Мудрец и шишка

Однажды в одну удалённую деревню спустился с гор мудрец. Глаза его сияли светом истинного знания.
– Генетика! – кричал он. – Я понял, что такое генетика! Я научу вас!
Послушать мудрого человека собралась вся деревня. Учитель сел под дерево и начал просвещать. Через час один из слушателей встал и спросил:
– Ты, конечно, мудрый человек, но ответь, какая нам польза от твоего учения?
– Теперь вы знаете, почему на осине не родятся апельсины, – ответил мудрец.
– Мы всегда знали, что на осинах не родятся апельсины, и нам этого было вполне достаточно. А почему они не родятся, нас не интересует. Мы люди простые, это не для наших умов.
И жители деревни покинули мудреца. Осталось лишь два десятка верных учеников. Они целыми днями следовали за учителем и пили из источника его мудрости.
– Повтори ещё раз, о Учитель, – просили они, – как это говорится?
– От осины не родятся апельсины, – отвечал мудрец.
– От осины не родятся апельсины! – повторяли ученики, – О, как это мудро. Как это верно! Как это правильно!
– Да, – самодовольно продолжал мудрец, – потому что растения обладают наследственностью и изменчивостью, как, впрочем, и другие организмы. Причём, признаки передаются по наследству и кодируются особыми белками, генами. В которых могут происходить мутации…
– Да, мутации! – вторили ученики. – Но повтори, пожалуйста, о Учитель, как это говорилось… От осины…
Вечером учитель уходил спать, а ученики допоздна вели между собой благочестивые беседы, славя открывшуюся им науку генетику и повторяя на все лады «от осины не родятся апельсины».
А утром опять встречали мудреца и, поприветствовав его, говорили:
– Повтори, Учитель. От осины…
– От осины не родятся апельсины, – снисходительно повторял мудрец, – но в прошлый раз мы говорили, кажется, о наследственности…
– Да-да. – Соглашались ученики. – Наследственность. От осины не родятся апельсины!
– Именно так, – подтверждал учитель раз за разом изо дня в день. Пока однажды на свою беду не добавил: – А на ёлках не растут бананы.
Тут ученики недоумённо переглянулись.
– Ты раньше не говорил про бананы и ёлки, о Учитель! – сказали ученики. – Ты же говорил про апельсины и осины, разве нет?
– Я говорил про наследственность и изменчивость… – растеряно начал мудрец.
– Так значит, они всё-таки растут! – ученики вновь переглянулись, но на сей раз уже радостно.
– Кто? – ошалело спросил учитель.
– Бананы на ёлках.
– Нет! – отрезал учитель. – На осинах апельсины не растут. А на ёлках не растут бананы.
– От осины не родятся апельсины, – согласились ученики. И тут же возразили: – Но разве это означает, что бананы не могут вырасти на ёлке?
– Нет! Никогда на ёлках не росли бананы, и не будут расти! – и мудрец рубанул воздух ребром ладони.
– А если придумать какой-то особый способ? Например, поливать ель разведённым куриным помётом?
– Нет! – Ответил мудрец яростным шёпотом, – не могут!
– Ну хорошо. Может быть, на обычной ели банан и не вырастет. А если это будет голубая ель?
– Нет! – Крикнул мудрец и, хлопнув дверью, заперся в избе, которую ученики сняли ему для проживания.
А ученики некоторое время стояли под дверью и совещались.
– Учитель слишком категоричен, – решили они. – Конечно, на осинах не родятся апельсины, это понятно. Но как из этого следует, что на ёлках не могут родиться бананы? Такое событие пусть и маловероятно, но, по крайней мере, не невозможно. В любом случае, даже если есть минимальный шанс того, что на ёлке вырастет банан, то грех этим шансом не воспользоваться.
Учитель, конечно, великий учёный, и авторитет его чрезвычайно высок. Но ведь генетика – наука, а не религия. Если Учитель и утверждает, что на ели не может вырасти банан, то почему мы должны ему верить на слово? Нет, на слово верить нельзя, мы учёные, а не религиозные сектанты!
К такому выводу пришли ученики после дискуссии. И разошлись по домам.

С тех пор каждый день ученики начинали с того, что просили учителя повторить мудрость про осину и апельсины, а после этого приносили ему еловые шишки и просили объяснить, шишка это или банан. На исходе месяца учитель сбежал от них в лес, где его после долгих поисков нашёл любимый ученик.
– На осинах, конечно, апельсины не растут. Я это понимаю. Но посмотри, разве это не банан? По-моему, он жёлтый, продолговатый и характерной для банана формы, – сказал мудрецу любимый ученик и протянул ему еловую шишку.
– Это шишка, – сказал мудрец, – самая обычная зелёная еловая шишка.
– Возможно, – ответил любимый ученик, – Очень возможно, что это шишка. Но возможно, что и банан. Если есть хотя бы малейшая возможность того, что на ёлке вырос банан, почему бы нам, генетикам, этой возможностью не воспользоваться?
– Но ведь на ёлках не растут апельсины! – Воскликнул мудрец.
– Бананы, – поправил его любимый ученик, – ты же сам говорил, Учитель, что апельсины не растут на осинах, а вот на ёлках – на ёлках – как раз не растут бананы. Или ты уже сам забыл азы своего учения?
Мудрец сел на землю и в бессильной ярости обхватил голову руками.
– Нехорошо получается, Учитель, – сказал любимый ученик, – ты и сам не помнишь уже, чему учил нас. Я, конечно, из уважения к тебе не сомневаюсь в истинности твоего учения. Но другие ученики могут и усомниться. По крайней мере, сейчас нам с тобой нужно срочно объяснить общественности, почему на ёлке вырос банан, иначе некоторые неустойчивые ученики, того и гляди, разочаруются в генетике и перестанут тебе верить.
– Это шишка, – сказал мудрец с тоской, – Еловая шишка, единственная вещь, которая растёт на ёлках. А апельсины… т.е. бананы… на ёлках не растут… И, кстати, апельсины на ёлках не растут тоже. Потому что на ёлках растут шишки, только шишки и ничего, кроме шишек.
– Я верю тебе, Учитель, – сказал любимый ученик, – не растут. Но почему не допустить возможность, что на данной конкретной ёлке каким-то случайным образом вырос один единственный банан? Конечно, такая вероятность крайне низка, но она есть. Разве я не прав?
– Нет – сказал мудрец, вытирая грязным пальцем слезу, – такой вероятности нет.
– Но почему же? Почему ты не хочешь проверить? Какой бы плод с какой ёлки мы не принесли бы тебе, ты сразу с порога объявляешь их шишками. И даже не хочешь проверять, шишка это или всё-таки банан. Да, в прошлый раз двое учеников не поверили тебе, съели шишку и умерли. Но в этот-то раз на ёлке явно вырос банан!
– Это шишка, – сказал учитель, вставая и поправляя одежду.
– Тогда как объяснить тот факт, что она по форме соответствует банану, жёлтая как банан и пахнет бананом?

Учитель не ответил. Он только глубоко вздохнул, развернулся и ушёл в горы. И больше никогда не спускался к ученикам. Любимый ученик съел шишку и умер. Остальные ученики ушли к другому учителю, который обучал всех желающих способу выращивания апельсинов на осинах методом их систематического полива особым образом разведённым куриным помётом.
А в деревне прочно укоренилось мнение, что лжеучитель перетравил всех своих учеников еловыми шишками.


Рецензии