О социальных изгоях и плохой жизни

                О бедности и законах социального бытия.

Эпиграф:

«Трудно быть нравственным, когда человек живет в материальной бедности и духовной нищете»

«…По расчетам аналитического центра, не могут себя обеспечить более 12 млн человек
Шестая часть всех работников в России не может обеспечить себя и свои семьи, говорится в бюллетене аналитического центра при правительстве «Работающие бедные в России и за рубежом». Их доходы в 2016 г. были ниже прожиточного минимума трудоспособного населения…»
По данным Росстата, зарплату ниже прожиточного минимума получает около 2 млн россиян (7,3% работающих на апрель 2017 г.). Если же учесть не только зарплату, но и остальные доходы, а также то, что эти доходы тратятся и на членов семьи, количество работающих бедных возрастает в разы – около 12,1 млн человек в 2016 г., или 16,8% трудоспособного населения, рассказывает эксперт управления социальной политики аналитического центра Владимир Трубин…»


…Слушая заверения политиков, что бедность в России будет уничтожена к 2030-му году, я задумался о причинах бед человеческих и насколько они связаны с бедностью.
 Выясняется, что «плохая жизнь» - это не только проблема бедности и даже не проблема системы, в которой, по мнению «левых» авторов все беды человечества вызваны и являются следствием той или иной несправедливой социальной системы.
В реальности, оказывается, что «плохая жизнь» существует и в богатых, «развитых» странах и зависит от многих причин: социальных, экономических и религиозных.
Многое, конечно, зависит и от системы в которой живет или вынужден жить человек. Но, часто, проблемы «плохой жизни» гнездятся внутри человека, в его душе и в его характере, в психологическом состоянии среды, в которой воспитывается и существует данный человек!
…Недавно, меня привлекла тема бедности, в книге английского автора, которая называется довольно странно и в приблизительном переводе звучит так: «Сафари по бедности».
В этой книге, описана жизнь в бедных кварталах города Глазго, в Англии.
…Автор родился и жил в одном из предместий города и темой его книги стали автобиографические описания бед, преступлений и страданий, обусловленных рождением и жизнью в районе для «плохих семей».
Глядя на происходящее там, можно употребить термин «плохие люди» шире, описывая жизнь в таких районах. Но нужно использовать его и работах социологов, в качестве определителя особого физического и психического состояния человека и общества.
В этой книге, на примере своей семьи, автор характеризует эту жизнь в «плохом районе», парадоксальным образом существующих и в процветающей Англии.
 Но с такими «плохими» районами, я сталкивался работая в «афтэскул клаб», то есть в послешкольных детских клубах, и в Лондоне. Тут тоже царит атмосфера безнадеги, пьянства и наркомании, правда не так заметная извне.
Дети из этих районов, редко попадают в университеты, из-за отсутствия образовательной базы, которую они не могут, а потом и не хотят получить в школе. Они, в большинстве, привычно начинают пить, курить и употреблять наркотики в подростковом возрасте и многих это приводит к личностной деградации.
Семейные отношения в таких районах, приучают их к взгляду на жизнь, как на поприще борьбы за существование. Многие родители пьют, сидят без работы и получая пособия, постепенно привыкают к этому.
В этих районах, как правило живут недавние иммигранты из Африки, Азии и Латинской Америки. Используя английский язык как второй, они не могут конкурировать с английскими детьми из «хороших семей» и поэтому, часто становятся изгоями, даже в таком благополучном обществе, как английское.
Бывают такие дети и в районах, где живут англичане, но из них, происходит из рабочих семей и потому, уровень материальной, а главное культурный, не позволяет им вырваться из привычной среды.
Кажется, что какое-то родовое проклятье повисает над этими городскими кварталами!
Описание такой социальной среды, на примере своей семьи, мы видим и в выше указанной книге «белого англичанина» (есть такой термин в анкетах) Ирвина Вэлша: «Сафари по бедности».
Вот короткое резюме, составленное самим автором:
 
