Герой моего романа

В 1810 году в центре столицы Швеции толпа местных жителей напала на главного маршала королевства Ганса Акселя Ферзена и зверски избивала его до самой смерти. Полиция бездействовала. И вот по истечению более 200 лет, что мы видим: шведы с особой жестокостью расправившиеся со своим знаменитым земляком ныне превратили его в что-то вроде национального героя, в Стокгольме открыт музей, посвященный графу, его могила стала центром паломничества романтиков из разных стран Европы, он входит в рейтинговые списки самых известных шведов за всю историю страны, а также в список 20 самых читаемых  шведских писателей, притом, что граф литератором не был, не обладал литературными талантами, а просто исправно и дотошно всю свою жизнь вел дневник. Чем же так провинился несчастный граф перед современниками, что они линчивали его и почему после смерти он обрел широкую популярность у европейцев?

Еще современники графа фон Ферзена отмечали, что он выглядел так, будто сошел со страниц любовных романов. Что было абсолютной истиной. Он считался одним из первых красавцев Европы. Красивая внешность, стремления всегда  одеваться по последней моде дополнялись обаянием графа и магнетической сексуальностью (такой вывод я сделала исходя из того, что графу не надо было делать каких-либо усилий, чтобы нравиться, только он появлялся в зале, женщины чуть ли не сразу  бросались ему в объятия). К тому же по профессии он был военный, что добавляло баллов к брутальности без того спортивно сложенного мужчине.
Но это все обертка.

КАКОВО ЖЕ СОДЕРЖАНИЕ?
Столь же блестяще. Аксель фон Ферзен, сын самого богатого и влиятельного человека в Швеции, был  умен, образован, он человек, который слов на ветер не бросает, на него можно положиться, (а ля "мужик сказал, мужик сделал"), благодаря этому он сделал блестящую военную и политическую карьеру (его руководство всегда было довольно им как очень компетентным сотрудником).
Ну и, разумеется, не обошли его и Аполлон с музами, наделив всевозможными талантами: Аксель хорошо рисует, играет на нескольких музыкальных  инструментах (куда бы он не отправился, его всегда сопровождал клавесин), свободно говорит на 6 языках (например, он был переводчиком в переговорах  французского генерала с будущим президентом Америки Джоржем Вашингтоном (как видите оба языка не являются родными для графа)). Правда еще при жизни графа французы отмечали у него один существенный недостаток: Ганс Аксель уж слишком серьезен, но даже это прибавляло ему популярности у дам, они его называли "горячее сердце под покровом льда" и каждая мечтала, что именно она растопит лед и зажжет пламя.
И по иронии судьбы мужчина, которой мог бы обладать практически каждой женщиной (за несколькими исключениями) всю жизнь любил ту, которая не могла ему принадлежать и именно его любовь к ней принесла ему бессмертие.

КАКОЙ ЖЕ БЫЛА ЕГО ВОЗЛЮБЛЕННАЯ?
Она слыла настоящей красавицей, обладала необычайной  грацией (современники отмечали особую красоту ее походки, казалось она не ступала по земле, а плыла по воздуху - так легко она ступала по бальному залу) и харизмой, но была очень легкомысленна и азартна, очень любила флирт и эпатаж. О ней ходили слухи как о злой и развратной женщине, однако, как уверяют историки, все было наоборот, это была очень чистая и целомудренная женщина даже после рождения мужу четверых детей. Граф прямо пишет сестре о тех качествах, которые он ценил в возлюбленной помимо красоты: он называет ее "ангелом доброты", "очень мужественной, при ее сильной чувствительности", "совершенством во всех отношениях".
Любовь графа была взаимной, но даже она развивалась по всем канонам дамского любовного романа: познакомились, когда обоим было 18 лет, на балу-маскараде, хотя это была любовь с первого взгляда (как уверяют некоторые писатели) за всю жизнь они виделись не так много раз - он уезжал из Франции на годы, чтобы вернуться вновь, и граф и королева любили друг друга до конца своих дней, не смотря на серьезные препятствия для их отношений.

