Записки художника. Пражские спирали

ПРАГА. Пражские спирали. Муха. Климт. Дюрер и др.

Фото из личного архива автора. Тот самый недострой готический.

 

   Ходим с подругой по улочкам Праги как по кругу, вернее по спирали, заблудиться невозможно. Начинаем с большого круга и сужаем его до главной Староместской площади. И обратно. Без конца натыкаемся на одни и те же памятники.

Это церковь Девы Марии Снежной. В готическом храме деревянный алтарь барочный, и это нормально. Он считается самым высоким в Европе. Высота его приблизительно с восьми-девяти этажный дом. Огромное количество раскрашенных деревянных скульптур. Странное сооружение, надо сказать, этот  готический собор. Я сначала никак не могла понять, что меня не устраивает в моих ощущениях, чего мне не хватает снаружи. Обрезанность, усечённость фасада, недосказанность объёма, такой обрыв.

Оказывается, на месте современного ухоженного двора-сада должен был находиться главный неф собора. Сооружение могло быть намного больше и выше, но не случилось.  И нет витражей. Обыкновенные стекла на всю высоту храма. И со стороны сада видно небо сквозь эти проемы двух фасадов. Да, такой вот недострой готический. Но построенное всё равно поражает своими грандиозными размерами.

За этим собором Девы Марии Снежной садик с каменными скульптурами, современными фонтанами и совершенно неожиданными фонарями. Когда-то, его предназначением  было выращивание овощей, зелени, фруктов и цветов. Монахи Францисканского ордена открыли здесь в своё время аптеку. Сейчас это тихая  уединённая зона отдыха.

  Староместская площадь. Старинная городская ратуша со своими знаменитыми часами 15-го века. Орлой. Это целый кукольный театр. Каждый час толпа туристов собирается под ними и на звук курантов хлопают в ладоши, как хлопают пассажиры удачной посадке в авиалайнере. А перед этим, там, на фасаде, происходит представление. Появляются фигурки, и даже черт принимает участие. Он дергает веревку колокола, ангел поднимает и опускает меч, появляются лики апостолов, а в финале еще и петух звонко кричит. А на балконе, на самом верху башни, размахивает как флагами, рукавами старинных одежд актер, представление продолжается!

  На этой же площади храм Девы Марии перед Тыном. Еще одна готическая жемчужина. Именно своеобразные шатры башен этой церкви стали характерной деталью Пражской архитектуры. Эти башни по углам основания имеют четыре небольших шпиля, которые повторяются еще раз, располагаясь на небольших выступающих кронштейнах, и они увенчиваются золотыми шариками. Подобных завершений крыш  в Праге много.

  Вообще, складывается такое ощущение, что мы попали в сказку, что это ожили иллюстрации детских книг.  Так все пронизано духом старины и легенд. Или это художники, побывавшие здесь, вдохновенные Прагой, приучили нас к таким сказкам? И эти золотые горошины на башенках, которые вытянулись из высоких черепичных крыш. Кажется, что феи живут на этих чердаках. И в то же время, это современный город с метро, кафе, магазинами, музеями. Медленно течёт Влтава над которой столько мостов.( И это напоминает Петербург.) И самый древний, Карлов мост, с великолепными скульптурами 17-18-го веков. Мост теперь пешеходный, его облюбовали художники и, естественно, туристы. Это своеобразная скульптурная галерея под открытым небом.

  Там, в самом начале со стороны Малостранских мостовых башен,  несколько ниже моста на откосе, где когда-то была таможня, стоит в своих доспехах рыцарь Брунсвик. Он стоит отдельно от всех скульптур святых. Он и не на мосту,  и не под, и не над. Странное, необыкновенное, говорят, самое сильное энергетическое место в Праге. Марина Цветаева угадывала в рыцаре свои черты. Они, действительно, похожи. В определённом ракурсе.

  "Если у меня есть ангел-хранитель, то с его лицом, его львом и  его мечом" - писала она в письме Тесковой(чешской писательнице, подруге).

- С «рокового мосту

 Вниз – отважься!»

 Я тебе по росту,

 Рыцарь пражский.

 Сласть ли, грусть ли

 В ней  - тебе видней,

 Рыцарь, стерегущий

 Реку – дней*

 
Какие страсти кипели... Какие романы... Всё унесла река. Лета.
 Какое счастливое время для Марины Ивановны. Жарко-страстное. Впрочем, страсти бушевали в ней всегда. Разве были у неё другие времена? Отвлекаюсь, однако, отвлекаюсь...