- Четверо из пяти детей употребляют алкоголь или другие подобные субстанции (наркотики) с подросткового возраста.
- Трое имеют приводы в полицию.
- Все пятеро имеют проблемы с финансами и долги по кредитам.
- Трое, имея проблемы в школе, были исключены за неуспеваемость и драки.
- Двое, делали попытки самоубийства.
- Один сидел в тюрьме за наркотики.
- Трое из нас никогда не голосовали.
- Все пятеро, выросли без должного ухода и воспитания.
- Все пятеро начали курить с детских лет.
- Все получают пособие.
- Все пятеро имеют проблемы со здоровьем, связанных с плохим питанием, с ожирением или недостатком веса. Все не имеют понятия о правильной и здоровой пище.
- Все они имеют плохую концентрацию внимания, что мешало их учебе.
- Все пятеро имеют проблемы в эмоциональной и ментальной сферах, что связано напрямую со стрессами в семье и на улице.
- Никто из них не учился в университете.
- Никто из них не владеют домом или квартирой.
- Не имеют сбережений.
 - Никто не состоит в социальных сообществах или группах активистов.
- Никто не состоит в каких-либо партиях.
- Никто не бывает в библиотеках и не имеет культурных интересов.
 - Никто не ездит за границу отдыхать.
- Никто не слушает радио – 2 (программа транслирующая классическую музыку); не тренируется и не занимается йогой…
 
…И такая картина присуща многим, даже преуспевающим странам. Есть она и в России.
 Я помню из своего детства в Советском Союзе, что несмотря на бесплатные образование и здравоохранение, условия жизни в «околотке» в котором я вырос, были вполне похожи на то, что описывает автор живущий в Глазго.
 Другой вопрос, что активная пионерская и комсомольская жизнь, спасала многих от попадания в «плохую жизнь». Но оправдать это социальное неустройство можно тем, что это было более пятидесяти лет тому назад в Союзе, незадолго после страшной, разрушительной войны!
 Потом, наступили времена «оттепели», которые были пожалуй пиком развития социальной системы под названием социализм. Но вскоре, начались уже времена «застоя», когда люди в Союзе потеряли высокие цели в жизни и началось нравственное разложение «трудящихся».
Помню, как деградировало советское общество в те времена.
Бытовые преступления, стали частью жизни в «плохих районах.
Вспоминаю череду преступлений и даже зверских убийств в нашем околотке, когда дочь душила пьяного отчима подушкой, сестра в пьяной ссоре зарезала брата и за изнасилование, несколько подростков попали в тюрьму…
И это только часть случаев из «плохой жизни» в моём близком окружении!
 К сожалению, и сегодня, такие районы полные «плохой жизнью и плохих семей» есть во всех, повторяю во всех городах, городках и деревнях-селах России.
Странным образом, этот социологический факт, совсем или почти не освещает отечественная социология и потому, проблема не решается и не может решиться позитивно.
Неустроенность такой жизни, усугубляется социальной наследственностью, когда дети из «плохих семей», не могут и не хотят перейти в другой слой общества, по образованию и культуре стоящий выше, чем общество из районов с «плохой жизнью».
И положение, со временем только ухудшается!
В нынешней России, когда доступ к высшему или просто к хорошему образованию имеют в основном только богатые, состоятельные семьи, общество, по имущественному и культурному признаку раскалывается все больше.
И пропасть между богатыми и бедными, образованными и не получившими образования, культурными «элитами» и социальными «изгоями», становится уже непреодолимой. Общество, при олигархическом, первоначальном капитализме, затормозило все социальные лифты, при формальной доступности и университетов, и продвижению по службе.
 Сегодня, в России, право на будущее имеют в основном дети из «хороших семей», которыми стали семьи богачей, чиновников и их идеологической обслуги!
А в отсутствии хорошего образования и воспитания, культурный уровень основной массы населения с каждым годом заметно падает и страна, теряет от этого не только в уровне жизни, но и перспективы освоения мировой культуры.
Уже заметно отставание России в науке и технике, культурный уровень населения снижается с каждым годом, а уровень пьянства, наркомании и преступности, достигает невиданных масштабов.
Конечно, сегодня, жить в России несравнимо лучше, чем в страшные девяностые, но последствия недолгого пребывания во власти «либералов» ощущается и по сию пору!
Корнем проблем, связанных с «плохими» районами, является плохая наследственность, обусловленная не только условиями жизни, но и состоянием душ тех людей, которые родились и выросли в этих местах!
…Вспоминаются слова негритянского преуспевающего музыканта, который, в одном из интервью говорил, что проблемы чернокожего населения Америки, коренятся внутри черной общины и потому, трудно рассчитывать на быстрое изменение условий жизни этих людей!
«Всякий черный гражданин Америки, - утверждал он, - носит в себе это наследственное проклятие, которое присутствует в черной общине, как клеймо из рабского прошлого!
Нечто подобное происходит и в России, и в республиках бывшего Союза, где разделение общества на «плохих» и хороших» продолжается и только ускоряется и усиливается!
Но подробнее, я попробую раскрыть эту тему в другой статье.

