милосердие

Сегодня Крещение Господне! Праздник. Все люди (нормальные) в церковь идут. Молодёжь рвётся к проруби – окунуться, очиститься от грехов. Просто, какое-то соревнование в храбрости что ли… конечно, не все такие бесшабашные, кто-то и с хорошими мыслями стремится к проруби.
Но я не об этом. Хочу сказать, что я много лет ухаживала за пожилыми людьми. Одинокими и нет. Бывает, что живёт бабуля в семье и … одна. Некому подать воды, вызвать врача, накупать, принести хлеба. Как назвать все эти мероприятия одним словом? Сразу даже не осмыслишь. Может я и не права, но я это называю – милосердие.
У наших молодых это вообще отсутствует. Им некогда! Семья, работа, дети и в это всё старики не вписываются.
- Как то же они обходились без помощи! Это просто лень! В движении жизнь! А то не понимают, что двигаться уже никак. Спуститься с пятого этажа, чтоб вынести мусор, купить продукты и снова на пятый подняться – это труд неимоверный. Если идёт с палочкой и через два шага останавливается и отдыхает, навалившись на эту палочку. Сейчас вот сама приболела, а подруга с ногами и не может выйти из дома. Внук есть. Но… не стремится ей помочь. И где-то издали наблюдают, как она корчится от своей беспомощности и боли. Ждут. Ждут квартиру! Позвонит – ну, ты как там? Ты звони, если что.
А что если?.. Умерла? В больнице? Инсульт? Инфаркт?
Что?
И так через день – два. А что бы зайти! Помочь…
Шторы повесил, она ему дала 500 руб. мусор понёс – дала 100 руб. вот он и приходит, когда денег надо и бабушка с радостью даёт, с благодарностью за помощь.
Говорю – в соцобеспечение обратись. Дадут человека и будет всё это делать за зарплату.
Нет. Там надо платить 700 руб!
Так внуку ты больше отдаёшь!
Ну, это же внук…
Или вот ухаживала за старенькой бабушкой… 95 лет. Сухонькая, маленькая. Но весёлая, неунывающая бабулька. В Покровке сама! Построила два дома. «На мужа надёжы не было». Дети все умерли и уже внуков начала хоронить. Жила в большой квартире с внучкой и правнучкой, да ещё бывший муж внучки. Внучка его боялась и потому молчала. А он освободился из мест не столь отдалённых и нагло заселился в квартиру.
Короче, народу много, а бабуле помощи никакой. И вот, я с ней в баню (а она, летом в валенках) намою, напарю, домой приведу, в постель уложу. Хорошо ещё – она такси заказывала, привозили. В профилактории была с ней и все процедуры вместе проходили. Смешная она! Ещё и в бассейне там плавала после сауны. А частушки какие пела, да и я не отставала. Возили её на радиостудию - песни старинные петь и записывали. ребятки молодые, всё с шутками да прибаутками и она такая же смешливая. Потом совсем слегла и я ходила к ней домой. Купала в ванне. Когда продукты принесу, когда массаж сделаю. А она стонет - стонет, а потом сама над собой подсмеивается. И всё это при полной квартире народа, родных людей.
За мужчиной ухаживала… бывший начальник. Высокий, кряжистый мужик. Наверно 1923 года. Просто зашли с девчонками поздравить с днём Победы. Так и познакомилась.
Тоже, своих детей не было. Сыновья жены. Да уже и умерли. Невесткам этот уход не нужен за старым человеком. А он весь больной. В войну попал в плен. Три раза бежал. Собаками рвали и кости ломали. Потом всё же удалось как-то убежать. Да здесь проверяли на сто рядов – не шпион ли. Нервы не в порядке. Я когда пришла к нему, он совсем лежал. Стала лечить. Врача вызывала. Массажи делала, лекарствами пичкала. Готовила и кормила.
А у самой ещё сын небольшой был. Уйду из дома и до вечера. Звала к себе деда, но он из своей квартиры никак. Я бы и комнату ему освободила - мы жили в трёхкомнатной квартире с сыном. Потом написал завещание на меня, на квартиру. Я ругалась. Но он уже поднялся и сам сходил к нотариусу и сделал документы. Уговаривал меня зарегистрироваться с ним. Это чтоб меня никто не трогал после его смерти. Не смог оспорить завещание. Конечно, это дорогого стоит. Но у меня была квартира, зачем ещё одна? А потом приехала сноха, когда меня не было у него дома. Она, видно почуяла, что он не один. Болел и быстро встать к телефону не мог, подходила я. Но на другом конце провода молчали. Вот она приехала и привезла с собой нотариуса. Переписали завещание на внучку и увезли его с собой. Он глуховат был и я слышала как сноха говорила с ним. Он-то тихонько, а она кричала ему.
Потом я долго искала его. Говорил, что будет звонить… но, может и звонил, только я не успевала подскочить. Скорее всего они не давали ему такой воли. После, через знакомых, я узнала, что он умер через три месяца после отъезда.
Вот я почему всё это вспоминаю… обидно за стариков. Такую жизнь прожить, войну пережить, сейчас бы радоваться только… а, не получается.
Он ведь, Борис Александрович, стихи начал писать! Уже в 75 лет… И сначала получались, как у первоклашки. А потом лучше и лучше. И мои когда читал – плакал и радовался. Хороший человек был. Пухом ему земля. Тоже горя хлебнул.
А баба Дуся… Тоже с внучкой жила. Ну, тут хоть платили нам. Мы трое за ней ходили. По часам. Внучка работала и мы целый день, меняясь, по переменке были с ней.
И покормить, и в туалет сводить, и на балкон… почему-то у них с внучкой не получалось общение. Бабушка не хотела её в своей квартире. Бабуля умерла, а внучка года через полтора за ней следом. Я же говорила ей, чтоб уезжала. Не будет она жить в этой квартире. Ну, я так видела. Бабушка не хотела.
Не поверила внучка мне.
Как-то наша жизнь будет. Пока одна в квартире. Сын на работе днём и ночью. Дети - внуки появляются и исчезают. А я как сторож в доме. Да ещё кошки со мной.
Вот такие мысли навеял канал «Спас». И это слово – милосердие.
--------------------------------


Рецензии
Нина, Вы молодец! Молодые не понимают, что тоже станут когда-то такими. 7 лет назад моя семья стала ухаживать за пожилым инвалидом. Оформили договор ренты. Внуки тоже помогали. В прошлом сентябре он сломал шейку бедра и в январе этого года умер в больнице. Мы его очень жалеем, он стал членом нашей семьи. Могилку навещаем.

Елена Ляхова   11.11.2018 17:46     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.