ОТМЕЧУ
О графе Ферзене я лично узнала, когда мне было 14 лет из книги Стефана Цвейга. Меня покорил образ рыцаря без страха и упрека, любившего всю жизнь одну единственную женщину и несправедливо убитого  в 19 столетии; на долгие годы он стал моим идеалом мужчины. Позже я общалась с 19-летней девушкой, которая сказала, что граф и для нее мерило настоящего мужчины, поэтому она одна - претенденты на ее сердце во многом уступают графу, не один не дотягивает. И имела она в виду не перечисленные мною достоинства этого шведского аристократа, а реальные поступки, подчеркивающие его любовь к королеве Франции Марии Антуанетте.
И я их назову.

БЛАГОРОДСТВО
 Итак, познакомились они на балу-маскараде, но вскоре швед вернулся на Родину. Через четыре года он снова приехал во Францию, королева сразу узнала его и он вошел в узкий круг ее друзей. Невооруженным глазом было видно, что королеву и иностранца тянет друг к другу (химия, флюиды) и сразу начались слухи о том, что те любовники. А это компрометировало не только королеву, но и трон: как-никак королева - мать нации, обеспечивающая преемство престола по чистоте родовой крови, любая любовная связь на стороне порочит ее и машинально ставит страну в состояние гражданской войны, коль возникнет сомнение: не король - отец наследника престола. Поэтому граф видит один выход из щекотливой ситуации  - уехать из Франции, чтобы спасти честь своей возлюбленной. Он уезжает участвовать в американской революции. Он мог бы получить от влюбленной в него королевы все, что хочет, но тем ни менее ничего не взял.

ПРЕДАННОСТЬ
Через много лет граф Ферзен вернулся во Францию. Накануне революции. Мария Антуанетта за эти годы утратила свою популярность, благодаря   легкомыслию, любви к азартным играм и слепому одариванию своих друзей баснословными суммами при доставшемся от предыдущего правителя большом дефиците бюджета, что усугубило лишь растущий в стране экономический кризис, а добавить к этому неурожайные годы... Это привело к всеобщему озлоблению и революционной ситуации. Аппозиция, чтобы усилить ненависть народа к королевской чете,  стала распускать слухи о порочности и зловредности Марии  Антуанетты, превратив для французов эту добрую недальновидную женщину в средоточие всех пороков.
Когда дело запахло жаренным друзья королевы, получившие когда-то от нее - очень щедрой к дорогим ей людям - целые состояния, поспешили эмигрировать в безопасные для них страны. Лишь горстка преданных людей осталась рядом с ней. И вот граф Ферзен, отказавшийся от ее любви, когда она была богата и влиятельна, теперь, когда она все потеряла, остался рядом с ней. Когда весь мир (в лице французов) ее ненавидел и смешивал с грязью он пытался докричаться о том, что все  это подлая клевета. "Она  часто плачет при мне, судите как я должен ее любить" - пишет он в то время сестре. А далее он организует для Марии Антуанетты, ее мужа - Людовика 16 - и двоих (выживших) детей побег, намериваясь переправить их заграницу. Однако король запрещает графу сопровождать их до конца, и как только Ферзен уезжает, семью монархов узнают в городке Варене, увозят в Париж, где держат их по усиленной охраной.


