Очаг горожан

                Очаг. Сколько написано, сколько говорено. Много разных смыслов в этом слове, да и в понятии самом. Нынешний очаг для горожанина - кухонная плита. Газовая или электрическая. Другие источники нагрева в городах редкость. Но дело не в плите - очаге. Дело, конечно, в хранительнице этого источника калорий и просто вкусностей.

         Моя хранительница сочла, что имеющийся очаг надо не хранить, а заменить. Иначе говоря надо добыть плиту современную и покрасивее. Задача была понятна. Я начал, как учили, со сбора информации. Очень быстро выяснилось, что собирать особенно нечего.

         В магазинах продавались только невзрачные двухконфорочные настольные плиты. Переносные. Больше подходящие дачникам и туристам. Говорили о новейших белорусских, современных плитах. Но их никто еще не видел.  Ждали поступления.

        Я оставил свои телефоны нескольким продавцам, с просьбой позвонить, когда привезут. На этом сбор информации и закончился. Но кто ищет, тот найдет. Эта формула - заклинание вдруг сработала. К нам в отдел заглянул, приехавший по делам Андрей Рузиев, технолог с завода, входящего в наше НПО.

         Разрешив все свои вопросы, он между делом сказал, где можно спокойно и без переплаты купить современную газовую плиту. Через минуту у меня был телефон бухгалтерии оптовой базы. Благодетель попрощался и уехал.

         Я, не откладывая, позвонил.
         - Здравствуйте! Это оптовая база?  - задал я вопрос.
         - Здравствуйте! Да, бухгалтерия. - очень приятный женский голос сразу подействовал  на меня как-то умиротворяюще.
         - Это правда, что у Вас можно приобрести газовые плиты? - я, непонятно почему, заговорил канцелярскими терминами.

         - Правда! Приезжайте, посмотрите, выберете. - голос был не только приятный, но и  интонация доброжелательная.
         - Это просто прекрасно! Но как к Вам добраться? - я спросил, уже держа ручку наготове.

         - Сейчас я Вам объясню! - она четко и разборчиво растолковала, как, на чем и до какой остановки ехать. Продиктовала мне адрес и сообщила часы работы и перерыва.  Я был в восторге.
         - Спасибо большое! Завтра буду у Вас! - я положил трубку, прислушиваясь к ощущениям. Никаких разочарований не хотелось, конечно.

         В условиях всеобъемлющего  дефицита, мы настолько привыкли не покупать, а  “доставать”, переплачивая почти всегда, что давно смирились с этим. Когда удавалось что-то приобрести без “блата” и без переплаты, мы чувствовали или подозревали подвох.

          Правильное состояние: пришел, выбрал, купил, давно уже ушло из обихода. А может и не было его просто? Со мной поговорили ясным, нормальным языком и тоном. Мне все объяснили, а я сидел с чувством привычно обманутого и не верил в то, что услышал.

         - Ты Андрея видел? - спросил вршедчий  Алексей, старший инженер  нашего отдела.
         - Да! И даже уже позвонил. - успокоил я Лешу, который тоже хотел плиту.
         - Ну и как? Это Реально? Или очередной “развод”? - заинтересовано спросил он.

         Я рассказал о разговоре, покпзал адрес и мы решили поехать и на месте разобраться. Утрясли с начальством завтрашнюю поездку и занялись текущими делами. Ближе к обеденному перерыву позвонил продавец и сообщил, что белорусские плиты уже в магазине.

         Я, конечно поблагодарил, сказал, что скоро буду. Вдвоем с  Алексеем,мы были в магазине через двадцать минут. Плиту увидели сразу. Она солидно выглядела и отличалась от привычных, которые былиу нас в домах.

         Но желание купить эту  новинку ни у меня, ни у Леши не возникло. Мы переглянулись. Слова были ни к чему. Спросив у продавца есть ли у  нас время подумать и привести жен, мы узнали,что времени дней десять. Поблагодарили продавца и вернулись на работу. Завтра поедем на базу и сравним.

         На базу мы приехали, как и рассчитывали. Нашли бухгалтерию и по голосу я легко узнал вчерашнюю собеседницу. Эта молодая, красивая девушка сама повела нас  “под навес”. Там стояло с десяток газовых плит в упаковке и без.

          Елизавета, так звали девушку, сказала, чтобы мы посмотрели и поговорили с кладовщиком. Скоро пришел и он сам. Поздоровались. Он сразу показал плиту со всех сторон, указал на отличия от наших.

         Объяснил, что мы видим остатки  плит первого эшелона. Поэтому он рекомендовал приехать за плитами через четыре дня. Второй эшелон ждут, он на подходе. Тогда будет широкий выбор. Волноваться не надо, никто не обманывает.