Сегодня, на повестку дня мирового сообщества, всплывает ещё одна, уже мировоззренческая проблема общества - это постепенный уход человечества от стратегии создания материальных богатств и увеличения справедливости при их распределении. И каких-то перспектив в этом не видно: богатые становятся все богаче, а бедные, по-прежнему остаются бедными.
Напротив, желание не работая, получать комфортные условия жизни, деньги и престиж, становятся жизненной стратегией для большинства: и для богатых, но и для бедных!
И такая жизненная стратегия становится, может привести в социальный тупик. 
Проще, эту проблему можно выразить знакомым лозунгом: «Хлеба и зрелищ!»
Иначе говоря, сегодня в качестве жизненного идеала, пропагандируют стиль жизни, при котором можно за малую работу или даже в отсутствии её, получать социальные выплаты, которые позволяют людям, в материальном отношении, жить сравнительно «прилично».
Но такое «иждивенчество», чревато личностной деградацией, что наглядно демонстрирует сегодняшний социальный, системный кризис в Америке, самой богатой стране мира!
Невольно вспоминается Лев Толстой, который говорил, что без физического напряжения на общественных работах, без труда, который приносит зримые плоды, человек и общество в котором это возводится в норму, медленно деградирует.
 И тут же вспоминается Фрейд, который провидчески говорил, что развитием человеческой культуры, люди обязаны непрекращающемуся давлению на человека природы и социальных репрессий, в человеческом их понимании. А в их отсутствии, пропадают стимулы к изменению жизни и культуры в том числе в лучшую сторону!
Нечто подобное уже не раз было в истории человечества и приходится согласиться, что цикличность этой истории – неоспоримый факт.
…Размышляя о истории разрушения Римской империи, я прихожу к выводу, что она рухнула ещё и от того, что граждане Рима перестали трудится «в поте лица своего» и долгое время жили под тем же лозунгом тунеядцев: «Хлеба и зрелищ», который выходит на повестку дня в странах Запада!
 И я думаю, что современная цивилизация, постепенно движется в ту же сторону, приближаясь постепенно к тем временам, когда «тунеядцы», с этим вечным лозунгом, станут большинством во всем мире!
 А всемирный закон «необходимости и нужды», толкающий, заставляющий людей двигаться и напрягаться, избавляясь от этой самой «нужды» понятой очень широко как общий стимул к развитию, будет забыт!
И это прямая дорога в ад нравственного и культурного разложения, за которым последует экономические кризисы и разрушение материальной стороны жизни. Такое уже много раз случалось в истории человечества!
 Кажется, что мы уже на пороге этого процесса, и может быть, «развитые» страны, ближе всех подошли к этому тупику человеческой истории!

Мне хотелось бы добавить к вышесказанному, что в России, до сих пор нет книг и даже научного анализа проблем бедности и «плохой жизни», от которых страдает российское общество. А это включает описания и анализ причин и следствий бедности, причин и следствий наркомании, описание страданий человека из такой среды.
 И ученым-социологам, философам и публицистам, следует заняться, прежде всего изучением и анализом причин существования «плохих» районов и бед, живущих там «плохих семей». 
Нет даже социологического анализа происходящих радикальных перемен в обществе, в том числе в культуре и экономике.
А раз этого нет, то отсутствуют и рекомендации по исправлению такого состояния российского общества!
Друга большая проблема, нависающая над будущим человечества, это процесс постепенного вытеснения привычной работы людей новыми технологиями и в конечном итоге, замена их на роботов.
И этот процесс уже начавшийся в некоторых странах, тоже в основном недоступен для понимания, не только в российском обществе, но и специалистам-социологам!
А разрабатывать и решать эти проблемы очередной социальной и технической революции, необходимо было ещё «вчера». Хотя надеюсь, что не поздно заниматься этим и сегодня!



Остальные произведения автора можно посмотреть на сайте: www.russian-albion.com
или на страницах журнала “Что есть Истина?»: www.Istina.russian-albion.com
Писать на почту: russianalbion@narod.ru или info@russian-albion



                Январь 2018 года. Лондон. Владимир Кабаков.

 
 


Рецензии