3. Надо сказать, что Людовик 16 и Ферзен были как небо и земля - один инертный, робкий, быстро смирившийся с долей опального монарха, и не желающий принимать какие-то активные действия по спасению себя и своих родных, другой - активный, мужественный, до конца борящийся за жизнь любимой женщины и ее семьи. В одном из писем Марии Антуанетте граф говорит: "Многие считают, что я помогаю Вам имея корыстный интерес, это не так, мне ничего не надо взамен, для меня честь помогать таким людям как Вы". Так кого же могло выбрать сердце женщины в столь ужасной для нее ситуации, как заточения: мужа, который смиренно принял роль мученика или мужчину готового жизнь отдать ради того, чтобы ее спасти" Мария Антуанетта, разумеется, глубоко уважая супруга, свое сердце отдала романтичному графу. Он был ее последней надеждой, ведь даже родные братья и сестры - короли и королевы разных стран Европы - даже пальцем не пошевелили,чтобы ее спасти. Сердце королевы давно сделало выбор, она заказала печатку с гербом Ферзена, где была выгравюрованна надпись: "Все меня ведет к тебе" По легенде, она носила это кольцо до конца своих дней. 
И вот Ферзен отправляется во Францию в Париж с очередным планом побега. Он прекрасно понимает всю опасность затеи: всем давно известно, что именно граф подготовил неудачный побег королевской семьи, за его голову назначена награда, в лучшем случае его ждет гильотина, в худшем - мучительная смерть от озверевшей толпы  (так уже случилось с преданными Марии Антуанетте людьми, например, ее подругу принцессу Ламбаль толпа убила с особой жестокостью, еще живой ей вспороли брюхо и вытащили кишки, а потом отрубленную голову ее, как дети игрушку, носили по улицам Парижа, распевая радостные песни). Когда родная сестра графа узнала о его намерении, она умоляла их общего друга, отговорить, Ферзена от поездки во Францию, ведь "это просто самоубийство". Тем ни менее Ферзен приехал в Париж, проник во дворец, где держали пленниками Людовика, Антуанетту и их детей... Но его риск не оправдался, король отказался бежать. Ферзен в дневнике потом отметил: "Потому что он честный человек" (подразумевая, что монарх не хочет нарушать данного им обещания своему народу не бежать). По легенде Мария Антуанетта сказала: "Мой долг умереть у ног короля". Тем ни менее в дневнике есть свидетельство, что целые сутки граф провел в покоях королевы. Чем они занимались наедине и о чем говорили осталось навсегда тайной.
4. Когда король был казнен, граф вновь предпринимал попытки спасти возлюбленную, он колесил по странам Европы, переписывался с могущественными монархами ( в том числе и с русской императрицей Екатериной 2), умоляя вторгнуться с войсками в революционную Францию, дабы спасти несчастную королеву, но натыкался на полное равнодушие. Но тем самым добился противоположного эффекта, революционная верхушка поспешила поскорей избавиться от его несчастной возлюбленной. После смерти Марии Антуанетты Ферзен превратился совсем в другого человека: он озлобился на мир и на людей. Он так и не женился (когда-то в письме к сестре он написал, что единственная женщина, которую он хочет видеть своей женой выйти замуж за него не может, "а значит, я никогда не женюсь!" И слово он сдержал). Собственных детей у него тоже не было, однако у него было несколько воспитанников. Например, внебрачный сын его погибших во время революции друзей - Ферзен воспитал мальчика как своего собственного ребенка. Или девочка неизвестного происхождения, к которой граф относился, опять же, как к родной дочери. Хотя после убийства любимой женщины граф превратился в ужасного мизантропа, его ненависть к людям на детей не распространялась, да и судя по всему он всегда был очень добрым по отношению к животным,и не любил охоту (хотя в то время она еще была модным времяпровождением), а значит какие-либо бессмысленные убийства.
5. Ферзен так и не оправился от смерти Марии Антуанетты, хотя пережил ее на 16 лет. В его дневнике звучит бесконечное страдание и чувство вины из-за того, что не смог ее спасти. "Почему я не умер за нее в тот день 20 июня?" - бесконечно задается вопросом он, вспоминая про неудачный побег королевской семьи. По иронии судьбы именно 20 июня 1810 года граф принял мученическую смерть от озверевшей толпы в центре Стокгольма, ложно обвиненный в смерти престолонаследника (тот умер от инсульта, да и вообще в тот день Ферзена даже и близко с ним не было). Конечно, позже он был реабилитирован и доброе имя, уже мертвого графа, было восстановлено. Примечательно, что незадолго до смерти друзья графа предупреждали о подобном исходе, если он в  выйдет из дома и поедет на похороны  наследного принца. Получается, что граф, знавший на что идет, сам выбрал мученическую смерть от рук своих озлобленных земляков...
... И как это ни странно даже смерть от толпы сыграла на руку воскресшего для вечной жизни графа Ферзена. Женщины всего мира вздыхают по нему,мечтая быть на месте его возлюбленной, написано и переписано десятки книг о Гансе Акселе и его любви с королевой. Красивейшие мужчины своего времени почитали и почитают за честь сыграть романтичнейшего и рыцарственного графа на сцене и кино. О их любви  написаны несколько опер, мюзиклов и даже балет и даже анимэ. Ферзен - настоящая шведская достопримечательность. Даже Джейми Дорнан, снимающийся в низкосортной трилогии "50 оттенков" успел засветиться в фильме "Мария Антуанетта" в образе нашего рыцаря печального облика. Но для меня лично самый любимый Ферзен - Тайрон Пауэр, пусть приукрашенный, но такой пленительный в своем благородстве и своей преданности любимой женщине...


Рецензии