 
Мостовые башни великолепны с обеих сторон Влтавы.  Кстати, низкая башня старше самого моста, она с 12-го века сохранилась. Эти готические сооружения очень гармоничны с ратушей, с соборами, они тоже с такими шатровыми крышами и со шпилями, и непременными золотыми шариками.

Рисунок этих крыш-шатров на фоне барочных куполов как раз и создает эту сказочную особенность Праги.

  Время замерло, или уснуло на старинной брусчатке. И как хорошо не бегать, а тихонько бродить по этим мостовым. Сколько ж тут наворочено! Готика соседствует с барокко, ампир  с рококо, модерн с неоклассицизмом и барокко. Перед Сословным театром  памятник - подарок художника Анны Хроми - скульптура духа Командора.

Сидит такой плащ, а внутри плаща  пустота. Сколько смыслов можно вместить  в такую пустоту, одетую в нечто? Сама Анна Хроми давно живет во Франции, работает в Италии, и её работ я не ожидала встретить в Праге. Но, как оказалось, родную землю Хроми не забывает. Подарила городу несколько своих творений.

  Скульптур здесь превеликое множество. На фасадах, на углах домов и в совсем непривычных местах. Всевозможные святые, мадонны, и просто чем-то знаменитые в свое время люди.

На длинной Вацлавской  площади, скатывающейся вниз  от конного памятника Святому Вацлаву, среди спрятавшихся за вполне приличными старинными  фасадами в одном из современных торговых центров, можно найти пассаж дворца Люцерна. И там увидеть пародию на этот классический монумент.

На пузе подвешенной за ноги на цепях дохлой лошади сидит Вацлав, (говорят Гавел, а не Святой). Высота памятника около пяти метров. Это скульптура Давида Черны. Ну а там, где Черны, там провокация, это уж обязательно. Одни ползающие чёрные младенцы по Жижковской телебашне чего стоят. А фонтан с «писающими» и струйками пишущими слова по воде, в которой они стоят, юношами? Или висящий человек? В общем, современных скульптур в Праге оказалось не меньше, чем старины.

Сграффито на фасадах встречаются очень часто, иногда -  цветные, по ним  можно узнать всю историю Чехии.

  Вот открытие сделала. Для себя. Подоконники на зданиях памятниках архитектуры все утыканы острыми штырями крест-накрест, такие своеобразные ежи. Потом догадалась, это защита от вездесущих голубей. Не пачкают. Чистота на улицах, доброжелательность на лицах.

  Понравилось ездить на трамвае. Вертишь головой по сторонам и столько интересного замечаешь! Там, где расстояния мы не могли осилить пешком, мы и ездили на них. Ой, сколько ж заморочек поначалу с оплатой билетов! Проезд-то строго по количеству оплаченных остановок. А нужно же еще знать, до какой ехать. Но обязательно помогут, подскажут.

      На Карловом мосту ты улыбнешься,

        переезжая к жизни еженощно

        вагончиками пражского трамвая,

        добра не зная, зла не забывая.

 

      На Карловом мосту ты снова сходишь

        и говоришь себе, что снова хочешь

        пойти туда, где город вечерами

        тебе в затылок светит фонарями.

 

     На Карловом мосту ты снова сходишь,

        прохожим в лица пристально посмотришь,

        который час кому-нибудь ответишь,

        но больше на мосту себя не встретишь.

 

     На Карловом мосту себя запомни:

        тебя уносят утренние кони.

        Скажи себе, что надо возвратиться,

        скажи, что уезжаешь за границу.

 

     Когда опять на родину вернешься,

        плывет по Влтаве желтый пароходик.

        На Карловом мосту ты улыбнешься

        и крикнешь мне: печаль твоя проходит.
...*

И. Бродский.

  Вот в центре города Музей Альфонса Мухи, выдающегося чешского художника эпохи модерн. На рубеже 19-20 веков его стиль в Париже называли «стилем Мухи» и приравнивали к официальному названию Арт Нуво, этот стиль послужил примером для подражания не одному поколению дизайнеров.

Его девы это графические шедевры модерна. Ах, какие женщины, ах какие. Девически-грациозные, славянской внешности с роскошными извивающимися и водопадом струящимися волосами в лёгких, сродни греческим туникам, одеждах утопают в море цветов. У Альфонса Мухи это скорее Евы, чем Лилит, такие они обаятельные и миловидные, такие спокойные в своей неге. И очаровательны даже в кокетстве.

