Сёстры. унавий. глава 9. братья

               

 Как хорошо помню я  двух сестёр Унавий и Яштывий, дочерей нашей милой бабушки Уналче и дедушки Миклая, которого мы, их внуки, ни разу не видели: погиб в Первой Мировой войне. Бабушка Уналче без мужа одна вырастила пятерых детей, среди них - Унавий, старшая дочь. По словам бабушки, полная похожесть своего мужа, отца её детей Миклая. Яштывий – младшенькая дочь, появившаяся на свет после сына Эвакима. Бабушке соседи говорили:
- Уналче, себя ты родила на свет, замену себе. Гляди: твой сын Бетка и дочь Яштывий – одно лицо. Красивые оба.  Близнецы! Загляденье. Обоих подальше  от посторонних глаз, чтобы не сглазили. Беречь их надо!
  После экзаменов, как всегда, все мои сокурсники разъехались по домам. С завтрашнего дня зимние каникулы. Снова я одна. Куда податься? К кому?  Я решила поехать  на несколько дней в Шлань к своей сестре Лстий. Тем более на днях от неё получила письмо с приглашением меня в гости.
- Роза, как хорошо, что приехала именно сейчас, сегодня, - встречая меня, с порога в избу рассказывает мне моя двоюродная сестра Лстий, ставшая для меня самым близким, родным человеком. -  Вчера, поздно вечером,  у меня были Аксюба, родственник по отцовской линии,  и Катерина, его невеста. Они готовят концертные номера, пригласили из Шор-Уньжинской школы учителя музыки и пения, баяниста. Ждут тебя. У меня взяли твой адрес.
- С концертом хотят выступать в Шлани?
- И здесь. Ещё с концертом и сценками из спектакля «Салика» хотят ездить по деревням. Председатель колхоза предоставил им двух лошадей с санями. А тебя, твои номера, тоже включили в программу концерта.
- Какие номера? Может, действительно чуть мне отдохнуть, - успела сказать я Лстий – на пороге дома тут как тут Аксюба и Катерина.
- Привет, Роза! Мы тебя в окно увидели. По улице шла  с сумкой. Поняли – на каникулы.
  Зимний вечер ранний, снежный, морозный. Две лошади везут нас, местных артистов, в Шора-Баш, в татарскую деревню, что находится в десяти километрах от Шлани. Помню я эту деревню: к тёте Унавий,  сестре папы, мы с мамой шли и полем, и лесом  пешком, а я, маленькая, больше ехала на санках, погоняла маму «Но-но!» Тогда мы в лесу встретили двух волков. Они и сейчас перед моими глазами.  Сейчас нас, артистов, много, баянист с нами. Весело! Несмотря на мороз, который безжалостно щиплет щёки и нос, мы готовимся к концерту,  поём, веселимся.
- Роза, свой татарский танец исполнишь? Давай ещё марийский исполни. Споёшь песню Андрея Эшпая «Два берега». Хорошо? Помню: ты эту песню пела, знаешь, - сказал и растянул меха баяна Виктор - разнеслась по всему вечернему лесу музыка, песня всем известного композитора Андрея Эшпая, сына отца-марийца, выходца из живописной деревни Кокшамары на берегу Волги-матушки:
            Утки все парами,
            Как с волной волна.
            Все подруги с парнями,
            Только я одна.
            Всё ждала и верила
            Сердцу вопреки:
            Мы с тобой два берега
            У одной реки…
- Исполню танец башкирских марийцев и татарский. Танец башкирских марийцев не похож на  танец луговых марийцев. Пусть его кто-то другой исполнит,  - возразила баянисту я.   
- Музыка какая! Пропой, - просит Виктор-баянист.
- Наш концерт в восемь вечера. Там висят афиши. Для отдыха, репетиции у нас полтора часа, - перебил беседу Аксюба.- Роза, давай сани и лошадей оставим у твоей тёти Унавий. Двор, я знаю, у неё большой, и сами там же переоденемся.
- Аксюба, я не знаю, где тётя Унавий живёт, её тоже не узнаю, - говорю я.
- Зато я знаю: тётя Унавий - и моя родственница. Сегодня мы с Ольгой, дочерью тёти, по колхозному телефону разговаривали. Так что они нас ждут. Знают, что и ты с нами едешь к ним.
   Вот она, моя родная тётя Унавий, впервые предстала передо мной, родной племянницей, уже взрослой дочерью второго брата Арслана, студенткой четвёртого курса Йошкар-Олинского педучилища. Она первая встретила меня, племянницу. Узнала, подбежала ко мне, стоящей у ворот своего дома.
- Вижу! Вижу своего брата Арслана, Это же ты, моя дорогая! – обняла, плачет, ведёт меня в тёплую избу, дрожащими руками с меня снимает пальто. Ко мне подбежали её три дочери: Ольга, Унай,  Уялче. Познакомились мы, двоюродные сёстры.
  Сидим на её кровати мы со своей тётей Унавий друг против друга, одной рукой обняла меня. Несмотря на свой шестидесятилетний возраст, Унавий – просто красавица: мелкие черты лица. На меня смотрят  ясные, внимательные,  большие карие глаза. Как ни странно, чёрные, как смола,  без седин волосы. Такой родной, доброй, красивой останется в моей памяти тётя Унавий,  сестра моего отца,  Арслана, до конца моих дней.

               


Рецензии
Понравился рассказ своей простотой. В нам чувствуется запах эпохи!

Сергей Сухонин   24.10.2019 08:40     Заявить о нарушении
Верно, угадали: в рассказе о родной тёте УНАВИЙ (имена старинные, марийские) "чувствуется запах эпохи" той, прошедшей. Жаль, что законы ПРИРОДЫ не возвращают нас к прекрасному прошлому. Теперь отправлюсь к Вам на страницу.

Роза Салах   24.10.2019 08:56   Заявить о нарушении
На это произведение написано 16 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.