         С транспортом тоже вопроса не будет. У них есть машины. Мы поблагодарили и пошли в бухгалтерию. Елизавета подтвердила слова кладовщика, записала наши телефоны, чтобы дать знать о поступлении товара. Попросила называть ее просто Лизой. Поблагодарили Лизу и отправились на работу.

         Плита нам понравилась и мы волновались, чтобы ничего не сорвалось. Не часто везло нам таким образом. Но прикинув все известные нам за и против, пришли к выводу, что плиты у нас будут! Осталось дождаться сигнала.

         На работе нашу информацию восприняли с интересом и скептицизмом. О недоверии нам речь, разумеется, не шла, но и поверить в такую историю было трудно. Решили дождаться результата. Мы попали  “под колпак”  ожидающих .

         Лиза позвонила через день. Я только вошел в отдел, как телефон зазвонил. Лиза своим приятным голосом сообщила, что можно ехать за плитами. Я сказал что выезжаем через пятнадцать минут. Через час мы с Алексеем были на базе.

         Мы пошли на склад. Под навесом стояли сотни две или больше плит в упаковке. Пришел кладовщик, помог нам выбрать. Плиты были с чугунными решетками. Такие лучше чем сварные стальные. Плиты новехонькие, без едтной царапинки мы отставили в сторону.

         Кладовщик сказал, что пока мы оформим покупки в бухгалтерии, машина уже будет на месте. Лиза за считанные минуты все  сделала. Мы заплатили за плиты, за доставку и подарив ей две плитки шоколада, пошли к нашим плитам.

         - Обмен с доплатой! Две плитки на две плиты! - Леша обрел  приподнятое настроение.

         Машина, “москвич - “пирожковоз” стояла рядом с нашими плитами. Погрузка заняла две минуты. Леша вызвался ехать в будке, в кабине только одно место для пассажира. Через двадцать минут я уже втащил свою плиту в квартиру. Потом поехал на работу. Леша появился через полчаса после меня. Операция “Плита” для нас завершилась. Прекрасно!

         Мы конечно все подробно рассказали интересующимся. Двое решили, что надо брать. Но позвонили только на следующий день. Лиза сказала, чтобы они поспешили, плиты быстро уходят. Но все получилось.

         - Странно это! Чтобы торгаши продавали ТАКОЙ товар ТАКИМ образом! - Леша смотрел на меня, словно это я виноват что у нас есть новые, хорошие плиты.
         - Более, чем странно! Если бы они потребовали цену раза в полтора выше, мы бы  заплатили! По сравнению с белорусской эта намного лучше! - я тоже в толк не мог взять, как эта сказка стала былью?
         - А как мы можем это узнать? - Алексей покачал головой.

         -  Странно! Плиты уже  у нас дома. Горят, как положено. А мы вроде, как довольны… - включился в разговор Батыр Ганиев, дизайнер, добывший  плиту после нас с Лешей. -  Что-то не так! - мы все не могли поверить в эту историю.

         - Удивительно! Мы уже  “после того”, почти обижаемся на то , что нас не заставили переплатить! Как же  долго нас подвергали такой “дрессировке”, что мы стали воспринимать норму, как извращение?!  - у Алексея  даже дыхание сбилось. Мы дружно многозначительно вздохнули.
         - А спросить у Елизаветы никто не хочет? - подумал я вслух.
         - Звони! - Леша подвинул ко мне аппарат.

         Лиза не удивилась. Она просто объяснила, в чем секрет.  База заключила прямой договор с польской фирмой - изготовителем. Одним из пунктов этого договора был о торговле прямо с базы, минуя посредников.

         Это как-то было связано с проводимой антикоррупционной политикой. Но база имеет свои проценты и это понравилось нашим работникам! Они тоже еще не осознали новой волны. Я поблагодарил за четкий и понятный ответ. Понятный, правда не до конца, но со временем освоим.
   
          Еще двое обзавелись новыми плитами. Третьей паре желающих пришлось ждать почти две недели, до прихода третьего эшелона. Но и они добыли новые польские плиты.  О других случаях покупок кем-то, из нашего коллектива, мне неизвестно.

         Плиты оказались намного лучше наших. Шоколадного цвета, но с белой поверхностью стола на котором располагались четыре, разные по мощности, горелки. Крышка закрывала плиту. Духовка с дверкой, оснащенной двумя стеклами и датчиком температуры.

         Подсветка газовой духовки электролампой. Хорошие краны с красивыми ручками управления. и, наконец, ящик для сковородок внизу, под духовкой. Так выглядели наши новые плиты. Хранительницы новых очагов остались довольны. Старания наши не напрасны были.

         Сейчас, конечно, плиты те показались бы архаичными. Но по многим параметрам они не уступили бы и современным.
   


Рецензии