И этот излюбленный длинный формат стрельчатых готических арок. Обязательно круг - как символ бесконечного повторения, круговорота,  как символ женского начала. И даже рекламные надписи над образом  прекрасной девы располагались полукругом. Разглядываем печатные постеры. И любуемся.

 

   А как интересно он ворвался на художественный Олимп искусства, создав плакат неслыханной доселе инновации - креативного новшества. У Мухи это длиннющий узкий лист с изображением  фигуры во всю высоту печатного листа, да ещё и в полный натуральный рост(!!!) с большим количеством цвета и деталей.  И где-то сверху текст.

Раньше-то именно размер литографского камня диктовал размер печатного листа афиши. А Муха придумал, как соединить литографские камни, чтобы получить этот свой размер. И всё, всё!!! (с рисунком и печатью)  за неделю! От Рождества до 1 января нового года, когда афиши уже расклеили по Парижу.

  Абсолютно неизвестный художник своим плакатом (Сара  выглядела у него такой молодой, такой похожей на греческую богиню или её статую), так потряс знаменитую актрису, что она тут же заключила с ним контракт на шесть лет. Сценография, декорации, костюмы и украшения.  А всего-то - случай. Господин Великий Случай.
  Саре Бернар не понравился плакат, который был отпечатан к премьере «Жисмонды». Она позвонила директору типографии. Владелец позвонил Мухе (все остальные уже на каникулах): «Можешь сделать? –Не знаю, никогда не делал, попробую». И сделал. Расклеенные на тумбах афиши приводили в оторопь парижан. Им, проходящим мимо, казалось, что Сара Бернар стоит рядом!

И вот мы тоже рядом. С этим знаменитым плакатом.

 

  Музей очень камерный, небольшой. Жаль, что картины, посвящённые «Славянскому эпосу» посмотреть не удалось. Но их размер, в основном 6 х 8 метров, не позволяет  демонстрировать картины даже в больших выставочных залах. А так как полотен аж двадцать, то для них нашлось место только в замке  Моравского Крумлова. Впрочем, сейчас их перевезли в Прагу. Надолго ли? Но это другая история.

  Ах, а какие великолепные рисунки посуды, столовых приборов, мебели и ювелирных украшений! Тонкая линия графита, чуть подкрашена акварелью, цветными  карандашами и ударами белил. И в витринах  сами украшения. Какое ж это эстетическое наслаждение!Не могу сказать что это лучше Рене Лалика, но не хуже это точно.

  А какие витражи сделаны по  картонам  Альфонса Мухи в главном соборе города,  соборе Святого Вита. Честь быть частью такого сооружения,  это память на века.

 

***

  Любопытно судьба стелет своё полотно. Сколько талантливых художников не стали знаменитыми только потому, что случай не подвернулся? Или подвернулся, но побоялись воспользоваться?

Вот давно наблюдаю такую закономерность. Не сделай Альфонс Муха для Сары Бернар плаката «Жисмонды»,   был бы он замечен тогда, в 1894 г? И имел ли такой успех, смог бы развиваться и подниматься, и подняться на тот уровень всемирной известности, где в конце концов оказался? Не сделай для той же Сары Бернар   знаменитый браслет со змеёй и кольцами, скреплёнными висящими цепочками, выходящими  из пасти змеюки( вместе с ювелиром Фуке), было бы у него столько заказов? Кстати,  какие замечательные интерьеры и витрины ювелирного магазина для этого коллеги-компаньона в Париже он сделал.

  На Сару Бернар ходила публика не бедная. И дамы высшего света хотели иметь украшения, как у Бернар. И передавали своего художника из рук в руки, что называется. Как много, если не  всё, зависит от окружения и связей.

 

  Вот  гений Ар Деко - великолепный Эрте ( Роман Тыртов). Волшебник, маг.  Художник и скульптор, модельер и иллюстратор, сценограф, путешественник, писатель и даже кулинар.

Сделал украшения и наряды для Маты Хари, и тут же был замечен. Дорога к славе открылась. И заказы посыпались, и деньги. Деньги и слава любят упорных,  талантливых. И амбициозных, уверенных  в своём таланте.

Развитие капитализма и богатой элиты. Так важно быть замеченным теми, кто мог платить.

       Случай с Эрте и Сергеем Дягилевым.               

