Алфавит значений. Глава 1

Посвящается памяти Карла Ясперса


1. Значения это шаги на пути к смыслу, или, иначе говоря, следы или приметы, которые смысл оставляет для тех, кому важно его найти. Значения это первый маленький признак того, что основа одинокой самости, зацикленность нашего лабиринта душевных странствий не вечное, а временное состояние, также как вихревое движение в воде не останавливает течение реки. Но нелегко выбраться из этого водоворота и многие души в нем гибнут.

2. И каждый проблеск значения в каком нибудь необычном повороте повседневности, в попавшихся на глаза стихотворных строчках, в траве прорастающей через асфальт, в улыбке прохожего, в “случайно” мелькнувшей мысли может стать началом выхода из водоворота, диалога с реальностью и преодоления одиночества: “в темнице мира я не одинок” (Мандельштам).

3. Однако значения и сами не одиноки, если присмотреться к ним, они образуют связки и вступают друг с другом в сложные соотношения. И все же эти соотношения имеют мало общего с тем, что мы называем системами. Попытка просто организовать и рассклассифицировать их также, как рассаживание шумной толпы детей в некий однообразно дисциплинированный класс может лишить эти соотношения подлинного содержания. Или же наоборот у опытного и вдумчивого учителя система с ее дисциплиной мышления и обсуждения может помочь это содержание выявить. Та или иная логически структурированная система может ослабить и затушевать смысловой сигнал или же наоборот усилить его и сделать четким и слышимым.

4.Такие системы значений можно определить как субьектности и субьективности (под субьективностью я имею в виду комбинацию нескольких субьектностей, как сочетание и актуализацию различных субьектных потенциалов). Контекстограмма (матрица идентичности), которую я использую в своих исторических и философских работах, связывает различные типы субьектности с разными контекстными полями и линиями и смысловыми парадигмами идентичности, которые можно выявить в социокультурных текстах с помощью контекстного анализа.

5. Субьективность может быть фрагментированной и отражать разнообразные значения, не выражая их, также как осколки стекла отражают солнечный луч. Или же она может быть трансцендентальной и систематизировать значения внутри некоего абстрактного целого, как спектрограф разделяет содержание луча внутри цветового спектра. Но и рефлектирующая трансцендентальная субъективность и предшествующая ей по времени традиционная моделирующая архетипная субъективность выражают значения только, как моменты статичной неподвижной данности, также отличающиеся от динамической реальности, как памятники отличаются от живого человека.

6. И тем, кто на самом деле ищет в значениях пути к смыслу, необходимо остерегаться увлечения монументальностью во всех ее видах. А следовательно речь идет по сути дела о преодолении субъективности. Значения ведут нас к тому порогу, за которым расстилается путь за горизонты субъективности. Этот путь можно определить как путь от экзистенциальной субъективности к интегративности, объединяющей в себе экзистенциальный, аттрибутивный (месономный) и субстанциальный (онтономный) уровни динамики реальности (подробнее о двух последних уровнях можно прочесть в моей книге Струны понимания). 

7. Такая интегративность даже когда ее совсем немного, определяет собой личностной рост, способность делать осмысленные, а не обусловленные эгоистическими интересами и моментальными настроениями выборы, действовать как некая целостная сущность, как сравнительно устойчивый, конструктивно ориентированный характер.

8. В отличие от односторонних причинно-следственных проекций значения предполагают некий внутренний и внешний диалог. Внутри интегрированных смысловых связок и контекстных полей разные динамические точки человеческой идентичности не только воспринимают смысловую энергию, но и передают ее. Так в процессе смысловой интеграции закладываются основы альтруизма, без которого невозможно выживание общества, а личность не может реализовать себя как личность.


Рецензии
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.