофейные деревья. В Далате поднимались  на гору по канатной дороге и мчались с горы на электросанях со скоростью 60 км в час, чтобы попасть в чудесный парк к подножью водопада. Там мы  катались на слоне  и страусе; гуляли и фотографировались в нише под водопадом и возле него.
 
В Далате мы осматривали буддийские храмы, вдыхали целебный горный воздух. Заблудились и плутали по тёмным окраинам  города, отыскивая свой отель. В общем эмоции и впечатления выхлёстывали из берегов, как бурное Южно-Китайского море!

Про обширные кофейные плантации и разные сорта кофе, выращиваемые на них, следует рассказать отдельно. Кофе – это национальное достояние Вьетнама, приносящее стране серьезный доход. Я и не знала, что Вьетнам  занимает первое место по производству кофе! В “Coffee and Tea House”, куда обязательно завозят тургруппы, нам рассказали много интересного о производстве кофе и его разных сортах. Некоторые из них дали попробовать в крошечных чашечках. Наверное только гурманы-кофеманы знают о кофе Лювак, который получается после прохождения кофейных зёрен по желудочно-кишечному тракту древесной крысы (luvak). Она любит ими лакомиться и выбирает только лучшие зернышки. Зверёк небольшого размера (мы видели его чучело) и переводят его название словом «куница», хотя это вовсе не куница. Зёрна, побывавшие у него в желудке, оцениваются в $100 за 1кг! Этот кофе – один из самых дорогих в мире и легко доступен во Вьетнаме, если, конечно, позволяет кошелёк…

Глава 6. Одна библейская история.

А ещё в Нячанге  мы решились на курс общеукрепляющего  массажа в Центре азиатской медицины «Белый лотос». Трансфер туда и обратно в отель входит в счёт. Советую.

Массажные салоны встречаются на каждом шагу и разбросаны по всему городу. Особенно в ходу массаж ног. Мы попробовали его для сравнения, но нам не понравилось: его выполняют неквалифицированные массажисты в отличие от работников «Белого лотоса». Стоит он значительно дешевле. Массажные салоны также есть во всех дорогих отелях, но мы туда не совались.

Следует упомянуть уличных торговцев, предлагающих свой товар. Они одеты так, что полностью закрыты от коварного солнца. Оно  обжигает даже сквозь тучи! На голове вьетнамца конусообразная шляпа, на ногах резиновые шлепанцы-вьетнамки, носки, руки в перчатках. Писк моды – повязка, закрывающая нижнюю часть лица, наподобие маски против гриппа. В таких же масках мчатся по дорогам и мотоциклисты, что придаёт им особо устрашающий вид. Гид сказал, что это явление необъяснимо с точки зрения здравого смысла.  Уличные торговцы предлагают сигареты (вьетнамцы много курят), жевательную резинку, солнечные очки, украшения, сумки и кошельки якобы из крокодиловой кожи.
 
Вьетнамцы выглядят низкорослыми и чахлыми, особенно пожилые люди. Мы не встретили ни одного высокого или толстого вьетнамца! В местной газете “Viet Nam News” за 10.01.18  я прочитала, что согласно статистике каждый шестой ребёнок в возрасте до 5 лет ниже положенного роста, и каждый четвёртый весит меньше нормы. Каждый год около 5 тысяч детей умирает от заболеваний, вызванных недостаточным питанием. Средний рост мужчины – 164,4 см, женщины – 153,6. Семьи большие, многодетные. Думаю, что вьетнамцы едят всё, что шевелится, не от хорошей жизни. Население страны на начало 2018 года свыше 96 млн. человек.

Вьетнамцы вызвали у нас большое уважение своим трудолюбием и национальным самосознанием. Вьетнам сегодня  – это большая стройка, страна поднимается из руин и нищеты. В Нячанге строительство и реконструкция отелей, благоустройство пляжей идут везде. Ещё в 80-х годах прошлого века велосипед считался роскошью. Сейчас вьетнамцы пересели на мотоциклы, за рулем которых женщин с детьми не меньше, чем мужчин. Частных автомобилей почти нет.

Нячанг сегодня – это русско-китайский курорт, развивающийся бешеными темпами. Отели-небоскрёбы растут наперегонки! Вьетнамцы осваивают трудный русский язык и кое-что из английского. Общение пока затруднено. Но это точно, что только пока! Прошло всего 7 лет, как Вьетнам стал развивать туризм, а уже создаёт конкуренцию опытному в этом деле Таиланду! За Отечество обидно…

Вечерами валились с ног и даже смотреть ТВ не было сил. Но однажды все-таки включили канал СNN и услышали, как ведущие смаковали очередное высказывание  президента США Трампа об азиатских странах. Он назвал их “shithole countries” («грязными дырами» в мягком переводе). Вьетнам вопреки страшным разрушениям, нанесенным стране американскими военными силами, на глазах восстаёт из этой самой “shit hole ”, в которую его пытались засунуть, но не смогли.

Полуголодные хрупкие вьетнамцы мужественно воевали против хорошо вооруженных богатырей-интервентов, отдавая за 1 жизнь врага свои 16 жизней. Повторилась библейская история: Давид победил Голиафа. Так кто же после этого оказался в “shit hole”?

Глава 7. « А что привозить из Вьетнама?»

- это самый, пожалуй, животрепещущий, подобно парному сердцу змеи, вопрос для всякого туриста. Что ж, приобретайте одежду из хлопка и натурального шёлка; ювелирные изделия из речного и морского (он дороже) жемчуга, выращиваемого в обширных акваториях; кожгалантерею из крокодила, страуса  и змеи (их тоже выращивают на фермах); различные кремы и притирания, а также кофе, чаи и какао. Сувениры.
 
Ювелирные украшения и кожгалантерея, конечно, удовольствие дорогое, но оно того стоит! Магазины с этими товарами раскатились по всему Нячангу, словно рассыпавшиеся бусы. В них бродишь, как в музее. Витрины притягивают, как руки коварного возлюбленного, и завораживают, как удав. Эти магазины  - безжалостные грабители с большой дороги! Они наносят смертельный удар вашим кошелькам. Их не миновать, как своей судьбы!
 
Покупая гостинцы и подарки не забывайте, что вес вашего чемодана не должен превышать 20, а ручной клади – 5 кг!
Доброго вам пути и замечательного отдыха на самом краю Ойкумены!               
               
               


Рецензии