  Эрте к тому времени уже не раз  делал сценографию для мюзик-холла «Фоли-Берже» и Лондонского оперного театра, оформил несколько спектаклей в Чигагской опере, несколько номеров для труппы Анны Павловой. Все постановки  пользовались огромным успехом. И вот 1922 год. Сергей Дягилев  предлагает сотрудничество. Эрте соглашается с радостью - работать с ним – такая честь для для любого художника. И уже сделал пару эскизов. Но тут (буквально на следующий день) приходит более выгодное предложение - контракт на работу в Америке. Эрте с повинной головой явился к Дягилеву. «Там такие деньги!» И что же Дягилев? Не расстраивайся, говорит. «Никогда не отказывайся от денег. Сам-то я никогда не отказываюсь».

Так что, Эрте принял предложение американцев. И оказался в Америке.

  Ох. Опять меня что-то занесло далеко за пределы  Праги... Засасывает воронка знаний, закручивает. Хочется поделиться.

 

***



  Экскурсионные дни мы перемежали со свободными. Конечно, обзорные экскурсии нужны, хотя бы для того, чтобы не заблудиться. Но как это всё бегом, бегом, информации безудержный поток. Запомнить  не реально. Вот и запомнились больше не сведения, а ощущения. У нашей девочки экскурсовода было очень красивое пальто, а на спине вышивка от затылка до подола. Ярко красные цветы с зелёными листьями. По чёрному полю. Я  всё время искала её спинку, чтоб не потеряться.


  Экскурсия по Пражскому граду. Территория огромная, самое высокое место Праги. Собор Св. Вита. Это не просто главный собор, это главное святилище Чехии. Как и вся готика он строился несколько веков. Больше 600 лет. Сбылась мечта. Я внутри настоящего, готического собора!

  Свет проникает сквозь великолепные витражи. Умопомрачительно. Дух захватывает. Есть у Вивальди такое место, где я окунаюсь снова в это пространство и слышу музыку готики. Звук улетает в высь, он растекается в нефах и поднимается на такую захватывающую душу высоту и звучит,  звучит...

  Никак не сфотографировать целиком этот собор снаружи. Застройка вокруг жутко тесная. Я пробовала нагибаться к самой земле, ну разве что не ложилась. Все фасады получаются только фрагментами. А как здорово вписались современные скульптурки на решётке, которую поставили перед Золотыми воротами совсем недавно. Труд чехов изображают каждый из 12 месяцев. Знаки Зодиака и католицизм, как это? А ещё изображение распятого Христа  с четырьмя гвоздями - по православному. В католическом соборе. У них ведь, у католиков, на трёх гвоздях?

  Температура резко упала на 20 градусов, только что, вчера было +18, сегодня дубак, мокрый снег, минус один-минус два. К полудню потеплело, и какое же это счастье - согреться в тёплом чреве пароходика, на водной экскурсии по Влтаве.    Кофе на кораблике. Вкуснее этого кофе "по-венски" я нигде не пила. И походы в Национальную галерею. Коллекция расположена в разных зданиях и в разных районах Праги.

  Конечно, всё же живя в Петербурге, и не просто живя, а очень часто бывая в Эрмитаже, удивить нас очень трудно. А надо  сказать, мне, как художнику, было интересно посмотреть вживую полотна именно тех великих мастеров, которых не наблюдалось в музеях бывшего СССР, то есть то, что не привозили даже на временные выставки. А такие есть.

Поэтому была поставлена цель, посмотреть только тех художников, которых нет  у нас. А  кого же нет?

  Живопись Дюрера отсутствует полностью. По молодости лет вообще считала его просто графиком. И было своеобразным открытием потом узнать, что он ещё и прекрасный живописец. Боттичелли - всего две маленьких работы позднего периода, уже сильно надломленного художника, и  две работы Лукаса Кранаха.( Мадонна под яблоней настолько прекрасна...)Нет Гольбейна и, конечно, отсутствует Климт. Его работы хотелось бы посмотреть в Вене, планы во всяком случае мы такие строили. Но поехать в длительный автобусный рейс из Праги не решились. Эх, необыкновенной гибкости  в позвоночниках не хватает уже.(Обожаю м.ф." Падал прошлогодний" снег). Только на обзорную экскурсию не имеет смысла. Не люблю я галопом по Европам.

  Чтобы город почувствовать, надо в нём пожить. Словить кайф от языка, фоном звучащего на улице. К слову сказать, громких разговоров не слышала.

Подруга моя прихватила с собой хороший путеводитель по музеям Праги. Поэтому, выбирая каждый вечер программу на следующий день, внимательно изучали где, кто и что висит, и направлялись строго только туда. И вот удача. Я так хотела живописи Дюрера и я её получила! Нашли, где должна висеть картина, а там... Там оказалось ещё и приехавшая погостить из Лондона "Мадонна с ирисом" в одеждах безумного красного цвета,  размера полотно 1м х 1,2 м. Еще раз подтверждение - жаждущему  двери открываются! Желайте сильно! И оно сбудется.

А перед портретом девушки кисти Кранаха  у меня дыханье спёрло, слёзы из глаз потекли. Это что-то невообразимое. Портрет в профиль, а столько эмоций вызвал.



  На встречу с Климтом я отправилась одна. Это было слишком интимное для меня свидание. Поднимаюсь в Национальной галерее на этаж, на котором должны висеть работы Климта. Подхожу к стеклянным дверям. И тут я почувствовала как кто-то  сильно толкнул, стукнул меня молотком в грудь. Меня  от этого эмоционально-энергетического удара неожиданно даже качнуло назад! Там, за стеклом дверей висела ультрамариновая «Спящая дева». Потрясена я была от увиденного, это факт. Я, конечно, посмотрела  работы всех выставленных там художников, не только его шедевры. Но Климт поразил ещё и тем, что на репродукциях в книгах манера письма выглядит достаточно гладенькой, классической, лессировочной.  Каково же было моё удивление, что живопись его пастозна, высота живописного слоя иногда до одного см. высотой!!! И всё это богатство мерцает, пульсирует и излучает любовь.

  Да, видеть работы живьем, для художника это особенно важно.

В день мы посещали только один музей. Зато наслаждались пешими прогулками по городу. Как хорошо никуда не торопиться. Впитывать атмосферу, дышать вместе с городом.

  Сувенирные магазинчики - это история отдельная. Их полно в центре города, они на каждом шагу. То есть настоящая рыночная площадь ( Староместская пл. раньше так и называлась - рыночная), улочки забиты всевозможными магазинчиками и лавочками. Как и в прошлые века это торговый центр. Огромное количество рукотворных сувениров, изделий из  чешского стекла, бижутерии и знаменитого «богемского хрусталя», и конечно, книжных магазинов.

  Больше всего запомнился магазинчик с армией разнокалиберных Абрамычей. Иудеи в чёрных костюмах, стоящие на полках рядами, всех размеров, от мала до велика. С музыкальными инструментами и без них, с пейсами и без оных. Главное, их было так много, что я бы сказала, это была  армия деревянных солдат. Стеллажи  иудейского воинства в чёрных одеждах.

Захотели через пару дней опять заглянуть  в эту лавочку. Вот вроде тут где-то, где-то тут было, но, видимо, закрутило в воронку спирали, утянуло куда-то. Не нашли.

  Собственно рисунок, образ Праги это круто закрученное кудрявое барокко на фоне сумасшедшего плетёного каменного кружева готики. Причем готика не страшная, а очень даже веселенькая. Разбавленная оранжевой черепицей крыш, золотыми шариками и извивающимися на фасадах золотыми лентами растительного орнамента модерна.
Даже горгульи, эти сущности, отпугивающие демонов, изливающие осадки сквозь себя, совсем не страшные, дружелюбные существа, которые приветствовали и провожали, и сопровождали нас в Праге. В водовороте улиц и переулков соборы, церкви, замки, башни, шпили, шпили и мосты….

2014г

* отрывок из стихотворения М. Цветаевой "Пражский рыцарь"(1923г)
*Стихотворение И. Бродского  "Витезслав Незвал"(1961г) приведено не полностью


Рецензии
Любовь Васильевна. Я тоже была в Праге. Это была моя первая поездка по Европе, называлась "Чешский рай". 12 дней в Чехии. 5 дней в Праге, жили в отеле. Из 5-ти дней 3 дня были экскурсии в Праге. Попали просто в сказку. Посетили все места, о которых Вы написали. Не были только в Национальном музее. Свободных дней нам не дали, когда можно было это сделать. Из Праги посетили Карловы Вары, Чески-Крумлов. Далее поехали в сторону Моравии. Посмотрели замки Роженберков, Жлебы, городок Кутна Гора с великолепным собором, город Тельч, замок Перштейн, города Леднице, Микулов и природный заповедник Моравский Красс. Впечатление огромное. В путешествиях у меня есть произведение Чехия, довольно длинное, но интересное. С уважением Нина.

Нина Измайлова 2   06.09.2021 13:13     Заявить о нарушении
Добрый вечер, Ниночка!
О, как вам повезло так долго наслаждаться Чехией!
Обязательно загляну к вам.
С поклоном, Эль.

Эль Ка 3   06.09.2021 17:41   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 24 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.